ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Учебные вопросы:
1. Истоки современных подходов к КСО.
2. Правовое регулирование КСО в Европейском Союзе.
3.Саморегулирование корпоративной социальной ответственности в Европейском Союзе: общественные инициативы.
О |
снову современного подхода к институту корпоративной социальной ответственности заложила опубликованная в 1953 году книга американского экономиста Г. Боуэна Социальная ответственность бизнесмена, где данный термин упоминается впервые. По мнению Г. Боуэна, обязанностью бизнесмена является осуществление такой деятельности, принятие таких решений или следование такой линии поведения, которые отвечают целям и ценностям общества.
Обязанностью бизнесмена является осуществление такой деятельности, принятие таких решений или следование такой линии поведения, которые отвечают целям и ценностям общества.
В настоящее время в американской системе корпоративной деятельности выработаны многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке населения, в частности через различные корпоративные фонды, которые создаются с целью решения разнообразных социальных проблем за счёт бизнеса (оплата профессионального образования, пенсионных и страховых взносов для персонала и др.). Ответственное социальное поведение и благотворительность компаний поощряются соответствующими налоговыми льготами и налоговыми вычетами, установленными на законодательном уровне. Однако регулирование социально-трудовых отношений в большей мере происходит на уровне компаний и в значительно меньшей степени - на уровне отрасли, региона или государства.
В рамках Европейского Союза регулирование корпоративной социальной ответственности рассматривается как один из форматов содействия бизнесу, фактор движения региона по пути устойчивого развития. Европейский суд подчёркивает, что верховенство прав человека является неотъемлемой частью общих принципов права Союза. Это видение усилено принятием Маастрихтского договора, в котором указывается, что цели деятельности ЕС включают также содействие «экономическому и социальному прогрессу» при построении «Союза как пространства свободы, безопасности и правосудия». Разрабатываемые нормы закрепляют тесную взаимосвязь создания единого рынка с усилением защиты прав человека: экономическая эффективность должна достигаться на основе принципов демократической законности и социальной справедливости.
Особенность европейской публичной политики заключается в том, что она побуждает активно реагировать на глобальные и локальные вызовы устойчивому развитию, включающему прозрачность деятельности корпораций, соблюдение прав человека, энергоэффективность. Институты ЕС прилагают усилия, направленные на создание условий для эффективного и единообразного применения практик КСО для достижения таких общественно значимых целей, как снижение уровня бедности, трудоустройство людей с ограниченными возможностями, профессиональное обучение, улучшение системы здравоохранения, предотвращение загрязнения окружающей среды, рациональное использование ресурсов.
В странах Европы отмечается императивный метод регулирования КСО через принятие наднациональных актов Европейского Союза, а также региональных норм и стандартов, тогда как американский подход к правоприменению в сфере КСО основан на принципах прецедентного права. В большинстве европейских стран на локальном уровне закреплены обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, природоохранная деятельность предприятий. Европейский бизнес рассматривает государство как субъект, приводящий в исполнение принятые правила и нормы поведения, в отличие от США, где любое вмешательство государства расценивается как нарушение свободы бизнеса.
В странах Европы отмечается императивный метод регулирования КСО через принятие наднациональных актов Европейского Союза, а также региональных норм и стандартов, тогда как американский подход к правоприменению в сфере КСО основан на принципах прецедентного права.
В Европейском Союзе существует трёхзвенная система правового регулирования КСО: на наднациональном уровне (в том числе международном), национальном и локальном. В то же время усиливается саморегулирование КСО через развитие вневедомственных общественных организаций, призванных содействовать бизнесу во внедрении практик КСО.
2. Правовое регулирование КСО в Европейском Союзе.
В настоящее время на территории Европейского Союза наблюдается тенденция стимулирования институтами власти применения практик корпоративной социальной ответственности. Широкий спектр правовых актов, издаваемых органами ЕС в исследуемой отрасли, объясняется стремлением наднациональных органов ЕС обеспечить равномерное развитие и укрепление Союза, единство практических мер по распространению принципов КСО.
Содержание различных общеевропейских инициатив, директив, регламентов и проектов по стимулированию КСО во многом основано на положениях Международной организации труда, Всеобщей декларации прав человека, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирных саммитов и др. В свою очередь документы, принятые на уровне ЕС, задают вектор политики в сфере КСО в национальных государствах. При этом среди институтов власти ключевую роль играют комитеты Еврокомиссии.
На континенте импульсом к развитию КСО явилось создание в 1996 году Европейского движения предпринимателей за социальную консолидацию (EBNSC), учреждённого при поддержке Генерального директората по вопросам занятости, производственных отношений и социальных вопросов Еврокомиссии. В отдельное направление работы ЕС развитие КСО выделилось в марте 2000 года, когда во время чрезвычайного саммита Евросоюза в Лиссабоне Европейский Совет впервые публично призвал компании к усилению чувства ответственности. Главы государств и правительств пятнадцати стран приняли Специальное обращение по вопросам КСО, в котором отмечалось, что расширение социальной ответственности бизнеса является важным элементом экономических и социальных реформ, фактором повышения конкурентоспособности компаний.
В отдельное направление работы ЕС развитие КСО выделилось в марте 2000 года, когда во время чрезвычайного саммита Евросоюза в Лиссабоне Европейский Совет впервые публично призвал компании к усилению чувства ответственности.
В 2001 году Еврокомиссия опубликовала рабочий документ - «Зелёную книгу», - закрепляющий цели, идеи и принципы КСО. В 2002 году Евроко-миссия дополнительно издала акт, определяющий направления взаимосвязи КСО и устойчивого развития. В 2002-2003 годах последовало принятие Европарламентом резолюций, содержащих уточнение принятых Евроко-миссией основных начал практик применения КСО.
Вторым пиком, привлекшим внимание институтов ЕС к практикам применения КСО, считается 2005 год, что связано, в первую очередь, с обновлением Лиссабонской стратегии. Так, в документе, раскрывающем перспективы роста экономики и занятости, Совет Европы рекомендовано государствамчленам ЕС всемерно поощрять развитие КСО компаниями. В 2005 году также была обновлена стратегия устойчивого развития ЕС, в которой, в том числе, сделан акцент на развитие КСО в средне- и долгосрочной перспективе.
В 2006 году Еврокомиссия принимает акт, полностью посвящённый КСО, под названием Коммуникация 2006. Этот документ, в частности, содержит призыв к профсоюзам, потребителям, инвесторам, некоммерческим организациям (НКО) и другим стейкхолдерам не останавливаться на достигнутом и направить свои усилия на «укрепление вертикали КСО», а также начать играть более активную роль и поощрять лучшие практики. Цель Коммуникации 2006 - сделать практики КСО более заметными и признать, что европейский бизнес уже преуспел в развитии корпоративной социальной ответственности.
В 2011 году Еврокомиссия приняла долгожданную Стратегию по КСО, основанную на новой Стратегии Европейского Союза «Европа 2020: выстраивая умное, устойчивое и всеобъемлющее в росте предприятие». Европейская стратегия КСО 2011 впечатляет амбициозными планами и широтой методов регулирования: от побуждения национальных правительств государств-членов ЕС к разработке национальных политик до планов рассмотреть возможность создания методики соответствия компаний критериям этичности и социальной ответственности. Стратегия 2011 принята на четыре года, в её основе лежит принцип: «Реализуя партнёрство ради развития и создания рабочих мест: создаваем Европу как образец КСО».
В 2011 году Еврокомиссия приняла долгожданную Стратегию по КСО, основанную на новой Стратегии Европейского Союза «Европа 2020: выстраивая умное, устойчивое и всеобъемлющее в росте предприятие».
Цели разработанной Стратегии - создать условия, благоприятные для устойчивого роста, ответственного бизнес-поведения и постоянной занятости в средне- и долгосрочной перспективе. Стратегия 2011 рассматривает КСО в качестве инструмента, с помощью которого возможно оказывать влияние на общество, обеспечивая устойчивое развитие, в отличие от предыдущей дефиниции в Коммуникации 2006, где КСО определена лишь как концепция. В Стратегии 2011 также подчёркивается важность диалога и взаимодействия со стейкхолдерами.
В Стратегии 2011 как положительный фактор отмечается принятие европейскими компаниями обязательств, превышающих те, которые установлены законом, и закрепляется необходимость дальнейшей поддержки развития КСО. Как на отрицательный момент Еврокомиссия указывает на тот факт, что «большинство компаний в Европе всё ещё не интегрировали озабоченность решением социальных и экологических вопросов в свою деятельность», «некоторое количество европейских компаний соблюдают основные права человека и трудовые стандарты», «лишь 15 из 27-ми государств-членов ЕС проводят национальную политику в сфере КСО». Для исправления ситуации Европейская комиссия указывает на необходимость достижения баланса интересов в отношениях стейкхолдеров к КСО, представления чётких разъяснений публичных ожиданий от применения компаниями КСО, «вознаграждения» компаний за ответственное бизнес-поведение посредством инвестиций и участия в государственных закупках.
Главное отличие документов ЕС по КСО - Коммуникации 2006 и Стратегии 2011 - это тон изложения. Исходя из Коммуникации 2006 можно понять, что КСО - это новое направление для Еврокомиссии, поэтому этот документ содержит большое количество норм-принципов, норм-деклараций. Здесь много говорится о роли европейского бизнеса и общественных ожиданиях: «Европе нужен социально ответственный бизнес» и т. д. Стратегия 2011 в этом плане более зрелый документ, Еврокомиссия уже понимает все плюсы и минусы (надо полагать, временные) развития КСО (малое количество компаний, интегрирующих КСО в свою бизнес-деятельность, составляющих нефинансовые отчёты), Содержится в указанном документе и критика. Неизменной остаётся цель обоих актов: обеспечить ЕС лидерство по продвижению КСО, вводя единые рамки на наднациональном уровне и разрабатывая рекомендации для национальных политик.
В Стратегии 2011 отмечается, что внедрение практик КСО не является императивным указанием ЕС, но призвано оказывать положительное воздействие на бизнес. Стратегический подход к корпоративной социальной ответственности становится всё более важным для повышения конкурентоспособности предприятий, поскольку это приносит пользу с точки зрения управления рисками, снижения издержек, доступа к капиталу, политики занятости. В Стратегии 2011 также отмечается, что КСО должна развиваться под руководством самих предприятий, государственное администрирование в этой сфере призвано играть лишь вспомогательную роль - например, направленную на обеспечение прозрачности деятельности компаний, создание стимулов, обеспечение подотчётности корпораций.
Определённый интерес вызывает структура новой Стратегии 2011, в которой первый раздел представлен бизнес-кейсом, демонстрирующим позитивные результаты внедрения КСО как в случае бизнеса, так и всего общества. Таким образом, Европейская комиссия ещё раз продемонстрировала, что корпоративная социальная ответственность выгодна всем стейкхолдерам, в то время как бизнес соответствующим образом влияет на развитие общества. Комиссия также выявила ряд факторов, которые призваны способствовать дальнейшему внедрению практик КСО: необходимость достижения баланса интересов и учёт мнений всех заинтересованных субъектов; конкретизация ожиданий от внедрения новых практик; наличие системы поощрения компаний, стремящихся использовать практики КСО; повышение внимания к вопросам прав человека.
Кроме того, Комиссия отметила, что внедрение практик КСО в деятельность предприятия напрямую зависит от размера последнего. Впервые Европейская комиссия признала, что для большинства компаний малого и среднего бизнеса, особенно микропредприятий, КСО остаётся «неформальной и скорее интуитивной», в то время как для крупных предприятий она должна стать одним из аспектов развития.
В рамках новой политики выдвинута программа действий на 2011-2014 годы:
• повышение прозрачности деятельности компаний, применяющих практики КСО; распространение передового опыта, включая создание европейской награды, а также формирование отраслевых платформ для предприятий и заинтересованных сторон;
• совершенствование и отслеживание уровня доверия к бизнесу: Комиссия планирует инициировать общественные дискуссии о роли и потенциале предприятия и организации исследования доверия граждан к бизнесу;
• повышение регулятивных процессов: Комиссия предлагает заинтересованным участникам разработать протокол, в котором найдут своё отражение как собственная политика в этой сфере, так и направления взаимодействия с другими заинтересованными участниками;
• использование тактики мотивации посредством инвестиций и участия в государственных закупках;
• дальнейшая интеграция КСО в образование, обучение и проведение исследований: Комиссия будет и впредь оказывать поддержку в образовании и подготовке кадров в области КСО, а также изучать возможности для финансирования дальнейших исследований;
• подчёркивая важность наднациональных и национальных политик КСО, Комиссия приглашает государства-члены ЕС представить или обновить свои собственные планы для продвижения КСО в конце первого полугодия 2012 года.
Европейская комиссия заявляет о проведении постоянного мониторинга Стратегии 2011 и проведении в середине 2014 года мероприятий по оценке её реализации.
К сфере правового регулирования КСО на европейском уровне следует также отнести директивы и регламенты, прямо не направленные на законодательное регулирование КСО, но регулирующие конкретные направления экономической, социальной, экологической и культурной сфер.
Направления развития практик КСО заложены и в таких общеевропейских актах, как Интегрированная продуктовая политика (IPP), Схема экологического менеджмента и аудита (EMAS), Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), Руководящие принципы Организации экономического сотрудничества и развития для многонациональных компаний, Десять принципов глобального договора ООН, Стандарт по социальной ответственности ISO 26000, Трёхсторонняя декларация принципов МОТ, относящаяся к КСО, Руководящие принципы ООН по вопросам бизнеса и прав человека.
К сферам, в которых применение практик КСО наиболее законодательно проработано, относятся социальная сфера и охрана окружающей среды. Большое внимание также уделяется формам взаимодействия с местными сообществами, ответственному рыночному поведению, соблюдению прав потребителей, ответственному корпоративному управлению.
В сфере охраны окружающей среды регламентация деятельности бизнеса законодательными актами ЕС связана с происходящими изменениями климата, загрязнением воздуха. Возникла необходимость управлять отходами, охранять водные ресурсы и управлять ими, охранять природу и биоразнообразие, защищать почвы, ограничивать шумы и производство химических продуктов, необходимость общей защиты граждан. В этом плане показательна принятая Европарламентом в 2004 году директива, устанавливающая экологическую ответственность для предотвращения и устранения трансграничного загрязнения окружающей среды. Согласно принципу «загрязнитель платит», компания, чья деятельность нанесла или может нанести ущерб окружающей среде, несёт за это материальную ответственность. Эта директива наделяет широкими правами НКО, которые могут обращаться в компетентные органы с ходатайствами о возбуждении дела против загрязнителя, а также в суд с целью проверки законности действий или бездействия компетентных органов.
В социальной сфере также прослеживается высокая степень регулирования, о чем свидетельствует целая Социальная глава в Маастрихтском договоре и глава в Амстердамском договоре, закрепляющие важность вопросов здоровья и безопасности работников, коммуникаций, прав работников и условий труда - практически все ключевые вопросы внутренней составляющей КСО.
Среди принципов национальных политик - опора на общеевропейский курс устойчивого развития, продвижение диалога со стейкхолдерами, стремление к повышению прозрачности бизнес-процессов.
Очевидно, что корпоративная социальная ответственность бизнеса получает всё более широкое признание в западном мире. Прилагаемые усилия по созданию условий для развития КСО - лишь процент от реализуемых мер, но даже он показывает сколь серьёзное внимание органы власти ЕС уделяют проблематике КСО и устойчивого развития. Вместе эти усилия создают мощные импульсы развития идеологии КСО и определяют соответствующую политику национальных правительств государств-членов ЕС.