Глоссарий журналистской этики

Безмотивное поведение – превращение поступка в привычку, создание некоторых устойчивых ориентаций, незамедлительно выливающихся в нужную процедуру действия.

Бесполезная информация – сведения о чем-либо, передаваемые в системе массовой коммуникации, характеризуемые нейтральностью по отношению к целям самосохранения и развития общества.

Вербальный аспект – часть структуры журналистской этики, связанная с собственно творческой стадией публицистического процесса (литературным оформлением собранного и обработанного фактического материала).

Взгляды – осознаваемые, поддающиеся словесному выражению результаты освоения знаний, норм и ценностей, которые прошли реальный отбор в контексте предшествующего жизненного и профессионального опыта.

Воспроизводственная функция прессы – способность формировать массовое сознание и общественную, групповую и индивидуальную мораль по двум векторам – позитивному и негативному.

Вредная информация - сведения о чем-либо, передаваемые в системе массовой коммуникации, препятствующие достижению целей самосохранения и развития общества.

Главная этическая составляющая журналистской деятельности - принципиальная установка субъекта журналистики на отражение доминирующих в стране (регионе) массовых социально-политических настроений граждан.

Диффамация - опубликование в печати сведений (действительных или мнимых), позорящих кого-либо.

Долг – основное понятие в профессиональной морали, фиксирующее ответственность человека перед обществом.

Духовное производство – разновидность социального воспроизводства, занимающаяся массово-индивидуальным выпуском и тиражированием различных (научного, художественного, публицистического) видов информации.

Духовно-идеологический плюрализм общественной жизни – состояние бытия и сознания переходного социума, характерное множественностью течений мысли, направлений науки, линий политики, позиций и поведения классов, страт, групп, индивидов, народов, наций, конфессий и др., свойственное преимущественно радикально-переменным периодам развития общества.

Жизненная позиция (базовая социально-нравственная установка) – начальные посылки, из которых человек исходит и которыми руководствуется в мыслях и поступках.

Журналистика – социальный институт, или целостный комплекс печатных и электронных средств массовой информации, собирающих, обрабатывающих и распространяющих публицистическую информацию в рамках действующих в обществе законов.

Журналистский произвол – форма профессионального поведения работника прессы в непосредственном общении или текстуальном офрмлении, при которой оно не согласуется ни с нормами морали, ни с интересами общества.

Журналистский текст – публицистическое произведение различного жанра, предназначенное для социально-нравственной ориентации читателя, слушателя, зрителя в реальной действительности.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.

Идея журналистского произведения – доминирующая социально-нравственная установка публицистического текста, от которой напрямую зависит его ценность, имеющая характер подсказки отношения к тому, о чем идет речь.

Инфократия - власть сложившейся в обществе и государстве элиты, источником господства которой являются не какие-либо заслуги перед народом, а большие возможности использовать информацию и на этой основе манипулировать общественным мнением.

Информационная картина действительности – совокупность объективно-субъективных представлений о социальной реальности, представленная в большом массиве журналистских текстов различных жанров.

Информационная культура – свод умений и навыков человека оценивать, потреблять, усваивать и передавать воспринимаемую по межличностному, групповому и массовому коммуникативным каналам социально значимую информацию.

Информационное общество – социальная система, в которой качественный уровень бытия (в том числе - производство товаров и услуг) существенно зависит от сбора, обработки и передачи информации, а наступление эры информационных технологий обеспечивает возможность ее производства, обработки и передачи в огромных масштабах.

Информационный режим – регулируемая система потоков социально значимой информации, идущих по одному идеологическому вектору, который задается структурами правящей партии (власти) и поддерживается (корректируется) входным и выходным аксиологическим контролем; основными характеристиками информационного режима являются отсутствие реальной возможности для политико-публицистического плюрализма в прессе и преобладание в журналистской деятельности идущего «сверху» информационного задания (официального заказа) над идущим «снизу» информационным запросом (социальным заказом).

Информационный рынок – частично регулируемая система потоков социально значимой информации, идущих по различным идеологическим векторам, которые задаются на равноправных основах властными структурами, политическими партиями, движениями, объединениями (или индивидами-учредителями), а также журналистским аппаратом и поддерживается (корректируется) выходным аксиологическим контролем; основными характеристиками информационного рынка являются наличие реальной возможности для политико-публицистического плюрализма в прессе и преобладание в журналистской деятельности идущего «снизу» информационного запроса (социального заказа) над идущим «сверху» информационным заданием (официальным заказом).

Критерии морального поведения – разумно-целесообразные основания, выработанные обществом в совместной созидательной деятельности и содержательно обогащаемые на протяжении всей своей истории.

Личностное самоопределение профессионального долга – убеждение в необходимости лично участвовать в выполнении принятых социальной общностью обязательств.

Личностная самооценка – самопознание в процессе морального выбора не только путем рефлексии, но и путем учета мнения коллектива.

Массово-информационный процесс – совокупность информационных потоков, снабжающих население социально значимой информацией и воспроизводящих (корректирующих) моральный климат в стране или регионе.

Материальное производство – разновидность социального воспроизводства, занимающаяся выпуском и тиражированием вещественно-энергетических продуктов.

Механизмы саморегулирования прессы – добровольные, или являющиеся результатом свободного волеизъявления журналистов, средства воздействия на структуры масс-медиа.

Мораль – форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека, слагаемый из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных.

Моральный выбор – сознательный акт принятия индивидом нравственного решения в определенной ситуации.

Моральные отношения – совокупность нравственных связей между людьми, которая проявляется в процессе их совместной деятельности.

Моральная необходимость – зависимость поступков людей от принятых в сообществе нравственных требований к их поведению.

Моральный мотив – субъективно-нравственное отношение человека к поступку, который он намеревается совершить.

Моральная оценка поступка – определение соответствия или несоответствия поступка нормам и требованиям общественной нравственности.

Моральные представления – совокупность понятий о должном поведении, формирующая нравственный идеал.

Моральные принципы – правила, которыми личность на основе понимания должного (недолжного) руководствуется в разрешении конфликтных ситуаций, всецело им повинуясь.

Моральная регуляция – сетка ценностей, закрепленная во взаимоотношениях людей; исходная позиция индивида в моральном выборе; определенная иерархия нравственных требований, предъявляемых к личности.

Моральная рефлексия – способ нравственного выбора личности, обеспечивающий формирование определенного мотива путем проникновения в самые заветные уголки сознания индивида.

Моральная свобода – относительная свобода выбора формы или линии поведения под знаком ответственности перед другими людьми и перед самим собой за мотивы и последствия выбора.

Нормативы – смысловые единицы, в которых прошлый социальный опыт передается в виде логических конструкций (положения законов, нормы и общественные установки).

Нормативная этика – наука, исследующая стихийно складывающиеся представления морального сознания и трансформирующая их в определенные рекомендации.

Нравственность – сторона моральных отношений, в которой проявляется реальный уровень моральности общества, существующий в данных условиях, в данный момент.

Нравственные искания личности – освоение индивидом накопленного обществом морального опыта, зафиксированного в разных формах общественного сознания, и определение своих предпочтений в области критериев и моделей поведения.

Нравственный климат – производная от уровня профессионально-нравственной зрелости коллектива и степени этичности служебных взаимоотношений.

Нравственная свобода – комплекс объективных и субъективных предпосылок человеческого поведения, включающих в себя деятельность познания, воли, чувств в определенных, не зависящих от воли индивида, объективно заданных и положенных условиях.

Образы – смысловые единицы, в которых с помощью материала культуры передается прошлый социальный опыт, воплощенный в конкретно-чувственной форме.

Общечеловеческие ценности – духовные конструкты, созданные людьми путем многовековой эволюции, объединяющие их в единое целое и создающие фон поведения каждого человека в различных сферах социального воспроизводства.

Отношение к продукту деятельности – основное профессионально-нравственное отношение, в котором проявляется принципиальное совпадение интересов любой профессиональной группы и общества, определяющее характер их взаимодействия.

Оценочно-императивная функция – воспроизведение путем публицистической антитезы образов нравственного «позитива» и «негатива» в соответствии с потребностями социального прогресса.

Пары взаимоотношений – классификация второго порядка, характерная для журналистской этики, обусловленная наличием типичных, постоянно повторяющихся рабочих ситуаций, требующих от журналиста соблюдения конкретных моральных предписаний.

Поведенческий аспект – часть структуры журналистской этики, связанная с технологической стадией творческого процесса (сбором и обработкой фактического материала).

Позитивная функция журналистской этики – описание качественных границ нравственности методами непосредственного созерцания фактов, поступков и последующего их мини-исследования.

Полезная информация – сведения о чем-либо, передаваемые в системе массовой коммуникации, способствующие достижению целей самосохранения и развития общества.

Политическая позиция – отражение в самосознании человека достигнутого им уровня идентичности с определенной политической идеологией и соответствующими политическими силами.

Поступок – нравственное явление, где единичный (индивидуальный), особенный (коллективный), и общий (всеобщественный) моральный опыт диалектически взаимопроникают друг в друга, обнаруживая свою коренную, социальную суть.

Предмет журналистской профессии - человек в системе индивидуальных, групповых и общественных отношений, его сознание, благо и здоровье (духовное, физическое и морально-психологическое).

Принуждение – обоюдоострый инструмент социальной регуляции и нравственного воспитания, основанный на административных мерах.

Принципы общечеловеческой нравственности – критерии должного поведения специалиста, поддерживаемые широким общественным мнением.

Принципы профессии – чрезвычайно обобщенные ориентиры профессиональной деятельности, указывающие на общую стратегию профессионального поведения, но не регламентирующие порядок конкретных операций.

Принципы профессиональной морали – предписания более общего порядка, выходящие за рамки частной ситуации.

Продукт деятельности – результат целенаправленной деятельности человека по переработке информации, вещества и энергии, существующий не только в виде материальных предметов и текстов, но и в форме услуг.

Профессиональная норма – обобщенный критерий общественно необходимых, типичных вариантов поведения, генетически связанный с повторяющимися рабочими ситуациями, который действует как своеобразный фильтр и не пропускает поступки, не санкционированные обществом.

Профессионально-нравственное поведение личности – система ее реакций в виде поступков на отношения с людьми, с обществом, со своей профессиональной общностью в ходе решения профессиональных задач, соотносимых с общим нравственным законом общества и профессионально-нравственными ценностями.

Профессиональный долг журналиста – выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которое журналисты добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни.

Профессиональные кодексы – гаранты действенности профессиональной морали.

Профессиональная мораль – конкретизация общих норм нравственности применительно к специфическим условиям того или иного вида деятельности.

Профессиональная общность – совокупный субъект какого-либо вида деятельности.

Профессионально-нравственный климат – отношения в трудовом коллективе, стимулирующие уважительное отношение к профессиональным стандартам поведения.

Профессиональная ответственность – реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые он может иметь для общества, для конкретных людей.

Профессиональная позиция – проявление в самосознании человека достигнутого им уровня идентичности с профессиональной группой.

Профессиональная совесть – представления профессионального сознания, в которых хранится коллективная память профессиональной общности об эмоциональных состояниях, переживаемых человеком в ходе работы и образующих тем самым внутреннюю среду процесса деятельности.

Профессиональное сознание – часть общественного сознания, которая возникает в его структуре как проекция специализации трудового опыта конкретных профессиональных групп.

Профессиональное сознание журналиста – совокупность знаний, норм и ценностей, отражающих и направляющих профессиональную деятельность журналистского корпуса.

Профессиональная честь – доминантный ряд представлений профессионально-нравственного сознания, определяющий основу профессиональной позиции специалиста; представление, имеющее ценностный характер

Профессиональная этика – наука, изучающая профессиональную специфику морали.

Профессиональная этика журналиста – одна из равнозначных частей, составляющих структуру общей журналистской этики, связанная с выполнением журналистом конституционного долга перед обществом; система нравственных требований, направленных на установление оптимальных взаимоотношений между профессиональной группой и обществом.

Профессиональный этос – набор фактически действующих в практике некодифицированных норм и правил.

Рабочее ядро журналистской этики – самая мобильная ее подсистема, формирующаяся под воздействием трех ведущих нравственных профилей: морали персонажа, морали журналиста, морали читателя (слушателя, зрителя).

Рационализация – свойство человеческой психики, позволяющее индивиду задним числом «улучшать» свои действия, оправдывая их более убедительными мотивами.

Регулятивная функция журналистской этики – критически-ценностный, пристрастный анализ людских нравов с обоснованием предпочтительности для общества тех или иных норм поведения.

Риск – особый тип принятия решений в процессе творческой деятельности, связанный с возможностью достижения как успеха, так и неудачи.

Свобода прессы – возможность строить журналистскую деятельность в соответствии с ее внутренними законами.

Совесть – способность человека к внутренней самооценке и самоконтролю.

Социальная деятельность – диалектическое единство опосредованных информационно-управляющих и вещественно-энергетических процессов.

Социальная информация – сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми в системе массовой коммуникации.

Социальная позиция – устоявшаяся тенденция индивида реагировать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленная множеством факторов ментального, эмоционального, поведенческого свойства.

Способ деятельности – совокупность всех процессуально-инструментальных особенностей конкретного вида деятельности, задаваемых спецификой производимого ею продукта.

Служебная этика журналиста – одна из равнозначных частей, составляющих структуру общей журналистской этики, связанная с выполнением служебного долга перед трудовым коллективом; нормы, регламентирующие поведение журналиста в профессиональной среде.

Стандарты поведения – устойчивые формы, отражающие субъективные проявления личности, благодаря которым объективные закономерности деятельности могут быть осуществлены наилучшим образом.

Сущность журналистской этики – область пересечения нескольких моральных пластов (автора, персонажа, читателя), функционально взаимодействующих друг с другом в процессе создания, распространения и усвоения публицистического произведения.

Тема журналистского произведения – реальная конкретная ситуация действительности, отмеченная новизной и восходящая какой-то из своих сторон к более широкой ситуации проблемного характера, переживаемой обществом.

Теоретическая этика – наука, изучающая сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия и т.д., выявляет содержание ценностных оснований морали, разрабатывает шкалу моральности и определяет ее критерии.

Убеждения – рациональные воззрения, прошедшие проверку практикой, ставшие итогом вторичного личностного отбора, уже на основе собственного непосредственного опыта.

Функции журналистской этики – практическая информационная деятельность в трех основных направлениях: позитивном, оценочно-императивном и регулятивном.

Человеческое достоинство – представление о значимости человеческой жизни.

Чувства – стойкое эмоциональное отношение к тем или иным сторонам профессиональной деятельности.

Этика – наука, изучающая мораль.

Этика журналиста – наука о профессиональных особенностях морали журналиста, о нравственных аспектах его труда; свод норм и правил профессиональной морали.

Этическая задача журналиста – обеспечение гарантии получения людьми правдивой и достоверной информации посредством объективного отражения социальной реальности.

* При составлении глоссария авторы учебника использовали следующую литературу:

1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 224 с.

2. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 208 с.

3. Моральный выбор. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 344 с.

Приложение 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: