Статистические подходы к управлению процессами
Г. Флобер
Перед каждым производителем должен встать вопрос – каким же образом можно с наименьшими затратами повысить качество, а соответственно и конкурентоспособность продукции? Для ответа первоначально необходимо разобраться в том, ЧТО оказывает влияние на качество. Можно выделить внутренние и внешние факторы.
К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические. Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья - материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции. Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала. Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции. Социально-экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за своё предприятие, моральное стимулирование работников – всё это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.
|
|
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.
Все эти факторы связаны между собой и влияют на качество продукции. Становится понятным, что их необходимо анализировать в совокупности, т.к. отдельное рассмотрение может привести только к получению огромного объёма неупорядоченных и несистематизированных данных. Причем надо не забывать о том, что все выводы должны быть основаны на фактах. Наиболее полно эти задачи решаются методом моделирования процессов, как производственных, так и управленческих инструментами математической статистики. Однако, современные статистические методы довольно сложны для восприятия и широкого практического использования без углубленной математической подготовки всех участников процесса. Поэтому к 1979 году Союз японских ученых и инженеров (JUSE) собрал воедино семь достаточно простых в использовании наглядных методов анализа процессов. При всей своей простоте они сохраняют связь со статистикой и дают профессионалам возможность пользоваться их результатами, а при необходимости - совершенствовать их.
|
|
Стремясь наиболее эффективно использовать статистические методы управления качеством, японские специалисты разработали такие процедуры, которые достаточно просты для применения, то есть не требуют специальных знаний, но в то же время дают результаты, позволяющие профессионалам оперативно анализировать и совершенствовать производственный процесс.
К семи основным инструментам контроля качества относятся следующие статистические методы:
· контрольный листок;
· диаграмма Парето;
· причинно-следственная диаграмма (схема Исикавы);
· гистограммы;
· диаграммы рассеяния;
· расслаивание (стратификация);
· контрольные карты (Шухарта).
Перечисленные инструменты контроля качества можно рассматривать и как отдельные методы, и как систему методов, обеспечивающую комплексный контроль показателей качества образования. Они – наиболее важная составляющая комплексной системы контроля Всеобщего управления качеством. Чаще всего анализ качества процесса начинают с применения таких методов как контрольная карта и гистограмма, а при выявлении дефектов и недостатков приступают к анализу причин их появления. Для этого используют диаграмму Парето и диаграмму Исикавы.
Рассмотрим каждый из этих методов.