Функционально-ролевая структура семейных отношений

Не плюй в колодец – пригодится воды

напиться                                                         Что ни делается – все к лучшему

                                                          

Вода и камень точит                                         Плетью обуха не перешибешь

Муж да жена – одна сатана                         На что и клад, коли в семье - лад

Женский ум лучше всяких дум                       У бабы семь пятниц на неделе

Старый конь борозды не испортит                    Укатали сивку крутые горки

 

Существуют различия между житейской и научной психологией.

Житейская психология Научная психология
Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди. Индивидуальный психологический опыт в основном составляется из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением. Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики.
Знания житейской психологии связаны с конкретными ситуациями и конкретными людьми и поэтому ситуативны и мало обобщены. Часто они выражаются образно, метафорически. Знания научной психологии фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей. Как правило, они выражены в понятиях.
Житейские знания о психологии человека приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов.

 

3. Молодость научной проблематики: в начале формировался практический запрос, а потом возникали и внедрялись в эту сферу научные исследования.

4. Заполнение в настоящее время терапевтического вакуума путем прямого заимствования зарубежных методик и техник порождает немало негативных результатов. Наметившийся в 90-е годы «бум» психотерапии вызвал всплеск интереса к проблеме семейных отношений. Наряду с позитивными моментами такой ситуации обнаруживается пристрастность, одержимость исследователей, забвение исторических различий в изучении семьи.

5. Сложность семейных отношений как предмета изучения, сохраняющаяся отсталость психологической науки, терминологии в данной области. Труднодоступность изучения семейных отношений связана а) с проблемой разработки и внедрения методического инструментария, не наносящего ущерба респондентам и их семейным отношениям; б) с влиянием самого факта участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое состояние; в) с характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения.

 Обычно в общественном сознании представления об истории семьи и развитии семейных отношений сводятся к набору простых закономерностей, которые мы попытаемся опровергнуть.

 

Представления о семье Противоречивые свидетельства
Раньше семья была больше, теперь она стала меньше. Размеры семьи известны разные. Если под размерами семьи понимать количество детей в семье, то встречались царские, королевские семьи, в которых было мало детей, а то и вовсе – единственный наследник. Вспомним хотя бы народные сказки, в которых распространены описания семей, имевших 2-3 детей, иногда 1. В крестьянских семьях, семьях небогатых людей тоже были разные варианты детности. Вспомним пушкинскую «Барышню-крестьянку», «Станционного смотрителя» и те же сказки.
Раньше семья была стабильной. Развод известен и в древние времена. Его «варианты» в виде побегов из домашней среды, интриг и расправ хорошо описаны в художественной литературе, например, развод между Наполеоном и Жозефиной.
Прежде власть в семье принадлежала мужчине, и это обеспечивало порядок в доме. Литературные образы Кабанихи, Простаковой никак не тянут на покорных женщин.
Раньше семья была дружнее, т.к. жили вместе представители нескольких поколений. Нередко в состав семьи включали весьма далеких, но бездетных или неимущих родственников, которые не только не встречали любви в семье, где они вынуждены были проживать, но и приветливости.

 

Упражнение. Приведите пример метафорического представления о семье. Например, -это город, который нам предстоит построить и сохранить; -попытка людей жить правильно; -психологически замкнутый круг; -веник, который трудно сломать; -четыре ножки стола, объединенных общей столешницей; -гавань, где тебя ждут; -красивый букет; -те люди, с которыми хорошо по жизни; -социальный институт-инкубатор; -грибница опят и др.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1. Понятие семьи. Семья как малая социальная группа.

2. Направления в изучении психологии семейных отношений.

3. Основные функции семьи и их характеристика.

4. Различия традиционной и эгалитарной семьи.

    5. Ролевая структура семьи.

    6. Периодизация семейной жизни.

 

Литература:

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.,2000.

Голод С.И. Молодая семья: молодежь и современность. Л., 1975.

Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Мн., 1989.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1991.

Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.

Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992.

Мацковский М.С. Тенденции развития брачно-семейных отношений в СССР // Молодожены. М., 1981.

Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. Социально-демографическое исследование. М., 1978.

 

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество

различных подходов к изучению семьи и определений, встречающихся в научной литературе.

Людвиг ван Берталанфи (австрийский биолог-теоретик) писал: «Семья не есть простая сумма членов этой семьи, это предже всего определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того, чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое».

 Захаров А.И.: «В социальной психологии существует понятие «первичная группа». Связи в этой группе строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников. Такой первичной группой является семья – единственная группа, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей».

 Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное Харчевым А.Г.: семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Семья становится объектом внимания различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.

Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Харчев А.Г. определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности».

  В этом определении ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании, обеспечивающимся как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными).

  Так, в разных обществах устанавливается разный возраст вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака и его расторжения. Половое санкционирование также хорошо известно (ограничение возможностей репродуктивного поведения в Китае или стимулирование деторождения в других странах).

  По мнению Харчева А.Г., семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

  Семья связывает биологическую и социальную жизнь человека, или личную и общественную. Она выполняет роль посредника между индивидом и обществом. И хотя потребности человека и общества не совпадают целиком, многие из них удовлетворяются именно в семье.

   Специфика семьи в том, что в ней отражаются все структурные особенности общества. В семье представлено взаимодействие между представителями разных групп: половых (мужчины и женщины), возрастных (представители разных поколений), профессиональных (люди разных специальностей), религиозных и др.

       В семье отражаются социальные ценности и нормы общества. В семье существуют следующие системы отношений:

  супружеские                                  персональные (мать-сын)

  родительские                                 групповые (родители-дети)

  сиблинговые         

           

       К настоящему времени выделяются следующие направления в изучении психологии семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм (Антонов А.И., Медиков В.М. Социология семьи. М., 1996).

       Эволюционный подход. Баховен И.Я., швейцарский историк и Мак-Леннан Дж.Ф., шотландский юрист внесли наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений. Они подчеркивают идею изменчивости форм брака.

       Уже в античные времена имелись представления как о «патриархальности» семейного уклада (Платон – отец «патриархальной теории»), так и о наличии беспорядочной половой связи – «промискуитета» (Геродот). Эволюционистский подход исходит из теории изначального промискуитета, сменяющегося экзогамным материнским родом. Позднее теория экзогамного рода дополняется идеей о дуально-родовой организации.

       Сорокин П.А. указывает главные положения эволюционистского подхода:

1) почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;

2) на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений;

3) эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни;

4) эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

        Функциональный подход. Семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник Дюркгейм Э., французский социолог, обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации. Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Ключевой момент функционализма – проблема ответственности. Мера ответственности способна задавать динамику семейных отношений.

       Эмпирический подход. Семья – малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Родоначальник Ф. Ле Пле полагал спонтанную устойчивость семьи при смене поколений благодаря склонности к солидарности и сплоченности. Он подчеркивал нестабильный характер семейных отношений, разрозненное существование родителей и детей, ослабление отцовского авторитета.

       Сциентистский подход. Семейные отношения рассматриваются в нем во взаимосвязи личности и общества (У.Джемс, Ч.Кули, У.Томас, Ж.Пиаже, З.Фрейд). Ключевые моменты: межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семья как «единство взаимодействующих личностей». У.Джемс, классик психологии личности: человек имеет столько же социальных Я, сколько имеется индивидов, которые признают его и имеют представление о нем. Социолог Ч.Кули: идея «зеркального Я», как в зеркале в воображении человек пытается представить, как в мыслях других людей отражается он (его внешность, цели, поступки, характер, друзья). Г.Салливан, американский психолог и психотерапевт описал влияние значимых других на онтогенез личности. Далее эти идеи развивали Мясищев В.Н., Ананьев Б.Г., Кроник А.А. и другие.

       Биологический подход (этологический). Ч.Дарвин и другие представители оперируют методами сравнительной этологии, разбираясь в скрытых, инстинктивных основах поведения человека. В разгар биологической эволюции человек вышел из-под действия естественного отбора, т.к. главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а внегенетически передаваемые знания, необходимость в социализации.

 

       Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется

функцией. Соловьев Н.Я. считает, что «функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет». Навайтис Г. выделяет основные группы семейных потребностей:

       -создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи 

         -потребности в любви и опеке, связанные с материнством

       -потребность в психологической и физической близости

       -потребность в семейном общении.

        Исходя из такого деления, четко обозначаются основные сферы семейного влияния: быт, дети, интимность и семейное общение.

        Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, но совокупность функций довольно схожа. Гребенников И.В. выделяет репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функции. Эйдмиллер Э.Г., Юстицкис В.В. называют воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическую функции.

        Назовем традиционные функции, т.е. устойчивые к изменениям:

         1) хозяйственно-экономическая. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений. Проблемы, возникающие в этой сфере жизнедеятельности, касаются распределения домашних обязанностей, управления и лидерства в семье.

           2) репродуктивная. Характеризуется целостностью сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства. Супружеская любовь зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям. Семья должна воспроизвести на свет психологически и физически здорового человека.

    3) регенеративная (лат. regeneratio – возрождение, возобновление). Связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения, с передачей фамильных драгоценностей (фотографий).

    4) образовательно-воспитательная (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. 

    5) рекреативная (лат. recreatio – восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Досуг – 1) нерабочее время, затрачиваемое на домашний труд и

самообслуживание; 2) время, затрачиваемое на сон и еду; 3) время, которое связано с работой и учебой, но не входящее в рабочее время; 4) свободное время, которое затрачивается на учебу, воспитание детей, отдых. Опасности: 1) превращение досуга в развлечение; 2) превращение досуга во вторую работу.

6) психотерапевтическая. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т.е. семейное существование зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

 

         Различия традиционной и эгалитарной семьи. Традиционная – семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли (жена – хозяйка, мать, муж – ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения). Эгалитарная семья – та, в которой все роли распределяются преимущественно поровну.

 

сфера жизнедеятельности традиционная семья эгалитарная семья
репродуктивная  чем больше детей, тем лучше, т.к. дети – будущие работники рождаемость ограничивается супругами в соответствии с их представлениями и образом жизни
производственная  работает муж  повысилась экономическая самостоятельность женщин, рост образования, повышение духовной культуры
воспитательная воспитание определяет отец, но занимается им жена стремление супруговвносить равный вклад в воспитание детей
хозяйственная Занимается жена гибкое распределение обязанностей в семье
материальная муж обеспечивает семью обоюдный вклад в благосостояние семьи
досуговая общение с гостями, развлечения осуществляются супругами совместно, либо муж имеет право на некоторую автономию муж и жена имеют одинаковые права на проведение свободного времени вне дома и нередко проводят свой досуг отдельно друг от друга
духовного общения общение носит характер узких внутрисемейных проблем обсуждаются и производственные отношения, и любительские увлечения
отношений с друзьями и родственниками поддерживаются родственные контакты ориентация на дружеские связи и общение по интересам, тенденция к уменьшению родственных контактов
власти и лидерства муж – глава семьи и принимает решения по основным вопросам лидерство разделяется по сферам
первичного социального контроля семья осуществляет жесткий контроль за поведением женщины, выбор жениха или невесты принадлежит родителям семья осуществляет контроль за отклонениями от социальных норм мужчин и женщин.
эмоциональных отношений жена исполняет роль семейного терапевта супруги ориентируются на эмоциональную поддержку друг друга с учетом специфики мужского и женского характера
сексуальная тесно связана с репродуктивной отделяется от репродуктивной функции. Сексуальная активность женщин растет и требования к половой жизни возрастают
нравственная ценности сосредоточены вокруг быта Ценности личного счастья, сохранения любви и уважения, долг, забота

             

      

            Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т.д. является социологическим. Роль – это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе,всистеме   межличностных отношений». В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают.

Как отечественные, так и зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.

Приведем классификацию основных ролей в семье, описанных Алешиной Ю.Е.::

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи.

          2. Хозяин – хозяйка.

          3. Роль ответственного по уходу за младенцем.

          4. Роль воспитателя.

          5. Роль сексуального партнера.

          6. Роль организатора развлечений.

          7. Организатор семейной субкультуры.

          8. Роль ответственного за поддержание родственных связей.

          9. Роль «психотерапевта».

Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.

Структура семьи:

1. Доминирование – подчинение. Вопрос распределения власти всемье может решаться по-разному: отец – патриархальное лидерство; мать – матриархальное; дети – детоцентрическое. (Анекдот. Социологи проводили опрос. Собрали 100 мужчин, попросили их искренне ответить на вопрос: «У кого в доме главенствует жена, отойдите влево». 99 человек отошло влево, Остался один. К нему подходят все остальные и спрашивают: «Эй, брат, открой секрет, как тебе удается держать власть в своих руках?» Он отвечает: «Мужики, а я вообще не в курсе. Меня сюда жена привела, сказала стоять на месте и никуда не отходить».) Как правило, социальные психологи связывают доминирование с принятием социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи и несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы. Задача доминирующей личности – обеспечение безопасности группы, координация действий ее членов для достижения групповых целей, определение перспектив жизни и развития группы и внушение веры в будущее.

Соглашаясь с исследователями А. Янковой, Е. Ачиловой и О. Лосевой, нужно добавить, что доминирование одного из супругов является необходимым условием устойчивости семьи, хотя не меньшее значение может иметь удовлетворенность браком при условии паритетных отношений и совместимости проведения досуга.

2. Ответственность. Либо один берет на себя ответственность, либо ответственность распределена между всеми членами семьи. Доминирование может быть у одного, а ответственность – у другого. Важно знать, за кого отвечает человек: за себя, за детей, за семью, а также за что отвечает: за характер отношений, за деятельность, за прошлое, за настоящее, за будущее (по длительности времени). Хорошо, если ответственность носит непрерывный характер, если прерывается – это плохо. Одним из важнейших параметров, входящих в модель современной семьи, является ответственность. В. Энгельгарт указывает, что ответственность по своей направленности может иметь позитивную и негативную направленность. Внешняя ответственность, ориентированная на общество, в случае позитивной направленности означает причастность, участие, состязание. В случае же негативной направленности выступает в форме дискриминации, насилия. Наряду с внешней существует внутренняя ответственность, т.е. ориентированная на себя. Позитивная внутренняя ответственность означает самовыражение: готовность самостоятельно действовать, осуществлять свободный выбор и принимать обдуманные решения, направленные на активное преобразование окружающего мира и развитие нравственных качеств личности, отвечать за их последствия не только перед обществом, но и прежде всего выступает в форме саморазрушения и деструкции.

3. Отношение (эмоциональная близость). Существует как в диадах, так и в триадах. Это может быть как эмоциональный симбиоз (слияние), так и эмоциональное отчуждение. Потребность в аффилиации – это потребность «заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться. Любить. Присоединяться к группам»(Мюррей). Хотя при этом мотивация может быть не только положительной (надежда на установление хороших отношений), но и отрицательной (страх отвержения).

Аффилиация противоположна власти – любовь толкает человека на поступки, которые он хочет совершить, а страх власти (мотивация подчинения) принуждает к таким действиям, которые человек не совершал бы по своей воле. Поэтому аффилиативная мотивация почти всегда выступает компенсатором мотивации «власти-подчинения».

 

Различные авторы выделяют различные этапы развития семьи. Нойберт Р. выделяет этапы жизни вдвоем, жизни после рождения детей, воспитания детей старшего школьного возраста, отделения детей от родителей и воспитания внуков. А.Баркай выделяет семью без детей, семью с малыми детьми, семью с детьми, посещающими детский сад, семью школьника, семью, в которой дети отчасти независимы от родителей, семью, которую оставили дети.

С.Кратохвил указывает, что в жизни семьи есть свои критические периоды, и относит к ним 4-6 и 17-25 годы общей жизни. Эти повторяющиеся периоды семейных кризисов легко связываются с изменениями функций и структуры семьи.

В.Сатир пишет, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил.

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей.

Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин. Это проблема не физиологическая, а психологическая.

Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и проблем.

Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

Это, по мнению Сатир В., естественные кризисы, переживаемые большинством людей.

Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.

Добрачное общение (достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним).

Брак (принятие супружеских социальных ролей, включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, трудности, возникающие при решении указанных задач, для преодоления которых нужна профессиональная психологическая помощь).

Этап «медового месяца» (принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей).

Этап молодой семьи (разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве и т.д.).

Зрелая семья (изменение ролей родителей, возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности, способности воспитывать, организовывать социальные связи ребенка).

Семья людей старшего возраста (возобновление супружеских отношений, новое содержание семейных функций).

В современной отечественной психологии известна периодизация Э.К. Васильевой, которая выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи:

1) зарождение семьи до рождения ребенка;

2) рождение и воспитание детей;

3) окончание выполнения семьей воспитательных функций;

4) дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;

5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

В зарубежной психологии распространена периодизация жизненного цикла семьи Р. Хилла. Он выделяет:

À стадию монады;

À стадию вступления в брак;

À стадию рождения ребенка;

È стадию проживания с ребенком до подросткового возраста;

È стадию «вылета детей из гнезда»;

È смерти одного из супругов;

È вновь стадию монады.

Наиболее удобной для решения прикладных задач психологии семейных отношений является периодизация жизненного цикла семьи    М. Эриксона:

-период ухаживания;

-брак и его следствия (брачное поведение);

-рождение ребенка и взаимодействие с ним;

-зрелая стадия брака;

-отлучение детей от родителей;

-пенсия и старость.

ВЫБОР ПАРТНЕРА. МОТИВАЦИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

    

     

       1. Стадии гетеросексуальных отношений.

       2. Критерии брачного выбора.

       3. Особенности предбрачного периода.

  4. Добрачные факторы риска.

       5. Модели выбора спутника жизни.

      6.Мотивация вступления в брак.

 

       Литература:

Майерс Д. Социальная психология. С.-П. 1998.

Квин В.Н. Прикладная психология. С.-П. 2000.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М. 2000.

       Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Мн. 1989.

Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи.// Социологические исследования. 1993. С.58-74.

Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни.// Вопросы психологии. 1983 №3. С.83-89.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. М. 1988.

Меньшутин В.В. Помощь молодой семье. М. 1987.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М. 1992.

Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М. 1993.

       

       Исследования на материале 37 культур, от Австралии до Замбии, показали, что повсюду мужчин привлекают женщины, чьи физические черты, такие как юное лицо и фигура, подразумевают плодовитость. Женщин всегда и везде привлекают мужчины, чье богатство, авторитет и честолюбие обещают обеспечить возможности для защиты и пестования потомства.

       Во всем мире мужчины склонны жениться на женщинах моложе себя. Более того, чем старше мужчина, тем к большей разнице в возрасте он стремится, подбирая себе пару. Двадцатилетние мужчины предпочитают жениться – и женятся – на женщинах лишь немного моложе себя. Шестидесятилетние предпочитают жениться – и женятся – на женщинах моложе примерно лет на десять. Женщины в любом возрасте предпочитают мужчин лишь ненамного старше себя. Мы видим, что естественный отбор создает у мужчин предрасположение считать привлекательными такие женские черты, которые подразумевают плодовитость.

 

       Ганьон и Гринблат (Gagnon, Greenblat, 1978) описывают три стадии развития гетеросексуальных отношений: 1) стадия влечения; 2) стадия эмоционального сближения; 3) стадия сексуальной близости. Рассмотрим их более подробно.

1) стадия влечения.

Психологи установили, что в юности человек часто выбирает себе партнера, в чем-то похожего на одного из его старших знакомых, которого он любит или которым восхищается. Самым важным фактором возникновения взаимного влечения является естественная близость. У вас скорее сложатся отношения с человеком, который живет неподалеку от вас, с которым вы учитесь или работаете. Нас также привлекают люди, чьи жизненные позиции и манеры поведения схожи с нашими. Люди склонны выбирать себе в партнеры человека той же расы, религии, того же уровня образования, социального класса и даже с таким же прошлым семейным опытом. Так, разведенному мужчине скорее понравится разведенная женщина, вдова скорее проникнется приязнью к вдовцу, а убежденный холостяк почувствует влечение к женщине, никогда не бывавшей замужем. Если два человека придерживаются сходных религиозных воззрений, если они одинаково планируют семейную жизнь и относятся к алкоголю, то их взаимная приязнь и влечение усиливаются. В процессе общения крепнет не только взаимное чувство мужчины и женщины, но все более схожими становятся их личностные особенности и индивидуальные способности. Исследования

показывают, что по мере совместной жизни муж и жена становятся все более похожими друг на друга. Они усваивают мысли друг друга, взгляд на окружающий мир и даже математические способности.

 

Упражнение. Представьте, что вы поступили на работу в службу знакомств. Ваш предшественник оставил на письменном столе заметки с описанием возможных пар. Выскажите аргументированное мнение по каждой из предложенных пар.

А) Борис, 55 лет, разведен, трижды состоял в браке, закончил университет, совладелец юридической фирмы, атеист. Желает познакомиться с молодой женщиной. Любит вечеринки, не прочь выпить.

Татьяна, 20 лет, образование среднее, служащая в универмаге, в браке не состояла, исповедует православную религию. Желает познакомиться с мужчиной старше себя. Любит тихие развлечения в кругу близких друзей.

(Разница в возрасте, уровне образования, социальном статусе, вероисповедании, прошлом семейном опыте, интересах.)

Б) Михаил, 48 лет, вдовец с тремя маленькими детьми, частный предприниматель, иудей. Желает найти женщину с целью создания семьи.

Лариса, 43 года, вдова, есть дочь-подросток, работает косметологом, еврейка. Ищет мужчину, который позволил бы ей посвятить себя домашнему хозяйству и воспитанию детей.

В) Александр, 22 года, холостяк, студент старшего курса университета, изучает английскую филологию, католик. Учеба не оставляет ему времени на встречи с женщинами. Желает найти умную, интересную собеседницу.

Мария, 21 год, в браке не состояла, студентка предпоследнего курса университета, изучает астрономию и историю, католичка. Желает познакомиться с молодым человеком, который смог бы стать ее товарищем по учебе и составить компанию в различных университетских мероприятиях.

 

В действительности не географическое расстояние является критическим, а «функциональная дистанция» - то есть то, насколько часто люди сталкиваются в повседневной жизни. Коллеги, которые случайно оказались соседями по рабочей комнате и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как сочленов некоего социального союза. Итак, если вы обживаетесь в новом городе и хотите завести друзей, то квартиру постарайтесь снять так, чтобы ее дверь соседствовала с ящиками для писем и газет, в офисе займите

ближайшее к кофейнику место, а машину припарковывайте у главного здания. Почему же близость рождает приязнь? Один из факторов – взаимная досягаемость; ведь очевидно, что гораздо меньше шансов познакомиться с

-кем-либо, кто ходит в другую школу или живет в другом городе. Большинство людей любит своих соседей по комнате или соседей за первой ближайшей дверью больше, чем соседей за второй дверью.

Кроме того, возникновению приязни способствует антиципация взаимодействия. Позитивное ожидание – антиципация того, что он или она непременно будет приятным человеком и что вы будете прекрасно совместимы, -повышает шансы на то, что между вами сложатся самые благоприятные отношения. Необходимо отметить и эффект простого нахождения в поле зрения, т.е. тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения.

Несколько слов о физической привлекательности. Философ Бертран Рассел считает, что «в целом женщины любят мужчин за характер, тогда как мужчины склонны любить женщин за внешность. Но не всем достается ошеломляюще привлекательный партнер. Люди формируют пары с теми, кто настолько же привлекателен. Люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности. Эксперименты подтверждают этот «феномен ровни». Решаясь к кому-то подойти для знакомства и зная, что другой может ответить «да» или «нет», люди обычно подходят к тому, чья привлекательность примерно соответствует их собственной. Возможно, этот материал побуждает вас подумать о счастливых парах, в которых привлекательность была различной. В этих случаях менее привлекательный человек имеет компенсирующие качества. Мужчины обычно предлагают статус и ищут привлекательности; женщины чаще делают обратное: «Привлекательная, яркая женщина, 38, стройная, ищет сердечного мужчину с надежным заработком».

Кроме того, существует стереотип физической привлекательности: презумпция того, что физически привлекательные люди также обладают социально желательными чертами: что красиво, то и хорошо. Дети усваивают этот стереотип весьма рано. Белоснежка и Золушка красивые – и хорошие. Колдунья и сводные сестры безобразные – и плохие. На самом ли деле красивые люди обладают прекрасным характером? Или прав был Лев Толстой, когда написал, что «странное заблуждение думать…будто красота есть добро»? И все же оттенок правды в этом стереотипе есть. Привлекательные люди не более и не менее способны в учебе, они отличаются большей раскрепощенностью и гибкостью в общении.

Кто же привлекателен? В общем и целом привлекательные фигура и лицо не так уж отличаются от «средних». Люди воспринимают те носы, ноги и фигуры, которые не являются чрезмерно маленькими или большими, как относительно привлекательные. Психологи доказали это, заложив в компьютер изображение лиц 32 студентов колледжа и путем наложения вывели среднее арифметическое. Студенты оценили усредненное лицо как более привлекательное, чем 96% индивидуальных лиц.

Существуют и другие факторы, определяющие, станет ли знакомство дружбой. Возникновению приязни к другому человеку в значительной степени способствует сходство установок, убеждений и ценностей. Друзья, помолвленные пары и супруги с несравненно большей вероятностью будут разделять установки, убеждения и ценности друг друга, чем пары, составленные произвольно. Обнаружение этой корреляции весьма интригует. Но что является причиной, а что следствием? Сходство вызывает приязнь или приязнь – сходство? И разве нас не привлекают люди, отличные от нас? Люди, чьи потребности и личные свойства дополняют наши собственные? Определенная взаимодополнительность может развиваться по мере развития отношений. И все же люди несколько более склонны жениться на тех, чьи потребности и личные качества подобны их собственным. Мы склонны дружить с теми, кому мы нравимся.

2) стадия эмоциональной близости.

Эмоциональная близость возникает между людьми, когда они начинают доверять друг другу свои самые сокровенные мысли и чувства. Даже если мужчина и женщина не любят друг друга, подобная близость может создать у них иллюзию любви. Быстротечную, преходящую влюбленность принято называть увлечением. Увлечение обычно длится недолго. Теннов (Tennov, 1979) использует в качестве научного термина простое слово привязанность. Привязанность – это абсолютная эмоциональная зависимость, порождающая ощущение влюбленности или любви. Мужчина, испытывающий привязанность, специально сделает крюк, чтобы проехать мимо дома, в котором живет объект его вожделений, даже если знает, что ее в это время нет дома. Он испытывает ревность, когда видит ее разговаривающей с другими мужчинами. Он думает о ней постоянно, во сне и на яву, ему нужно, чтобы она все время была рядом. Ради ее счастья он готов на все. Но столь сильная привязанность не может длиться слишком долго. Как правило, человек переживает ее от восемнадцати месяцев до трех лет. Только в очень редких случаях она продолжается всю жизнь.

Довольно часто в гетеросексуальных отношениях один из партнеров испытывает более сильную привязанность, чем другой, и ради сохранения отношений готов пойти на всяческие жертвы. Однако, как отмечает Рубенштейн (Rubenstein, 1981), счастье человека, приносящего себя в жертву, длится не больше полутора лет, но еще больше несчастен бывает при этом его партнер. Чтобы эмоциональная близость приносила счастье обоим, оба должны трудиться над своими отношениями друг с другом, постоянно углубляя свои чувства.

3) сексуальная близость.

Половые контакты не всегда вызваны сексуальным влечением. Зачастую причиной оказывается социальное давление. Нередко юноши воспринимают половой акт как способ мужского самоутверждения, а девушки идут на близость для того, чтобы убедиться в своей сексуальной привлекательности и желанности. Сравнительные исследования показали, что физически привлекательные, красивые девушки менее склонны к раннему началу половой жизни, в то время как девушкам с низкой самооценкой секс дает возможность почувствовать себя увереннее. Добрачные половые связи, как правило, шире распространены среди подростков с низкой успеваемостью, а также среди тех, чьи родители имеют низкий образовательный уровень и злоупотребляют алкоголем.

Другой важный фактор, повышающий вероятность добрачных половых контактов среди подростков – враждебность. Некоторые юноши и девушки используют сексуальные отношения для того, чтобы унизить представителя противоположного пола. Кроме того, девушки, испытывающие враждебные чувства к своим родителям, зачастую вступают в половые контакты с мужчинами в пику родителям: они знают, что родители не одобряют такого поведения и, следовательно, будут расстроены.

Другая тенденция, наметившаяся в сексуальном сознании и поведении людей, - более ответственный подход к выбору сексуального партнера.

Эмоциональная и сексуальная близость не всегда сопутствуют друг другу. Иногда одна порождает другую, но это не обязательно. Браки, основывающиеся только на сексуальной близости, редко бывают успешными. По убеждению Маслоу (Maslow, 1970), сексуальная близость приносит истинную радость и удовлетворение лишь в тех случаях, когда партнеры близки эмоционально.

 

Фрейд одним из первых стал размышлять над теми причинами, по которым люди вступают в брак. Одним из краеугольных камней его психоаналитической теории является его предположение о влечении, которое дети испытывают к родителю противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу, они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые объекты – своих потенциальных супругов. Теория комплиментарных потребностей Уинча (Winch, 1958) основывается на старом как мир принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Это означает, что властного мужчину может привлекать кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине. Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сентерсом (Centers, 1975), также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

Теория «стимул-ценность-роль», разработанная Мурштейном (Murstein, 1982), гласит, что подбор супругов мотивирован стремлением каждого партнера сделать наилучшее из всех возможных приобретений. Достоинства и недостатки другого человека исследуются в процессе развития отношений с ним, когда различные факторы пропускаются через систему фильтров для определения того, стоит ли продолжать эти отношения. Такое исследование происходит на каждой из трех стадий ухаживания. На стадии стимула, когда мужчина и женщина встречаются или видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума и умения держаться в обществе. Если первое впечатление благоприятно, пара переходит ко второй стадии ухаживания, или стадии сравнения ценностей, - времени, когда из совместных бесед мужчина и женщина должны понять, согласуются ли их интересы, установки, взгляды и потребности. В течение заключительной ролевой стадии возможные партнеры выясняют, насколько совместимо выполнение ими своих ролей в браке или другом типе отношений.

Согласно Адамсу (Adams, 1979), первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.

В противоположность этому, Мак-Гоулдрик (McGoldrick, 1980) рассматривает процесс образования пары с позиции теории семейных систем. Такой подход делает акцент на том, что образование пары представляет собой развитие новой структуры, равно как и процесс узнавания друг друга. В образовании пары решающее значение имеет задача переопределения границ. Постепенно пара переопределяет свои отношения с окружающими – своими семьями и друзьями – и друг с другом. В отношениях происходит целый ряд как неформальных перемен, так и формальных событий, таких как ритуал вступления в брак, который должен официально установить границы семейной пары.

Специалисты считают, что для оптимального выбора необходимо перебрать 60 000 вариантов. Здесь без помощи компьютера не обойтись. Опыт такого подбора уже есть во многих странах, а также и в нашей стране.

В нашей стране каждый 7-8 взрослый не состоит в браке. Количество одиноких людей настораживает. Известно, например, что наличие полноценной семьи является одним из условий гармонического и всестороннего развития личности. Основная причина безбрачия, которую называют одинокие, - трудности в поиске и выборе партнера. Действительно, выбор партнера, формирование чувства любви является сложной психологической проблемой. Как же происходит выбор? Обратимся с этим вопросом к тем, кто уже сделал его.

«Муж знал меня где-то около года, а я не подозревала об этом. Случай нас познакомил. Он мне понравился своей открытой улыбкой, высоким ростом, был очень интересен в разговоре, хорошо умел рассказывать и заразительно смеяться, к тому же оказался человеком, любящим спорт».

«Мужчина, ставший моим мужем, поразил меня при первой встрече. Я связываю это с тем, что внешность, черты характера совпали с тем образом, который сформировался у меня в очень молодые годы».

Обозова А.Н выделяет общие критерии брачного выбора, которые разделяются на четыре группы:

Социально-экономические критерии: возраст, образование, социальное положение (профессия, должность), гражданское состояние, наличие детей, национальность, отношение к религии, материальное положение (квартира, имущество).

Физические критерии: особенности внешности, состояние здоровья. Особое внимание обращается на рост, вес, телосложение, цвет волос и глаз, отношение к курению и алкоголю.

Психологические критерии: особенности темперамента, характера, интересов, способов проведения досуга.

Семейные критерии: представление об образе жизни семьи, распределение ролей между супругами, отношение к семейной жизни.

Значимость данных групп критериев зависит от возраста, пола, образования и индивидуальности выбирающего. Для женщин более значимы психологические критерии, для мужчин – физические. Предполагается, что брачный выбор осуществляется по стадиям. На каждой стадии происходит сокращение круга возможных партнеров. Первая стадия регулируется социально-экономическими критериями. На второй стадии осуществляется физический и психологический выбор. Третья стадия предполагает включение семейных критериев.

Интересно, что статистически средний человек практически имеет больше возможностей для выбора, тогда как для человека с характерными признаками (высокий или небольшой рост, очень вспыльчивый и т.п.) возможности для выбора сравнительно ограничены.

При взаимном выборе друг друга наблюдаются и некоторые противоречия. Так, например, мужчины хуже определяют характер человека, чем женщины, но инициатива выбора обычно принадлежит им. Далее, мужчины ориентируются в основном на внешние данные женщины, женщины же – на личностные, нравственные качества партнера. По-видимому, эти противоречия просто необходимы. За счет их возможен выбор партнера в относительно короткий промежуток времени. Идеальное же взаимное дополнение личностных качеств при выборе практически неосуществимо.

Первые часы общения могут многое рассказать о человеке, предопределить стиль отношений. Поспешное признание в любви, поцелуй в первый же вечер, развязное поведение не будут способствовать установлению чистых, добрых отношений. Веками складывалось так, что мужчине в любовных отношениях принадлежит более активная роль. Но от девушки зависит стиль и чистота отношений. Нередко девушка соглашается танцевать с изрядно выпившим парнем, не находя в себе гордости отказать ему. К сожалению, встречаются молодые люди, которые ищут девушку на один вечер. Таким надо давать твердый отпор. Некоторые девушки считают, что юношей меньше и потому надо уступать их требованиям (хотя по статистике соотношение примерно равное). Уважающая себя девушка не допустит с собой вольного обращения и с первого знакомства не станет дарить многообещающие взгляды. Обычно юноши, стремящиеся к серьезному общению, очень неуважительно относятся к девушкам, которые легко идут навстречу всем их желаниям.

Довольно часто встречаются девушки с завышенными требованиями к партнеру, или, как говорят психологи, с завышенным уровнем притязаний. Такие молодые люди часто представляют будущего мужа или жену без всяких недостатков. А разве может человек состоять из одних достоинств? Важно, чтобы в человеке обязательно были черты, без которых трудно наладить семейную жизнь: нежность, заботливость, уступчивость, умение и желание активно участвовать в домашнем труде.

 

Ухаживание у людей зависит от двух факторов: фактора времени и фактора риска. Существует определенный возрастной период, в течение которого молодой человек обучается ухаживать, и чем длительнее этот процесс, тем ближе к периферии этот индивид. У него ослабляется (замедляется) развитие социальных, физиологических реакций. Фактор риска связан с избирательным и полимотивированным характером предбрачного поведения.

Психологическая задача предбрачного периода, которую решает каждый молодой человек, заключается в необходимости фактически отделить себя от родительской семьи и вместе с тем продолжать оставаться связанным с ней.

Рассмотрим особенности предбрачного периода. В психологии семейных отношений принято выделять добрачный и предбрачный период. К особенностям добрачного периода относят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака. К предбрачному периоду относят взаимодействие с брачным партнером до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание.

Остановимся несколько подробнее на предбрачном знакомстве.

Известна следующая статистика по предбрачному знакомству.

18% молодых людей знакомятся в местах отдыха.

14% - по месту учебы.

18,7% - на работе.

7% - живут на одной улице.

8% - познакомились на улице.

2% - живут в одном доме.

Таким образом, преобладающее число знакомств происходит в обстановке, удаленной от реальности: в местах досуга, отдыха, уличные знакомства. Большинство таких ситуаций сопровождается «эффектом ореола». В основном молодые люди стараются выглядеть лучше. Это справедливо как в отношении внешнего вида, так и в отношении повествования о себе и своих рассуждений о жизни. В таких условиях происходит общение «масок», которые каждый надевает на себя. Анализ брачных объявлений подтверждает такой расклад. Только 2% брачных объявлений содержат намеки на некие недостатки.

Знакомство до брака различается не только по характеру, но и по длительности. Причем исследователи выяснили, как время предбрачного знакомства влияет на сохранение брачных отношений. Картина здесь такова:

 

Длительность знакомства до брака Показатель устойчивости брачных отношений впоследствии (в%)
До 1 мес. 4%
От 1 мес. До 6 мес. 14%
До 1 года 22%
От 1 года до 3 лет 42%
Свыше 3 лет 18%

 

Таким образом, есть некий оптимальный срок развития предбрачных отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака. Как слишком короткий, так и слишком длительный период являются факторами риска для устойчивости брачных отношений впоследствии. Короткий период предбрачных отношений недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего брачного партнера. Длительный период ведет к уменьшению сексуальной привлекательности, снижается интерес и новизна межличностных отношений.

Идеальных или нормативных качеств для вступления в брак не выделено. Известно, что в успешном браке могут жить и жадные и глупые люди, и очень образованные и интересные. Однако в отечественной психологии проведены исследования, позволившие отметить благоприятные качества для вступления в брак. Благоприятными качествами обозначаем свойства, наличие которых повышает вероятность успешного брака.

К ним относят (как для мужчин, так и для женщин) такие качества:

-оптимизм и эмоциональную живость;

-старательность;

-способность исполнять подчиненные роли при сохранении собственных суждений;

-доброжелательность и участливость;

-умение обращаться с деньгами.

Отдельно описывают качества мужчин, благоприятные для вступления в брак:

 -умение брать на себя ответственность;

-способность получать удовольствие, ведя за собой других;

-уверенность в себе;

-забота о поддержании равенства в общении;

-умение подмечать детали.

Отдельно описывают качества женщин, благоприятные для вступления в брак:

-способность к эмоциональной поддержке;

-способность получать удовольствие от помощи другим;

-спокойное отношение к советам (мужа, свекрови);

-отсутствие тенденции к соперничеству;

-отсутствие излишней романтичности.

Предбрачный период является очень важным для понимания всей специфики психологии семейных отношений. Супруги не являются кровными родственниками, они становятся «родственниками» по выбору. В этом смысле необходимо в предбрачный период много сил затрачивать на этот самый выбор, а впоследствии прикладывать немало психологических усилий для его сохранения.

К функциям предбрачного периода относят:

1) накопление совместных переживаний и впечатлений;

2) узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения. Такая проверка информативна, если она затрагивала домашние ситуации, ситуации переживания совместных трудностей и ситуации объединения усилий. В настоящее время распространено такое явление как предбрачное сожительство, которое недостаточно информативно. Молодые люди бессознательно проверяют свои сексуальные сценарии. Однако сексуальная совместимость не проверяется, а формируется. В этом плане интимная «удача» до брака не является индикатором успешной семейной жизни, в том числе и в сексуальном варианте;

3) проектирование совместной жизни. В его рамках молодые люди моделируют будущую совместную жизнь, заключают своего рода «брачный договор». Ключевым моментом здесь выступает доверие друг к другу и вербализация своих ожиданий.

Психологические условия оптимизации предбрачного периода включают:

-рефлексию мотивов, отношений и чувств, как своих собственных, так и партнера;

-замена эмоционального образа избранника на реалистичный;

-осуществление предбрачного информационного обмена, который предполагает выяснение деталей биографии и информирование о прошлой личной жизни, состоянии здоровья, способности к деторождению, о ценностных ориентациях и жизненных планах, о представлениях по поводу супружества и ролевых ожиданиях. Характер предбрачных отношений обыкновенно переносится в семейную жизнь;

-оценка стиля общения и взаимодействия (устраивает ли?);

-адекватизация уровня притязаний;

-реалистичное восприятие партнера и принятие его;

-мысленное и реальное проигрывание сценариев совместной жизни.

Изучение предбрачных отношений послужило основанием для выделения добрачных факторов риска. К ним относят:

-ранний возраст брачующихся (у нас такой возраст негласно считают для мужчины до 20 лет, для женщины до 18 лет), ибо он продуцирует многообразие перцептивных ошибок и искажений;

-поздний возраст (для Запада таким возрастом является: для мужчины – 40-45 лет, для женщины – 30-35 лет, для нас: для мужчины – 30-32 года, для женщины – 25-27 лет);

-превышение возраста жены относительно возраста мужа;

-наличие у жены более высокого образования;

-городское происхождение;

-гетерогенность статуса;

-социально-демографическая разница в происхождении;

-отсутствие братьев и сестер у жены;

-отсутствие сестер у мужа;

-неустойчивость отношений до брака;

-отрицательное отношение родителей к браку;

-слишком короткий или слишком длительный период знакомства;

-неоптимальные мотивы вступления в брак;

-добрачная беременность;

-наличие друзей противоположного пола у одного из будущих супругов.

Кроме этих, выделяют группу позитивных факторов, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке, и в целом расцениваются как прогностически-благоприятные. К ним относят:

1) высшее образование у мужчины;

2) оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 года до 3 лет);

3) «теплые» отношения до брака;

4) сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества);

5) наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласованность;

6) наличие общих друзей будущей семейной пары;

7) согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.

Остановимся подробнее на некоторых аспектах добрачных отношений, связанных с выбором спутника жизни. Принято различать три модели выбора спутника жизни:

1. Модель фильтров. Согласно этой модели выбор партнера представляет собой многоступенчатый процесс. На первой стадии происходит фильтрация по принципу гомогенности, т.е. обнаруживается притягательная сила человека, сходного по расе, происхождению, религиозной и социальной принадлежности. На второй стадии срабатывает фильтр ценностно-ориентационного единства. Симпатия возникает при совпадении ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильтрация происходит по принципу потребностно-мотивационному. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потребностей.

2. Модель максимизации выгоды. Формирование пары происходит при наличии у партнера максимального количества желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем вероятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером.

3. Модель дополнительности. Притягательным является ситуация, когда противоположный партнер обладает чем-то таким (свойствами, чертами характера, интересами, умениями), чего нет у первого. Такой механизм компенсации срабатывает по принципу комплиментарности.

В современной психологии различают три мотивации на брак:

-мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае – намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «Пора!». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания – жениться или выйти замуж. И в общем неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет – все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена: ведь внутренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством;

- мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежние времена для женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши – брак с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Проблемы опять-таки возникают, если сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше;

- мотивация на определенного человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.

Известный психолог А. Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним относит:

-обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;

-общность интересов, когда


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: