Реформа бюджетного процесса в России

Реформа бюджетного процесса направлена на повышение результативности бюджетных расходов и отражается в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. одобренной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

Целью реформы бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Сущность реформирования заключается в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления затратами» к «управлению результатами» и внедрении бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

В рамках концепции "управления результатами" бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность бюджетополучателей. Приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности бюджетополучателей ведется по достигнутым результатам.

Основными направлениями реформирования являются:

- реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета;

- определение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

- совершенствование среднесрочного финансового планирования, формирование бюджетов на период 3 года;

- расширение сферы применения программно-целевых методов планирования;

- упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджетов;

- формирование бюджета на основе реестра расходных обязательств;

- реструктуризация бюджетной сети, реформа государственных и муниципальных учреждений;

- переход от «сметного финансирования» к финансированию государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам.

Одним из наиболее перспективных инструментов достижения долгосрочных целей социально-экономического развития России в условиях оптимизации бюджетных расходов и повышения требований к эффективности деятельности органов государственной власти становится программный бюджет, переход к которому — приоритетное направление реформирования бюджетной системы и бюджетного процесса.

В настоящее время утвержден перечень из 41 государственной программы Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р. Данные программы сгруппированы по 5 группам, охватывающим все функциональные направления расходов бюджета:

1. Новое качество жизни;

2. Инновационное развитие и модернизация экономики;

3. Обеспечение национальной безопасности;

4. Сбалансированное региональное развитие;

5. Эффективное государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: