Спрос: определение, состояния спроса. Детерминанты спроса на рынке. Виды маркетинга в зависимости от состояния спроса.
Спрос на какой-либо товар или услугу — это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени
Состояния спроса.
--Негативный (отрицательный) спрос. Основная часть потребителей не принимает товар и готова пойти на определенные издержки, чтобы уклониться от его приобретения; применяется Конверсионный маркетинг (превращение спроса в положительный).
--Отсутствие спроса. Как правило, характерно для товаров не так давно находящихся на рынке. Ввиду отсутствия информации потребители проявляют безразличие к товару; Применяется креативный маркетинг (создание спроса).
--Скрытый (латентный) спрос. Потребители не могут удовлетворить свои потребности с помощью существующих товаров; Применяется стимулирующий маркетинг (развитие спроса).
--Падающий спрос. Как правило, характерен для товаров достаточно давно находящихся на рынке; Применяется ремаркетинг. (удержание спроса)
|
|
--Нерегулярный спрос. Это спрос, который меняется в зависимости от сезона, дня недели или времени суток; Применяется синхромаркетинг (сглаживание спроса).
--Полный (полноценный) спрос имеет место, когда компания полностью удовлетворена объемами спроса; Применяется поддерживающий маркетинг (сохранение спроса).
--Чрезмерный спрос. Спрос на товар превышает возможности или желания предприятия по его удовлетворению; Применяется демаркетинг. (снижение спроса)
--Нездоровый (нерациональный) спрос. Спрос на товары, потребление которых вредно для здоровья или нерационально с общественной точки зрения; Применяется противодействующий маркетинг (сведение спроса к нулю)
Детерминанты спроса
ü Цена
ü Доходы потребителей
ü Вкусы, мода
ü Количество потребителей
ü Цены на товары-заменители
ü Ожидания потребителей
ü Цены на дополняющие товары
Концепции маркетинга: характеристика и условия применения
Концепция совершенствования производства: потребителям предлагаются стандартные товары, которые широко распространены и продаются по доступным ценам. Направлена на производство.
--Условия, благоприятствующие применению концепции:
- основная часть потребителей данного товара имеет низкие доходы;
- спрос превышает предложение.
Концепция совершенствования товара: строится на представлении о том, что потребителя интересуют технически совершенные и высококачественные изделия или услуги.
--. Условия, благоприятствующие применению концепции:
|
|
- спрос соответствует предложению, имеются аналоги;
- улучшение отдельных характеристик товара не ведет к резкому увеличению его себестоимости.
Сбытовая концепция: приоритет – продать товар, не задумываясь о последующей удовлетворенности покупателя.
--Условия, благоприятствующие применению концепции:
- предложение незначительно превышает спрос
- перепроизводство
- предложение товаров пассивного спроса
Маркетинговая концепция: выявление желаний и потребностей потребителей и их удовлетворение лучше конкурентов.
--. Условия, благоприятствующие применению концепции:
- значительное превышение предложения товара над спросом;
- наличие потребностей, не удовлетворяемых существующими товарами;
- готовность потребителей платить более высокую цену за товары, лучшим способом удовлетворяющие их потребности.
Концепция социально-этичного маркетинга: удовлетворяя потребности клиентов, также должно улучшаться благосостояние общества. Необходима сбалансированность в трех факторах: прибыль фирмы, покупательские потребности и интересы общества.
--Условия, благоприятствующие применению концепции:
-социальная ответственность потребителей;
-общественное мнение влияет на успешность компании.
Концепция рыночной ориентации: фирма ориентируется не только на потребителей, но и на других субъектов рынка (дистрибьюторов, конкурентов и др.), а также макросреду.
--Условия, благоприятствующие применению концепции:
-зависимость эффективности деятельности компании от числа повторных обращений клиентов;
-заинтересованность потребителей и партнеров по бизнесу в долгосрочных взаимовыгодных отношениях.
Цели, принципы, функции маркетинга на предприятии
Цели:
-- Повышение потребления
-- Максимизация удовлетворенности потребителей
-- Максимизация потребительского выбора
-- Повышение качества жизни
Функции:
-- Аналитическая (анализ рынков, потребителей, спроса, конкурентов, товаров)
-- Производственная (производство новых товаров, управление качеством, снабжение)
-- Сбытовая (организация товародвижения, сервиса, формирования спроса и стимулирования сбыта, формирование товарной и ценовой политики)
-- Управленческая (организация стратегии и планирования, коммуникаций, информационное управление)
-- Контрольная.
Принципы маркетинга:
1. Ориентация на потребителей.
2. Принцип экономического выбора.
3. Принцип убывающей предельной полезности.
4. Принцип самостоятельности
5. Принцип сегментации рынка.
6. Принцип инновации.
7. Принцип планирования и др.
Роль маркетинга в системе управления предприятием.
Маркетинг как функция распределения (в зачаточном состоянии).
Маркетинг как функция, дополняющая сбыт. (роль маркетинга мала)
Маркетинг как самостоятельная и равнозначная функция (служба маркетинга отвечает за планирование и развитие ассортимента товаров, ценообразование).
Маркетинг как главная функция предприятия.
Маркетинг как функция, объединяющая усилия для удовлетворения запросов потребителей (интегрированный маркетинг) – пронизывает все подразделения предприятия и координирует их работу.
Понятие маркетинг-менеджмента, виды маркетинга по уровню решаемых задач
Маркетинг-менеджмент – это философия управления компанией на принципах маркетинга. Подразумевает принятие управленческих решений с целью удовлетворения потребностей клиентов.
Маркетинг-менеджмент - это анализ, планирование, реализация и контроль мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями для достижения определенных целей предприятия.
|
|
-- Стратегический маркетинг представляет собой процесс, в задачи которого входит изучение и определение всех действующих и перспективных факторов, влияющих на деятельность компании, определение долгосрочных принципов и перспективных направлений деятельности.
-- Тактический маркетинг ориентирован на среднесрочный период времени и направлен на уже существующий рынок.
-- Операционный маркетинг это процесс достижения заданного объема продаж на коротком отрезке времени.