double arrow

Административный процесс в таможенном деле.


Виды административных правонарушений в области таможенного дела и их классификация.

Глава 16 КоАП РФ содержит 23 вида составов административных таможенных правонарушений.

Они различаются по степени общественной опасности, по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела, в зависимости от способа, места и времени их совершения (т.е. по признакам объективной стороны), в ряде случаев – по субъектам, их совершающим, и по некоторым другим критериям.

Классификация административных правонарушений в области таможенного дела (далее – АП) по степени общественной опасности является наиболее общей классификацией. В соответствии с этим все виды составов АП можно условно разделить:

– на незначительные нарушения, не представляющие большой общественной опасности для экономических интересов России (к этой группе относятся такие административные правонарушения, совершение которых происходит в основном как следствие халатного исполнения участниками ВЭД своих обязанностей в сфере таможенного дела);

– на грубые нарушения, совершение которых наносит реальный ущерб экономическим интересам и безопасности нашей страны (к этой группе следует относить нарушения, совершение которых несет реальный ущерб экономическим интересам России, нравственности и здоровью ее населения и которые, как правило, направлены на получение той или иной выгоды для лиц, их совершающих).




Классификация административных правонарушений в области таможенного дела по направленности на причинение вреда осуществляется, как правило, по объекту посягательства.

Классификация административных правонарушений в области таможенного дела по признакам объективной стороны осуществляется в зависимости от способа, места и времени их совершения, т.е. по признакам объективной стороны правонарушения.

 

Административный процесс в таможенном деле.

Производство по делам об административных таможенных правонарушениях – это деятельность должностных лиц таможенных органов по применению мер административного наказания, основанная на совокупности административно-процессуальных норм.
 В соответствии со ст. 23.8. КоАП РФ таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2–16.23 КоАП РФ.

Составы административных правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов, изложены в гл. 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)»
 Административное законодательство гласит, что производство по делам о нарушении таможенных правил не может быть начато, а возбужденное дело об АП подлежит прекращению в случаях:



– отсутствия события административного правонарушения;
– отсутствия состава административного правонарушения, в т.ч. невменяемость физического лица или недостижение им на момент совершения противоправного деяния возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности;

– действие лица в состоянии крайней необходимости;
– отмена закона, устанавливающего административную ответственность или издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

– наличие по одному и тому же факту совершения противоправных деяний лицом, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил, постановления о привлечении к административной ответственности (о прекращении производства по делу) либо постановления о возбуждении уголовного дела;

– истечение сроков давности привлечения лица к административной ответственности;
– смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном таможенном правонарушении.
Динамика производства административных процессуальных действий регулируется гл. 28–32 КоАП РФ. Статьи этих глав закрепляют перечень и очередность этих действий.

КоАП РФ предусматривает 4 стадии, каждая из которых включает в себя ряд этапов:

1. Возбуждение дел об административных правонарушениях (гл. 28):

– возбуждение дела;

–установление фактических обстоятельств;



– процессуальное оформление результатов расследования;

– направление материалов для рассмотрения по подведомственности.


2. Рассмотрение административных дел (гл. 29):

– подготовка к рассмотрению дела;

– анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;

– принятие и оформление постановления (определения) по делу;

– доведение принятого решения до сведения.


3. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30):

– обжалование, опротестование постановления;

– подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;

– рассмотрение жалобы на постановление и его оглашение;
– пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу.
4. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (гл. 31–32):

– обращение постановления к исполнению;

– приведение в исполнение постановления по делу;

– окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.

Поводами возбуждения дела об административном таможенном правонарушении (нарушении таможенных правил) являются:
    – непосредственное обнаружение должностными лицами таможенных органов достаточных данных, указывающих на наличие события административного таможенного правонарушения;

– поступившие из взаимодействующих правоохранительных и иных органов, из других источников материалы (например, сообщения и заявления физических и юридических лиц, средств массовой информации), свидетельствующие о наличии события административного таможенного правонарушения.

Дело об административном таможенном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого официального документа. Это, в первую очередь, составление первого протокола о применении к лицу мер обеспечения производства по делу, предусмотренных в ст. 27.1 КоАП РФ. Кроме того, дело считается возбужденным, если ранее по нему не составлялись иные процессуальные документы, с даты:

– составления протокола о совершении административного таможенного правонарушения;

– вынесения прокурором постановления о возбуждении дела о АП;

– вынесения компетентным должностным лицом определения о возбуждении дела о АП при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;

– оформления административного взыскания (предупреждения, штрафа) на месте совершения административного правонарушения.

Особое значение на стадии возбуждения дела об административном правонарушении отводится протоколу (ст. 28.2 КоАП РФ). Под протоколом об административном правонарушении понимается процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

Таким образом, процессуальным основанием для возбуждения дела об административном таможенном правонарушении (нарушении таможенных правил) является определение, вынесенное должностным лицом таможенного органа, а составление протокола об административном правонарушении является конечным результатом проведенного административного расследования.

Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Оно проводится в тех случаях, когда с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии материальных оснований к возбуждению дела об административном правонарушении. КоАП РФ связывает административное расследование с процессуальными действиями, требующими значительных временных затрат: проведением экспертизы, истребованием необходимых предметов и документов, производством ревизии, документальных проверок, инвентаризаций, контрольных закупок и т.д.

По общему правилу административное расследование должно быть закончено не позднее одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении, но он может быть продлен на тот же срок, а по делам о нарушении таможенных правил – на срок до 6-ти месяцев.

Под предметом доказывания понимается совокупность обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административных правонарушениях. Перечень этих обстоятельств изложен в ст. 26.1 КоАП РФ.

Процессуальным оформлением результатов расследования является составление протокола об административном правонарушении либо вынесение постановления о прекращении дела.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дела об административном правонарушении должны быть рассмотрены:
– в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (общий срок);
– общий срок может быть продлен не более чем на 1 месяц в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела;

– в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если правонарушение влечет административный арест;
     – не позднее 48 часов с момента задержания лица, подвергнутого административному задержанию.

Прежде чем рассматривать порядок действий сотрудников таможенных органов, необходимо обратить внимание на характеристику административных правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов в сфере оборота контрафактной продукции.

Административное правонарушение в области таможенного дела– это носящее противоправный характер действие либо бездействие лица, посягающее на:
– порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России, установленный ТК РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими законодательными актами РФ по таможенному делу и международными договорами РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;
– порядок таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, применения в отношении них таможенных режимов;
– порядок обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое (т.е. противоправное действие либо бездействие) предусмотрена административная ответственность в соответствии с гл. 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)».
 Рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 16.2 КоАП РФ осуществляется:
– руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, начальником РТУ, таможни и их заместителями;
– об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами, – начальниками таможенных постов .

В соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, а в случае проведения по нему административного расследования – по месту нахождения таможенного органа, проводившего расследование. Иные вопросы, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушений, изложены в гл. 29 «Рассмотрение дела об административном правонарушении» КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится соответствующее постановление, копия которого вручается под расписку физическому лицу или его законному представителю либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия постановления может быть выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
АЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ





























Сейчас читают про: