double arrow

Понятие финансовой деятельности государства и специфические признаки государственных финансов

1

Тема 1.  Государственные финансы, их сущность и функции

 

Понятие и сущность государственных финансов

 

Термин «финансы» произошел от латинского «fіnіs» - конец дела, срок уплаты чего-либо, прекращение тяжбы. К этому примыкает латинский глагол «finіге» - окончить, урегулировать спор (обычно денежный). В средневековой латыни появились слова «finansіо» и «finanсіа», означающие наличность, доход, обязательный денежный платеж.

В Германии слово «finans» в XVI и XVII веках носило негативный характер и означало взяточничество, ростовщичество, хитрость, обман, коварство. В XVIII веке Французское «finansе» стало означать совокупность государственного имущества, государственное хозяйство, приходы и расходы государства.

В конце XIX века термином «финансы» охватывались не только денежные средства, но и материальные ценности, принадлежащие государству, что сродни понятию «казна», но со временем финансы рассматривались как исключительно денежная категория.

Рассматривая категорию «финансы» в их материальном значении и в отношении с понятием «деньги» можно выделить три значения этой категории.

1. В широком значении понятие «финансы» выступает в качестве синонима понятию «деньги». В бытовом обиходе мы так и воспринимаем: говорим «финансы» - подразумеваем «деньги». Например, когда человек говорит, что «у него с финансами туговато», то становится ясно, что человек испытывает денежные затруднения. Некоторые экономисты также принимают такого понимание. Поэтому можно встретить высказывание, по которому финансы подразделяются на финансы граждан, финансы юридических лиц, финансы государственно-территориальных образований и финансы государства в целом, т.е. охватывается вся денежная масса, оборачивающаяся в стране.

С точки зрения большинства экономистов из всех четырех стадий воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление) финансовые отношения возникают лишь на стадии распределения.

Таким образом, далеко не все денежные отношения могут быть признаны финансовыми (даже при признании существования таких финансов, как частные финансы). Ими не будут отношения, возникающие в таких сферах общественного воспроизводства, как обмен и потребление. К их числу относятся отношения, опосредующие акты Д-Т и Т-Д, т.е. отношения купли-продажи, которые возникают между предприятиями и организациями, причем независимо от формы их собственности.

2. В силу этого существует узкое значение понятия «финансы», которым охватываются денежные средства государства и юридических лиц. В дореволюционной финансово-правовой литературе их называли «денежные средства публичных союзов». Здесь отнесение денежных отношений к разряду финансовых основано на использовании двух критериев:

- субъекты денежных операций - государство и юридические лица;

- сфера проявления - стадия распределения.

3. В специальном значении под финансами (в материальном значении) понимаются лишь государственные деньги, сосредоточенные в процессе распределения совокупного общественного продукта в фондах денежных средств.

Государственные финансы - форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.

Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам.

Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам РК присущи следующие функции:

1. Распределительная, т.е. происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов и ее результатом является:

- перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

- содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;

- перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

- перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

2. Регулирующая функция государственных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.

Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом, достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности.

Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения НТП. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия, инновационные технологии, новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

3. Контрольная функция государственных финансовпозволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных финансов в узком и широком смысле.

В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

- контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

- контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

- контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Контрольная функция государственных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Широкое понимание контрольной функции государственных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. При понимании финансов в их широком или узком значении предполагается их деление на частные и государственные, данный вывод представляется вполне обоснованным.

В материальном смысле государственные финансы представляют собой совокупность денежных средств, находящихся в собственности государства. При этом следует иметь в виду, что деньги и, естественно, финансы могут существовать как в налично-денежной форме, когда они представлены определенными бумажными купюрами или металлической монетой с обозначением на них нарицательной стоимости, так и в безналичной форме, когда они представлены в виде записей на соответствующих счетах.

Отличия между государственными и частными финансами заключаются в следующем:

- государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством налоговой системы обложения (вместе с тем отсутствует принудительное исполнение в отношении самого государства, что же касается частных лиц, то положение здесь обратное: они не могут в принудительном порядке обеспечит свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства);

- государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная система не зависит от воли частных собственников, распоряжающихся своими финансами;

- частные финансы ориентированы на получение прибыли, а государственные финансы, наоборот, - это средства для осуществления интересов всего общества;

- размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица.

В качестве экономической категории государственные финансы обычно определяют как совокупность финансовых отношений по образованию, распределению и использованию денежных фондов.

 

Понятие финансовой деятельности государства и специфические признаки государственных финансов

Финансовая деятельность государства - деятельность государства, выступающая в целом или в лице уполномоченных на то органов по созданию денежной инфраструктуры страны и по обеспечению её надлежащего функционирования, а также по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов. Государство осуществляет финансовую деятельность как собственник денежных средств.

Финансовая деятельность государства имеет своим объектом деньги различных видов собственности, и оно, осуществляя такую деятельность, действует не только как собственник, но и как властвующий по отношению к чужой собственности субъект в силу принадлежащих ему прерогатив публичной власти. Финансовая деятельность не должна выступать в качестве разновидности предпринимательской деятельности. Объёмы финансовой деятельности тех или иных государств различны и зависят от той идеологии и экономических доктрин, которыми эти государства руководствуются, а так же от характера экономики, существующей в данной стране.

Государство участвует в экономической жизни в большей или меньшей степени в зависимости от ряда факторов от выбранной модели развития общества, политического устройства, сложившихся традиций, внешних факторов.

Экономическая деятельность государства в РК проявляется в следующих функциях:

- определение правовой базы, способствующей поступательному ходу экономического развития страны;

- ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции;

- перераспределение доходов и богатства всего общества;

- стабилизация экономики в условиях глобализации;

- перераспределение ресурсов в соответствии с происходящими изменениями в экономике страны.

Действие названных функций непосредственно или опосредовано (косвенно) связано с использованием категории «финансы», в большей мере эта связь проявляется для третьей, четвертой и пятой функций государства.

Доходы и богатство государство перераспределяет потому, что рыночная система порождает значительное неравенство в их первичном распределении. При этом государство использует системы налогообложения, трансфертов, регулирования заработной платы, цен для выравнивания доходов граждан (домашних хозяйств).

Действия государства по стабилизации экономики включают контроль за уровнем занятости и инфляции, вызываемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также меры по стимулированию экономического роста.

Перераспределение экономических ресурсов вызываются несовершенством рыночной системы в двух ситуациях:

- отклонениях равновесного объема производства некоторых товаров от их оптимального объема;

- отказе рынка от выделения ресурсов или их недостаточное выделение для производства общественных товаров, благ и услуг.

Специфика, структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Казахстане согласно Конституции и Гражданского Кодекса сложилась двухуровневая финансовая система. К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

- государственный кредит;

- налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в государственный бюджет и государственный внебюджетные фонды;

- неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды;

- бюджетная система;

- другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь, Президент страны, законодательные и исполнительные органы (Правительство, Мажилис, Национальный банк, Министерство финансов, территориальные органы, Маслихат и др.)

Государственные финансы - экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств, возникающая в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. Исторически доказано, что финансы проявляют себя во взаимосвязи с экономическим строем государства. Государство через финансовую систему концентрирует в своих руках крупные денежные ресурсы, которые оправданы потребностями общества.

Государственные финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное назначение государственных финансов - создание денежных доходов и фондов для обеспечения потребностей государства и предприятий в денежных средствах, а также контроль за расходованием, целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов.

К финансовым отношениям относятся денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

- государством и предприятиями (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий, согласно республиканских и региональных программ развития;

- государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

- государственными предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов;

- предприятиями и внебюджетными фондами при внесении страховых, пенсионных взносов в эти фонды;

- предприятиями и коммерческими банками при открытии счета, получении кредитов, уплате процентов за кредит, хранения денежных средств на счетах в банках;

- предприятиями и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;

- предприятиями и работниками при выплате заработной платы из фонда оплаты труда;

- предприятиями и организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за приобретенные товарно-материальные ценности, при реализации готовой продукции и оказания услуг.

Совокупность экономических отношений между государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств образуют финансовые отношения. Таким образом, государственные финансы - это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.

Причина появления финансов - потребность государства и различных субъектов в ресурсах, обеспечивающая их деятельность. Таким образом, государственные финансы играют важную экономическую, социальную и политическую роль.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: