Способы обеспечения законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания

 

Важной гарантией соблюдения законности в работе учреждений, исполняющих наказания является регламентирование их деятельности нормами права. Соблюдение и укрепление законности в деятельности исправительных учреждений обеспечивается не только определенными правовыми гарантиями, но и специальными органами государства и общественными организациями.

Способами обеспечения законности в деятельности органов, исполняющих уголовные наказания, являются:

1) контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) прокурорский надзор;

3) судебный контроль за исполнением приговоров;

4) общественный контроль;

5) ведомственный контроль и проверка исполнения;

6) право на подачу жалоб и заявлений;

7) международный контроль.

Постоянный контроль уполномоченных на то органов за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, позволяет поддерживать установленный порядок и законность в работе учреждений, неукоснительно соблюдать права и свободы человека, исключать малейшие случаи нарушения порядка исполнения наказаний.

Контроль стимулирует добросовестное и четкое выполнение своих обязанностей персоналом учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, не позволяет самоуспокаиваться работникам этих учреждений, допускать халатное отношение к своим обязанностям.

Контроль создает в учреждениях и органах, исполняющих наказания, атмосферу правовой защищенности как осужденных, так и самих работников этих учреждений, укрепляет уверенность в том, что всякое нарушение их прав, не основанное на законе, будет вскрыто, осуждено и исправлено с помощью органов, осуществляющих контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

И, наконец, контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, позволяет совершенствовать всю уголовно-исполнительную политику государства, строить ее таким образом, чтобы она была действительно эффективной.

Существуют различные виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Можно выделить следующие виды контроля.

Контроль органов власти Российской Федерации и ее субъектов.

Контроль органов управления Российской Федерации и ее субъектов.

Прокурорский надзор.

Общественный контроль.

Судебный контроль.

Контроль органов власти осуществляют депутаты Совета Федерации и Государственной думы, а также депутаты местных органов власти в пределах своих территорий, где расположены учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания. Они осуществляют этот контроль непосредственно или через наблюдательные комиссии с привлечением общественных организаций.

Контроль органов управления осуществляет Президент Российской Федерации, Правительство России, а также Президенты субъектов Российской Федерации и Правительства субъектов Федерации. Контроль осуществляют органы управления субъектов Федерации, областей и краев Российской Федерации, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Непосредственный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации, центральные и территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы.

Прокурорский надзор осуществляется Генеральным Прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законом о Прокуратуре Российской Федерации. Предметом надзора являются законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных колониях и иных учреждениях, исполняющих наказания и другие меры принудительного характера, назначаемые судом, установленный порядок и условия содержания лиц в этих учреждениях, законность исполнения наказания, не
связанного с лишением свободы.

Общественный контроль осуществляли наблюдательные комиссии и иные уполномоченные органами власти и управления лица по их поручению. Такой контроль осуществляют также комиссии по делам несовершеннолетних. Используется такая форма контроля общественности как шефство трудовых коллективов и общественных организаций над учреждениями, исполняющими уголовные наказания и иные формы, если они отвечают общим принципам исполнения уголовных наказаний.

Весьма важную роль играет судебный контроль за работой учреждений и органов, исполняющих наказания.

Судебный контроль осуществляется при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до восьми лет, а также об изменении вида исправительного учреждения.

Суд может рассматривать жалобы осужденных на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Учреждения и органы, исполняющие наказание, обязаны информировать суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания, связанного с определенным местом, и об исполнении остальных видов наказания.

Органы государственной власти и управления, контролирующие деятельность учреждений, исполняющих уголовные наказания, через уполномоченных ими лиц (депутатов, работников системы управления, органов внутренних дел и т.д.) имеют право посещать учреждения, исполняющие наказания, встречаться со всеми осужденными лицами, принимать их жалобы, знакомиться с необходимыми документами (кроме секретной оперативной документации), проверять соответствие приказов и распоряжений администрации действующему законодательству, вносить предложения по устранению выявленные недостатков, входить с ходатайством о помиловании и условно - досрочном освобождении конкретных лиц.

Без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, имеют право: Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов Российской Федерации, главы органов местного самоуправления - в пределах соответствующих территорий, Генеральный Прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, осуществляющие непосредственно надзор за исполнением наказаний на соответствующей территории, должностные лица вышестоящих органов, судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания, депутаты и члены комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания - в пределах соответствующих территорий. Следует отметить, что эти посещения осуществляются при исполнении служебных обязанностей указанными выше лицами.

Иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказание, только по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов.

В местах отбывания наказания разрешено производить кино- и фотосъемку как осужденных, так и соответствующих объектов. Но при этом требуется согласие осужденного на производство съемки или интервью с ним. А при съемке объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, требуется разрешение администрации учреждения. Причем согласие и разрешение должны быть в письменной форме.

Полномочия прокурора заключаются в том, что он имеет право в любое время посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, опрашивать задержанных, арестованных, осужденных лиц, подвергнутых мерам медицинского характера, знакомиться с документацией, на основании которой эти лица задержаны, арестованы, осуждены или подвергнуты принудительным мерам медицинского характера. Причем прокурор имеет право знакомиться и с оперативной информацией для решения вопроса о законности и обоснованности задержания, ареста, осуждения или применения принудительных мер медицинского характера.

Прокурор имеет право проводить проверку соответствия законо­дательству приказов и распоряжений администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, опротестовывать незаконные приказы, требовать объяснений от должностных лиц. До рассмотрения протеста действие опротестованного приказа приостанавливается.

Прокурор имеет право отменять дисциплинарные взыскания наложенные в нарушение закона на лиц, отбывающих наказание, немедленно освобождать своим постановлением из штрафного изолятора, карцера, помещения камерного типа, дисциплинарного изолятора незаконно содержащихся там лиц.

Прокурор не только имеет право, но и обязан своим постановлением освободить каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях и органах, исполняющих наказания.

Постановления прокурора являются обязательными для исполнения администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

Таким образом, существует довольно стройная и надежная система контроля государства и общественности за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания в Российской Федерации. Контролирующие органы наделены довольно серьезными полномочиями, позволяющими успешно решать задачи контроля. Все это, безусловно, способствует повышению эффективности работы по исполнению уголовных наказаний.

 






Подборка статей по вашей теме: