Скорби как путь возрождения пасомых

Но, кроме того, скорби, безусловно, важны для пастыря и как вернейшее средство воздействия на пасомых. Прежде всего если пастырь на своем собственном опыте испытывает всю тяжесть страданий, сам перенесет их спокойно, кротко и познает всю благотворность, или ра-достотворность, скорбей и затем этому же научит и своих пасомых, то он явится именно евангельским «миротворцем», подобным Самому Сыну Божию, — он явится истинным утешителем человечества. А так как доброму пастырю больше других приходится испытывать скорбей, то он имеет полную возможность утешать и других. Уже это одно, не говоря даже о значении скорбей для самого него, неизмеримо ценно в пастырской деятельности: Сам искушен быв по всяческим, он, подобно Спасителю, может и искушаемым помощи (Евр. 11:18). «Священники Господни, — говорит о. Иоанн Кронштадтский, — сумейте утешением веры обратить ложе печали страдальца-христианина в ложе радости; сумейте сделать его из несчастнейшего, по его мнению, человека человеком счастливейшим в мире; уверьте его, что в мале быв наказан, он будет великим облагодетельствован (Прем. 3:5) по смерти: и вы будете друзьями человечества, ангелами-утешителями, органами Духа Утешителя, миротворцами»15*.

           Иоанн Кронштадтский, св. Моя жизнь во Христе. 14; V, 8.

Таким ангелом-утешителем скорбящим и был сам о. Иоанн, таким миротворцем был и св. Иоанн Златоуст, неотразимо убеждавший своих слушателей быть равнодушными к благам мира, особенно к богатству, с легким духом, даже радостно переносить всякие скорби, особенно бедность, и бояться лишь одного — греха, для которого, впрочем, тоже есть неисчерпаемая лечебница — Церковь с покаянием и таинствами. Но главное — это то, что крестный путь — единственно верный путь к возрождению людей. Когда некоторые эллины хотели посмотреть на Иисуса, как на Человека знаменитого, прославившегося дивными чудесами, и обратились для этого к посредству апостолов, то Иисус сказал тем и другим в ответ: действительно, «пришел час прославиться Сыну Человеческому», но только эта слава имеет гораздо более глубокий источник^ чем думают эллины и даже апостолы. Ибо Сын Человеческий прославится не за чудеса, ибо это непрочная слава, легковерная, а прославится за страдания; только Его Крест сделается глубоким источником жизни будущих последователей, приобрести которых для Отца и есть истинная слава Сына: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. И хотя это «возмутило» душу Богочеловека, но, однако, он знал, что нет иного пути к спасению людей, кроме Креста, которым Он доселе прославлял Отца и который должен претерпеть до конца: Что мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего? Но на сей час Я и пришел. Отче! Прославь имя Твое! Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. И этим именно путем, объяснил Спаситель, князь мира сего изгнан будет вон; а когда Я вознесен буду от земли на Крест, тогда всех привлеку к Себе (Ин. 12:27-32), тогда истинно и прославлюсь.

А если Сам Господь Пастыреначальник избрал уничижение единственным способом спасения, то, следовательно, и для всякого доброго пастыря не может быть другого пути. И это понятно психологически. Испорченное, гордое, само эгоистическое, а потому и к другим подозрительное человечество склонно во всем и во всех усматривать подобные же мотивы, а потому не доверяет искренности идеалов и не подчиняется авторитету учителей до тех пор, пока не убедится в полном их бескорыстии любви и чистоте намерений. Этому же и способствует именно самоотверженный, уничиженный характер служения пастыря, когда он всячески ограничивает свою личность в пользу других. Первым видом этого уничижения является, как мы видели, смирение, имеющее громадное значение. Но по степени своей интенсивности оно, как тихое, кроткое проявление самоотвержения — не столь убедительно действует на людей, особенно же на более закоренелых в подозрительном эгоизме. В таком случае нужны более яркие формы самоотвержения в виде прямых страданий по любви к другим. Пастырь добрый душу свою полагает за овцы, ибо нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих (Ин. 15:13). И эти страдания способны уже и самих недругов привлечь к страдальцу, если только они не ожесточат сердца своего до крайности. Наблюдение над общей человеческой психологией дает этому душевному закону — веры в страдающий принцип — постоянные доказательства: люди уважают даже врагов, если видят их честную, искреннюю, принципиальную борьбу за свои интересы. И вообще страдания, особенно «кровь», способны связывать людей, по мотивам ли то мщения, ненависти, а бесконечно чаще более по любви. Эта мысль раскрыта апостолом Павлом в 9-й главе Послания к евреям: Где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя... Почему и первый завет был утвержден не без крови. А поэтому и Христос, Первосвященник будущих благ... со Своею Кровию однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление (Евр. 9:16, 18, 11, 12). Эта Кровь была лишь самым могучим последним звеном в общей цепи страдания Искупителя, привязавшим уверовавших в Него к Скинии Небесной. История Церкви вполне оправдала это159.

159    Кровь мучеников становилась спасением христиан, говорил Тертуллиан.

Даже и доселе самих неверующих и маловерующих не что иное притягивает ко Христу, как Его Крест за Любовь к людям. Поэтому и пастырь, каких бы он ни испытывал скорбен во имя Христово, должен твердо знать, что они лишь более закрепят дело его, устранят подозрения в чистоте его служения, больше возбудят доверия, любви, привязанности к нему, и это не только в пастве, но даже и во врагах. «Пусть тебя гонят, ты не гони; пусть тебя распинают, ты не распинай; пусть тебя обижают, ты не обижай; пусть на тебя клевещут, ты не клевещи», — говорит св. Исаак Сирин160.

160     Исаак Сирин, прп. Подвижнические наставления. 279 //Добротолюбие. II, 755.

 «Такова наша жизнь, таково свойство апостольского призвания, чтобы переносить бесчисленные бедствия. Яко на сие лежим, — говорит он [апостол Павел. 1 Сол. 3:3]. Что такое — на сие лежим! Как съестные припасы предназначены для того, чтобы идти в продажу, так и апостольская жизнь для того, чтобы подвергаться поношению; терпеть всякое зло, никогда не успокаиваться, никогда не иметь облегчения» (III, 543). Но «видите ли, — говорил св. Иоанн Златоуст по возвращении из первой ссылки, — что сделало коварство врагов? Оно усилило расположенность, воспламенило любовь, доставило мне тысячи доброжелателей. Прежде любили меня мои; а теперь почитают и иудеи; думали удалить меня от моих, и привлекли ко мне чужих... Прежде наполнялась одна только Церковь, а теперь и площадь стала Церковью... Что мне говорить? Где сеять?.. Где мне созидать? Храм переполнен, сети мои разрываются от множества рыб... Видите, как истинно то, что я всегда говорил вам, то есть кто мужественно переносит искушение, тот собирает от него и великие плоды» (III, 455-456).

И эти плоды возрастут везде, где только посеяны будут пастырские скорби: зерно, если не умрет, то и не оживет (см.: Ин. 12:24; см.: 1 Кор. 15:16).

Вследствие всего сказанного истинный пастырь не только не должен бежать скорбей или роптать на них, но даже радоваться, или, во всяком случае, на первых порах хотя бы терпеть их с верой в Божию помощь, с уверенностью в спасительную их необходимость и с надеждой вкусить от них плодов не только в будущей жизни, но еще и здесь, часто даже в самый момент переживаний. Трудящемуся земледельцу, — говорит апостол Павел тотчас после речи о страданиях пастыря — воина Христова, — первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да дает тебе Господь разумение во всем (2 Тим. 2:6-7). Или: если вечер водворится плач, будет завтра радость (Пс. 29:6).

И чем больше пастырь будет сострадать своим пасомым, тем больше и больше он будет хотеть пить эту чашу, так что наконец он не сможет и представить себе жизни беспечно-эгоистической, а весь смысл и счастье свое положит в кресте. Таково было служение Пастыреначаль-ника Господа, таковы были пастыри вселенские; таким был и о. Иоанн Кронштадтский, который с возсияния солнца выходил на дело свое и на делание свое до вечера (Пс. 103:22-23), неся непрерывный, но радостотворный пастырский крест сострадающей любви до заката дней своих.

Использованная литература *

* Составлено редакцией. Помимо описания использованной автором литературы в списке приводится одно из репринтных переизданий нашего времени.

Амвросий Медиоланский, сет. Об обязанностях священнослужителей: Творение св. Амвросия, епископа Медиоланско-го. Казань, 1908. Репр.: М.; Рига: Благовест, 1995.

Антоний (Храповицкий), митр. О православном пастырстве. М., 1906.

Василий Великий, сет. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. 2-е изд., испр. и доп. Сергиев Посад, 1900-1902; Ч. 1-7 (Творения святых отцев в рус. пер. Моск. духов, акад.; Т. 5—11); Репр.: М., 1993.

Григорий Великий, Двоеслов, сет. Правило Пастырское. Киев, 1873.

Григорий Богослов, сет. Творения. Т. 1. М., 1889. Репр. Тро-ице-Сергиева Лавра, 1994.

Григорий Нисский, сет. Творения святого Григория Нисско-го.Ч. 1-8.М., 1861-1871 (Творения святых отцев в рус. пер. Моск. духов, акад.; Т. 37-41, 43, 44а, 45). Переизд.: Ч. 1-4. Μ., [199-].

Добротолюбие: В рус. пер., доп. Т. 1-5. СПб., 1877-1889. Переизд.: Т. 1-5. Сергиев Посад, 1992; Т. 1-6. М., 1993.

Дорофей Палестинский, авва. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания, с присовокуплением вопросов его и ответов, данных на оные святыми старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком. М., 1856. СПб., 1855. Репр.: М., 1994.

«Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов». ТСЛ, 1993.

Ефрем Сирин, прп. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Сергиев Посад, 1895-1901. Репр.: Т. 1-8. М., 1993-1995.

Жизнеописание еп. Игнатия Брянчанинова. СПб., 1881.

И. Е. О необходимости изучения аскетических творений в деле пастырского служения // Вера и Разум. 1898. Т. 1.4. 1. Отдел церковный. Кн. 12. С. 715-739; Т. 2. Ч. 1. Отдел церковный. Кн. 13. С. 20-35.

Иннокентий (Пустынский), архиеп. Пастырское Богословие в России / Сост. иером. Иннокентий [Пустынский]. Тр.-Серг. Лавра, 1899.

Иоанн Златоуст, сет. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Т. 1. СПб., 1895; Т. 2. Спб., 1896; Т. 3. СПб., 1897; Т. 4-10; Т. 11. СПб. 1905; Т. 12. СПб., 1906. Репр.: Т. 1-12. М., 1991.

Иоанн Кронштадтский, св. Моя жизнь во Христе. СПб., 1893.

Иоанн Кронштадтский, св. Поли. собр. соч. Т. 4. СПб., 1893; Т. 5. СПб., 1892.

Иоанн Кронштадтский, св. Слово мудрости духовной. СПб., 1907.

Иоанн Лествичник, прп. Преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы Лествица: В рус. пер. с алф. указ и примеч. / Козел. Введен. Оптина пустынь. М., 1862.

Исаак Сирин, прп. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические. Сергиев Посад, 1893. Репр. М., 1993.

Искатель непрестанной молитвы, или сборник изречений и примеров из книг Священного Писания и сочинений бого-мудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве / Сост. игум. Тихон. М., 1904. Переизд.: М., 1996.

Киприан Карфагенский, свмч. Творения святого священно-мученика Киприана, епископа Карфагенского. Киев, 1891. Репр.: Ч. 1-2. М., 1999.

Кирилл (Наумов), архим. Пастырское Богословие. СПб., 1888.

О должностях пресвитеров, церковных (О должностях священнических). М., 1861. Репр.: М., 2004.

Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчанино-вым). СПб., 1891.

Макарий Египетский, прп. Преподобного отца нашего Ма-кария Египетского Духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Сергиев Посад, 1904. Репр.: М., 1998.

Певницкий В.Ф. Священство. Киев, 1897.

Родосский А. С. Библиографический словарь студентов первых 28 курсов Санкт-Петербургской духовной академии / Сост. А. Родосский. СПб., 1907.

Симеон Новый Богослов, прп. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Т. 1— 2 / Пер. на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана. М., 1890-1892.

Сказание о житии и подвигах блаженной памяти о. Серафима. М., 1885.

Служебник. СПб., 1903.

Тихон Задонский, сет. Сочинения преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. 3-е изд. Том 1 — 15. М., 1860.

Феодор (Поздеевский), еп. К вопросу о страданиях // Богосл. Вестник. 1909, окт. Т. 3. № 10. С. 286-311.

Феофан Затворник, сет. Письма о духовной жизни. СПб., 1872. Репр.: М., 1998.

Феофан Затворник, сет. Путь ко спасению. М., 1899. Репр.: М., 2006.

Феофан Затворник, сет. Толкование посланий св. Апостола Павла. М., 1879-1882. Репр.: М.: Паломник, 1995.

James W. Varieties of Religions Experience. N.Y., 1902; рус. пер.: Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910.

 

 

Конспект лекций по пастырскому богословию, читанных в 1910/11 учебном году *

Введение

1-й билет. Задача пастырского богословия (два чтения), метод (идеальность, практичность, цельность), определение науки.

2-й билет. Возражения против науки пастырского богословия.

А) Первое возражение против самостоятельности института пастырства. Оправдание пастырства:

a) практическо-дисциплинарное доказательство;

b) историко-психологическое доказательство (сознание нужды в ходатае в язычестве, Ветхом и Новом Завете).

3-й билет, с) Нравственно-мистическое доказательство (святость, выделение специального класса, идея «икономии».

4-й билет, d) Догматико-экзегетическое доказательство: разбор Евангелия от Иоанна 20:19-22; 1 Петр. 5:9 и др.

5-й билет. В) Второе возражение: против особенности пастырского самосознания. Оправдание его: пастырское посред-

* Настоящий «конспект» представляет собой, скорее, сформулированную в виде экзаменационных билетов программу курса о. Вениамина. – Ред.

 

 

ничество, душепопечение, пастырская педагогика, исключительность нравственных требований от пастыря.

6-й билет. С) Третье возражение: о излишности пастырского богословия при существовании других Божественных наук. Отношение пастырского богословия к другим наукам.

D) Четвертое возражение. Вопрос о бесполезности (регу-лятивно-конструктивное значение) и трудности (общность пастырской психологии, аскетическая литература) пастырского богословия, как науки.

/. Часть принципиальная. Благодатная сущность пастырского служения

7-й билет. Определение сущности пастырского служения.

Обычное определение. Определение проф. Певницкого и Архиепископа Антония. Важность вопроса. Сущность спасения. Вывод. Свидетельство св. Василия Великого, св. Симеона Нового Богослова и о. Иоанна Кронштадтского.

8-й билет. Виды пастырского служения, как благодатного посредничества; сравнительное значение их. Важность вопроса. Благодать, как исходный пункт в оценке трех видов служения: тайноводственного, молитвенного и руководственного. Взгляд архим. Антония и других на сущность пастырского служения. Свидетельство св. Григория Богослова, Слова еп. Феофана Затворника и св. Иоанна Златоуста. Возражение со стороны «первенства» обязанности учительства (в порядке: 1 Кор. 1:14, 17; личный подвиг).

9-й билет. Главные выводы из основного понятия о пастырстве как благодатном посредничестве: возрождение душ; основная ложность нового течения; основное самосознание пастыря — второстепенное значение, как слуги Божьего. Слова св. Иоанна Златоуста. Частные выводы из основного самосознания «хождение пред Богом», постепенность его, важность, «строительство» (ο'ικονομία).

10-й билет. Частные положительные стороны настроения пастыря как благодатного «строителя»: высота, смирение, стремление к достойному служению, отрадность, спокойная уверенность, надежда и дерзновение, бдительность.

11-й билет. Сознание паствы: правильность воззрения; искание благодатного посредничества; снисходительность к недостаткам пастыря. Слова св. Симеона Нового Богослова.

12-й билет. Частные отрицательные стороны, или искушения пастыря в двух областях. В области апатии: срединность.

13-й (ж/ге/и.Чрезмерность труда; малозаметность; лень. Искушения в области ревности: тщеславие, проявления его, средства борьбы.

14-й билет. Подмена благодатного пастырства «душевным»: сущность, проявления, два исхода: а) разочарование и б) религиозный сентиментализм и «привязь»; причины их (интерес-ность, тяжесть свободы, искание таинственного, особенно у женщин), результат: религиозное расслабление.

15-й билет. «Привязь», проявление ее, процесс, непрочность; опасность веры в «человечество». Отношение к душевному пастырству Спасителя, апостолов: слова св. Григория Двоеслова и еп. Игнатия (Брянчанинова).

16-й билет. Основное различие католичества, протестантства и православия в вопросе о сущности пастырского служения (отношение к «душевности»). Способы противодействия пастыря искушению «душевностью» и «привязью». Пример Иоанна Предтечи. Заключительные слова св. Иоанна Златоуста.

17-й билет. Хиротония. Учение Слова Божия. Мистическая сторона. Нравственная сторона; частные дары: δϋναμις, αγάπη, σωφρονισμός. Общее определение. Различие даров по степени личного отношения пастыря.

//. Часть практическая. Главные деятельные стороны пастырского служения

18-й билет. Общие вопросы: Индивидуализм, его оценка. Пример, нужда в нем, значение, (молчание, отягощение); практический исход «среднего» пастыря; скрывание, качество народа, долг церковного служения.

 

19-й билет. Опыт: определение его; необходимость по существу, педагогическое значение его (способность понимать, убежденность или прочувствованность), краткий взгляд на значение образования. Современная важность опыта.

20-й билет. Практический исход при отсутствии опыта: степени, удобство личного подвига (обязанности и соответственность условий), умеренность требований, помощь пастырской благодати, молитва.

21-й билет. Пособие опыта Церкви: слово Божие и Святые отцы: указание видов и значение творений последних.

22-й билет. Молитва. Определение и значение ее в духовной жизни. Свидетельство Слова Божьего и св. отцов. Общий взгляд на значение молитвы в служении пастыря.

23-й билет. Частная молитва: косвенное (одушевленность) и непосредственное (опытность) значение ее в пастырском служении.

24-й билет. Посредническая или соборная молитва. Существенное значение ее по свидетельству Слова Божия и св. отцов (особенно св. Иоанна Златоуста) и взгляду паствы. Главные виды ее.

25-й билет. Практические вопросы в посреднической молитве: отсутствие дерзновения; средства к его возгреванию: борьба с механичностью, общий подъем, вера просителей, соборность.

26 билет. Путь воспитания молитвы: благодать, принуждение, нравственный подъем, мерность, храм, постоянство.

27-й билет. Правила. Объем их; отношение к ним: опущение, механизм. Средства к возгреванию. Невольное нечувствие. «Деятельная» молитва.

28-й билет. Богослужение. Уставность: наличная действительность; осторожность. Истовая молитвенность. Драматизм.

29-й билет. Любовь. Свидетельства Слова Божия и св. Иоанна Златоуста. Необходимость ее. Существенное свойство ее (объединение); значение в пастырском служении (обязанность и возможность понять пасомых и воздействовать на них).

30-й билет. Путь к воспитанию любви Трудность. Средства,

зависящие от пастыря: любовь к Богу (духовная жизнь), благодать, дар хиротонии, принуждение, мерность, ответная любовь;

31-й билет, и — молитва. Средства, содействующие любви: общение, скорби паствы, умеренность требований от пастыря паствой.

32-й билет. Искушения в пастырской любви: а) в сторону строгой законности (формы проявления, положительное и отрицательное значение, доверие)

33-й билет, и б) в сторону сентиментальной слабости (формы проявления, значение, нужда в коррективе). Сравнительное значение обеих крайностей.

34-й билет. Смирение. Свидетельство Слова Божия. Слова св. Василия Великого. Существенное значение смирения. Необходимость его для самого пастыря, — особенно в молитве.

35-й билет. Значение смирения в пастырском служении (руководстве): самолюбивая чуткость исправляемых, послушание; искренность смирения. Прикровенность Божия, пример Спасителя. Отношение смирения к ревности и вольности.

36-й билет. Крестный путь пастырства. Неизбежность страданий (слова св. Симеона Нового Богослова) вообще, для пастыря в особенности, по слову Божию и свидетельству св. Иоанна Златоуста. Причины этого: обострение духовной брани, любовь (ее универсальность, духовность, постоянство и глубина, самоотверженное общение с больными), современная трудность ее. Наемничество.

37-й билет. «Слава» крестного пути: потребность страданий в человечестве вообще; христианство, как религия «похвалы крестом». Радостотворность для пастыря страданий: как проявления любви, желательность их, слова св. Иоанна Златоуста: высота пастырского креста, плодотворность его; осуждение наемничества.

38-й билет. Значение опытного крестоношения для пастырского служения: миротворчество, убедительный путь спасения. Пример Спасителя. Слова св. Иоанна Златоуста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: