Социальное партнерство или социальный диалог в охране труда

Международное законодательство по охране труда

Право на охрану труда закрепила декларация 1948г и международный пакт ООН об экономических социальных и культурных правах 1976г.

Глобальной стратегией ВОЗ (всемирная организация здравоохранения) сформулированы следующие направления по охране труда:

1. Избегание рисков, профилактика

2. Создание безопасных технологий

3. Оптимизация условий труда

4. Интеграция производства и работы по охране труда

5. Основная ответственность работодателя и предпринимателя за создание условий труда на рабочем месте

6. Признание личной заинтересованности работника в охране труда

7. Сотрудничество работодателя и работника на равных началах

8. Право участвовать в решениях относительно собственной работы

9. Гласность и прозрачность

10. Непрерывное совершенствование технологий и охраны труда

Принципы охраны труда отражены в законодательстве ЕС, в частности в рамочной директиве 89/391/ЕС от 12.06.1989 «О внедрении мероприятий для улучшения безопасности и охраны здоровья работников во время работы».

Целью политики по охране труда является сведение к минимуму показателей травматизма и проф. заболеваемости.

Вспомогательные цели:

1. Профилактика социальных рисков (стрессы, депрессии)

2. Анализ рисков связанных с работой (эргономические, социальные)

3. Учет изменения в формах занятости организации работы и рабочего времени

4. Учет размеров предприятия

5. Учет демографических изменений

6. Учет гендерного фактора

7. Привентивный подход к управлению рисками

Права работника на условия труда которые не вредят его здоровья записано в хартии Евро союза об основных правах человека 2000г.

*На один компьютер 6 кв метров площади или 20 куб метров обьема

Группы законодательства ЕС:

1. Директивы ЕС по защите работников

2. Директивы ЕС по защите товаров выпускаемых на рынок

Законодательство ЕС по охране труда делится:

· Требования охраны труда для рабочего места (директива относительно рабочего места)

· Требования охраны труда при использовании оборудования

· Требования охраны труда при работе с химическими, биологическими и физическими веществами

· Защита на рабочем месте определенный групп работников

· Требования к оборудованию машинам, сосудам под большим давлением

Социальное партнерство это система взаимосвязей между работниками, трудовыми колективами, профсоюзами с одной стороны, работодателями и их обьединениями с другой стороны, государством и органами местного самоуправления с третьей стороны.

Социальное партнерство предполагает от революционных форм решения социальных противоречий. Оно осуществляется на разных уровнях

1. Международный, мегаекономический

2. Национальный, макроекономический

3. Отраслевой и региональный, мезоекономический

4. Производственный, микроекономический

На каждом уровне свой субьект. Нанятые работники, трудовые коллективы, профсоюзы. Работодатели и государства.

Социальное партнерство реализуется составление коллективным договором.

Коллективный договор это трудовой акт заключается для регулирования социально трудовых отношений между найомными работниками и работодателем для согласование их интересов по первоочередным социальным вопросам, в том числе по охране труда.

Коллективное соглашение турдовой акт заключающийся на уровне отраслей или региона между полномочными представителями работников и работодателей.

Основные вопросы социального диалога:

1. Условия труда

2. Заработная плата

3. Прием на работу

4. Помощь при увольнении

5. Пенсионное обеспечение

6. Рабочее время

7. Обеспечение производственной безопасности

Основные положение коллективного договора

За три месяца до принятия коллективного договора стороны обязаны:

1. Дать оценку предыдущему выполнению коллективного договора

2. Обеспечить сбор и изучение предложений работников на следующий период

3. Провести анализ результатов атестатов рабочих мест, условий труда и причин производственного травматизма в каждом подразделении

4. Разработать проект профилактических мероприятий

5. Экономически обосновать их

6. Назначить ответственных, выделить фонды

Ассигнования выделяемые на охрану труда являются целевыми

Международный опыт регулирования социально-трудовых отношений

Модели социального партнерства различаются

1. Механизмом регулирования трудового процесса

2. Особенности отношений между социальными партнерами

3. Уровень демократизации в производственной жизни

4. Политическими ориентациями социально-трудовых отношений

5. Сравнительная характеристика моделей социального партнерства

  Первая модель Вторая Третья модель
Страны Северная Европа. Бельгия Дания Голландия, Швеция Норвегия. Центральная Европа. Франция Германия Швейцария, Италия, Англия. США, Япония, Испания, Португалия, греция
Тип социально трудовых отношений Трипартизм законодательной базы. Определены полномочия и процедура решения трудовых споров Трипартизма нет. Тип социально трудовых отношений – консультационный. Система индивидуальных контрактов. Работники отстаивают права через суд.
Организационный уровень Очень высокий макроэкономический Мезо экономический Микроэкономический
Доля профсоюзов 90% 30-60% До 30%
Уровень социального диалога Общенациональный Региональный и отраслевой Уровень социального диалога низкий

Ни одной из моделей нельзя отдать преимущество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: