Истоки современных подходов к КСО

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Учебные вопросы:

1. Истоки современных подходов к КСО.

2. Правовое регулирование КСО в Европейском Союзе.

3.Саморегулирование корпоративной социальной ответственности в Европейском Союзе: общественные инициативы.

О

снову современного подхода к институту корпоративной со­циальной ответственности заложила опубликованная в 1953 году книга американского экономиста Г. Боуэна Социальная ответ­ственность бизнесмена, где данный термин упоминается впервые. По мнению Г. Боуэна, обязанностью бизнесмена является осущест­вление такой деятельности, принятие таких решений или следова­ние такой линии поведения, которые отвечают целям и ценностям общества.

Обязанностью бизнесмена является осуществление такой деятельности, принятие таких решений или следование такой линии поведения, которые отвечают целям и ценностям общества.

В настоящее время в американской системе корпоративной деятельно­сти выработаны многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке населения, в частности через различные корпоративные фонды, которые создаются с целью решения разнообразных социальных проблем за счёт бизнеса (оплата профессионального образования, пенсионных и страховых взносов для персонала и др.). Ответственное социальное пове­дение и благотворительность компаний поощряются соответствующими налоговыми льготами и налоговыми вычетами, установленными на законо­дательном уровне. Однако регулирование социально-трудовых отношений в большей мере происходит на уровне компаний и в значительно меньшей степени - на уровне отрасли, региона или государства.

В рамках Европейского Союза регулирование корпоративной социаль­ной ответственности рассматривается как один из форматов содействия бизнесу, фактор движения региона по пути устойчивого развития. Ев­ропейский суд подчёркивает, что верховенство прав человека является неотъемлемой частью общих принципов права Союза. Это видение уси­лено принятием Маастрихтского договора, в котором указывается, что цели деятельности ЕС включают также содействие «экономическому и социальному прогрессу» при построении «Союза как пространства сво­боды, безопасности и правосудия». Разрабатываемые нормы закрепля­ют тесную взаимосвязь создания единого рынка с усилением защиты прав человека: экономическая эффективность должна достигаться на основе принципов демократической законности и социальной справед­ливости.

Особенность европейской публичной политики заключается в том, что она побуждает активно реагировать на глобальные и локальные вызовы устойчивому развитию, включающему прозрачность деятельности корпо­раций, соблюдение прав человека, энергоэффективность. Институты ЕС прилагают усилия, направленные на создание условий для эффективного и единообразного применения практик КСО для достижения таких обще­ственно значимых целей, как снижение уровня бедности, трудоустройство людей с ограниченными возможностями, профессиональное обучение, улучшение системы здравоохранения, предотвращение загрязнения окру­жающей среды, рациональное использование ресурсов.

В странах Европы отмечается императивный метод регулирования КСО через принятие наднациональных актов Европейского Союза, а также реги­ональных норм и стандартов, тогда как американский подход к правопри­менению в сфере КСО основан на принципах прецедентного права. В боль­шинстве европейских стран на локальном уровне закреплены обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, природоохранная де­ятельность предприятий. Европейский бизнес рассматривает государство как субъект, приводящий в исполнение принятые правила и нормы поведе­ния, в отличие от США, где любое вмешательство государства расценивает­ся как нарушение свободы бизнеса.

В странах Европы отмечается императивный метод регули­рования КСО через принятие наднациональных актов Евро­пейского Союза, а также региональных норм и стандартов, тогда как американский подход к правоприменению в сфере КСО основан на принципах прецедентного права.

В Европейском Союзе существует трёхзвенная система правового регу­лирования КСО: на наднациональном уровне (в том числе международном), национальном и локальном. В то же время усиливается саморегулирование КСО через развитие вневедомственных общественных организаций, при­званных содействовать бизнесу во внедрении практик КСО.

2. Правовое регулирование КСО в Европейском Союзе.

В настоящее время на территории Европейского Союза наблюдается тенденция стимулирования институтами власти применения практик корпоративной социальной ответственности. Широкий спектр право­вых актов, издаваемых органами ЕС в исследуемой отрасли, объясня­ется стремлением наднациональных органов ЕС обеспечить равно­мерное развитие и укрепление Союза, единство практических мер по распространению принципов КСО.

Содержание различных общеевропейских инициатив, директив, регла­ментов и проектов по стимулированию КСО во многом основано на положе­ниях Международной организации труда, Всеобщей декларации прав чело­века, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирных саммитов и др. В свою очередь документы, принятые на уровне ЕС, задают вектор политики в сфере КСО в национальных государствах. При этом сре­ди институтов власти ключевую роль играют комитеты Еврокомиссии.

На континенте импульсом к развитию КСО явилось создание в 1996 го­ду Европейского движения предпринимателей за социальную консолида­цию (EBNSC), учреждённого при поддержке Генерального директората по вопросам занятости, производственных отношений и социальных вопросов Еврокомиссии. В отдельное направление работы ЕС развитие КСО выде­лилось в марте 2000 года, когда во время чрезвычайного саммита Евросою­за в Лиссабоне Европейский Совет впервые публично призвал компании к усилению чувства ответственности. Главы государств и правительств пят­надцати стран приняли Специальное обращение по вопросам КСО, в кото­ром отмечалось, что расширение социальной ответственности бизнеса яв­ляется важным элементом экономических и социальных реформ, фактором повышения конкурентоспособности компаний.

В отдельное направление работы ЕС развитие КСО выделилось в марте 2000 года, когда во время чрезвычайного саммита Евросоюза в Лиссабоне Европейский Совет впервые публично призвал компании к усилению чувства ответственности.

В 2001 году Еврокомиссия опубликовала рабочий документ - «Зелёную книгу», - закрепляющий цели, идеи и принципы КСО. В 2002 году Евроко-миссия дополнительно издала акт, определяющий направления взаимосвя­зи КСО и устойчивого развития. В 2002-2003 годах последовало принятие Европарламентом резолюций, содержащих уточнение принятых Евроко-миссией основных начал практик применения КСО.

Вторым пиком, привлекшим внимание институтов ЕС к практикам при­менения КСО, считается 2005 год, что связано, в первую очередь, с обновле­нием Лиссабонской стратегии. Так, в документе, раскрывающем перспективы роста экономики и занятости, Совет Европы рекомендовано государствам­членам ЕС всемерно поощрять развитие КСО компаниями. В 2005 году так­же была обновлена стратегия устойчивого развития ЕС, в которой, в том чис­ле, сделан акцент на развитие КСО в средне- и долгосрочной перспективе.

В 2006 году Еврокомиссия принимает акт, полностью посвящённый КСО, под названием Коммуникация 2006. Этот документ, в частности, содержит при­зыв к профсоюзам, потребителям, инвесторам, некоммерческим организаци­ям (НКО) и другим стейкхолдерам не останавливаться на достигнутом и на­править свои усилия на «укрепление вертикали КСО», а также начать играть более активную роль и поощрять лучшие практики. Цель Коммуникации 2006 - сделать практики КСО более заметными и признать, что европейский бизнес уже преуспел в развитии корпоративной социальной ответственности.

В 2011 году Еврокомиссия приняла долгожданную Стратегию по КСО, основанную на новой Стратегии Европейского Союза «Европа 2020: вы­страивая умное, устойчивое и всеобъемлющее в росте предприятие». Ев­ропейская стратегия КСО 2011 впечатляет амбициозными планами и ши­ротой методов регулирования: от побуждения национальных правительств государств-членов ЕС к разработке национальных политик до планов рас­смотреть возможность создания методики соответствия компаний крите­риям этичности и социальной ответственности. Стратегия 2011 принята на четыре года, в её основе лежит принцип: «Реализуя партнёрство ради раз­вития и создания рабочих мест: создаваем Европу как образец КСО».

В 2011 году Еврокомиссия приняла долгожданную Стратегию по КСО, основанную на новой Стратегии Европейского Союза «Европа 2020: выстраивая умное, устойчивое и всеобъемлющее в росте предприятие».

Цели разработанной Стратегии - создать условия, благоприятные для устойчивого роста, ответственного бизнес-поведения и постоянной занято­сти в средне- и долгосрочной перспективе. Стратегия 2011 рассматривает КСО в качестве инструмента, с помощью которого возможно оказывать влияние на общество, обеспечивая устойчивое развитие, в отличие от пре­дыдущей дефиниции в Коммуникации 2006, где КСО определена лишь как концепция. В Стратегии 2011 также подчёркивается важность диалога и взаимодействия со стейкхолдерами.

В Стратегии 2011 как положительный фактор отмечается принятие европейскими компаниями обязательств, превышающих те, которые уста­новлены законом, и закрепляется необходимость дальнейшей поддержки развития КСО. Как на отрицательный момент Еврокомиссия указывает на тот факт, что «большинство компаний в Европе всё ещё не интегрирова­ли озабоченность решением социальных и экологических вопросов в свою деятельность», «некоторое количество европейских компаний соблюдают основные права человека и трудовые стандарты», «лишь 15 из 27-ми госу­дарств-членов ЕС проводят национальную политику в сфере КСО». Для исправления ситуации Европейская комиссия указывает на необходимость достижения баланса интересов в отношениях стейкхолдеров к КСО, пред­ставления чётких разъяснений публичных ожиданий от применения ком­паниями КСО, «вознаграждения» компаний за ответственное бизнес-пове­дение посредством инвестиций и участия в государственных закупках.

Главное отличие документов ЕС по КСО - Коммуникации 2006 и Стра­тегии 2011 - это тон изложения. Исходя из Коммуникации 2006 можно по­нять, что КСО - это новое направление для Еврокомиссии, поэтому этот до­кумент содержит большое количество норм-принципов, норм-деклараций. Здесь много говорится о роли европейского бизнеса и общественных ожи­даниях: «Европе нужен социально ответственный бизнес» и т. д. Стратегия 2011 в этом плане более зрелый документ, Еврокомиссия уже понимает все плюсы и минусы (надо полагать, временные) развития КСО (малое коли­чество компаний, интегрирующих КСО в свою бизнес-деятельность, со­ставляющих нефинансовые отчёты), Содержится в указанном документе и критика. Неизменной остаётся цель обоих актов: обеспечить ЕС лидерство по продвижению КСО, вводя единые рамки на наднациональном уровне и разрабатывая рекомендации для национальных политик.

В Стратегии 2011 отмечается, что внедрение практик КСО не является императивным указанием ЕС, но призвано оказывать положительное воз­действие на бизнес. Стратегический подход к корпоративной социальной ответственности становится всё более важным для повышения конкуренто­способности предприятий, поскольку это приносит пользу с точки зрения управления рисками, снижения издержек, доступа к капиталу, политики за­нятости. В Стратегии 2011 также отмечается, что КСО должна развиваться под руководством самих предприятий, государственное администрирова­ние в этой сфере призвано играть лишь вспомогательную роль - например, направленную на обеспечение прозрачности деятельности компаний, соз­дание стимулов, обеспечение подотчётности корпораций.

Определённый интерес вызывает структура новой Стратегии 2011, в которой первый раздел представлен бизнес-кейсом, демонстрирующим позитивные результаты внедрения КСО как в случае бизнеса, так и все­го общества. Таким образом, Европейская комиссия ещё раз продемон­стрировала, что корпоративная социальная ответственность выгодна всем стейкхолдерам, в то время как бизнес соответствующим образом влияет на развитие общества. Комиссия также выявила ряд факторов, которые при­званы способствовать дальнейшему внедрению практик КСО: необходи­мость достижения баланса интересов и учёт мнений всех заинтересованных субъектов; конкретизация ожиданий от внедрения новых практик; наличие системы поощрения компаний, стремящихся использовать практики КСО; повышение внимания к вопросам прав человека.

Кроме того, Комиссия отметила, что внедрение практик КСО в деятель­ность предприятия напрямую зависит от размера последнего. Впервые Ев­ропейская комиссия признала, что для большинства компаний малого и среднего бизнеса, особенно микропредприятий, КСО остаётся «неформаль­ной и скорее интуитивной», в то время как для крупных предприятий она должна стать одним из аспектов развития.

В рамках новой политики выдвинута программа действий на 2011-2014 годы:

• повышение прозрачности деятельности компаний, применяющих практики КСО; распространение передового опыта, включая создание европейской награды, а также формирование отраслевых платформ для предприятий и заинтересованных сторон;

• совершенствование и отслеживание уровня доверия к бизнесу: Комиссия планирует инициировать общественные дискуссии о роли и потенциале предприятия и организации исследования доверия граждан к бизнесу;

• повышение регулятивных процессов: Комиссия предлагает заинтере­сованным участникам разработать протокол, в котором найдут своё отражение как собственная политика в этой сфере, так и направления взаимодействия с другими заинтересованными участниками;

• использование тактики мотивации посредством инвестиций и участия в государственных закупках;

• дальнейшая интеграция КСО в образование, обучение и проведение исследований: Комиссия будет и впредь оказывать поддержку в обра­зовании и подготовке кадров в области КСО, а также изучать возмож­ности для финансирования дальнейших исследований;

• подчёркивая важность наднациональных и национальных политик КСО, Комиссия приглашает государства-члены ЕС представить или обновить свои собственные планы для продвижения КСО в конце пер­вого полугодия 2012 года.

Европейская комиссия заявляет о проведении постоянного монито­ринга Стратегии 2011 и проведении в середине 2014 года мероприятий по оценке её реализации.

К сфере правового регулирования КСО на европейском уровне следует также отнести директивы и регламенты, прямо не направленные на законо­дательное регулирование КСО, но регулирующие конкретные направления экономической, социальной, экологической и культурной сфер.

Направления развития практик КСО заложены и в таких общеевропей­ских актах, как Интегрированная продуктовая политика (IPP), Схема эко­логического менеджмента и аудита (EMAS), Оценка воздействия на окружа­ющую среду (ОВОС), Руководящие принципы Организации экономического сотрудничества и развития для многонациональных компаний, Десять прин­ципов глобального договора ООН, Стандарт по социальной ответственно­сти ISO 26000, Трёхсторонняя декларация принципов МОТ, относящаяся к КСО, Руководящие принципы ООН по вопросам бизнеса и прав человека.

К сферам, в которых применение практик КСО наиболее законодатель­но проработано, относятся социальная сфера и охрана окружающей среды. Большое внимание также уделяется формам взаимодействия с местными сообществами, ответственному рыночному поведению, соблюдению прав потребителей, ответственному корпоративному управлению.

В сфере охраны окружающей среды регламентация деятельности бизне­са законодательными актами ЕС связана с происходящими изменениями климата, загрязнением воздуха. Возникла необходимость управлять отхо­дами, охранять водные ресурсы и управлять ими, охранять природу и био­разнообразие, защищать почвы, ограничивать шумы и производство хими­ческих продуктов, необходимость общей защиты граждан. В этом плане показательна принятая Европарламентом в 2004 году директива, устанав­ливающая экологическую ответственность для предотвращения и устране­ния трансграничного загрязнения окружающей среды. Согласно принципу «загрязнитель платит», компания, чья деятельность нанесла или может нанести ущерб окружающей среде, несёт за это материальную ответствен­ность. Эта директива наделяет широкими правами НКО, которые могут обращаться в компетентные органы с ходатайствами о возбуждении дела против загрязнителя, а также в суд с целью проверки законности действий или бездействия компетентных органов.

В социальной сфере также прослеживается высокая степень регулирова­ния, о чем свидетельствует целая Социальная глава в Маастрихтском догово­ре и глава в Амстердамском договоре, закрепляющие важность вопросов здо­ровья и безопасности работников, коммуникаций, прав работников и условий труда - практически все ключевые вопросы внутренней составляющей КСО.

Среди принципов национальных политик - опора на общеевропей­ский курс устойчивого развития, продвижение диалога со стейкхолдерами, стремление к повышению прозрачности бизнес-процессов.

Очевидно, что корпоративная социальная ответственность бизнеса по­лучает всё более широкое признание в западном мире. Прилагаемые усилия по созданию условий для развития КСО - лишь процент от реализуемых мер, но даже он показывает сколь серьёзное внимание органы власти ЕС уделяют проблематике КСО и устойчивого развития. Вместе эти усилия создают мощные импульсы развития идеологии КСО и определяют соответствую­щую политику национальных правительств государств-членов ЕС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: