Предмет, цели и задачи курса «Управление человеческими ресурсами».
Управление человеческими ресурсами – это стратегический и целостный подход к управлению людьми, которые индивидуально и коллективно вносят свой вклад в достижение целей организации.
Управление персоналом как вид профессиональной
деятельности обретает характер сложнейшего вида общественной практики, которой необходимо овладеть как руководителям всех уровней управления, так и специалистам. Управление персоналом является видом управленческой практики, непосредственно претворяющим потенциал научного знания о профессиональных возможностях человека в практическую область, становясь одновременно важнейшим фактором и ресурсом управления обществом и государством в целом.
Предметом данной дисциплины являются отношения, складывающиеся в процессе управления людьми. При этом улучшение использования человеческих ресурсов рассматривается как главный резерв повышения эффективности функционирования любой организации.
|
|
Цель — изучение проблем современной теории и практики управления человеческим ресурсами на макро-, мезо- и микроуровнях в контексте инновационного развития.
Целью управления персоналом является формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо предприятия в целом.
Важными аспектами управления персоналом являются: планирование кадровой работы, определение кадрового потенциала и потребности предприятия в персонале, воздействие на происходящие на предприятиях кадровые процессы и отношения, повышение эффективности труда, социальную защиту работников. В ходе этой деятельности используются многообразные технологии. Некоторые из них заимствованы из зарубежного опыта, где управление персоналом возведено в ранг первостепенных направлений работы любого предприятия и хорошо финансируется. Это требует выработки путей адаптации этого опыта к условиям российской действительности.
Задачи — обеспечение формирования компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности, включая:
1. анализ процессов формирования человеческих ресурсов;
2. анализ демографической ситуации;
3. анализ трудовой миграции и рынка труда;
4. участие в разработке и реализации кадровой стратегии организации, региона, страны;
5. участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии с кадровой стратегией;
6. планирование труд обеспечения на всех уровнях управления экономикой;
7. оценка эффективности использования иностранной рабочей силы и трудовой миграции;
|
|
8. разработка политики вознаграждения работников в контексте управления человеческими ресурсами;
9. разработка мероприятий по управлению человеческими ресурсами в условиях экономического кризиса
10. помощь фирме в достижении цели;
11. обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками;
12. эффективное использование мастерства и способностей персонала;
13. совершенствование систем мотивации;
14. повышение уровня удовлетворенности трудом;
15. развитие систем повышения квалификации и профессионального образования;
16. сохранение благоприятного климата;
17. планирование карьеры, то есть продвижение по службе, как вертикальное, так и горизонтальное;
18. поднималась творческая активность персонала;
19. совершенствование методов оценки деятельности персонала;
20. обеспечение высокого уровня условий труда и качество жизни в целом.
Общей и главной задачей управления человеческими ресурсами является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.
Место человека в современной организации.
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако, хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже и увеличились. При этом человек стал не только самым ценным "ресурсом" организации, но и самым дорогостоящим. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации.
Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией.
Человеческие ресурсы: понятие, особенности, черты.
Человеческие ресурсы - термин, характеризующий с качественной, содержательной стороны кадровый состав или весь персонал предприятия (фирмы, учреждения, организации), рабочую силу или трудовые ресурсы отрасли, территории региона, страны в целом.
Особенности:
- Сложнейший объект социального управления
- Профессионализация видов деятельности требует капиталоемкости
- Высокая эффективность достигается при рациональном управлении возможностями человека
- Увеличение ценности по мере накопления опыта
Специальные черты ЧР -
- эмоционально-осмысленная реакция на внешнее воздействие
- способность к совершенствованию и развитию
- длительность отношений между человеком и организацией
- "осознанность" выбора организации ("психологический контракт")