Функции социального управления: понятие и виды

Шестерикова Эльза Фаридовна

Задание на 04.09.2020   (пятница)

Тема «Понятие социального управления, его виды, система управления, структура и ее функции».

Цель занятия: получение новых теоретических знаний в сфере социального управления.

Ход работы:

1. Изучите лекционный материал (Приложение А).  

2. Изучите Федеральный Закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Изучите Федеральный Закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».

4. В тетради, ответив на вопросы, составьте краткий конспект и таблицу с применением изученного материала (Приложение Б).  

Сроки выполнения задания04.09.2020 года

Требования к оформлению и предоставлению выполненной работы преподавателю:

Фото выполненной работы отдельным файлом с указанием ФИО студента, № группы и даты занятия необходимо выслать по адресу электронной почты: Elza_777@mail.ru или в сообщество по адресу https://vk.com/club198433749

Организация обратной связи:

- выполненная работа каждым студентом предоставляется на электронную почту: Elza_777@mail.ru или в сообщество по адресу https://vk.com/club198433749

5. Форма контроля работы – письменная работа в тетради.

 

 

Приложение А

Лекционный материал

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате кᴏᴛᴏᴩого достигается ее упорядоченность, развитие в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с поставленными целями.

Признаки управления:

  • обязательно качество целостной организованной системы;
  • наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;
  • определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);
  • служит интересам взаимодействия основных элементов;
  • обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

1. существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

2. обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

3. направлено на достижение определенной управленческой цели;

4. характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

5. субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

6. объект управления будет подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение кᴏᴛᴏᴩого должно изменяться в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с указаниями субъекта;

7. реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи - целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи - канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл - совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

  • анализ управленческой ситуации;
  • выработка и принятие решения;
  • организация и исполнение решения;
  • контроль выполнения решения;
  • подведение итогов, внесение корректив.

Функции социального управления: понятие и виды

Функции социального управления - обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.

Признаки функций социального управления:

  • обусловлены социальным назначением управления;
  • характеризуются определенной направленностью и стабильностью;
  • представляют собой внешнее проявление ϲʙᴏйств системы управления;
  • представляют собой направление его активного действия;
  • предопределяются поставленными целями и задачами.

Учитывая зависимость от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

Учитывая зависимость от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.

Учитывая зависимость от времени действия существуют функции постоянные и временные.

Общие функции управления:

  • информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;
  • прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;
  • моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;
  • планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;
  • организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;
  • координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;
  • распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;
  • регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;
  • контроль – установление ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;
  • учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

Организация и функционирование системы МВД России основываются на общих принципах государственного управления. В то же время эта система имеет ряд особенностей, поскольку объектом воздействия в системе органов внутренних дел Российской Федерации выступает определенный комплекс общественных отношений, обладающих специфическими свойствами. Свойства объекта также определяют собственно характеристики системы управления, ее задачи, функции, формы и методы деятельности.

С точки зрения теории управления система управления – это совокупность людей, методов и средств управления, целенаправленно воздействующих на общество или определенную социальную группу для их сохранения и совершенствования.

Специфика деятельности органа внутренних дел как разновидности управляемых социальных систем выражается понятиями: общественный порядок, общественная безопасность, законность, уважение прав человека и другими категориями, относящимися к содержанию правоохранительной деятельности. При этом система управления органов внутренних дел наделена компонентами, которые необходимы для осуществления организационно-управленческой деятельности. Орган внутренних дел решает основные организационно-управленческие задачи, отнесенные законодательством к его компетенции. Выполнение этих задач в ряде случаев осуществляется самостоятельно, а в наиболее ответственных вопросах деятельности – под руководством вышестоящих уровней управления.

Орган внутренних дел одновременно является и системой управления (по отношению к нижестоящим), и управляемой системой (по отношению к вышестоящим системам).

Процессу управления в каждой сфере общественной жизни присущи только ему свойственные особенности применения способов и средств воздействия на объект управления. Социальное управление неоднородно по содержанию, формам и методам управления. Одновременно с этим управление едино с точки зрения технологии, методов, арсенала средств и т.д. В этом отношении все виды социального управления (по сферам) едины. Меняется лишь «набор» методов, средств, их соотношений и т.д. В этой связи важно выделить общие и специфические признаки различных сфер социального управления.

· Государственное управление (управление делами государства) имеет пределы распространения в границах государственно-территориального образования. Субъектом его выступают органы государственной власти и управления в рамках своей компетенции. Организационно-управленческие функции этих органов распространяются на государственный сектор, связанный, прежде всего, с обеспечением законности и правопорядка, безопасности (внутренней и внешней), социального обеспечения, производства, оказания различных услуг, финансовой деятельности и т.д.

· Управление в негосударственной сфере производства и оказания услуг связано с конституционными принципами обеспечения коммерческой деятельности независимо от государственного управления. Свобода этого вида деятельности, осуществляемой в рамках закона, гарантирована на всей территории Российской Федерации. Ее субъекты осуществляют функции управления в различных секторах экономики, таких, как: кредитно-банковская деятельность, промышленное производство, оказание услуг населению и т.д.

· Управление в сфере деятельности органов местного самоуправления является одной из развивающихся сфер народовластия, которая реализуется независимо от государственного управления. Оно призвано регулировать отношения в области муниципальной собственности, транспорта и коммуникаций местного значения, благоустройства территорий и т.д. Территориальные границы деятельности органов местного самоуправления соответствуют границам административно-территориальных образований.

· Управление в сфере деятельности общественных движений и образований выступает в качестве основы демократического общества. Деятельность общественных объединений, в соответствии с конституционными принципами, осуществляется на основе свободы мысли и слова, равенства всех объединений перед законом. Реализация этих принципов не должна быть направлена на подрыв конституционных основ государства. Субъекты управления в этой сфере имеет разную направленность деятельности. В частности, это – политика, культура, спорт, социальная помощь населению и т.д. Границы сферы деятельности определяются целями объединений, зафиксированными в их уставах или других учредительных документах.

· Управление в сфере духовной жизни общества связано с деятельностью учреждений в области воспитания и образования, средств информации, деятельностью религиозных конфессий и некоторых других. Субъекты этой сферы осуществляют деятельность в соответствии с законодательством, основой которого являются конституционные принципы равенства прав и свобод человека и гражданина, запрет на любые ограничения прав, свободный доступ к информации, свобода вероисповедания, независимость церкви от государства и пр. Особенностью управления в сфере духовной жизни человека является то, что она затрагивает интересы государства в части воспитания человека и гражданина. Соответственно, в этой сфере функционируют органы государственного управления (министерства культуры, образования и их структуры), а также органы координации деятельности с негосударственными структурами (комитеты и комиссии при органах власти).

В любой из перечисленных сфер социального управления следует выделять и отдельные направления деятельности. Например, правоохранительная деятельность является относительно самостоятельным направлением в сфере государственного управления. При этом каждое направление социального управления имеет как общие, так и частные принципы управления.

Принципы – это одно из ключевых понятий науки управления. В широком смысле под этим понятием понимаются основополагающие идеи какой-нибудь теории, учения, науки; мировоззрение; руководящие положения, установки в какой-нибудь деятельности. Принципы любой сферы социального управления в наиболее общем виде отражают сущность управления и механизма его воплощения.

Основой принципов являются законы и система ценностей, действующих в обществе, которые существуют независимо от сознания и воли людей и их целенаправленной деятельности. Познание этих законов осуществляется посредством изучения форм их проявления в процессе развития социально-экономических отношений.

Законы и принципы имеют разную природу, они не тождественны по форме проявления. Законы непосредственно реализуются в развитии общества, а принципы, в силу своей субъективности, не могут рассматриваться как прямое следствие объективных законов. Под законом обычно понимают устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями, определяющие объективные условия существования и развития данного социального феномена. Диалектика выделяет три основных закона развития мира: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицаний. Познавая законы и формулируя принципы, человек осуществляет сознательную целенаправленную деятельность. В процессе этой деятельности он формулирует принципы. В частности, в настоящее время в социальной практике выделены: принципы политического руководства, принципы организационной деятельности, принципы научной деятельности, принципы воспитания и т.д.

Принципы управления, в том числе управления в органах внутренних дел, представляют собой проявление объективных законов в субъективной форме общественного сознания. Они отражают закономерности и отношения общественно-политической природы и содержания. Выявление и обоснование принципов управления должно соответствовать определенным требованиям:

· отражение главных, объективно необходимых проявлений управления;

· характеристика устойчивых отношений и связей;

· охват отношений и взаимосвязей, присущих управлению как целостному явлению;

· отражение специфики и различий видов управления.

Познание принципов управления является основой для разработки теории управления в конкретной отрасли деятельности. Оно позволяет не только уточнить область правового регулирования этой деятельности, но и организовать на научной основе процесс управления, а также выбрать средства для его осуществления. При этом следует иметь в виду, что выделение принципов управления возможно только в результате действия самого механизма управления, ибо принципы – не исходный пункт познания, а его закономерный результат.

Подразделение принципов управления по их отраслевой принадлежности способствует их различению даже в смежных областях деятельности. Закономерности, проявляющиеся в сфере деятельности органов внутренних дел, будут частным случаем по отношению к более сложной системе правоохранительных органов, а выделяемые для этих систем управления принципы будут отражать лишь некоторый аспект закономерностей государственного управления. Соответственно следует разделять уровни действия принципов управления.

В управленческой деятельности, в том числе и в правоохранительной сфере, необходимо выделить три уровня действия принципов управления.

1. Общественно-политические принципы управления в наиболее общем виде согласуются с Всеобщей декларацией прав человека. В настоящее время эта группа принципов, как отражение закономерностей развития нашего государства, закреплена в Конституции Российской Федерации. К числу общественно-политических принципов, которые распространяются на деятельность органов внутренних дел, относятся:

· Принцип демократизма. Он раскрывается в положении о том, что народ является единственным источником власти, и реализуется эта власть как в непосредственном волеизъявлении, так и через его представительные органы.

· Принцип равноправия. Этот принцип проявляется в том, что граждане обладают широкими и равными правами и свободами, в том числе правом участия в управлении делами государства.

· Принцип защиты прав и свобод человека и гражданина является приоритетным по отношению ко всем остальным социальным ценностям. Права и свободы человека в обществе определяют его взаимосвязь с государством, защиту его интересов, определенные обязательства государства по отношению к человеку, а также систему юридических гарантий его прав и свобод.

· Принцип социальной ориентации государственного управления означает подчинение государственного управления интересам социальной политики. В своей политике государство не может поглощать интересы человека и подчинять их интересам органов власти.

· Принцип разделения властей обеспечивает создание гарантий гражданских прав и свобод, а также законности от произвола. В основе этого лежит разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей.

· Принцип деидеологизации государственной власти и управления запрещает устанавливать в качестве государственной или обязательной любую форму идеологии. Этот принцип гарантирует защиту общества и граждан от политического преследования за убеждения.

· Принцип соответствия законов на территории Российской Федерации общепризнанным нормам международного права устанавливает правовую систему, в которой принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью собственной правовой системы.

· Принцип свободы деятельности общественных объединений проявляется в отсутствии каких-либо дополнительных ограничений, кроме установленных законом, на создание общественных объединений граждан, выбор ими руководящих органов и решение прочих урегулированных законом отношений.

· Принцип законности свидетельствует о том, что функционирование и развитие механизма управления определяются нормами права и состоят в практической реализации законов.

· Принцип гуманизма характеризует направленность деятельности на решение стоящих задач средствами и методами, обеспечивающими уважение прав и свобод человека и гражданина.

· Принцип гласности устанавливает открытость деятельности, которая обеспечивает каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

2. Организационные принципы управления отражают, с одной стороны, единство правил функционирования в системе правоохранительных органов; с другой стороны – специфику организации механизма управления в органах внутренних дел. К их числу можно отнести следующие:

· Принцип взаимодействия с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Этот принцип непосредственно связан с функциональной стороной деятельности органов внутренних дел, которые призваны решать задачи охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Их решение без должного взаимодействия с другими органами власти и управления, общественными организациями и гражданами невозможно.

· Принцип дифференциации и фиксации функций и полномочий состоит в том, что все основные направления деятельности должны быть регламентированы и зафиксированы в правовой форме по предмету, содержанию, объему и способу осуществления.

· Принцип ответственности должностных лиц и органов предполагает распределение их компетенции в структуре управления. В соответствии с этим принципом фиксируется и ответственность отдельных органов, их структурных звеньев, руководителей, должностных лиц, а также полномочий (обязанностей) конкретных сотрудников.

· Принцип сочетания территориальных и отраслевых начал формирует специфику деятельности органов внутренних дел исходя из отдельных уровней управления, территорий, а также отдельных подсистем.

· Принцип сочетания линейных и функциональных начал является исходным для создания такой структуры управления, которая наиболее рационально учитывает многоцелевой характер деятельности органов внутренних дел.

· Принцип сочетания коллегиальности с единоначалием устанавливает определенное соотношение прав и обязанностей субъектов управления в структуре управления при осуществлении их полномочий.

· Принцип мобильности отражает специфику деятельности и проявляется в постоянной готовности всех структур и подуровней к реагированию на информацию о различных происшествиях и преступлениях.

· Принцип автономности управления также отражает специфику деятельности органов внутренних дел и проявляется в их способности самостоятельно решать целый ряд задач организационно-управленческого характера (организация охраны общественного порядка, подбор кадров и т.д.).

В числе организационных принципов управления органами внутренних дел выделяют также мотивацию, цикличность, рациональное соотношение целей и ресурсов, иерархичность и некоторые другие. Однако они отражают не закономерности, а свойства процесса управления.

3. Принципы предметной управленческой деятельности. Многоэлементность управленческой деятельности дает основания для разделения всей совокупности соответствующих принципов на общие (присущие всем проявлениям государственно-управленческой деятельности) и специальные (абстрагированные из ее отдельных направлений). Чаще всего выделяют такие общие принципы, как целеустремленность, конкретизация управленческой деятельности, организованность, личная ответственность каждого за конечный результат, актуальность, объективность, системный подход и другие.

Предметная управленческая деятельность в органах внутренних дел объединяет в себе организационные начала всех форм и методов оперативно-служебной (специальной) деятельности и не может осуществляться без наличия общих исходных политических и организационных идей и правил. К этой группе принципов относятся:

Принцип оперативности, который заключается в способности качественно и своевременно решать задачи различной степени сложности, с проявлением гибкости реагирования и комплексного использования сил и средств в быстро меняющейся обстановке.

Принцип моделирования проявляется в заблаговременном определении развития оперативной обстановки и планировании всех основных направлений деятельности.

Принцип точности является проявлением высокой нормативности управленческих решений, обязательности строгого выполнения распоряжений, однозначности (непротиворечивости) приказов, а также обязательности контроля над всеми сторонами деятельности.

Принцип информативности заключается в обязательном информационном обеспечении всего процесса управления, а также в развитой системе информационных каналов связи между всеми субъектами и объектами управления.

Принцип защищенности отражает наличие системы правовых, организационных и технических средств защиты процессов управления, а также информации, циркулирующей в структуре органов внутренних дел.

Принцип сочетания непрерывности и дискретности свойствен всем основным направлениям управленческой деятельности и проявляется, во-первых, в постоянном (круглосуточном) обеспечении управления; а во-вторых, в строго установленной периодичности (цикличности) отдельных процедур управления (учет сведений, сбор информации, ее анализ и т.д.).

Принцип обеспечения постоянной служебно-боевой готовности является основным правилом, требованием и критерием оценки эффективности управления в органах внутренних дел. На обеспечение готовности к решению задач, возлагаемых на органы внутренних дел, направлена вся система принципов управления.

Всю совокупность принципов следует рассматривать как систему основных руководящих идей и правил, обеспечивающих целенаправленное функционирование органов внутренних дел в системе органов государственной власти. Обладая высокой степенью нормативности, система принципов в этой сфере находит выражение в законодательстве и иных подзаконных актах, регулирующих деятельность.

Выраженные в правовой форме принципы становятся руководящими правилами, обязательными для воплощения в правоохранительной деятельности. Одновременно с этим, являясь идеями, сформулированными в результате субъективного восприятия процессов общественного развития, принципы управления изменяются во времени, так как не являются стабильной субстанцией. Принципы обладают некоторым периодом «жизнедеятельности», и выделение новых принципов, которые соответствуют данному этапу развития общественных отношений, способствует совершенствованию механизма управления.

Приложение Б


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: