Человеческие ресурсы: понятие, особенности, черты

Предмет, цели и задачи курса «Управление человеческими ресурсами».      

Управление человеческими ресурсами – это стратегический и целостный подход к управлению людьми, которые индивидуально и коллективно вносят свой вклад в достижение целей организации.

Управление персоналом как вид профессиональной

деятельности обретает характер сложнейшего вида общественной практики, которой необходимо овладеть как руководителям всех уровней управления, так и специалистам. Управление персоналом является видом управленческой практики, непосредственно претворяющим потенциал научного знания о профессиональных возможностях человека в практическую область, становясь одновременно важнейшим фактором и ресурсом управления обществом и государством в целом.

Предметом данной дисциплины являются отношения, складывающиеся в процессе управления людьми. При этом улучшение использования человеческих ресурсов рассматривается как главный резерв повышения эффективности функционирования любой организации.

Цель — изучение проблем современной теории и практики управления человеческим ресурсами на макро-, мезо- и микроуровнях в контексте инновационного развития.

Целью управления персоналом является формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо предприятия в целом.

Важными аспектами управления персоналом являются: планирование кадровой работы, определение кадрового потенциала и потребности предприятия в персонале, воздействие на происходящие на предприятиях кадровые процессы и отношения, повышение эффективности труда, социальную защиту работников. В ходе этой деятельности используются многообразные технологии. Некоторые из них заимствованы из зарубежного опыта, где управление персоналом возведено в ранг первостепенных направлений работы любого предприятия и хорошо финансируется. Это требует выработки путей адаптации этого опыта к условиям российской действительности.

Задачи — обеспечение формирования компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности, включая:

1. анализ процессов формирования человеческих ресурсов;

2. анализ демографической ситуации;

3. анализ трудовой миграции и рынка труда;

4. участие в разработке и реализации кадровой стратегии организации, региона, страны;

5. участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии с кадровой стратегией;

6. планирование труд обеспечения на всех уровнях управления экономикой;

7. оценка эффективности использования иностранной рабочей силы и трудовой миграции;

8. разработка политики вознаграждения работников в контексте управления человеческими ресурсами;

9. разработка мероприятий по управлению человеческими ресурсами в условиях экономического кризиса

10. помощь фирме в достижении цели;

11. обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками;

12. эффективное использование мастерства и способностей персонала;

13. совершенствование систем мотивации;

14. повышение уровня удовлетворенности трудом;

15. развитие систем повышения квалификации и профессионального образования;

16. сохранение благоприятного климата;

17. планирование карьеры, то есть продвижение по службе, как вертикальное, так и горизонтальное;

18. поднималась творческая активность персонала;

19. совершенствование методов оценки деятельности персонала;

20. обеспечение высокого уровня условий труда и качество жизни в целом.

Общей и главной задачей управления человеческими ресурсами является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.

 

Место человека в современной организации.

 

Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако, хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже и увеличились. При этом человек стал не только самым ценным "ресурсом" организации, но и самым дорогостоящим. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации.

Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией.

 

Человеческие ресурсы: понятие, особенности, черты.

Человеческие ресурсы - термин, характеризующий с качественной, содержательной стороны кадровый состав или весь персонал предприятия (фирмы, учреждения, организации), рабочую силу или трудовые ресурсы отрасли, территории региона, страны в целом.

Особенности:

  • Сложнейший объект социального управления
  • Профессионализация видов деятельности требует капиталоемкости
  • Высокая эффективность достигается при рациональном управлении возможностями человека
  • Увеличение ценности по мере накопления опыта

Специальные черты ЧР -

  • эмоционально-осмысленная реакция на внешнее воздействие
  • способность к совершенствованию и развитию
  • длительность отношений между человеком и организацией
  • "осознанность" выбора организации ("психологический контракт")

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: