Мальчик - юноша - муж и старец / или / Зима, весна, лето и осень / или / Четыре эпохи сотворения миров и планет / и наконец / Жизнь духа, души, ангела и Бога. 3 страница

     3. Поскольку брат Л. попал своим замечанием в самую точку, то Я хочу дать тебе некоторые разъяснения относительно способа правильного построения речи и, конечно, главной истины в общем. Это Моё объяснение коснётся всего Моего Творения. Начнём мы с сомнения, высказанного братом М., а завершим Великим Духовным Человеком.

    4. Но, прежде чем приступить к подробному объяснению этого вопроса (почему Мой стиль часто отличается от вашего?), нам необходимо, как всегда, начать с самой основы и ответить на некоторые вопросы.

    5. "Что такое язык? Как он возник? Кто установил такой порядок слов, каким вы его сейчас знаете: привыкли читать, писать и думать?"

   6. Исходя из простейшего, легче всего прийти к истинному и действительно верному выводу. И вывод, сделанный на надёжной, простой и крепкой основе, будет неопровержимым и устойчивым, как прочно выстроенный на камне дом.

   7. Итак, отвечая на первый вопрос "Что такое язык?", мы должны сказать:

   8. Язык - это стройная система различных звуков, произнесённых посредством речевого аппарата и выражающих в своём разнообразии - то отдельно, то связанно - слово и слово-понятие.

   9. Чем ниже уровень духовного просвещения народа, тем у него меньше потребностей; и поэтому он не нуждается в большом запасе слов, чтобы выразить свои потребности и назвать какие-то вещи.

  10. В далёкие времена язык возник как подражание звукам определённо звучащих вещей. Вначале люди отчётливо воспроизводили эти звуки, а потом у них рождались звуки собственные, которые выражали ту или иную потребность души и тела. Это был как первый лепет ребёнка, которым он на свой лад сообщает о том, чего он хочет.

  11. Понаблюдайте за детьми: как они лепечут, как сами придумывают слова – так делали и первые люди. Однако большинство людей обучились словам от Моего духовного мира посредством внутренней связи. И эти слова всегда соответствовали духовному  выражению  вещей.

12. Люди постепенно размножались; и уже после падения первого человека, (отчего было прервано общение людей с духами), тысячами образовывались разные языки и родственные им наречия. И этот процесс продолжается вплоть до вашего времени. Люди уже не понимают друг друга, и им необходимо изучать языки тех народов, с которыми они хотят вступить в общение. Иначе объяснение друг с другом было бы невозможно.

13. Многие тысячи языков, доныне существующих со времени своего происхождения, естественно, пережили много изменений. Некоторые языки продвинулись вперёд в своём развитии, другие отошли назад в соответствии с культурным уровнем и духовным просвещением самих народов.

14. Но повсюду, кроме присущих языку названий предметов и понятий, одним из его характерных признаков был способ составления слов в предложения, а также способ их письменного или образного изображения.

   15. Что касается построения речи, о чём твои братья как раз и обменивались мнениями, обсуждая употребляемый Мною стиль, в первую очередь возникает вопрос: "Как правильно обращаться с этим?"

   16. Здесь мы вплотную подошли к теме нашего разговора: почему Я, вопреки привычному для вас способу письма, часто строю Свою речь иначе.

   17. Приступим к дискуссии и, прежде всего, ответим на вопрос: "Что такое предложение?" Предложение - это выражение мысли, в основе которой лежит объяснение какого-то понятия или действия.

   18. Итак, если я хочу объяснить, например, какое-то действие, то в начале предложения должен стоять глагол как волевое выражение действия, а потом должно следовать слово, называющее действие.

   19. По крайней мере, на языке любого духа, прежде всего, устанавливается главная мысль: "я желаю сделать нечто", а потом идёт: "что я желаю сделать".

   20. Так, например, в Библии сказано: "И сотворил Он свет!", а не: "Он свет сотворил", как привыкли писать вы. Слово "сотворить" предшествует слову "свет".

   21. Итак, в Моих Посланиях очень часто обнаруживается именно такой порядок слов. И твой брат Л. совершенно прав: если читать сердцем, то есть духовно, то стиль Моих диктовок верен. Так было принято почти во всех древних языках Востока и Азии, а также в некоторых и более новых языках. В вашем же языке как раз избегают этого, и существительное обычно ставится между вспомогательным и основным глаголом. Часто даже целые предложения выстраиваются таким образом, что глагол, называющий действие, которое должно произойти, ставится в самом конце.

  22. Помните, в основе всего лежит духовная причина, и она  оправдывает Мой порядок слов. А понятие "духовно", то есть понимаемое "сердцем", означает следующее: если вы оставите разум и будете думать сердцем, как Мои духи, то Мой порядок слов будет для вас совершенно правильным. Но если вы оставите внутренний язык души и перейдёте к внешней жизни разума, то вы потеряете и этот порядок, что и произошло в письменности языков!

   23. Все древние языки Азии и Африки подобны общему языку духов! И их письменный язык был лёгок для чтения; текст писали справа налево; в то время как у нынешнего человечества, живущего всем внешним, или только разумом, происходит как раз обратное: вы пишите слева направо.

  24. И это искажение указывает на различие между материальным миром и духовным.

  25. В человеческом теле, например, левая сторона является сердечной стороной, откуда кровь изливается во всё тело; и она является положительной, или духовной, стороной. Правая же сторона, где кровь подаётся в лёгкие и позже вновь возвращается в сердце, является отрицательной и материальной.

  26. То, что сообщается душе через орган слуха, или орган чувств, или духовному человеку от внешнего человека, является стороной отрицательной, а сообщаемое душой через органы движения внешнему миру - стороной положительной.

  27. Любая вещь имеет две стороны: правую и левую, отрицательную и положительную, внутреннюю и внешнюю.

  28. Человеческая кожа изнутри слева является положительной стороной, внешняя сторона справа - отрицательной!     Выделяет она как положительная, затем меняет полюса и принимает как отрицательная. И это происходит ежию минуту бесконечное количество раз. Ибо отталкивание и притяжение, трение и полученное тепло, разрушение и созидание нового суть первый принцип жизни!

  29. Глаз, как орган, принимающий впечатления снаружи, является отрицательным, но, как зеркало внутреннего, является положительным.

  30. То, что здесь обозначается словами "положительное" и "отрицательное", в духовном мире, является приближением или удалением от Меня и Моих законов!

  31. В первые времена, когда люди и народы были ближе к духовной жизни, их языки соответствовали их духовному состоянию; таков был у них порядок слов и таков - стиль письма. Но когда они отошли от великого закона природы и встали на ложный путь, извратились и их способы выражения в речи и в письме. Посему большинство новых языков имеет извращённый стиль и извращённый слог.

   32. Люди заменили сердечный язык духа языком разума. Они отошли от Меня и от своей миссии. Вот почему и в природе им кажется превратным многое, что казалось правильным некогда жившим проще природным людям.

   33. Итак, вы видите, как от сердца или к сердцу, через сердце или через разум происходит удаление и приближение, приближение и удаление, улучшение и ухудшение.

  34. То, что Я сказал вам о коже, относится к каждому плоду, к каждому дереву и к каждой вещи. Повсюду присутствуют эти две вещи, благодаря которым интеллект внутреннего мира проявляется в мир внешний или, наоборот, внутренний мир  получает свои впечатления от мира внешнего. Повсюду действует положительное - отрицательное, правое – левое; повсюду происходит приближение и удаление, выделение и поглощение, направление туда или обратно.

  35. Так происходит во всём Творении - до Великого Мирового Человека, внутренностями которого являются солнца, кометы и планеты, и до ещё более бесконечно Великого Духовного Вселенского Человека, внутренними устройствами которого являются Небеса различных видов и блаженств.

  36. Они тоже для своего существования принимают извне то, что потом в себе превращают в духовное, и выносят или выталкивают то, чего недостаёт Мировому Человеку в духовном отношении.

  37. Там тоже во всём господствует Порядок. Там сердце - Моё Небо в центре - является великим положительным Полюсом, который изливает всё доброе; а духи материального мира представляют полюс отрицательный, который очищает всё духовное и возвращает Мне. Но здесь оно, прежде всего, должно измениться – перейти из отрицательного в положительное, отчего начинается новый виток изменений.

  38. И это есть главный великий закон Вселенной: Я, Любовь, есть положительный Полюс, а вы, Мои духи и ангелы, как принимающие части, представляете собой отрицательный полюс. И так будет продолжаться до тех пор, пока после множества поглощений и отталкиваний, что равняется движению и жизни, не останется, наконец, только Мой положительный Полюс как существующий вечно и неизменно. Пока всё принятое, одухотворившись, не будет наслаждаться, подобно Мне, вечным миром и блаженством. И тогда будет происходить только нежное притяжение, и никакого отталкивания не может быть!

   39. Правда, до этого пройдут эоны времён, но однажды это всё же свершится. Дух и материя, очищенные и одухотворённые, откажутся тогда от своих принципов, давших первый импульс. То, что раньше могло существовать только через борьбу и разложение, будет жить спокойно рядом и друг в друге. И таким образом будет сохраняться единство всего.

  40. Итак, Мои дорогие дети, вы видите, как с маленького вопроса и ответа брату Л. протянулась связь стиля речи до Великого Духовного Человека и коснулась всех творений. Ответ на маленький вопрос о порядке слов в вашем языке нашёл своё обоснование в огромных, невыразимых для вас расстояниях, как сила притяжения и сила отталкивания.

  41. Из этого вы можете узреть, как мало требуется для того, чтобы обнаружить и объяснить всю великую Истину и весь великий Закон Моего Божественного Домостроительства. Правда, для этого необходим именно Тот, Кто может это объяснить, Кто начертал этот путь всем великим и малым мирам и всем творениям. Для этого нужен Отец, ибо только Он может объяснить вам столь великие чудеса через маленькие вопросы и показать вам, как много и как мало требуется для того, чтобы постичь Моё величие и Мою Любовь и научиться их ценить! Аминь!

 

                                      Глава 12

 

                            Язык, искусство, музыка.

   14 января 1871 г.

     1. Эти три слова означают три важные вещи, которые присутствуют во всех мирах и на всех солнцах, поскольку они представляют главную жизнь и являются главными средствами духовного роста. Язык, искусство и музыка существуют повсюду; и находятся они в соответствии с величиной и условиями планет, а также с духовным развитием их жителей.

    2. Поскольку эти три важнейших фактора жизни встречаются повсюду, и без них невозможны никакая жизнь и никакое взаимное познание, то без них невозможно также и познание духовного мира, Моего труда в деле выращивания творения и Моего "Я".

   3. Что же такое язык? Что такое искусство? Что такое музыка? Зачем они нужны? Какой духовный смысл сокрыт в этих явлениях внешней жизни? Что выражают слово или отчетливо произнесённые звуки? Что выражают форма или идеи, высказанные через ограниченные плоскости, или мысли, переданные такими звуками, которые невозможно понять разумом, но можно почувствовать только сердцем?

   4. Итак, первый вопрос: "Что такое язык?"

      5, Язык, как Я говорил вам в предыдущем Слове, - это средство сообщения внутреннего мира одной сущности с другой через внешний мир.

   6. Существуют разные формы выражения языка: отчётливо произнесённые звуки, жесты и знаки, а также непроизносимые звуки.

   7. Артикулированные звуки характерны для всех языков, посредством которых любой человеческий дух может сообщить своему ближнему то, что желает ему объяснить.

   8. Этот язык в разных мирах и на солнечных планетах соответствует уровню духовного просвещения их жителей. Чем выше и благороднее душа, тем благородней её язык; и чем она небрежнее, тем беднее её язык.

   9. Когда человеческой душе не хватает слов или языка при посредстве звуков, она усиливает содержание своей речи соответствующими жестами. Так возник язык жестов, который сам по себе для многих людей понятен и без слов. В соответствии с языком жестов у вас был искусственно создан так называемый язык мимики. На ваших театральных представлениях широко используются оба эти языка; ибо ими можно выразить всё, что запрещено говорить посредством звуков.

  10. Наконец, следует язык знаков. Сюда относятся, например, те знаки, которыми пользуются глухонемые. Через ощущаемые знаки и слепым открывается Царство Божие, как посредством осязания это возможно и для глухих. Причём здесь дополнительно может совершенствоваться и внутренний мир человека.

    11. Другой язык знаков – это язык символов. Это символы-слова и язык формы, посредством которых также выражаются мысли, идеи и чувства. Что касается языка формы, то более подробно мы рассмотрим его, когда будем рассматривать слово "искусство", где будет показано, почему и как возникли символы.

   12. Кроме того, существуют ещё не артикулированные звуки, которые выражают не понятия, а эмоциональные состояния души, (например, радость и печаль). И этот язык дан не только человеку как разумной сущности, но в той или иной мере всем творениям, чтобы они имели возможность выражать своё удовольствие или неудовольствие. Этот несовершенный способ выражения относится также к сфере звуков, которая потом будет показана вам более ясно и понятно.

   13. Итак, язык – это всеобщее явление. Почему же он так необходим живой сущности? На этот вопрос Я хочу ответить в первую очередь.

 14. Вы хорошо понимаете, что душа, человеческая она или животная, есть живая сущность, которая постоянно принимает в себя впечатления внешнего мира, духовно переваривает их, перерабатывая для своего сознания. Потом по причине врождённой любви к себе подобным она хочет с кем-нибудь поделиться тем, что она чувствует, что она переживает и какую пользу она получает от своих впечатлений и размышлений.

  15. Как Творец великих чудес, Я не могу наслаждаться ими Один; Я всегда ищу сердца, которые разделят со Мной Мои радости. Видя радость других сущностей от Моих дел, Я вновь вкушаю эту радость. Так и любое живое существо не может впечатления внешнего мира, которые постоянно воздействуют на него, хранить только внутри себя. О своих проснувшихся чувствах и мыслях оно хочет сообщить другим; оно хочет и других привлечь к этим мыслям и чувствам, к сочувствию и к совместному наслаждению. Для того чтобы удовлетворить эту потребность, душа изобрела свой артикуляционный и неартикуляционный языки. И теперь своим спутникам на жизненном пути она может сообщить обо всём, что её переполняет. Потому что, поделившись с другими, она сможет вдвойне испытать истинное наслаждение.

     16. Эту потребность в сообщении вы найдёте и у животных. У них она выражается в слабых не артикулированных звуках. У человека это проявляется в речи посредством чётко произнесённых звуков или пластичных духовных форм. А у духов и высших ангелов - это уже не громкие (звуковые) высказывания, а прочувствованные слова и выражения. То, что в материальном мире сообщается посредством звука или тона, там ощущается и понимается только через духовное соответствие и на таком языке, о котором вы не имеете никакого понятия. Только скорость мысли может служить единственным мерилом, чтобы  представить их способ общения.

   17. Итак, язык в общем и в целом - это воплощённое духовное.

   18. Здесь внутренний мир возвещает о себе через мир внешний. Язык определяет всю духовную эволюцию. Без языка творение было бы наполовину, и даже больше, неполноценным.

  19. Все животные обладают этим средством общения друг с другом, будь это звуки или телодвижения. Каждое из них имеет возможность сообщить о том, чего оно хочет, иначе творение не имело бы движения.

  20. Любовь и её противоположность - ненависть - выражаются в жестах или звуках, соответствующих сущностям.

  21. Без языка, без общения духовная жизнь была бы просто невозможна; и только благодаря языку, существует общая жизнь и общее развитие.

  22. Я, Сотворивший мир с неисчислимым множеством духов и сущностей, спрашиваю вас: Чем был бы мир без языка? Чем были бы все Мои чудные устройства? Каким образом все Мои творения выражали бы свои истинные духовные чувства - любовь, радость, блаженство, счастье, если бы они не имели этой способности?

  23. Они погибли бы под впечатлением внешнего мира, если бы не могли освободиться от того, что переполняет их сердца, радость это или боль!

  24. Там, где возможно принятие внутрь себя, должно быть возможно и освобождение. Иначе никакая жизнь, никакой взаимообмен духовным опытом, никакая духовная эволюция просто невозможны! Сообщение - это потребность самой жизни, это единственная связь, соединяющая всех воедино. Эта связь привязывает животных к людям, людей - к духам, а духов, людей и животных - ко Мне.

    25. И эта всеобщая связь, начиная с несовершенного и ограниченного выражения у мельчайшего зверька инфузории и кончая вдохновенным языком величайших ангелов, - есть продукт Любви. Без Любви нет языка, а без языка нет Любви!

      26. Итак, вы видите потребность в общении как необходимую составляющую всего творения и как его главную опору. Без языка всякая сущность осталась бы такой, какой была сотворена; без языка не было бы движения, без движения не было бы жизни, а значит, и не было цели Сотворения.

    27. Эта духовная связь всех объединяет, всех соединяет в единую семью, всех оживляет и всех сближает. Она привела вас ко Мне, а Меня - к вам. Эта связь есть великий принцип жизни, который повсюду, где господствуют Свет, Жизнь, Любовь, объединяет всех для общей цели. Этот принцип возвышает вас и Мне Самому позволяет вновь почувствовать ценность и красоту Моего творения: сначала как Творцу, а потом как Отцу Своих детей в более прекрасном Свете - во Свете Любви!

   28. Этот язык общения показывает нам в более красивом свете и животное, когда оно выражает чувства любви и радости. А как преображается в радостном общении человек! Мы видим красивое сияние его глаз, слышим возвышенное звучание его голоса и чувствуем блаженный трепет его души! Язык возвещает нам о самом сокровенном, о тех духовных переживаниях, которые возникли под впечатлением внешних событий, показывая, насколько правильно их поняла душа.

  29. Кроме наставления посредством языка, плодом духовного переваривания общих впечатлений внешнего мира также является праведная и красиво оформленная речь. Красивая форма передачи мыслей и чувств, вдохновенно высказанных душой, должна вновь вызывать вдохновение. И это хорошо выражено в Евангелии от Иоанна, где говорится: "В начале было Слово, и Слово было Бог!" Да, в начале было Слово, и Словом был Я!

   30. Без Моего Слова нет Творения; без Творения нет сущности и нет Любви; без Любви нет Жизни, а без Жизни нет сообщения!

   31. От начала Я был Словом, то есть Выражением и Образом вечного понятия. И именно потому, что Я был Словом, слово является первой потребностью всех духовных творений. Сообщённое через слово должно обратно привести ко Мне всех сотворённых Мною сущностей. Через Слово Я вывел их в вечность, чтобы они, борясь и споря, через слова, жесты и звуки вернули Мне то, что Я вложил в них в первом Слове.

   32. В начале было Слово - Слово как воплощение Идеи; и в конце всех периодов Творения всё живое вновь объединится в Слове, и этим Словом буду Я!

   33. Слово, создавшее из Любви все миры и всех сущностей, как Любовь, вновь достигнет своей кульминации в своих творениях и будет, наконец, в Духовном Небесном Человеке, во Мне как Центре, снова прославлено всеми сотворёнными сущностями.

   34. Так, понятие Бесконечности подобно кругу.

   35. От Меня вышло Слово: "Да будет!" Оно прозвучало во все бесконечные пространства, и стало так!

   36. Всё стало быть, всё жило, всё любило и сообщалось друг с другом и проходило план своего продвижения через эоны времён. И всё в будущем вернётся ко Мне одухотворённым, преображённым и более красивым со словами:

   37. "Отец! Ты сказал однажды: "Да будет!" И смотри, Твои дети пошли навстречу этому призыву! И вот они стоят пред Тобою, ликуя и благословляя своего великого и сильного Творца и Отца! Мы стоим здесь как живое свидетельство - и стало так! Исшедши из Слова и вернувшись в Слово, Творение завершило один цикл развития, и теперь начинается новый и вечный цикл - в Тебе и с Тобой!" Аминь!

                              

                                  Искусство.

 

38. Итак, перед вами предстал язык и как средство сообщения, и как слово в его духовном понимании. Теперь мы обратимся к искусству, или к сокрытому во всех людях стремлению представить свои мысли и понятия в формах и образах!

      39. Животные в этом деле составляют исключение. Если даже они и сделают нечто "искусное", то это определяется только природой их сознания и служит всего лишь для сохранения и размножения. Свои искусные работы животные совершают инстинктивно и без размышления, а потому у них невозможны прогресс и улучшение.

     40. Искусство, или стремление передать увиденное в знаках, образах или пластичных формах, является языком души. Как было сказано выше, язык является средством передачи увиденного и услышанного. Но в языке артикулированных звуков раскрывается внутреннее состояние души, а в языке искусства душа стремится представить свои впечатления в формах, знаках и образах. Она хочет одеть их в материальные формы и надолго сохранить впечатления внешнего мира. При их созерцании, как бы имея их для себя, она имеет возможность часто повторять эти впечатления и наслаждаться ими.

    41. Итак, эта потребность основывается на том, чтобы зафиксировать мимолётный процесс речи, содержание продуманных мыслей, чего-то сказанного или увиденного.

    42. Все народы и все человеческие сущности и других миров имеют это общее с вами влечение. Искусство есть повсюду, только существует оно везде в различных видах и соответственно духовному уровню развития живущих там сущностей. И оно всегда  отражает их внутренний мир.

    43. На Земле вы тоже можете видеть, как народы, находящиеся на самом нижнем уровне культуры, находят радость в том, чтобы определённые приятные впечатления зафиксировать на  продолжительное время через начертанные, нарисованные и вылепленные формы.

   44. Вы можете проследить, как растёт это творчество вместе с духовным сознанием народов и наций. Вначале они подражают картинам природы, постепенно идеализируют её образы, потом стилизуют их (придают черты и признаки избранного образцом стиля), желая приукрасить их по свойственным им понятиям культуры. Идеал постепенно улучшается и приукрашивается. Чем духовней человек, тем прекрасней его идеи и созданные им образы и произведения. Ведь на свои творения он стремится поставить печать Божественности.

    45. Искусство в своём развитии имеет свои периоды, как и духовная культура народов. Здесь могут быть свои подъёмы и спуски, вместе с которыми расцветает или угасает их представление о духовном мире. На Земле известны случаи, когда целые народы с большой высоты духовного просвещения падают на самые низкие уровни. Это происходит от избытка наслаждений или по причине отклонения с пути своего предназначения. А вместе с этим падает или совсем исчезает их искусство. То, что остаётся в их творчестве, свидетельствует о вырождении духовного типа мировоззрения. Их изображения - как карикатура на природу; есть какие-то идеи и мысли, но нет уже по-настоящему духовных образов.  

   46. Язык, как средство быстрой передачи прочувствованного и пережитого, люди стремились прочно сохранить для себя и других. Так возник язык письменный, или язык символов, где определённые символы или иероглифы означают понятия, соответствующие своей форме.

   47. С древнейших времён по мере просвещения народов язык постоянно развивался и преобразовывался. Сначала появилось иероглифическое письмо, затем письменность со своими знаками, символы письма (знаки) постепенно множились. Позднее появились печатание, что значительно облегчило сохранение сказанного и осмысленного людьми и стало общим достоянием народов. Теперь уже не отдельные люди, а многие имеют счастье пользоваться этим достоянием.

   48. Итак, искусство в своём высшем смысле есть не что иное, как осуществление духовных идей души, когда она, побуждаемая сочувствием, хотела сообщить и другим о своих чувствах и мыслях. Душа хочет поделиться с другими своими откровениями; она думает, что прочувствованное ею и на других произведёт такое же впечатление и поэтому хочет запечатлеть это материально. Она видит, что это доставляет удовольствие другим, и она вдвойне испытывает радость, излучающуюся к ней.  

   49. Так искусство становится связующим средством сообщения между народами и нациями. Искусство, как третье лицо, соединяет сердца, которые иначе равнодушно прошли бы мимо друг друга. Эта связь, если она не удержана посредством знаков, только мимолётно согревает сердца, притягивая их друг к другу. Искусство же, представленное в изобразительной форме, ведёт людей на более высокий духовный уровень, то есть ближе ко Мне, ибо материально представляет то, что в духовном отношении представляет язык.

   50. Мир без искусства был бы намного беднее. Благодаря ему, богатая, наполненная великими идеями, счастливая душа даёт окружающим такие наслаждения, о которых они и не подозревали. Она вводит их в более красивый и высокий мир, показывая в идеальном изображении природы то духовное, что было заложено Мной во всех, но не каждому было дано обнаружить.

   51. Произнесённое слово, раздавшееся в воздухе, оставляет лишь общее впечатление, привлекая к другим мыслям и заключениям. А удержанный душой образ – это уже один из продуктов Моего творения. Изображённый момент из духовной жизни человека становится привлекательным местом, углубившись в который, люди учатся в природе и её формах вновь познавать, любить и почитать своего Творца и Отца. Я говорю здесь только об искусстве в самом благороднейшем смысле, не принимая во внимание те злоупотребления, когда Божий дар - сила воображения и способность изображения - используется недостойным образом и совсем в других целях.

   52. Так искусство, постоянно развиваясь и формируясь, продолжает жить духовно, как и записанное слово. Хотя многие его не понимают или понимают по-разному в соответствии со своим духовным развитием, оно всё же оказывает возбуждающее действие на каждого созерцающего.

   53. Во всех мирах, как и у вас, искусство постоянно развивается и широко используется как в бытовой жизни, так в духовной. Искусные изображения вы найдёте и в жилых домах, и в молитвенных храмах. И повсюду, как и у вас, они выражают понятия, которые эти люди имеют о своём Боге и Творце. И по этим произведениям можно увидеть, чему в своём творчестве они отдают предпочтение - духовному или материальному.

  54. И повсюду, исходя из того, как у вас из любви развивается искусство, вы можете судить о духовном состоянии людей и этих миров.

55. Ибо как посредством языка духовное содержание быстро передаётся другим, находя в них созвучие, так происходит и посредством искусства. И сами произведения творчества, и способы изображения, и оценка их людьми являются истинным мерилом внутренней просвещённости народов.

   56. Так дух повсюду является связующим звеном между людьми, духами и Мной!

   57. Язык учит и воспитывает вас через положенные в слова и предложения понятия и мысли, а искусство - через мысли, осуществлённые в цветах, формах и знаках. Таким образом зафиксированные мысли и чувства становятся посредником между художником и зрителем, между творцом и созерцателем, ведя человека на более высокие уровни духовного развития, соединяя его со Мной и с Моим духовным Царством, одного – как дающего, а других – как принимающих!

   58. Один поднимается ко Мне и в Царство Моё в процессе творчества, а другой – в процессе созерцания, чувствуя сквозь материю главную идею творца. Эта зафиксированная идея магнетически притягивает людей в круг не принадлежавших им ранее идейных связей. Она позволяет им почувствовать то, что имеет другой и чего недостаёт им, и таким образом побуждает душу взобраться на гору вдохновения, где природа, как выражение Моей Любви ко всему сотворенному, воплощённая в таких прекрасных формах, постоянно призывает: "Приходите ко мне, все обременённые и утруждённые, и я успокою вас!" В созерцании природных пейзажей, прекрасных человеческих портретов, великих благородных событий и действий зритель повсюду находит воплощение слов, с которыми обращается к нему ежий цветок, говоря: "Вдыхай, человек, полной грудью Любовь Творца и Отца своего! Посмотри, сколько излито её повсюду! И всё для того, чтобы с каждым вдохом ты понимал, как бесцветны и пошлы радости мира, и как мало требуется, чтобы быть счастливым и довольным!"

  59. Созерцая портрет человека, люди могут прочесть в нём высокие духовные качества, которыми должен обладать человек как подобие своего Творца. Они сравнивают с ним себя со всеми своими недостатками и, к сожалению, видят, что не имеют в себе тех достоинств. Они видят, как высоко стоит в духовном отношении идея человеческой формы; и при этом они не могут не признаться себе в том, как сами они далёки от этого идеала. Поразмыслив о том, что, несмотря на все их прегрешения, сильная рука Творца и Отца всё же ежедневно незаслуженно осыпает их милостями, они должны воскликнуть: "Кто я, о Господи, что Ты, так любя, помнишь обо Мне!"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: