ТЕСТ по курсу «ИСТОРИОГРАФИЯ»

 

1. Соотнесите научные дисциплины и их характеристики.

НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Историография.

2. Источниковедение.

3. История.

4. Методология истории.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) Комплекс наук об изменении и развитии общества в целом и его различных подсистем (цивилизаций, стран, народов, этносов, социальных институтов, духовной жизни и т. д.). 

Б) Научная дисциплина, изучающая историю исторической науки.

В) Научная дисциплина, разрабатывающая теорию, методику, технику и историю изучения исторических источников - письменных, вещественных, изобразительных, устных, этнографических, лингвистических, кино-, фото- и фонодокументов, а также источников на электронных носителях.

Г) Научная дисциплина, разрабатывающая методологический аппарат исторической науки, изучает природу, принципы и методы исторического познания.

 

1Б, 2В, 3А, 4Г

 

 

2. Распределите отдельные виды «историографий» по следующим группам

 

1.Исследования, посвященные определенной теме или исторической эпохе  
2.Совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в методологическом отношении  
3.Совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом отношении  
3.Совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в языковом или национальном отношении  

 

А) Американская историография.

Б) Историография Октябрьской социалистической революции.

В) Историография Первой мировой войны.

Г) Историография Второй мировой войны.

Д) Историография «Холодной войны».

Е) Марксистско-ленинская историография.

Ж) Отечественная (дореволюционная, советская и российская) историография.

З) Неопозитивистская историография.

И) Позитивистская историография.

К) Постмодернистская историография.

 

1БВГД, 2ЗИК, 3Е, 4АЖ

 

3. Соотнесите понятия и их определения.

ПОНЯТИЕ

1. Историограф.

2. Течение.

3. Направление.

4. Школа.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) Лицо, которому правительством поручается историография (написание отечественной) истории (государства).

Б) Группа ученых, которых сближают не только методологические принципы, но и их интерпретация и проблематика работ.

В) Группа ученых, разделяющие общие методические приемы, а иногда группирующиеся вокруг одного университета или крупного ученого.

Г) Широкие аморфные группы историков, объединенные общими методологическими принципами.

 

1А, 2Г, 3Б, 4В

 

4. Какие 4 вида источников не относятся к числу основных источников историографического исследования?

А) Труды историков-исследователей, двигавших вперед историческую мысль (монографии, статьи и т.д.).

Б) Материалы творческой лаборатории ученого: конспекты и выписки из источников и литературы, черновики и пробные наброски, варианты плана и текста, карточки, свидетельствующие о библиографических поисках.

В) Рецензии и отклики на научные труды.

Г) Материалы научной дискуссии.

Д) Мемуарная и эпистолярная литература (воспоминания и письма видных деятелей исторической науки и историков).

Е) Руководящие материалы: документы правительственных и научных учреждений о развитии исторических знаний, в частности о кадрах историков; стенограммы съездов и аналогичных форумов историков; передовые и проблемные статьи в исторической периодике.

Ж) Официальные дипломатические документы.

З) Материалы статистики.

И) Периодическая печать.

К) Кино- фото- и фонодокументы.

 

5. Древнегреческий ученый, с именем которого связывается возникновение исторической науки, в связи с чем его называют «Отцом истории», автор произведения под названием «История».

А) Аппиан Александрийский.

Б) Гекатей Милетский.

В) Геродот Галикарнасский.

Г) Диодор Сицилийский.

 

6. Укажите характерную черту и особенность, которая не была присуща историческим представлениям Древнего мира.

А) Идеологизация.

Б) Исторический пессимизм.

В) Мифологизация.

Г) Героизация прошлого.

 

7. Древнегреческий историк, автор «Всеобщей истории», в которой впервые представлен системный подход, в контексте истории стран и народов, проживающих в Средиземноморье.

А) Плутарх.

Б) Полибий.

В) Страбон.

Г) Фукидид.

 

8. Римский историк, автор «Церковной истории», родоначальник христианской историографии, в центре внимания которой находилась история христианской церкви.

А) Дион Кассий.

Б) Евсевий Кесарийский.

В) Иосиф Флавий.

Г) Тит Ливий.

 

9. Ведущая историческая концепция исторической мысли эпохи Средневековья, основы которой были разработаны Августином Блаженным.

А) Иррационализм.

Б) Рационализм.

В) Релятивизм.

Г) Провинденциализм.

10. Автор выдающегося произведения русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», монах Киево-Печерского монастыря.

А) Кирилл.

Б) Мефодий.

В) Нестор.

Г) Прокопий Кесарийский.

11. Взгляд на историю как имманентный процесс – осуществление «естественного закона», разума, метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Получил развитие начиная с эпохи Возрождения и, особенно, в эпоху Просвещения.

А) Иррационаоизм.

Б) Рационализм.

В) Релятивизм.

Г) Провиденциализм.

 

12 Итальянский политический деятель и мыслитель, автор произведения под названием «Государь» (1513 г.), в котором представлены новые, основанные на рационализме, подходы к пониманию истории.

А) Л. да Винчи.

Б) Дж. Вико.

В) Ф. Гвиччардини.

Г) Н. Макиавелли.

 

13. Историзм – это …

А) Научный метод, принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.

Б) Изучение исторических явлений, процессов и событий путем обращения к историческим источникам.

Г) Фиксация исторических явлений, процессов и событий в исторических источниках.

Д) Использование результатов исторических исследований в практике общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни.

 

14. Германский ученый, с именем которого связывается широкое использование критического подхода при работе с историческими источниками, а также обращение к архивным материалам в качестве исторического источника.

А) Эдуард Гиббон.

Б) Иоганн Онкен.

В) Леопольд фон Ранке.

Г) Фридрих Шлоссер.

 

15. Укажите четыре ключевых понятия, которые используются в марксистской теории при рассмотрении Всемирно-исторического процесса (концепция исторического материализма).

А) Политический базис.

Б) Экономическая надстройка.

В) Способ производства (производительные силы и производственные отношения).

Г) Классовая борьба.

Д) Общественно-экономическая формация.

Е) Революция.

Ж) Реформа.

И) Цивилизация.

 

16. Соотнесите имена крупнейших российских дореволюционных историков и названия работ, авторами которых они являются.

ИМЯ ИСТОРИКА

1. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.).

2. Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879 гг.).

3. Николай Иванович Костомаров (1817-1885 гг.).

4. Василий Осипович Ключевский (1841-1911 гг.).

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

А) «История Государства Российского».

Б) «История России с древнейших времен».

В) «Курс русской истории».

Г) «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей».

 

1А, 2Б, 3Г, 4В

 

17. Развитие зарубежной историографии к концу XIX – началу XX вв. в ведущих европейских странах и в США проходило под сильным воздействием.

А) Позитивизма.

Б) Постпозитивизма.

В) Модернизма.

Г) Постмодернизма.

 

18. Французский философ, родоначальник позитивизма.

А) Макс Вебер.

Б) Иммануил Кант.

В) Огюст Конт.

Г) Герберт Спенсер.

 

19. Важнейшая характерная черта и особенность позитивистской историографии.

А) Теория общественно-экономических формаций.

Б) Теория цивилизаций.

В) Тезис об эволюционном и прогрессивном развитии общества.

Г) Описание отдельных событий и деятельности «великих людей».

 

20. Ученый XIX в., взгляды которого («Происхождение видов путем естественного отбора», 1859 г.) оказали значительное влияние на формирование позитивистской историографии.

А) Чарльз Дарвин.

Б) Рудольф Дизель.

В) Макс Планк.

Г) Майкл Фарадей.

 

21. Сущность кризиса исторической науки в конце XIX – начале ХХ вв. – это …

А) Крах всех существующих концепций, результатом чего явилось прекращение развития исторического науки.

Б) Процесс коренной ломки ее методологических установок о цели, форме или способе познания прошлого, связанный со сменой ведущих позиций методологических течений в исторической мысли и обострением борьбы идей в сфере теории и методологии истории.

В) Самоизоляция исторической науки, отказ от каких-либо связей с другими сферами научного знания.

Г) Слияние исторической науки с другими науками, относящихся к гуманитарной области, а также возникновение обществоведения.

 

22. Теория относительности Альберта Эйнштейна способствовала распространению в гуманитарных (в том числе в исторической) науках следующего принципа.

А) Иррационализм.

Б) Релятивизм.

В) Субъективизм.

Г) Объективизм.

 

23. Теория бессознательного Зигмунда Фрейда способствовала распространению в гуманитарных (в том числе в исторической) науках следующего принципа.

А) Иррационализм.

Б) Релятивизм.

В) Субъективизм.

Г) Объективизм.

 

24. Соотнесите принципы и их характеристики.

ПРИНЦИП

1. Иррационализм.

2. Релятивизм.

3. Субъективизм.

4. Объективизм.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) Методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания, т.е., другими словами, относительность, условность и субъективность человеческого познания.

Б) Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая объективные законы природы и общества.

В) Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит ориентация познания на социально-политическую «нейтральность», на воздержание от социально-критических оценок, суждений о ценностях и целях, от мировоззренческих и нравственных проблем.

Г) Философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Предполагается существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т.п.

 

1Г, 2А, 3Б, 4В

 

25. Соотнесите имена наиболее влиятельных фигур в зарубежной исторической науке в первой трети ХХ в. и названия работ, авторами которых они являются.

ИМЯ

1. Арнольд Джозеф Тойнби.

2. Йохан Хёйзинга.

3. Освальд Шпенглер.

РАБОТА

А) «Закат Европы».

Б) «Осень Средневековья».

В) «Постижение истории».

 

1В, 2Б, 3А

 

26. Два крупных ученых, которые внесли решающий вклад в разработку теории локальных цивилизаций.

А) Освальд Шпенглер и Арнольд Джозеф Тойнби.

Б) Бенедетто Кроче и Робин Джордж Коллингвуд.

В) Марк Блок и Люсьен Февр.

Г) Фернан Бродель и Жорж Дюби.

 

27. Ученый, сформулировавший закон вызова и ответа, который, по его мнению, определяет развитие цивилизации.

А) Марк Блок, Люсьен Февр.

Б) Арнольд Джозеф Тойнби.

В) Йоханн Хёйзинга.

Г) Освальд Шпенглер.

 

28. Ученый, который своей знаменитой книгой, посвященной исследованию форм жизненного уклада и мышления во Франции и Нидерландах в XIV-XV вв., положил начало формированию нового направления исторического знания – истории ментальностей.

А) Марк Блок, Люсьен Февр.

Б) Арнольд Джозеф Тойнби.

В) Йоханн Хёйзинга.

Г) Освальд Шпенглер.

 

29. Соотнесите характеристики и соответствующие им основополагающие принципы неопозитивизма, которые были разработаны Венским кружком и легли в основу неопозитивистской историографии.

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Все социально-исторические явления должны быть описаны и выражены количественно.

2. Все социальные явления подчиняются общим и для природы, и для истории законам, носящим универсальный характер.

3. Истинность всех научных понятий, гипотез и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур и практической проверяемости.

4. Методы социально-исторического исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, что и методы естественных наук.

5. Социология и история должны быть свободны от оценочных суждений и связи с любой идеологией.

6. Субъективные аспекты человеческого поведения можно исследовать анализом не сознания, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо, а открытых поступков и поведения.

ПРИНЦИП

А) Бихевиоризм.

Б) Верификация.

В) Квантификация.
Г) Методологический объективизм.

Д) Натурализм.

Е) Сциентизм.

 

1В, 2Д, 3Б, 4Е, 5Г, 6А

 

30. Французские историки – основатели Школы «Анналов».

А) Марк Блок и Люсьен Февр.

Б) Фернан Бродель и Жорж Дюби.

В) Жак Ле Гофф и Марк Ферро.

Г) Жак Ревель и Роже Шартье.

 

31. Укажите четыре ключевых принципа, которые легли в основу Школы «Анналы».

А) Замена классической «истории – повествования» «историей – проблемой».

Б) Попытки создать «тотальную» историю, т.е. историю, описывающую все существующие в обществе связи — экономические, социальные, культурные.
В) Иррационализм.
Г) Рационализм.
Д) Постановка в центр исследований не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом, попытка вскрыть глубинные структуры, существующие в течение больших временных отрезков.
Е) Субъективизм.
Ж) Объективизм.
З) Междисциплинарность.

 

32. Соотнесите теории общественного развития, которые появились в 1960-е – 1970-е гг. и их авторов.

1. Теория стадий экономического роста.

2. Теория постиндустриального общества.

3. Теория конвергенции.

А) Дэниел Белл.

Б) Дж. Гэлбрейт, Дж. Стрейчи, Р. Арон.

В) Уолт Ростоу.

 

1В, 2А, 3Б

 

33. Соотнесите теории общественного развития, которые появились в 1960-е – 1970-е гг. и их характеристики.

1. Теория стадий экономического роста.

2. Теория постиндустриального общества.

3. Теория конвергенции.

А) Концепции, в основе которой лежит разделение всего общественного развития на три этапа: аграрное или традиционное (доиндустриальное), индустриальное и постиндустриальное.

Б) Концепция, согласно которой история делится на пять стадий: «традиционное общество» - все общества до капитализма, характеризующееся низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства; «переходное общество», совпадающее с переходом к домонополистическому капитализму; «период взлёта», характеризующийся промышленными революциями и началом индустриализации; «период зрелости», характеризующийся завершением индустриализации и возникновением высокоразвитых в промышленном отношении стран; «эра высокого уровня массового потребления».
В) Теория второй половины XX века, согласно которой СССР постепенно становится более капиталистическим, а Запад постепенно становится более социалистическим, в результате чего должна возникнуть усреднённая социально-экономическая система, сочетающая принципы социализма и капитализма (например, плановую экономику и политическую демократию соответственно).

 

1Б, 2А, 3В

 

34. Направление в философии (Клод Леви-Стросс), которое оказало решающее влияние на развитие гуманитарных наук в середине ХХ в. Привело к началу так называемого лингвистического поворота в исторической науке. В основе лингвистического поворота лежит структуралистское представление о том, что язык – это не столько посредник между историком и прошлым, сколько система знаков, порождающая историческую реальность.

А) Позитивизм.

Б) Постпозитивизм.

В) Структурализм.

Г) Постмодернизм.

 

35. Укажите принцип, который не относится к «Новой исторической науке».

А) Отрицание позитивистского историографического опыта с присущими ему представлениями об истории, пересказывающей содержание источников, реконструкция скрытых в источниках представлений, стереотипов поведения и социально-психологических установок, т.е. новый подход к источнику, критика общепринятых трактовок отношения между историком, историческим памятником и фактом истории.

Б) Создание тотальной истории, которая объединила бы все аспекты активности человеческих обществ, ставящей в центр исторической реконструкции «рядового» человека и манифестирующей мультикультурность мира.

В) Междисциплинарная практика исторического исследования, использующая методы, понятийный аппарат применяемые в социальных и гуманитарных науках, при определяющей роли истории, а также интеграция на уровне объектов научных интересов, конструирование междисциплинарных объектов.

Г) Обновленная методологическая база, расширенный комплекс исследовательского инструментария (компаративистские подходы, «математизация» истории с использованием компьютеров для обработки серийных источников и др.).

Д) Появление новых субдисциплин, в центре которых – «человек в обществе».

Е) Обращение в ходе исторических исследований исключительно к событиям, явлениям, процессам, связанным с политической, военной и дипломатической историей.

 

36. Крупнейший французский историк второй половины ХХ в., признанный лидер Школы «Анналов», основатель «Дома наук о человеке» (1962 г.) – центра междисциплинарных исследований в области гуманитарных наук.

А) Фернан Бродель.

Б) Жорж Дюби.
В) Жак Ле Гофф.
Г) Марк Ферро.

 

37. Соотнесите имена наиболее влиятельных фигур в зарубежной исторической науке в второй половины ХХ в. и названия работ, авторами которых они являются.

ИМЯ

1. Фернан Бродель.

2. Жорж Дюби.

3. Жак Ле Гофф.

4. Марк Ферро.

5. Мишель Фуко.

РАБОТЫ

А) «История безумия в классическую эпоху», «Рождение клиники», «Слова и вещи», «Археология знания», «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы», «История сексуальности».

Б) «Как рассказывают историю детям в разных странах мира»

В) «Средиземное море и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II», «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.», «Что такое Франция?».

Г) «Трехчастная модель или представления средневекового общества о самом себе», «Европа в Средние века», «Средние века».

Д) «Цивилизация средневекового Запада», «Герои и чудеса Средних веков», «Рождение Европы», «Интеллектуалы в Средние века», «Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии», «История тела».

 

1В, 2Г, 3Д, 4Б, 5А

 

38. Отрасль «Новой исторической науки», в поле зрения которой находятся социальные структуры и социальные процессы в обществе, статус отдельных социальных групп, социальные движения прошлого. В нее входят отдельные ветви (субдисциплины): «новая рабочая история», «новая крестьянская история», история этнических меньшинств, история женщин, история детей, история семьи, локальная история, городская история (историческая урбанистика) и т.д. Нередко ее определяют как «социологию, обращенную в прошлое».

А) «Новая политическая история».
Б) «Новая экономическая история».
В) «Новая социальная история».
Г) «Новая культурная история».

 

39. Новое направление, которое возникло в рамках «Новой исторической науки» и представители которого широко используют количественные методы. Получило также название «количественная история».

А) Историческая демография.

Б) Историческая математика.
В) Историческая статистика.
Г) Клиометрия.

 

40. Направление, существующее в рамках «Новой исторической науки». По определению отечественного историка С.О. Шмидта, «практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами». Свидетельства участников или очевидцев событий фиксируются на специальных носителях (аудио-, видео- и др.).

А) «Звуковая история».
Б) «Изобразительная история».
В) «Устная история».
Г) «Цифровая история».

 

41. Направление в исторической науке, занимающееся рассмотрением малых территорий и популяций (город, поселок, деревня, отдельная семья) прошлого с целью изучения повседневной жизни и ментальности «маленького человека», традиционно теряющегося в истории.

А) Микроистория.
Б) Макроистория.
В) Междисциплинарная история.
Г) Транснациональная история.

 

42. Направление в исторической науке, занимающееся изучением событий, явлений, процессов, имеющих значительные масштабы, а также оказывающих широкое, вплоть до глобального, воздействие на отдельные сферы жизни общества.

А) Микроистория.
Б) Макроистория.
В) Междисциплинарная история.
Г) Транснациональная история.

 

43. Одно из направлений познания социокультурной истории человечества, находящееся на стыке эмпирических исследований истории культуры, ведущихся в русле описательных методологий и методов исторической науки, и системно-моделирующих, типологических и кросскультурных исследований исторической культурологии, базирующихся на методологиях культурологической науки. В качестве центрального предмета научного анализа выдвигает человека как изменяющегося во времени члена общества.

А) Историческая антропология.

Б) Историческая культурология.

В) Историческая психология.

Г) Историческая философия.

 

44. Направление в философии (Жан-Франсуа Лиотар и Жан Бодрийяр), которое оказало решающее влияние на развитие гуманитарных наук в конце ХХ – начале XXI вв.

К числу его характерных черт и особенностей относят:  исчерпанность прежней онтологии, в рамках которой реальность могла подвергаться насильственному преобразованию, переводу из «неразумного» состояние в «разумное»; отказ от систематизации мира, в том числе и на теоретическом уровне;  отрицание возможности субъектно-объективного познания действительности, в результате чего единственной реальностью, которая существует, является язык. Широко используется понятие «симулякр».

А) Позитивизм.

Б) Постпозитивизм.

В) Структурализм.

Г) Постмодернизм.

 

45. Американский философ, политолог, автор концепции «конца истории». Автор книги «Конец истории и последний человек» (1992 г.)

А) Жан Бодрийяр.
Б) Жан-Франсуа Лиотар.
В) Фрэнсис Фукуяма.
Г) Сэмюэл Хантингтон.

 

46. Американский социолог и политолог, автор концепции «столкновения цивилизаций». Автор книги «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996 г.).

А) Жан Бодрийяр.
Б) Жан-Франсуа Лиотар.
В) Фрэнсис Фукуяма.
Г) Сэмюэл Хантингтон.

 

47. Соотнесите основные направления постмодернистской историографии на Западе и их характеристики.

НАПРАВЛЕНИЕ

1. История ментальностей.

2. История повседневности.

3. Гендерная история.

4. Интеллектуальная история.

5. Микроистория.

6. Транснациональная история.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) Дисциплина исторической науки, изучающая историю взаимодействия мужского и женского социокультурного опыта как одного из важных аспектов социальной организации, его влияния на формирование и изменения социальной действительности в пространстве и времени в рамках различных исторических ситуаций.

Б) Дисциплина исторической науки, изучающая историю через всестороннее воссоздание жизни «маленьких людей», одного из «незнаменитых» и в то же время в чем-то нетривиальных представителей того или иного социального слоя.

В) Дисциплина исторической науки, в центре внимания которой находится изучение закономерностей, общих для всех национальных культур, а также взаимосвязей и конфликтов, которые не могут быть объяснены как результаты действий отдельных государств или развития национальных интересов, рынков.

Г) Историческая дисциплина, изучающая исторические аспекты одной из сфер человеческой деятельности – творческую и интеллектуальную, через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей, включая ее условия, формы и результаты.

Д) Отрасль исторической науки, изучающая повседневную (частную, в отличие от публичной) жизнь людей, в контексте деятельности индивидов и семей, механизмы их выживания и приспособления к существующей реальности.

Е) Отрасль исторической науки, изучающая ментальности различных эпох.

 

1Е, 2Д, 3А, 4Г, 5Б, 6В

 

48. Прочитайте аннотации к книгам и определите, к какому направлению постмодернистской историографии на Западе они относятся.

1. Карло Гинзбург. «Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в.» (1976 г.). Известный итальянский историк, один из основателей «микроистории» реконструирует биографию и духовный мир «диссидента» XVI века — фриульского мельника, еретика-самоучки Меноккио (Доменико Сканделло), осмелившегося в эпоху жесткого идеологического диктата выступить со своим мнением по всем кардинальным вопросам бытия. Фактографическая тщательность сочетается в книге Карло Гинзбурга с умелой беллетризацией — сочетание этих качеств сообщило ей весьма высокую популярность.

2. Роберт Дарнтон. «Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры (1984 г.). Один из виднейших американских историков, профессор Принстонского университета, Роберт Дарнтон пишет о культуре крестьян, ремесленников, буржуа, чиновничества, культуре энциклопедистов и романтиков. Какое бы конкретное событие XVIII века он ни рассматривал, будь то истребление кошек парижскими печатниками или сбор материалов на писателей инспектором полиции, он вскрывает его подоплеку и знакомит читателей не только с бытовыми подробностями, но и с психологией своих героев. Ни в чем не отступая от фактов и исторической правды, он пишет настолько увлекательно, что научный труд превращается едва ли не в художественное произведение, полное чисто французского изящества.

 

Микроистория.

 

49. Тенденция, которая сформировалась в последние годы в исторической науке, в основе которой лежит устойчивый рост числа цифровых источников информации, который всё больше влияет на различные области знаний, следовательно, всё более существенную роль цифровые источники играют в истории.

А) Эпистемологический поворот.

Б) Лингвистический поворот.

В) Технологический поворот.

Г) «Цифровой поворот».

 

50. Укажите (выбрать только 1 вариант) то, что не относится к основным направлениям, связанным с развитием цифровых гуманитарных наук («цифровая история»).

А) Открытые исследовательские данные (Open data).

Б) Большие данные (Big data).

В) Базы данных

Г) Визуализация данных.

Д) Краудсорсинг.

Е) Аутсорсинг

 

51. Междисциплинарная область исследований на стыке исторической науки и информатики. В ее основе лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания, обработки и анализа цифровых версий исторических источников всех видов.

А) Историческая инфографика.

Б) Историческая информатика.

В) Историческая кибернетика.
Г) Историческая математика.

 

































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: