СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ. ТЕМА: РЯДЫ ДИНАМИКИ
Исследование динамики показателей, т.е. интенсивности изменения явлений во времени, осуществляется с помощью следующих индикаторов: абсолютных приростов, темпов роста, темпов прироста, абсолютного значения одного процента прироста, а также средних обобщающих показателей.
В зависимости от задачи исследования показатели могут быть исчислены с переменной базой сравнения (цепные) и с постоянной базой сравнения (базисные).
Аналитические показатели ряда динамики
1. Абсолютный прирост – это разность между сравниваемым уровнем и предыдущим или базисным:
цепной абсолютный прирост:
базисный абсолютный прирост: .
Взаимосвязь: Сумма цепных абсолютных приростов равна базисному абсолютному приросту за соответствующий период времени.
2.Темп роста – это отношение между сравниваемым уровнем и предыдущим или базисным:
цепной абсолютный прирост:
базисный абсолютный прирост:
Взаимосвязь: произведение соответствующих цепных темпов роста, исчисленных в коэффициентах, равно базисному коэффициенту роста последнего уровня.
3. Темп прироста определяют двумя способами:
а) как отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню (цепной) или базисному уровню (базисный):
цепной темп прироста:
базисный темп прироста: .
б) как разность между темпом роста и 100%:
ТΔ=Тp -100%.
4. Абсолютное значение одного процента прироста определяется как отношение цепного абсолютного прироста к цепному темпу прироста (%) или для каждого последующего уровня - как 0,01 предыдущего уровня ряда динамики:
100 или
Средние обобщающие показатели ряда динамики
1. Средний абсолютный прирост вычисляется по средней арифметической простой, то есть делением суммы цепных абсолютных приростов на их число
=
2. Средний темп роста находят по формуле средней геометрической:
или
3. Средний темп прироста находят путем вычитания из среднего темпа роста 100%:
=
Методы расчета среднего уровня ряда динамики
Методы расчета среднего уровня ряда динамики зависят от его вида и полноты информации.
1) в интервальных рядах с равными интервалами времени средний уровень определяется по формуле средней арифметической простой:
2) в интервальных рядах с неравными интервалами времени - по формуле средней арифметической взвешенной (по величине интервалов):
3) в моментных рядах динамики с равноотстоящими уровнями применяется формула средней хронологической простой:
4) в моментных рядах динамики с неравными промежутками времени между уровнями применяется - средняя хронологическая взвешенная:
, где
5) в моментных рядах с исчерпывающими данными об изменении моментного показателя расчет производится по средней арифметическойвзвешенной из уровней ряда, сохранявшихся неизменными в течение определенных промежутков времени, взвешенной по величине соответствующих промежутков:
Вариант заданий выбирается в соответствии
с начальной буквой фамилии студента
Начальная буква фамилии студента | Номер варианта |
А, Б, В | 1 |
Г, Д Е, Ж, 3 | 2 |
И, К, Л, М | 3 |
Н, О, П, Р | 4 |
С, Т, У, Ф; Х | 5 |
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я | 6 |
Вариант 1
Задача 1.
Имеются следующие данные о потреблении мяса и мясопродуктов на душу населения в регионе (в год, килограммов):
Год | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
Потребление | 65 | 69 | 68 | 62 | 60 |
Рассчитайте:
1) базисные и цепные абсолютные приросты;
2) базисные и цепные темпы роста и прироста;
3) среднегодовые темпы роста и прироста.
Результаты расчётов представьте в табличной форме. Сделайте выводы.
Задача 2.
Списочная численность работников фирмы в отчетном году составила: на 1 января – 530 чел., на 1 марта – 570 чел.. на 1 июня – 520 чел., на 1 сентября – 430 чел., а на 1 января след. года – 550 чел.
Вычислите среднегодовую численность работников фирмы за отчетный год
Задача 3.
Цена на товар "А" выросла в феврале по сравнению с январем на 2 руб., в марте по сравнению февралем еще на 2 руб., а в апреле по сравнению с мартом на 3 руб.
Определите на сколько рублей выросла цена в апреле по сравнению с январем.
Вариант 2
Задача 1. Численность врачей и всех специалистов в регионе за пять лет характеризуется следующими данными (на конец года, тыс. человек).
Годы | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
Численность | 15,9 | 15,2 | 15,3 | 14,9 | 14,6 |
Рассчитайте:
1) базисные и цепные абсолютные приросты;
2) базисные и цепные темпы роста и прироста;
3) среднюю численность врачей и всех специалистов в регионе за исследуемый период.
Результаты расчётов представьте в табличной форме. Сделайте выводы.
Задача 2.
Имеются следующие данные о среднесписочной численности работников предприятия оптовой торговли, чел.:
Январь – 263
Февраль – 265
Март - 267
Второй квартал – 280
Второе полугодие - 277
Определите среднесписочную численность работников предприятия за год.
Задача 3.
Абсолютное значение 1% прироста валового сбора зерновых в фермерском хозяйстве составило в 2019 г. по сравнению с 2018 г. 245 ц.
Определите, чему был равен валовой сбор зерновых в 2018 г. (ц)
Вариант 3
Задача 1.
Имеются следующие данные о производстве молока в регионе за пять лет (в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн):
Годы | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
Производство молока | 407,5 | 418,8 | 421,4 | 434,9 | 440,6 |
Определите среднегодовые абсолютные приросты, среднегодовые темпы роста и прироста производства молока в регионе за пять лет.
Задача 2.
Жилищный фонд региона (общая площадь жилых помещений) характеризуется следующими данными (млн. м2 ):
Дата | Жилищный фонд |
На 1 января 2019г. | 39 |
На 1 апреля 2019г. | 44 |
На 1 июля 2019г. | 45 |
На 1 октября 2019г. | 47 |
На 1 января 2020г. | 39 |
Определите величину среднегодового жилищного фонда в 2019 году.
Задача 3.
Абсолютный базисный прирост за 2011-2019 гг. составил 3680 ц.
Определите, чему равен средний годовой абсолютный прирост за тот же период (с точностью до 0,1).
Вариант 4
Задача 1.
Число турпакетов, реализованных населениюв регионе характеризуетсяследующими данными (тыс. шт):
Год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Число турпакетов | 66,5 | 78,7 | 77,0 | 62,7 | 73,8 |
Определите:
1) аналитические показатели динамического ряда;
2) средние обобщающие показатели динамического ряда.
Результаты расчётов представьте в табличной форме. Сделайте выводы.
Задача 2.
Оценка численности населения муниципального района на 1 января текущего года:
Дата | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | 6 год | 7 год |
Численность населения | 83597 | 83887 | 83400 | 83450 | 89222 | 93388 | 99500 |
Определите: среднюючисленность населения муниципального района за исследуемый период
Задача 3.
Имеется ряд динамики, уровни которого характеризуют добычу нефти по региону в тоннах за каждый год периода 2014-2019 гг.
Определите средний абсолютный прирост, если базисный абсолютный прирост конечного уровня равен 45
Вариант 5
Задача 1.
Число зарегистрированных убийств и покушений на убийство в регионе характеризуется следующими данными:
Год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Число зарегистрированных убийств и покушений на убийство | 264 | 254 | 229 | 174 | 163 |
Определите:
1) аналитические показатели динамического ряда;
2) средние обобщающие показатели динамического ряда.
Результаты расчётов изложите в табличной форме. Сделайте выводы.
Задача 2.
Численность работников предприятие по состоянию на 1 января текущего года имело составляла 300 чел., 1 марта уволилось 5 чел., 1 августа принято на работу 3 чел., 1 октября принято на работу 4 чел.
Вычислите среднегодовую численность персонала предприятия.
Задача 3.
Среднее абсолютное содержание одного процента прироста равно 18 ед., средний темп роста - 102,5%. Определите, чему равен средний абсолютный прирост.
Вариант 6
Задача 1.
Численность пенсионеров в регионе за пять лет характеризуется следующими данными (тыс. чел.):
Годы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Численность пенсионеров | 932 | 943 | 953 | 963 | 971 |
Определите:
1) аналитические показатели динамического ряда;
2) средние обобщающие показатели динамического ряда.
Результаты расчётов представьте в табличной форме. Сделайте выводы.
Задача 2.
По фирме имеются следующие данные:
Период | Средняя численность работающих чел. |
Первое полугодие | 1600 |
III квартал | 1700 |
Октябрь | 1720 |
Рассчитайте среднесписочную численность работающих за 10 месяцев отчётного года равна
Задача 3.
В феврале объем продаж по сравнению с январем удвоился, в марте остался таким же, как в феврале, а в апреле по сравнению с мартом вырос в 4 раза.
Определите, чему равен среднемесячный темп прироста за январь – апрель.