Административные проверки

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Оценка институциональной среды бизнеса
2. Проблемы микробизнеса
3. Проведение грузов через таможню
4. О результативности проверок предприятий
5. Оценка уровня жизни в республиках Северного Кавказа
6. Трудные решения
7. Маятниковая миграция в Красноярской агломерации
8. Факторы, препятствующих росту товарооборота с Китаем
9. Факторы, препятствующие товарообороту с Индией
10. Экономическая программа генерала А.Лебедя
11. Почему в России нет суда?
12. Заработная плата и трудовая нагрузка производственных руководителей советской эпохи

1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КРУПНОГО БИЗНЕСА
(по результатам фокус-группы с предпринимателями,
СПб, октябрь 2016 г.)














Введение

Все участники фокус-группы согласились с мнением, что институциональная среда в России недружественна по отношению к бизнесу.

С этим мнением согласились и те два участника, которые сочли, что по отношению к их конкретному бизнесу в настоящий момент этот тезис не вполне верен. Однако оба они указали на некоторые особые обстоятельства, которые в настоящий момент способствуют развитию их предприятий.

Один из них сказал, что в тех случаях, когда удается найти достаточный лоббистский ресурс, бизнес может развиваться очень успешно.

· Там, где мы нашли достаточный лоббистский ресурс, мы развиваемся стремительно, успешно и контролируем до восьмидесяти процентов рынка по всей стране с нашими [электротехническими] изделиями.

Другой участник обсуждения, занимающийся сельскохозяйственным бизнесом, сказал, что в настоящее время его дела идут успешно потому, что развитие сельхозпроизводства и импортозамещение находятся в политическом тренде.

· Внешнеполитические изменения пошли на руку сельскохозяйственному бизнесу: это и режим ограничения импорта ряда продуктов, и ориентация на импортозамещение.

· Есть политический тренд на Дальний Восток. Сельскохозяйственные проекты, которые реализуются на Дальнем Востоке, имеют вероятность быть рентабельными.

Однако этот участник обсуждения не считает данную ситуацию экономически нормальной.

· Но это не значит, что это здоровая ситуация, с моей точки зрения. Я хочу сказать, что компании, которую я представляю, не помешали эти изменения. Но в целом сельскохозяйственный бизнес не является в каком-то смысле самодостаточным.

· Это временная ситуация. Это вопрос политической конъюнктуры. Сегодня она у нас такова, что мы поехали осваивать Дальний Восток. Завтра что-то изменится. В моем понимании должна ситуация быть другой – обратной. Первичной должна быть некая целесообразность для бизнеса, для тех или иных проектов.

Среди факторов, формирующих недружественность институциональной среды по отношению к бизнесу, предприниматели называли аспекты разного уровня и различные по степени сложности их устранения. Главные из этих аспектов состоят в следующем. Бумажная архаика. Один из таких факторов, о котором говорили многие участники фокус-группы, и который сравнительно легко поддается устранению, является наличие в документообороте большого количества бумажной архаики. Наличие этой архаики приводит к необходимости создавать, размножать и хранить большое количество документов на бумажных носителях.

· Бумажный документооборот. Я сегодня была в хранилище документов, которое занимает больше пятисот квадратных метров. Положено хранить за три года, мы храним за пять. Боимся выбрасывать.

· На радиостанции должны все это собирать, ну, радиостанция собирает. Выделяется комната. Это не шутка, нужна комната, в которой все это складируется.

· Нашелся какой-то орган, который стал говорить: так, сертификаты надо собирать. Мы начали честно собирать. Приходим, говорим: дайте сертификат. Нам говорят: вам какой? Вот сертификаты у меня, несколько коробок. Хочешь сертификат – пожалуйста, бери.

· Вы знаете, что мы храним? Мы храним даже кассовую ленту.

· В банке это вообще полтора миллиона листов в месяц.

Предприниматели считают, что перевод документации на электронные носители во многом снимет проблемы, связанные с большими объемами документооборота.

· Электронные носители проще стыкуются между собой и передаются. А бумажные – да, у нас большое количество бумаги.

· Онлайн кассы. Взять и заменить во всей стране все кассы просто потому, что это проще и удобнее.

Избыточность документооборота.

Этот аспект перекликается с проблемой бумажной архаики, но является самостоятельным. По мнению участников фокус-группы отчетность и документооборот, требуемый административными органами, очень велик и, с их точки зрения, переусложнен и избыточен.

· Количество, объем предоставляемой отчетности в различные органы по поводу и без повода.

· Отчетность дублируется, Делаешь одно и то же по двадцать раз. Надзорные органы этой информацией не обмениваются.

· Я говорю, что такое количество отчетных дат, которые, вот проходит квартал и подготовьте опять по тридцати крупнейшим заемщикам полные досье. Ну, мы же вам месяц назад это отправляли. Не важно – еще раз (банк).

· Эта претензия, возможно, несколько мелочна по сравнению с рассказами людей, на которых уголовные дела заводят, но она носит институциональный характер: это так у всех и в чудовищных количествах.

Большие объемы документооборота влекут за собой необходимость создавать штат сотрудников для его обеспечения.

· У нас в бухгалтерии работает около пятидесяти человек.

· У меня в банке больше семидесяти человек, которые только занимаются подготовкой этих отчетов, переотчетов, ответов на запросы, на которых написано: ответить в течение двух рабочих дней. А запрос там, скажем, на тысячу листов. Всю эту деятельность нам надо оплачивать.

Административные проверки.

Таких проверок бывает очень много, их проводит большое число надзорных органов, и они проводятся по нечетким правилам. Проверки могут иметь серьезные последствия: отзыв лицензии, приостановка работы предприятия на 90 дней.

· Нас проверяет хоть одна инстанция раз в неделю. Трудовая инспекция ходит по нескольку раз в год. Причем, они по разным вопросам обязательно приходят отдельно: сегодня проверяют вредность, завтра аттестацию рабочих мест, послезавтра еще что-то. Больничные листы проверять приходит отдельно соцстрах. Все остальное от них передали в налоговую. Но больничные им оставили. Поэтому, если раньше мы писали один отчет, то теперь мы этот отчет делим на два. Один отдаем в налоговую, а один в соцстрах, он проверяет больничные. И так далее, и тому подобное. Ростехнадзор, строительные надзоры, прокуратура. Про пожарный надзор я вообще молчу.

· Они могут в любой момент начать проверку, в любой момент могут отозвать лицензию, просто по их мнению, и все.

· Смысл твоей жизни состоит в том, что ты отбиваешься от проверок. Работа высших управляющих банка за последние несколько лет в значительной мере сводится просто к отбиванию проверок.

· ГАИ-шники приходят с претензиями. Они сами себе пишут жалобы, что какие-то машины возле магазина неправильно припаркованы. Приезжают, сами их эвакуируют. Какие-то там еще товарищи тоже сами все на себя пишут, а потом по жалобам трудящихся к нам приходят. Приходят какие-то люди из КИО, пытаются выселить нас с участков, которые мы в действительности не занимаем.

Проверки часто проводятся избирательно. Существуют привилегированные люди и предприятия, защищенные от проверок.

· У нас это на самом деле так и происходит: есть определенный круг людей, который просто дает взносы постоянно на развитие самбо, дзюдо, хоккея, чего угодно. И к ним никто с проверками особо не ходит, потому что знают, что это «священные коровы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: