Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий

Проведем оценку экономической эффективности внедрения системы автоматизации оценки кредитоспособности заемщиков EGAR E4 Banking. Внедрение данной системы в деятельность ПАО Сбербанк, прежде всего, окажет влияние на финансовые его показатели деятельности:

1. появление возможности сокращения численности кредитного отдела банка в случае негативного влияния финансового кризиса;

2. уменьшение доли физического труда;

3. повышение заинтересованности сотрудников банка в результатах своего труда, с получением более объективных оценок его качества [9];

4. повышение профессионализма сотрудников кредитного отдела.

В состав затраты, непосредственно связанных с приобретением и внедрением автоматизированной системы EGAR E4 Banking, входят:

1. расходы на приобретение программного обеспечения;

2. оплата труда программиста, который будет осуществлять установку программы и обучать сотрудников [30];

3. отчисления на социальные нужды с заработной платы и др.

Расчет затрат производится по следующей формуле:

К=Зп х То (1 + Кс) +Спр, (1)

где Зп - часовая заработная плата программиста, руб.;

То - время на обучение персонала, час.;

Кс - коэффициент отчислений на социальные нужды, %;

Спр - стоимость программы.

Расчет затрат на внедрение автоматизированной системы EGAR E4 Banking в отделение ПАО Сбербанк представлен в таблице 9.

Таблица 9 - Расчет затрат на внедрение автоматизированной системы EGAR E4 Banking в одном отделении ПАО Сбербанк

Показатели Условное обозначение Ед. изм. Значение показателя
Средняя заработная плата программиста в час Зп Руб. 400
Время на установку ПО и обучение персонала То час 24
Взносы во внебюджетные фонды и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве Кс % 30,2
Стоимость программы Спр Руб. 52000
Всего К Руб. 64499

 

Таким образом, с учетом того, что заработная плата программиста составляет - 400 руб. в час, ставки взносов во внебюджетные фонды 30% и взносов на страхование от несчастных случаев на производство 0,2%, затраты на осуществление установки программы EGAR E4 Banking составят 64499 тыс. руб. в расчете на одно отделение ПАО Сбербанк России.

Экономический эффект от внедрения программного обеспечения EGAR E4 Banking определяется увеличением скорости обработки информации [21].

При автоматизации оценки кредитоспособности заемщиков осуществляется сокращение времени физического труда, и как следствие - сокращение расходов на оплату труда [16].

Расчет затрат на внедрение автоматизированной системы EGAR E4 Banking в одно отделение ПАО Сбербанк России представлен в таблице 10.

Таблица 10 - Расчет затрат на внедрение автоматизированной системы EGAR E4 Banking в одно отделение ПАО Сбербанк России

Показатели Ед. изм. Значение показателя

При ручной оценке кредитоспособности заемщиков

Количество сотрудников кредитного отдела, занятых оценкой кредитоспособности заемщиков чел 10
Трудоемкость оценки кредитоспособности заемщиков чел./час. 10 чел * 22 дня * 8 час. = 1760 чел./ час.
Среднечасовая оплата труда руб. 310
Взносы во внебюджетные фонды и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве % 30,2
Расходы на оплату труда, всего руб. 1760 чел./час. * 310 руб. + 30,2% = 710371 руб.

При автоматизированной оценке кредитоспособности заемщиков

Количество сотрудников кредитного отдела, занятых оценкой кредитоспособности заемщиков Чел. 4
Трудоемкость оценки кредитоспособности заемщиков чел./час. 4 чел * 22 дня * 8 час. = 704 чел./час.
Среднечасовая оплата труда руб. 310
Взносы во внебюджетные фонды и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве % 30,2
Расходы на оплату труда, всего руб. 704 чел./час. * 310 руб. + 30,2% = 218300 руб.
Экономический эффект руб. 710371 - 218300 = 492071 руб.

 

Таким образом, анализируя данные, представленные в таблице 10, можно сделать вывод, что показатель экономического эффекта от внедрения программного обеспечения EGAR E4 Banking в деятельность одного отделения ПАО Сбербанк России характеризуется показателями, которые отражают соотношение затрат и результатов [15].

Согласно приведенным данным, экономия от внедрения программного обеспечения EGAR E4 Banking в одно отделение ПАО Сбербанк России составляет 492071 руб. Экономический эффект за минусом затрат на установку программы (64499 руб.) составит 427572 руб. в расчете на одно отделение банка.

Если рассматривать внедрение программного обеспечения EGAR E4 Banking как инвестиционный проект, рассчитанный на долгосрочную перспективу, то определим ее эффективность [34].

Коэффициент экономической эффективности предлагаемых мероприятий, рассчитывается как отношение экономии от внедрения конкретного мероприятия к затратам на его создание:

Э = Р/З, где

Э - экономическая эффективность;

Р - экономия от внедрения мероприятия;

З - затраты на создание мероприятия

Э = (492071 - 64499) / 64499 = 6,6, (2)

Так как коэффициент экономической эффективности больше 1, следовательно, проведение рекомендованных мероприятий по внедрению программного обеспечения EGAR E4 Banking является экономически выгодным.

Срок окупаемости инвестиций - это количество лет, в течение которых инвестиция возвратится инвестору в виде чистой прибыли.

Ток = I/ЧП,

где I - оттоки денежных средств (инвестиции);

ЧП - чистая прибыль.

Стоимость внедрения программного обеспечения в одном отделении ПАО Сбербанк составляет 64499 тыс. руб [35].

Согласно данным, приведенным на официальном сайте ПАО Сбербанк, общее количество отделений составляет 12896. Тогда стоимость внедрения программного обеспечения во все отделения составит:

12896 * 64499 = 831779 тыс. руб.

Ток = 831779 / 748700000 = 0,001, (3)

Согласно приведенным расчетам, можно сделать вывод, что внедрение программного обеспечения EGAR E4 Banking в деятельность ПАО Сбербанк является целесообразным, так как это мероприятие будет способствовать снижению просроченной задолженности по кредитам, совершенствованию системы кредитования, следовательно, и укреплению экономической безопасности [14].

Как было отмечено ранее, одной из основных задач банков в настоящее время является формирование постоянного прироста клиентов.

Процесс выдачи кредита в ПАО Сбербанк состоит из нескольких этапов:

1. изучение заявки специалистами кредитного отдела;

2. предоставление заявителем пакета необходимых документов;

3. проверка документов и предоставленной заемщиком информации о себе и оценка кредитоспособности;

4. если предыдущий этап убедил сотрудников кредитного отдела в платежеспособности заявителя, начинается подготовка по составлению кредитного договора - расчет суммы, срока кредитования и ставки с дальнейшей корректировкой;

5. подписание договора, выдача графика ежемесячных платежей;

6. перечисление денег способом, указанном в соглашении;

7. контроль со стороны банка за погашением задолженности.

Среднее время, затраченное на обслуживание одного клиента ПАО Сбербанк представлено в таблице 11.

Таблица 11 - Среднее время, затраченное на обслуживание одного заемщика ПАО Сбербанк

Действие Среднее время
Консультация заемщика 15 мин.
Подача заявки От 15 мин.
Рассмотрение заявки:      
1.Ипотечного кредита   До 2 дней
2.Потребительского кредита До 2-х часов
Принятие решения: 1.На выдачу ипотечного кредита 2.Потребительского кредита Вместе с рассмотрением до 2 дней Вместе с рассмотрением до 2-х часов
Выдача кредита От 15 мин.

 

Таким образом, рассматривая работу кредитного отдела ПАО Сбербанк, можно выявить такие проблемы как низкая скорость рассмотрения заявки и низкая скорость принятия решения [3].

В целом, в качестве основных проблем кредитования в коммерческом банке требующих решения можно отметить, увеличение просроченной задолженности, наличие различных видов кредитных рисков, низкая скорость рассмотрения заявки.

Среднее время, затраченное на обслуживание одного заемщика, с использованием кредитного конвейера представлено в таблице 12.

Таблица 12 - Время на обслуживание одного заемщика с использованием кредитного конвейера

Действие Среднее время
Консультация заемщика До 10 мин.
Подача заявки До 10 мин.
Рассмотрение заявки:  
1.ипотечного кредита До 1 дня
2.потребительского кредита До 30 мин
Принятие решения:  
1.ипотечного кредита Вместе с рассмотрением до 1 дня
2.потребительского кредита Вместе с рассмотрением до 30 мин
Выдача кредита До 15 мин.

 

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что при применении кредитного конвейера кредит получение ипотечного кредита возможно за 1 день, а потребительского кредита за 45-60 минут. Сокращение времени рассмотрения заявок на выдачу кредитов осуществляется за счет того, что часть проверок производился автоматически, кроме того, проверки, которые осуществляются разными подразделениями банка, могут производиться одновременно [12].

Кроме того, осуществление автоматического формирования пакета кредитной документации по сделке, основу которого составляют шаблоны, сформированные банком, также способствуют сокращению времени выдачи кредита. Генерация всех необходимых документов производится в автоматическом режиме на базе настраиваемых шаблонов, что способствует сокращению времени подготовки пакета документов на выдачу кредита позволяет избежать возможных ошибок.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель выпускной квалификационной работы, которая состояла в исследовании потребительского кредитования населения, а также разработка мероприятий дальнейшего развития кредитования населения на примере ПАО «Сбербанк». При этом достигнуты поставленные цели и сделаны соответствующие выводы.

Рассмотрено развитие и основные направления кредитования населения в России. Кредитование населения в РФ растёт достаточно боль­шими темпами. Значительный рост кредитов говорит о высоком потребительском спросе населения на них, и о заинтересованности в кредитовании населения для банковского сектора.

 С целью улучшения качества розничного кредитного портфеля банков необходимы мероприятия по совершенствованию оценки кредитоспособности заемщика, минимизации применения мошеннических схем, повышения финансовой грамотности клиентов, эффективности механизма залога, усиления страховой защиты интересов банков и заёмщиков.

Решение вышеуказанных первоочередных задач позволит задействовать механизм, осуществляющий кругооборот денежного капитала, который трансформируется в ссудный капитал и разрешает проблему недостатка денежных средств у населения, ускоряет оборачиваемость средств и стимулирует экономический рост.

Изучены правовые основы кредитования населения. Организация работы по кредитованию физических лиц строится на основе нормативных документов.

Основным документом, регулирующим порядок и условия кредитования в Российской Федерации является Гражданским кодекс Российской Федерации.

Основным нормативным документом Сбербанка России по кредитованию физических лиц являются правила кредитования физических лиц Сбербанком России и его филиалами №229-3-р от 30.05.2003 г. с последующими изменениями и дополнениями, которые определяют общий порядок кредитования.

Раскрыты основные виды кредитования населения в России. В настоящее время различаются следующие основные виды кредитования физических лиц: автокредитование, ипотека, кредит на образование, перекредитование, потребительский кредит, овердрафт, кредитование малого и среднего бизнеса, кредитные карты.

Изучена характеристика деятельности ПАО «Сбербанк». ПАО «Сбербанк» является коммерческой организацией, основной целью которой является получение прибыли при осуществлении деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе при осуществлении банковских операций.

В результате проведения анализа основных показателей ПАО «Сбербанк» за 2017 - 2019 гг. выявлено, что активы банка за период исследования возросли на 4 425 175 825 млн. руб. или на 19,11 %.

Капитал ПАО «Сбербанк» за 2017 - 2019 гг. увеличился на 899 815 583 млн. руб. или на 24,53 %.

В результате рассмотрения основных показателей можно прийти к выводу, что ПАО «Сбербанк» ведет эффективную финансово – хозяйственную деятельность, о чем свидетельствует рост прибыли после налогообложения.

Проанализированы предоставляемые кредиты в ПАО «Сбербанк». В 2018 году объемы розничного кредитования составили 6751,2 млрд. рублей выросли на 15,3% по сравнению с 2017 годом, когда было выдано кредитов физическим лицам на сумму 5716,6 млрд. рублей. Несмотря на то, что кредитный портфель Сбербанка на первый квартал 2019 года оказался меньше чем на конец 2018 года, объем выданных кредитов физическим лицам у вырос на 3,3%, или на 234,2 млрд. рублей. С 2017 года объемы кредитования физических лиц выросли на 18,2%.

В 2017 году Сбербанком более половины кредитов физическим лицам было выдано по жилищному кредитованию - 3190,6 млрд. рублей, или 55,8%. В 2018 году объем жилищных кредитов увеличился на 17,2%, или 660 млрд. рублей, а в 2019 - на 2,3% или 89,4 млрд рублей.

В 2018 году снизился только портфель кредитных карт и овердрафтов на 3,3%, что в денежном выражении составляет 21,4 млрд. рублей. Остальные показатели выросли. Однако в 2019 году наблюдается снижение портфеля уже по автокредитам. Их объем снизился на 0,7% или на 1 млрд рублей. Портфель потребительских кредитов вырос на 3,3%, что в денежном выражении составляет 73,8 млрд рублей; объем жилищных кредитов вырос на 2,3% или 89,4 млрд рублей; кредитные карты и овердрафты выросли на 6,7% или 47,5 млрд. рублей.

Рассмотрены основные направления дальнейшего развития «ПАО» Сбербанк. Действующая стратегия на период до конца 2020 года предусматривает увеличение объемов бизнеса, рост прибыли и эффективности деятельности при повышении качества клиентского сервиса для всех сегментов в значительной степени за счет развития ИТ-систем и интеграции в них основных продуктов Банка. Среди главных финансовых ориентиров стратегии обозначены рост рентабельности и достаточности капитала, увеличение комиссионных доходов, снижение операционных расходов и стоимости риска и ряд иных целей. Банк реализует стратегию с опережением плановых сроков, однако текущая экономическая ситуация, скорее всего, затруднит достижение отдельных показателей, в частности целевых уровней прибыли и стоимости риска, по итогам 2020 года.

Раскрыты направления развития кредитования в ПАО «Сбербанк». Уровень гранулированности кредитного портфеля Сбербанка достаточно высок по меркам российской банковской системы: по состоянию на 31.12.2019 доля 20 крупнейших групп связанных заемщиков составила 24,2% кредитного портфеля. Кроме того, Сбербанк является лидером по кредитованию заемщиков сегмента малого и среднего бизнеса: на долю Банка приходится около 35% общего объема кредитов, предоставленных российскими кредитными организациями. В условиях ожидаемого снижения спроса на кредитные ресурсы в 2020 году наиболее вероятным сценарием, по мнению АКРА, станет отсутствие роста корпоративного кредитного портфеля Банка.

Разработаны мероприятия по дальнейшему развитию кредитования населения в ПАО «Сбербанк». Внедрение системы EGAR E4 Banking направлено на создание автоматизированного цикла оценки заемщика и принятия решений, обслуживание и обработку запросов на оценку заемщика удаленно, самостоятельное управление неограниченным числом скоринговых моделей, управление процессом принятия решений индивидуально для каждого кредитного продукта и заемщика, применение для осуществления оценки заемщика информации из баз данных бюро кредитных историй, осуществление мониторинга эффективности работы кредитного отдела,накопление информации о заемщиках с проведением оценки и формирования или корректировки линейки кредитных продуктов.

Функционально EGAR E4 Banking осуществляет обработку кредитных заявок, учет кредитных договоров, управление резервом, управление рисками, а также бухгалтерский и управленческий учет в соответствие со стандартами Российской Федерации на основании инструкций Центрального Банка

Дана оценка экономической эффективности предложенных мероприятий. Экономический эффект от внедрения программного обеспечения EGAR E4 Banking определяется увеличением скорости обработки информации.

При автоматизации оценки кредитоспособности заемщиков осуществляется сокращение времени физического труда, и как следствие - сокращение расходов на оплату труда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: