III матричная структура управления

Отражает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства. (Вертикаль/горизонталь)

Вертикаль – управление функциональными и линейными структурами подразделений компании

Горизонталь – обеспечения управления проектами и программами для реализации, которых привлекаются специалисты из различных подразделений компаний.

При такой структуре устанавливается разделение прав и ответственности, за какие-то отвечает ГИП,а за какие то функциональный руководитель.

ГИП составляет календарный план. Определяет бюджет проекта.

ГИП отвечает за то чтобы проект был выполнен в срок соответствующего качества за выделенные ресурсы.

Функциональный руководитель – за те вопросы которые связаны по ф-ий отвечает начальный

функционального отдела.

Сочетаются линейно- функциональный, проектно структурная.

Достоинства:

1. Интеграция различный видов деятельности в рамках реализации проекта

2. Получение высококачественных результатов по большинству проектов.

3. Сокращение нагрузки для руководителей высшего звена

4. Увеличение личной деятельности руководителей проекта.

5. Достигается больше гибкость и скоординированность чем в линейно функциональности

Недостатки:

1. Структура громоздкая

2. Дорога

3. Нарушен принцип единоначалия

4. Бывает анархия

5. Борьба за власть

6. Большие накладные расходы

7. Дублирование функций

О рганизационные формы управления

- включает в себя принципы организации системы управления, характер взаимоотношения между отдельными подразделений и порядок, и взаимодействие между организации.

4 типа:

1) Концентрация – Производство в строительной области следует понимать как процесс сосредоточения средств предметов и ресурса труда в крупных организациях. Большая экономическая эффективность. Т.к. если крупная организация, то есть возможность иметь свой парк машино-механизмов и т. д.

2) Специализация – одной из форм общественного разделения труда и рациональной ее организации. Главный отличительным признаком является однородность выпускаемой продукции или услуг. В строительстве используется в двух направлениях:

a. Специализируются по отраслевому признаку – хозяйственно самостоятельные организации, которые выполняют строительство объектов для определенных отраслей.

b. Технологическая – специализируются на отдельных видов или комплексов работ.

Она эффективна за глубокого разделения труда. В рамках этой формы создается благоприятные условия для увеличения уровня машинизация, эффективней используется строительная техника.

3) Кооперирование – одна из форм производственных связей между предприятиями и организациями, которые совместно участвуют в выпуске продукции или услуг.

Обеспечивает ритмичность, более эффективная использование мощности строительных организаций.

4) Комбинирование – форма организации общественного производства, основанная на технологическом организационном соединении в рамках одного предприятия различных производств.

1. Удешевление строительства

2. Сокращается сроки строительства

3. Увеличивается ритмичность

Структура строительных организаций – современные по характеру делятся на 2 тип:

  1. Строительные организации, появившиеся за счет акционирования ранее действующих государственных строительных организациях. – Сохранили все структурные строительные образования и стали крупными строительными объединениями.
  2. Вновь созданные строительные организации в рыночных условиях. Стали самостоятельными юридическими организациями.
  3. Остались государственные предприятия

В настоящие время частные строительные организации - 90%

По виду выполняемых работ все строительные организации разделяются:

· общестроительные – выполняют собственными силами все виды работ и выступают в роле генподрядчика

· специализированные – по выполнению отдельных видов работ

Внешняя и внутренняя специализация.

В зависимости от числа рабочих и мощностей:

1. Крупные более 500

2. Средние от 100 до 500

3. Малые до 100

//В большинстве линейно-функциональная структура управления

Линейные руководители (Президент) ->Начальники СУ> Начальники участков -> Прорабы -> Мастера

Структура строительного треста

Во главе треста в соответствии принципа единоначалия стоит президент (руководитель фирмы). Он руководит производственно-хозяйственной деятельностью треста и полностью отвечает за его деятельностью.

Его заместитель – главный инженер. Отвечает за технологии, внедрения строительных материалов, качество работ, производственная деятельность.

Заместитель по производству – обеспечивает руководство производственными предприятиями, определяет их стратегию, устанавливает объем и строительную номенклатуру.

Заместитель по экономике анализ производственно –хозяйственной и финансовой деятельности треста, разрабатывает различные мероприятия по улучшению экономических показателей.

Зам по кадрам – отвечает за быт, повышение квалификации

Главный технолог занимается вопросами внедрения в строительстве прогрессивных технологий, ППР, ПОР

Главные механик – по механизации и комплексной механизации СМР ее объектах треста. Определяет потребность машин-механизмов

Главные энергетик – организует строительных объектов энергией.

Плановый отдел – организует плановую работу. Разрабатывает перспективы. Ведет учет их выполнения.

Технический отдел отвечает за внедрения новой техники. План организационно технический предприятий. Проверяет качество. Выполняет функции заказчика. Оперативно производственный отдел определяет подразделений треста, контролирует сроки ввода объекта в эксплуатацию, составляет графики производства работ, графики поставки материалов, участвуют в заключении договоров подряда, заключения планов СМР.

ПТО занимается вопросами инженерной подготовки строительства – готовит мероприятия по подготовки строительной площадки, отвод поверхностных вод, отвод временных сетей и зданий, разрабатывает ППР и ПОРЮ участвует в составлении работ.

Отдел главного диспетчера осуществляет контроль и оперативное регулирование в ходе строительства.

Отдел труда и заработной платы = по внедрению форм оплаты труда, по повышению производительности труда составляет план по труду. Проверяет правильность расходов. Сметный договорной отдел подрядные и субподрядные договора контролирует, проверяют сметную документацию, в случае необходимости сам разрабатывает и проверяет правильность использования оптовых цен.

Отдел координации субподрядчиков координирует деятельность субподрядных организаций. Проверяет. Совместно с лабораторией проверяет качество выполняемых работ.

Лаборатория экономического – анализ финансовой экономической деятельности.

Отдел промышленных предприятия – выпускает конструкции, которые используют строительными монтажными

Отдел кадров – обучение кадров, набор и что

Бухгалтерия – Ведет бухгалтерский учет, баланс и т д

СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Как правило по ней, аналогично строительному управления выполняются. Если объекты по большой территории то создаются ПМК (передвижные механизированные колонны)

Поезда используется при железнодорожном.

Структура строительного участка

Участок не является самостоятельным юридическим лицом. Не вступает в договорные отношение с другими организациями. Не имеет расчетного счета. Не владеет собственными производственными фондами.

Строительный участок может иметь одну и более участком. Не имеет собственный склад, инструментальное хозяйство. В обязанности старшего прораба (начальника участка)координация прорабов и мастеров обеспечение их ПСД, доведение до производственных планов и так же техники. Выдает задания на выполнение объемов работ, на повышение производительности труда, фонд оплаты труда, прибыль. Организует инженерную подготовку на строительных площадках, контролирует сроки и объемы выполнения строительных монтажных работ, координирует взаимодействие с заказчиками и субподрядчиками. Далее он принимает от прорабов и мастеров законченные работы и этапы. Кроме этого довольно большой объем работ подготовка документов к сдаче объекта. Он проверяет качество работ, соблюдение технологической дисциплиной, отвечает за сохранность материально технических ресурсов.

Структура участка может быть трехступенчатой, (начальник участка прораб и мастер), двухступенчатый (начальник участка – прораб, или начальник участка – мастер.) Зависит от сложности объекта, количество одновременно строящиеся объектов, строиться ли эти объекты по типовым или индивидуальным. Еще влияет удаленность объектов. Основным руководителем производителем является прораб. Прорабу обычно поручается строительство отдельных объектов. Руководит деятельностью подчиненных ему мастеров или бригадами. Он должен обеспечить плановое задание выполнение, объему СМР, производительности труда.

Прораб получает ПСД и организационную технологическую документацию. Проверяет подготовленность строительных площадок к началу строительства объектов. Координирует деятельность субподрядчиков, принимает от всех исполнителей законченные работы и ведет их учет. Он участвует … и введет ежедневно журнал Производства работ.

Ф-ии прораба зависят от стадии строительства объекта. На стадии подготовки производства он принимает по акту от заказчика участок и выполняет весь цикл подготовительных работ по благоустройству строительной площадки. Размещает прибывшие бригады во временных сооружениях. НА стадиях возведения контролирует поступления материалов-2->, руководит производством работ, фронтом работ, правильность складирования, расстановка строительной техники. Мастер он возглавляет бригаду на порученным им объекте. Его основными задачи выполнение строительно монтажных работ и выполнение заданий по повышение производительности труда, по снижению себестоимости, охране труда, технике безопасности.

Он проводит инструктаж с рабочими.

Бригадир – не посредственно руководит бригадой. (10 человек работающий(в комплексных), в специализированных 6)

В комплексных составляются из рабочих различных специальностей. Разнообразные работы. Обладать 1-ой или более специальности.

В специализированных из 1 спец.

В большей части времени трудиться с бригадой, а другую руководство бригады. Когда бригады очень большие они делаться на звенья.

ДОМОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМБИНАТЫ

Форма комбинирования

ОСОБЕНОСТЬЮ ДСК

· Выполняется весь технологический цикл, изготовление, транспортировка, монтаж на объекте строительства. Поэтому в условиях ДСК появляется возможность создания единого сквозного потока и т.к здесь строиться однотипные здания это поточный метод строительства.

· Более высокие показатели производительности труда.

Типы ДСК:

· ленинградский тип ДСК (двухступенчатая структура), то что все подразделения находиться на едином строительном балансе.

· Московский ДСК находиться на самостоятельном балансе, а заводы по выпуску продукции на своем балансе.

Раньше государственные строительные организации ввели жесткую организационную структура, то в условиях рыночной экономики каждая организация может создавать ту структуру управления которую сочтет целесообразной.

Апп ЗАО дом строй

Ф-ии заказчика застройщика, проектировщика.

П роектирование структур управления

Проектирование систем управления осуществляется при создании новых строительных организаций, а также процессе совершенствования существующих в том числе когда в организации создается АСУ первым этапом является предложение по улучшению ситемы управления.

Проектирование проводимое в процессе совершенствования мб локальным, охватывать некоторые подсистемы и комплексным, мб комплексным и т д.

Проектирование систем управления составной частью проектирования строительных организаций в целом. В настоящие время проектирование систем управления на основании системного подхода. Метод аналогий, экспертного, аналитический. Попытки формализовать этот процесс, но никому не удалось. Метод аналогий состоит в том в качестве основы для проектирования принимается наиболее эффективное для простр. Система аналог анализу выявляется различие в условиях и характере деятельности организации присуще ей недостатки и по результатам анализа вноситься необходимые изменения.

Экспертный метод он основан на использовании знаний интуиции различных руководителей, работников, которые работают и занимаются вопросами управления. Мнение экспертов используется для выявления…

Используется аналитический метод в системном анализе объекта управления, а так же внешний условий органа управления и на основе этого проектируется новая система управления. Целевой и функциональный подход.

Целевой подход заключается в том что в начале строиться подробное описание целей организации в рамках которого показана как должны распределены цели по ступеням управления, на каждой ступени управления, между подразделениями и должностями внутри органа управления. Для реализации каждой цели определяется орган в рамках которого будут более правильно реализовано.

Функциональный подход – анализ ф-ий управления аппарата управления. Проектирование структуры начинается с установления полного перечня ф-ий. Затем ф-ии распределяются по органам подразделениями и должностям аппарата управления. Одновременно ф-ии является объема работ и численность рабочих.

Исходные данные для проектирования структур управления являются:

  1. Когда нет структуры.
    1. Функциональное назначение организации
    2. Виды деятельности организации
    3. Объемы работ
    4. Район деятельности фирмы
    5. Предварительной инф размещения основного офиса
    6. Организационно правовой статус и вид собственности.
    7. Перспективы развития фирмы
    8. Потенциальные конкуренты
    9. Возможный аналог, эталон на базе которого можно будет ориентироваться
    10. Заключается договор на разработку структуры
  2. Переработка существующей
    1. Организационную структуру
    2. Как распределены ф-ии
    3. Документы
    4. Полное описание организации
    5. Динамику показатель производственной хозяйственной деятельности организации
    6. Описать трудовой контингент
    7. Проблемы и узкие места организации
    8. Что хочет получить на выходе
    9. Сроки разработки

3. Проектирование структур управления.

a. Разделение управленческого труда

b. Кооперация управленческого труда

c. Нормирование управленческого труда

d. Организация условий работы аппарата управления

e. Структура и состав разработки положений по отделу и должностных инструкций

Разрабатывается организационная, функциональная, схема размещения сотрудников в организации, определение в потребности технических.

Проектирование структур управления

1. Разделение управленческого труда при проектировании

Это такая форма его организации, при которой весь управленческий процесс делится на отдельные части, каждая из которых выполняется группой или отдельными работниками. В разделении УТ особую роль играет специализация суть которой заключается в том, что отдельные части процесса управления становятся постоянными сферами деятельности подразделений аппарата управления и отдельных сотрудников.

Необходимость разделения труда в управлении обусловлена тем с одной стороны ограниченности возможностью людей по уровню знаний, обработки информации и т д с другой стороны что постоянно идет расширение сфер деятельности. Разделение управленческого труда и его специализации приводит тому что идет повышение эффективности труда и качества работ.

Большое значение на степень разделения является объем работ, а так же специализация. В аппарате разделяется труд:

1. Функциональное

Осуществляется путем распределения функций между отдельными работниками и подразделениями аппарата управления, что закрепляется в соответствующих положениях и должностных инструкций.

2. Технологическое

Осуществляется по видам выполняемых управленческих операций, процедур и процессов. Под операцией понимается организационно не делима однородная часть процесса управления выполняемая без перемен рабочего места, предмета и орудия труда.

Различают операции: Коммуникационные, технологические в результате которых получается новая информ., документационная – в изготовлении, размножении … различных документов.

Управленческая процедура – определенный порядок выполнения каких-то комплексов управленческих операций в рамках которых показывается входная информация и какая выходная и кто ее использует.

3. Профессионально – квалификационно.

Разделение труда – процесс управления делится на части в соответствии профессией и уровнем их квалификации.

2. Кооперация управленческого труда

Такая форма организации – обеспечивается согласование действий многих участников управленческого процесса. Кооперация управленческого труда вызвана разделением управленческого труда.

Кооперация обеспечивает: Непрерывность и ритмичность, сокращение продолжительности выполнения, повышение производительности УТ

Форма кооперации зависит от внутренней структуры аппарата управления и используются следующие кооперации:

1.Между отделами

2.Внутри отдела

3. При выполнении определенных видов работ

3. Нормирование управленческого труда (УТ)

Заключается в установлении необходимых затрат рабочего времени на выполнение процесса управления. Затраты труда на управление производством составляет значительную часть трудоемкости продукции, поэтому экономия и рациональное использование УТ персонала имеет большое значения для повышения эффективности производства. С помощью нормирования УТ устанавливается:

1. Численность управленческих работников

2. Рассчитывает трудоемкость управления и отдельных видов управленческих работ

3. Рассчитывает продолжительность их выполнения

4. Оценивают эффективность труда управленческого персонала.

Особенности:

1. Невещественный характер

2. Преимущественно творческий труд (сложно осуществлять контроль)

3. Трудности учета степени сложности, интенсивности, качества

Нормы:

1. Нормы и нормативы времени, которые отражают затраты труда на выполнение определенной работы (операции) в единицах времени (чч или ч днях)

2. Нормы и нормативы управляемости (числа подчиненных) определяют количество работников или подразделений, которые успешно может управлять 1 руководитель или орган в соответствующих условиях.

3. Нормы и нормативы численности – количество работников необходимых для выполнения всех функций по управлению строительных организаций, а так же при выполнении отдельных функций управления.

4. Нормы и нормативы обслуживания – которые определяют количество работников, которое может обслужить один специалист

Установления рациональное количество уровней управления.

- оказывает влияние:

1. Личные качества, уровень квалификации, метод и стиль руководства, характер выполнения работ, личные и профессиональные качества подчиненных, а так же наличие профессиональной техники.

Оказывает отрицательное влияние:

1.Территориальная рассредоточенность

2. Повышение сложности

Можно повысить УТ (управленческий труд), если выделить вспомогательный персонал или заместителей.

Обычно мастеру подчиняется от 10

Прорабу 2-3 мастеру

Начальнику участка 2-3 прораба

Строительному управлению 4-5 участка

Тресту 5-7 стр упр

Если нормы управляемости установлены правильно, то задача нахождения рационального количества ступеней управления сводиться:

Если нормы установлены одинаково P(m) = H^m. В условиях,когда нормы различны, то количество исполнителей имея m уровней преумножение.

Какое количество рабочих?

5 уровней управления: мастер прораб начальник участка СУ трест. Нормы управляемости

25, 2, 3, 4, 5.

Если принять, что выработка на одного рабочего равна 500 тыс. рублей в год, то такой трест может выполнить 300т * 500 т 150 000 млн = 150 млрд рублей

4. Организация условий работы аппарата управления

5. Структура и состав положений по отделу и должностных лиц

Преимущества и недостатки централизованных и децентрализованных

  Преимущества Недостатки Объективно, когда предпочтительней
Децентрализованное Повышение квалификация низшего звена Повышается риск из-за недостаточного опыта линейного руководителя Используется когда имеется большая территориальная разбросанность объекта
  Решение принимаемое линейными руководителями являются более правильными, ибо они знают Решение принимается без учета интереса всей организации Организация очень крупная
  Разгружается верхние уровни аппарата управления от оперативного управления, может сосредоточиться тактических Когда необходима знание местной коньютуры для повышения уровня принятия решения
Централизованность Быстрое принятие решения в интересах всей организации Большая нагрузка на руководителей Высокая сосредоточенность организации и не требуется принимать региональные решения._______________________
  Текущие решение принимаются с учетом перспектив развития фирмы Большой риск от не правильного решения Недостаточный уровень квалификации низшего звена
  Меньше квалифицирован. Руководителей Высокая оснащенность техническими средствами
      Высокая степень централизованности

Необходимо руководствоваться демократического центр. – высшие органы управления должны быть наделены такими правами, которые позволит им руководить данной организацией с точки зрения государственных интересов

У низшего принимать решения с учетом местного.

После того как определены цели идет формулирование структур управления, при этом руководствуются … при разработки схем нормы управляемости … Начинается построение структуры с того что определяется количество заместителей. Наименование и количество отделов, распределяются между ними функций. При проектировании структур управления необходимо соблюдать следующие принципы:

1. В зависимости от целей выбирается соответствующий тип структуры

2. Функции первичны, организационные структуры вторичны. Ф-ии организации должны отражать главные приоритетные стратегические цели организации

3. Структура должна ориентироваться выполнение целей

4. Соотношение централизации и децентрализацией определяется наличием уровней управления.

5. Все решения принимаемые в организации должны быть распределены по уровням вертикальной иерархии руководствуясь принципов целесообразности

6. Для отражения степени влияния должностных лиц на деятельность всей организации при составлении структуры отражать их ранг.

7. При проектировании структур управления руководствоваться нормами управляемости

8. При проектировании аппарата управления целесообразно максимально совмещать должности руководящих лиц по вертикали.

9. Схема организационной структуры целесообразно проектировать снизу вверх образуя сначала строительные подразделения

10. Не может быть идеальной типовой структуры и системы управления с идеальным успехом функционирующих в различных местах. (Чем сложнее объект управления, тем выше должна быть управляющая возможность)

11. Прежде чем включить отдел в структуры организации нужно рассмотреть все альтернативы

12. Чем крупнее организация тем больше экономическая целесообразность иметь промышленное предприятие.

13. Большое разнообразие видов объектов, иногда такое решение бывает не всегда выгодным

14. Схема организации структуры расположение по горизонтали должна максимально отражать их технологические взаимосвязи в технологическом и кооперативном.

15. По каждому отделу и по каждой должностью разрабатывается положение. Положение подразделения должно разрабатываться с соответствием законодательством и должно иметь следующую структуру:

a. Общая часть

i. Определяется место и нахождение в структуре управления. Т.е кому отдел подчинен, кто руководит подразделением. Порядок назначения и освобождение от работы руководителей. Перечень всей правовых нормативных инструктивных материалов которое данное подразделение руководствуется в процессе своей деятельности

b. Цели отдела

i. Основная задача подразделения, которой она должная подчинить свою деятельность имея ввиду внесения максимального вклада в повышение эффективности управление производством.

c. Ф-ии подразделения

i. Устанавливается содержание работы подразделения. //Прежде всего необходимо указать общие ф-ии затем эти ф-ии конкретизировать по времени, далее указывать специальные ф-ии, в какой мере данное подразделение участвует в реализации данной ф-ии

d. Результаты работы (разрабатываемые документы)

i. Непосредственные работы отдела. Перечислены разрабатываемые документы данного отдела и сроки их распределения (в виде таблицы)

e. Структуру подразделения

i. Перечень групп или специалистов и кто ими руководит

f. Взаимосвязь с другими подразделения

i. Включается Для повышение оперативности, ответственности, надежности одного отдела перед другим

g. Права подразделения

i. Перечисляются предоставляемые подразделения. Эти права заключается в том контролировании

h. Ответственность подразделения

i. Виды ответственности, которую несет подразделение перед выше стоящей организацией.

i. Критерии для оценки деятельности подразделения

i. Должны быть отражены какой вклад несет в повышение эффективности производства (Критерии 1 или более показателей)

j. Заключения

i. Срок действия положения и порядок его пересмотра

16. Положение о должностях

a. Общая часть

i. Наименование должностей подразделения в которые она входит ее назначение, количество работников, кому данное лицо подчиняется, кто подточен ему в дата ввода положения в действие.

b. Должностные обязанности

c. Права

i. Права необходимые соответствующих обязанностей

d. Ответственность

i. Содержание

e. Критерии кандидатов на замещение должности

i. Квалификационные требование образование, стаж, специальные знания, личные качества, организационные

f. Критерии на оценки работы

g. Оклад и стимулирование

i. Зарплата

h. Заключение

i. Порядок назначения специалиста и освобождение

17. организация условия работ аппарата управления

Для эффективности нужно создать необходимые условие работы. Организация их рабочих мест, размещение. Сотрудники аппарата управления в зависимости от уровня управления как правило размещаются в аппарате треста. Для размещения аппарата управления используется два вида:

1)Кабинетная

Должны использоваться следующие правило:

Рабочие столы, которые принимают большое количество просителей размещается на нижних этажах.

Организация рабочих мест – зависит от условий, которые требуются при работе сотрудника.

2) Зальная (широко используется)

Создание санитарно-гигиенический условий.

Допустимая температура. 23-25, шумовая характеристика, цвет здания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: