Экономическое содержание цен. Виды цен.
В соответствии с Законом:
Цена - это денежная оценка стоимости единица товара.
Субъекты ценообразования РБ: юридические лица и предприниматели; республиканские органы гос.управления; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
Роль цены в экономике проявляется на макро и микро уровнях.
На микроуровне – цена является регулятором производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации.
На макроуровне – цена формирует структуру экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях
Функции цены:
1. Информационная функция — распространение сведений о наличии товара или продукции, об издержках производства, о рынках. Информационная функция цены состоит в доведении до всех участков экономики сведений о складывающейся конъюнктуре рынка по данному товару или нормативных затратах на производство и реализацию товара. Чем достовернее эта информация, тем эффективнее принимаемые на ее основе экономические решения.
|
|
2. Распределительная функция — распределение ресурсов в соответствии с их редкостью между альтернативными производствами в соответствии со стоимостью ресурсов и ценами на готовую продукцию. Распределительная функция цены связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между различными отраслями и сферами производства, различными группами населения. Так, высокие розничные цены на предметы роскоши и престижные товары обеспечивают перераспределение денежных доходов определенной части населения при помощи бюджета и формирования социальных фондов.
3. Стимулирующая — создание заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, улучшении качества, снижении издержек и в итоге — стремление повысить конкурентоспособность продукции.
4. Уравновешивающая — обеспечение равновесия между спросом и предложением. Сущность этой функции заключается в том, что с помощью цен устанавливается равновесие на рынке между спросом и предложением, между производством и потреблением. Если спрос на данный товар превышает предложение, цена повышается.
5. Обеспечение доходности — не только возмещение издержек производства продукции конкретного наименования, но и получение производителем прибыли при достижении объема производства выше критической точки.
6. Учетная функция, или функция учета и измерения результатов общественного труда, определяется сущностью цены как денежного выражения ценности благ. В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели — валовой внутренний продукт, национальный доход, объем товарооборота, объем производства продукции предприятиями, так и качественные — рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т. д.
|
|
Основные признаки классификации и виды цен:
1. По степени участия государства в регулирование цен:
1.1 Фиксированные (назначаемые или твердые) - устанавливаются субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.
1.2Регулируемые (изменяемые) устанавливаются соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяются субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.
1.3Договорные (контрактные) - определяются предварительным согласованием между продавцом и покупателем.
1.4Свободные (рыночные) — освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.
2. В зависимости от обслуживаемого оборота:
2.1Отпускная цена предприятия - это цена, по которой организация реализуют продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и другим потребителям. Она включает в себя издержки производства и реализации, прибыль, НДС, акцизы, косвенные сборы и отчисления.
2.2Оптовая цена - это цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям и иным потребителям. Она состоит из отпускной цены предприятия и оптовых надбавок оптовой организации, размер которых ограничен 20% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером.
2.3Розничная цена — цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению и организациям. Она состоит из оптовой цены и торговой (розничной) надбавки розничных торговых организаций, размер которых ограничен 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером.
3. В зависимости от включения в цену расходов по транспортировки предприятия:
3.1. Цена франко-станция отправления – расходы по транспортировке товара несет продавец
3.2. Цена франко-станция назначения – расходы по транспортировке товара несет покупатель
3.3. Цена ДАФ – до границы продавец поставляет товар
3.4. Цена СИФ – все расходы несет продавец
3.5. Цена ФОБ – продавец несет расходы по доставке товара на борт судна
3.6. Цена ФАС – расходы по доставке груза до причала
3.7. Цена КАФ – не включает расходы по страхованию
4. В зависимости от экономических особенностей продукции:
4.1. Оптовые цены
4.2. Закупочные цены – цены на с/х продукцию
4.3. Цены на продукцию строительства
4.4. Розничные цены и тарифы на услуги
5. В зависимости от договорных условий совершения сделок:
5.1. Базисные цены
5.2. Биржевые цены
5.3. Контрактные цены
5.4. Твердые цены
5.5. Справочные цены
5.6. Демпинг
5.7. Ценовая дискриминация
6. В зависимости от рынка:
6.1. Для внутреннего рынка
6.2. Для внешнего рынка
6.3. Для импорта
6.4. Для экспорта
7. В зависимости от сроков действия:
7.1. Постоянные цены
7.2. Скользящие цены
7.3. Ступеньчатые цены
7.4. Сезонные цены
8. Используемые во внутрипроизводственном планировании и учете:
8.1. Планово-расчетные цены
8.2. Учетные цены
8.3. Цены производителей
8.4. Потребительские цены
8.5. Текущие цены
8.6. Сопоставимые цены
9. По степени обоснованности:
9.1. Базисные цены
9.2. Прейскурантные цены
9.3. Фактические цены