Вопрос 1.Пути понимания природы общества

Тема: Философия общества и природы.

План

1.Пути понимания природы общества.                                                                                                                                                                                             2. Общество и его структура.
3.Природа как объект философского анализа. Исторические формы отношения человека к природе.
4. Происхождение Вселенной.

5. Взаимосвязь и взаимодействие природы и общества.
6. Экологическая философия.




Вопрос 1.Пути понимания природы общества.

Термин «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Прежде всего отметим, что из понятия социального исключаются, с одной стороны, природные, а с другой стороны, — индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления — это всегда общественные явления. Однако под понятие «общественные явления» подходят и экономические, и политические, и национальные, и множество других явлений. Известный русско-американский социолог П. Сорокин дает следующее, характерное для его общей философской концепции определение социального явления:
  Социальная жизнь общества — это совместное бытие людей, это их событие. Оно включает материальные и духовные явления и процессы, различные стороны общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и т.д. в их многостороннем взаимодействии. А социальное действие — это всегда результат взаимодействия целого ряда общественных факторов. Поэтому основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социальной жизни — ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы.
  На основе изложенного можно дать следующее определение:
социальная философия — это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.
Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей. «Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе». Кроме того, она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений.
   Функции социальной философии в основном те же, что и философии вообще, однако они имеют       свои особенности:
1. Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д.
2. Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенденциях, закономерностях развития общественных явлений и общества в    целом.
3.Методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук.
4.Прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений     и    всего общества.
  Указанные функции социальной философии проявляются в мышлении человека, если он овладевает философским мировоззрением, теорией и методологией философии. Все функции социальной философии диалектически взаимосвязаны.
  В XVII-XVIII веках в Новое время в трактовке общества получил распространение механицизм: общество – это своего рода «машина», совокупность людей как социальных «атомов» (Т.Гоббс, французские Просветители). В XIX веке возникло понятие органицизм: общество является живым организмом, а его социальные институты подобны органам живого тела с их функциями (Г.Спенсер). В этих подходах утверждалось, что у общества нет законов, отличающих его бытие от природных законов. К.Маркс первым показал, что законы функционирования и развития общества специфичны, не тождественны       законам    природы.
  Общество, во-первых, – это обособившаяся от природы, но открытая ей часть материального мира, форма коллективной деятельности людей.
  О.Конт, возражая теории общественного договора, утверждал, что общество – это результат действия исторического закона формирования сложных и гармоничных систем. Г.Гегель тезису Т.Гоббса о «войне всех против всех» противопоставил тезис о гражданском обществе как формы «зависимости всех от всех». В органицизме тоже обнаруживается идея системности общества. К.Маркс утверждал, что общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму отношений, в которых они находятся по     отношению друг к    другу.
  Общество, во-вторых, – это социальная система, состоящая из людей, общественных отношений между ними, социальных институтов. Общество следует отличать от некоторых похожих образований: во-первых, от социальной общности–совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и обладающая рядом общих черт, придающих ей своеобразие.
    Виды социальных общностей: неэтнические– семья и община; этнические– род, племя, народность и этнос. Социальные общности возникли в значительной мере стихийно в результате длительного сосуществования людей на одной территории, тесных контактов между ними; общество же предполагает целенаправленную программу своего функционирования и развития. Все социальные общности входят в структуру общества: общество – понятие более широкое, чем социальная общность.
  Во-вторых, общество необходимо отличать от биологических сверхорганизмов (улей, муравейник, стадо). Согласно теории социобиологии, между обществом и такими объединениями в живой природе принципиальных различий не существует (в обоих случаях – коллективный труд, разделение труда). На самом деле обществу присущи только ему специфичные черты.

Вопрос      2.   Общество и    его структура

  Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образуют ее структуру. Сами же элементы этой системы носят разнообразный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные социальные институты, обеспечивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни — социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы. Элементами общества являются: люди, способные вступать в общественные отношения; общественные отношения, взятые отдельно от их носителей; вещи или предметы.
  Социальные институты–устойчивые самовоспроизводящиеся единицы, функционирующие по определенной целевой программе (материальное производство, государство, образование, наука и другие). В обществе выделяют две группы подсистем: во-первых, это сферы общественной жизни. Идея такого подхода принадлежит К.Марксу, который выделял две сферы – материальную и духовную – в соответствии с формами производства.  В настоящее время выделяют сферы: экономическая– удовлетворяет материальные потребности людей; социальная– включает в себя отношения людей, групп и институтов; правовая– вырабатывает общеобязательные правила деятельности; политическая– отвечает за управление процессами в обществе; культурная (духовная)– удовлетворяет духовные потребности людей.
  Согласно теории факторов развития, общество функционирует и развивается благодаря сложному взаимодействию факторов, в совокупности своей образующих механизм системной детерминации общества: сферы равноценны и взаимодействуют между собой, в результате чего у общества формируются интегративные (целостные) характеристики, не присущие сферам в отдельности (например, саморазвитие). Во-вторых, это различные сообщества людей, которые действуют в различных сферах общества. В XIX веке К.Маркс разработал модель классового деления общества, согласно которой классы–это большие группы людей, занимающие разное место в процессе материального производства, и имеющие разное отношение к собственности на средства производства. В XX веке возникла критика этого взгляда: все сферы общества равноценны, социальные группы нужно выделять не только по экономическому критерию.  Эта идея лежит в основе теории социальной стратификации.  Страты–социальные группы, выделяемые по тому или иному критерию социального неравенства или различия. Критерии: социальный (образование, престиж профессии, способ получения дохода); демографический (пол, возраст, состав семьи); профессиональный; религиозно-конфессиональный; расово-этнический. Однако выделение любых социальных групп всегда относительно: один и тот же человек по разным критериям принадлежит к    разным     группам.
  Общество, в-третьих, –это сложная, органично-целостная, саморазвивающаяся, открытая и вероятностно детерминированная       система.
  Во-первых, мораль–форма общественного сознания, фиксирующая модель должного поведения. Ее нормы базируются на определенных ценностях и санкционируют многие общественные устои, регулируют поведение человека в различных сферах общества. Во-вторых, право –форма общественного сознания, выражающая принципы справедливости, равенства людей в общественных отношениях, что подразумевает их свободу и независимость друг от друга. Только свободные люди могут быть субъектами права, там, где нет свободы, нет и права. Главной единицей права является закон – нормативный акт, устанавливающий права и обязанности субъектов правовых отношений. В-третьих, политика как последовательность определенных действий, нацеленных на достижение необходимого результата. Политическое действие должно быть целенаправленным, непрерывным, спланированным, рациональным, прагматичным. Главная функция политики – регулировать и управлять процессами в различных сферах общества, находить баланс интересов различных социальных групп.
  В-четвертых, идеология–система взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности, фиксируются социальные проблемы и конфликты, выдвигаются цели и программы деятельности, направленной на закрепление, изменение (развитие) существующих общественных отношений. Идеология не только отражает общественные реалии, но и оказывает на общество преобразующее, обратное воздействие: направленность политики всегда является выражением определенных идеологических установок, результатом политики может быть принятие определенных норм  права.
  В-пятых, религия–форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное и предполагающая наличие определенных сакральных норм, подлежащих неукоснительному соблюдению. Религия способна регулировать весь спектр общественных отношений, все сферы общества. В современном мире это особенно характерно   для исламской цивилизации.
  В-шестых, экономика–сфера материальных отношений между людьми, включающая в себя отношения собственности, а также производства, распределения и потребления материальных благ. Понятие «экономические законы» выражает определенную мотивацию людей (религиозную или рациональную) к деятельности.  
  К.Маркс утверждал, что духовные явления общества вторичны по отношению к материальным явлениям. На самом деле это не так: мораль, право, идеология, религия – это духовные регуляторы общества, от которых во многом зависят материальные отношения. Духовное и материальное как минимум равноценны или духовное часто является определяющим по отношению к материальному.
  Вопрос 4. Природа как объект философского анализа. Исторические формы отношения     человека  и    природы
  Понятие природы является одним из важнейших философских понятий, осмыслению которого придавалось особое значение на протяжении всей истории науки. Задолго до появления науки как самостоятельной отрасли знания создавались натурфилософские системы, в которых понятие природы занимало центральное место, однако недостаток знаний о законах развития природы приводил к ее пониманию на основе умозрительных посылок без опоры на достижения о ее строении и свойствах.
  Природа - естественная среда обитания человека. Это биосфера, та часть объективного мира, с которой человек вступает во взаимодействие. Общество и человек имеют определенную природную основу своего бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто используемое выражение "вторая природа", т. е. "очеловеченная природа", может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он придает ей символическое значение. Вторая природа — это не что иное, как природа в ее символическом значении. Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа. Исторические этапы философского анализа природы:

1. Античная философия рассматривала природу как полноту бытия. Природа - эстетически прекрасная, результат целесообразной деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой. Природа- это космос. Философы часто выступали с позиций гилозоизма, считая Космос живым (гиле = жизнь) целым.

2.Средневековая философия развивала идею ущербности природы как результата грехопадения человека. Высоко над природой стоит Бог. Главная концепция- теоцентризм. В Средние века образ природы строится на основе семиотической познавательной модели, поскольку природа ассоциируется с книгой, с текстом, который человеку постоянно приходится истолковывать.

3.Эпоха В озрождения, возвратилась к античным идеалам понимания природы, но дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал природой. Возрожденческая философия фактически реализовала лозунг "Назад к природе". Впоследствии лозунг "Назад к природе" будет приобретать популярность по политическим (Руссо), экологическим (движение "зеленых") и другим основаниям.

4. В Новое время природа впервые становится объектом научного анализа и активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Однако уже во второй половине XIX в. стало очевидным, что новые научные открытия не согласуются с механистической картиной природы и в рамках неклассической физики были построены новые познавательные модели природных явлений, которые, однако, не получили статус общенаучных. Конец Х1Х и начало ХХ вв. ознаменовались поиском методологических оснований, что повлекло за собой дальнейшую дифференциацию научного знания. Общепризнанным и привычным в науке того периода оставался образ Природы, сформировавшийся еще в XIX в. согласно которому все природные объекты возникли из одной субстанции и в силу их субстанциальной общности имеют общие черты, что нашло отражение в философских      категориях.
 5. В Новейшее время происходит активное взаимодействие общества и природы.

Вопрос 4. Происхождение Вселенной

Как появилась наша Вселенная? Как она превратилась в кажущееся на первый взгляд бесконечное пространство? И чем она станет спустя многие миллионы и миллиарды лет? Эти вопросы терзали (и продолжают терзать) умы философов и ученых, кажется, еще с начала времен, породив при этом множество интересных и порой даже безумных теорий. Сегодня большинство астрономов и космологов пришли к общему согласию относительно того, что Вселенная, которую мы знаем, появилась в результате гигантского взрыва, породившего не только основную часть материи, но явившегося источником основных физических законов, согласно которым существует тот космос, который нас окружает. Все это называется теорией    Большого взрыва.
  Основы теории Большого взрыва относительно просты. Если кратко, согласно ей вся существовавшая и существующая сейчас во Вселенной материя появилась в одно и то же время — около 13,8 миллиарда лет назад. В тот момент времени вся материя существовала в виде очень компактного абстрактного шара (или точки) с бесконечной плотностью и температурой. Это состояние носило название сингулярности. Неожиданно сингулярность начала расширяться и породила ту Вселенную, которую мы знаем.
Стоит отметить, что теория Большого Взрывая является лишь одной из многих предложенных гипотез возникновения Вселенной (например, есть еще теория стационарной Вселенной), однако она получила самое широкое признание и популярность. Она не только объясняет источник всей известной материи, законов физики и большую структуру Вселенной, она также описывает причины расширения Вселенной и многие       другие      аспекты    и    феномены.
  Основываясь на знаниях о нынешнем состоянии Вселенной, ученые предполагают, что все должно было начаться с единственной точки с бесконечной плотностью и конечным временем, которые начали расширяться. После первоначального расширения, как гласит теория, Вселенная прошла фазу охлаждения, которая позволила появиться субатомным частицам и позже простым атомам. Гигантские облака этих древних элементов позже, благодаря гравитации, начали образовывать звезды и галактики. Все это, по догадкам ученых, началось около 13,8 миллиарда лет назад, и поэтому эта отправная точка считается возрастом Вселенной. Путем исследования различных теоретических принципов, проведения экспериментов с привлечением ускорителей частиц и высокоэнергетических состояний, а также путем проведения астрономических исследований дальних уголков Вселенной ученые вывели и предложили хронологию событий, которые начались с Большого взрыва и привели Вселенную в конечном итоге к тому состоянию космической эволюции, которое имеет место быть сейчас.
  Если Вселенная начала свою историю из маленькой точки с бесконечной плотностью, которая вдруг начала расширяться, не означает ли это, что расширяться она тоже будет бесконечно? Или же однажды у нее закончится экспансивная сила и начнется обратный процесс сжатия, конечным итогом которого станет все та же бесконечно плотная точка?
Ответы на эти вопросы были основной целью космологов с самого начала споров о том, какая же космологическая модель Вселенной является верной. С принятием теории Большого взрыва, но по большей части благодаря наблюдению за темной энергией в 1990-х годах, ученые пришли к согласию в отношении двух наиболее вероятных сценариев эволюции Вселенной.

5. Взаимосвязь и взаимодействие природы и общества.

В настоящее время взаимодействие общества и природы происходит в таких широких масштабах, что породило в качестве одной из глобальных проблем современности так называемую экологическую проблему. Глобальные проблемы («глобус» - Земля (лат)) – это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления. Философское осмысление глобальных проблем – это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, которые приводят к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и обусловленность. Глобальные проблемы бывают естественно-природного и социального характера. Они имеют общие черты: затрагивают интересы всего человечества, для их решения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи       между       собой.
  Технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на природу обнажили скудность наших знаний об основных свойствах окружающей нас привычной природы, о формах и уровнях ее организованности, о структурных механизмах ее саморегуляции. Выявились и ограниченность знания о результатах воздействия на окружающую среду, отсутствие методов их прогнозирования, понимания механизма возникновения социально-экономических противоречий в природопользовании. Произошло нарушение определенного гармоничного состояния достигнутого между природой и обществом, если за гармонию понимать некое идеальное состояние, которое выражает слияние различных компонентов системы в единое органическое целое.
  Начиная с конца 60-х годов ХХ века объектом научного изучения представителей многих научных направлений естественников, а также гуманитариев, социологов, становится феномен         экологический кризис.
  Первыми к изучению проблемы и выработки предложений по возможности ее решения приступили ученые, представители так называемого «Римского клуба» (А. Печчеи, Дж. Форрестер, Д. Медоуз, М. Месарович, Э. Пестель и многие другие). В качестве альтернативы экологическому кризису, как глобальному явлению выдвигались концепции «глобального равновесия», «стратегии выживания», «органичного роста» и т.д. А. Печчеи в книге «Человеческие качества» предлагает человеку посмотреть на себя как на главного источника ситуации и решать ее не через и посредством техники, науки, производства, а через улучшение самого себя. Философы разработали ряд аспектов нового гуманизма: понимание человеком своей глобальности, стремление к справедливости, отвращение к насилию. Это путь к преодолению кризиса человека, а затем кризиса человечества. Б. Коммонер в книге «Замыкающий круг» (1974 г.) предлагает предельно простые законы, вытекающие из предельно сложной проблемы: все связано со всем, все должно куда-то деваться, природа знает лучше, ничто не дается задаром. Без выявления и анализа причин экологической ситуации бессмысленно выдвигать концепции ее решения. А причин достаточно много и они предельно разнообразны. Так, среди них: развитие производительных сил, т.к. технический прогресс невозможен без природных богатств; рост населения, ведущий к росту потребностей; разрыв между возможностями изменять природу и предвидеть их последствия; характер противоречий между природой и обществом, определяемый их сущностью; упадок вообще в человеческом сообществе культуры, нравственности, духовности; нарушение экологического равновесия в результате усиления антропологического фактора; отчуждения человека от природы в процессе трудовой деятельности; неэкологическое развитие науки и техники; утрата человеком в контексте углубленного познания природы ее целостного характера и т.д.
  В контексте истории Земли отмечался ряд экологических кризисов, они носили стихийный характер, в отличии от современного экологического кризиса, подготовленного осознанной деятельностью человека. Не только безудержный рост производства усиливает негативную экологическую ситуацию. Решать ее человечество вынуждено в условиях классовой и социальной неоднородности, при различных экономических, политических, культурных условиях, на основе различных (иногда противоречивых) духовных, идейных установках. Особенность экологической ситуации заключается еще и в том, что она напрямую связана с загрязнением сознания, упадком нравственность и поэтому экологическая проблема – проблема нравственной чистоты. Ценность жизни - вот главная ценность, которой должно подчиняться все развитие науки и техники, экономические и политические интересы, государственные и личные, религиозные         и       национальные.
  Теория биосферы, разработанная В.И. Вернадским, оказывается необходимой естественно-научной предпосылкой для создания и осмысления экологии человека и экологической проблемы вообще. Биосфера, по Вернадскому, это все живое и условие существования жизни. Это целостная система функционирования по законам необходимого разнообразия, динамического неравновесия, стремится через развитие к своему самосохранению. Современное понимание биосферы – это кибернетическая система с возрастающей помехоустойчивостью. И поэтому история человечества не есть что-то случайное, а связано с развитием биосферы. С одной стороны, обеспечивая ее устойчивость, с другой – человечество та помеха, которая может привести эту систему к гибели. Биосфера как сложная система состоит из огромного количественного и качественного разнообразия элементов, а также их связи и отношения. Всю биосферу можно разделить на сферы, одна из них антропосфера, с ней тесно связаны техносфера и ноосфера. Техносфера – это материальная культура, технические сооружения, она не принадлежит биосфере, но является ее производным. Техносфера состоит из двух элементов:

1. остаточный культурный слой (руины, шахты, рудники заброшенные и т.д.)

2. активный слой – современные города, действующая техника и т.д.

Ноосфера связана с разумной деятельностью человека, это производное социальной жизни, природы человека и человеческого общества. Изменение техники ведет к изменению окружающей среды, поэтому первоочередная задача современности не приостанавливая темпов развития техники сохранить функционирование целостной системы, которой является биосфера. Отсюда вытекают следующие положения, которым должен следовать человек в своей деятельности:

1. сохранение биосферы через сохранение элементов ее составляющих. (При этом человек ее элемент, характер его существования – тенденция к сохранению);

2. сохранение биосферы возможно при условиях восстановления ее отмирающих элементов;

3. сохранение биосферы возможно при сохранении ее структуры, законов взаимодействия.

  Ноосфера – это новое, качественное состояние биосферы, функционирование которой зависит от разумной деятельности человека, приобретающей научный характер. Основные положения о ноосфере В.И. Вернадский излагает в статье «Несколько слов о ноосфере», написанной в 1944 году. Родоначальниками ноосферной концепции являются ученые Э. Ле Реда, французский философ и математик (у него ноосфера – сфера разума для характеристики современной геологической стадии развития биосферы) и П.Т. де Шарден, философ, теолог (ноосферу он рассматривает как одну из стадий эволюции мира в основе развития которой лежит целеустремленное сознание).
  Концепция В.И.Вернадского обобщает все ранние известные эмпирические данные в целостную систему знаний, он объясняет, какие факторы способствуют переходу биосферы в ноосферу. Главная роль принадлежит человеческой деятельности, именно труду и мысли. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу. Роль человека, по Вернадскому, в биосфере и, следовательно, в ноосфере:

1. как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

2. как область активного проявления научной мысли;

3. как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Отношение к концепции ноосферы не однозначно, в научном мире существуют следующие точки зрения:

1. ноосфера уже есть, она появляется с появлением разума (разумного человека);

2. ноосфера – проблема будущего, достаточно далекого, так как на сегодня не выполнены те требования, о которых говорил Вернадский (отсутствие войн, равенство всех людей и другие);

3. ноосфера – это утопия, это то светлое будущее, о котором всегда мечтает человек.

Основной вывод: либо развитие нашей планеты сделается управляемой интеллектом человека, либо, если это не состоится – человечество ожидает гибель, третьего пути не дано.













































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: