Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне (кейнсианство и монетаризм)

Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне (кейнсианство и монетаризм)

План

2.Центральный Банк РФ: направления и методы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика выступает в качестве неотъемлемой части общенациональной стабилизационной политики. Целью денежно-кредитнойполитики является создание при помощи своих инструментов таких экономических условий, при которых совокупный объем производства будет достигаться при полной занятости и низком уровне инфляции.

Современная макроэкономическая теория включает в себя несколько конкурирующих между собой концепций, пытающихся объяснить механизм функционирования рыночной системы и дать рекомендации по управлению народным хозяйством, в том числе и в сфере денежно-кредитных отношений.

Наиболее существенное влияние на становление и развитие современной макроэкономической теории и политики оказали два течения в экономической мысли: кейнсианство и монетаризм.

Вышедшая в 1936 году книга английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег” сыграла выдающуюся роль в экономической теории и в значительной степени революционизировала отношение общества к экономической политике. Идеи, изложенные в “Общей теории”, нашли свое отражение во всех последующих экономических исследованиях по проблемам рыночной экономики, включая и те, которые принадлежат критикам Кейнса.

Кейнсианство, возникшее в конце 1930-ых годов, занимало ведущее положение в макроэкономической теории и политике после второй мировой войны вплоть до 1970-ых годов. Считается, что благодаря осуществлению на практике кейнсианских рекомендаций по государственному регулированию экономки, в США и в странах Западной Европы со второй половины 1940-ых годов и до конца 1960-ых годов ХХ века не наблюдалось глубоких экономических кризисов, а темпы инфляции были невысоки.

Трудности, возникшие в экономике США и других индустриально-развитых стран в конце 1960-ых – начале1970-ых годов, привели к необходимости пересмотра кейнсианской интерпретации государственного регулирования рыночной экономики.

Так называемое “ортодоксальное кейнсианство” почти с самого начала своего оформления являлось предметом многочисленных атак. И прежде всего, со стороны представителей “неоклассических” теорий, возрождение и распространение которых возглавила в 1950-ые – 1960-ые годы монетаристская школа. В настоящее время ее общепризнанным лидером является лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 года американский экономист М.Фридман.

На протяжении уже более трех десятилетий монетаризм занимает ведущее место среди теорий, претендующих на роль альтернативы кейнсианству в объяснении основных макроэкономических процессов.

В 1980-ые годы монетаристская концепция находит свое практическое применение в качестве теоретической основы экономической политики правительств Р.Рейгана и Дж.Буша в США и М.Тэтчер в Великобритании. На сегодняшней день, монетаризм является официальной теорией таких международных финансовых организаций, как Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный банк Реконструкции и Развития (МБРР), Всемирный Банк (ВБ).

Хотя критика кейнсианства со стороны монетаристов шла под лозунгами – “неоклассического возрождения”, “кейнсианской контрреволюции”, “монетарной революции” – противоречия между ними не столь остры, а различия не столь противоположны, как это пытаются представить сторонники этих двух концепций.

У монетаристов и кейнсианцев наблюдается сходство взглядов и мнений по многим вопросам:

1. Методологической основой обеих концепций является теория общего равновесного анализа;

2. Главное место в их исследованиях макроэкономических явлений отводится совокупному спросу;

3. В обеих моделях деньги воздействуют на чистый национальный продукт (ЧНП) в одинаковом направлении – расширение денежного предложения увеличивает ЧНП, и наоборот;

4. В качестве основных целей государственной политики кейнсианцы и монетаристы рассматривают борьбу с инфляцией и безработицей.

Принципиальные расхождения между представителями этих теорий можно проследить по следующему ряду позиций:

1. Оценка рыночной системы и отношение к государственному вмешательству в экономику. С кейнсианской точки зрения рыночная система по своей природе неустойчива, она лишена механизма, обеспечивающего экономическое равновесие. Более того, стабильность противоречит самой природе рыночных отношений: колебания и даже резкие, внезапные спады являются неотъемлемыми чертами рынка. Для многих рынков характерна несовершенная конкуренция. Государство в этих условиях, по мнению кейнсианцев, должно и может играть активную роль в стабилизации экономики.

Монетаристы, наоборот считают, что рыночное хозяйство представляет собой в высшей степени устойчивую систему, идеально приспособленную для саморегулирования и находящуюся в естественном состоянии плавного и равномерного роста. По убеждению монетаристов ни одно, даже самое мудрое правительство никогда не сможет достичь лучших результатов в экономике, чем коллективная мудрость всех экономических агентов, проявляющаяся через рыночные взаимосвязи.

2. Аналитическая основа. Кейнсианцы и монетаристы строят свой анализ на специальных уравнениях.

В кейнсианской теории основным фактором, определяющим реальный объем производства, занятости и уровня цен являются совокупные расходы, или совокупный спрос. Он складывается из четырех основных компонентов и представляет собой валовой национальный продукт, подсчитанный через расходы. Основное кейнсианское уравнение имеет следующий вид:

ВНП = С + ĺg + G + Xn

где С – потребительские расходы домашних хозяйств. Они включают расходы на предметы текущего потребления и предметы длительного пользования, а также потребительские расходы на услуги.

Ig – валовые частные внутренние инвестиции. К ним относятся все инвестиционные расходы фирм, предназначенные для замещения оборудования и сооружений, которые потреблены в ходе производства в текущем году плюс любые чистые добавления к объему капитала в экономике. К валовым частным внутренним инвестициям относятся также затраты домашних хозяйств на строительство жилья.

G – государственные закупки товаров и услуг. Данная группа расходов включает все государственные расходы: федеральные и местные на конечную продукцию предприятий и на все прямые закупки ресурсов со стороны государства. Государственные трансфертные платежи здесь не учитываются, поскольку подобные расходы не отражают увеличения производства, а являются простой передачей государственных доходов определенным семьям и индивидам.

Хn – чистый экспорт товаров и услуг., или разница между экспортом и импортом. Представляет собой величину, на которую зарубежные расходы на товары и услуги данной страны превышаю затраты данной страны на иностранные товары и услуги.

Основополагающим уравнением монетаристов является уравнение обмена:

МV = PQ

где М - -предложение денег

V - скорость обращения денег, или среднее количество сделок, которое обслуживает одна денежная единица в течение одного года, ее величину монетаристы считают постоянной.

Р – средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства товаров и услуг

Q - физический объем произведенных товаров и услуг.

Название “уравнение обмена” объясняется тем, что его левая часть (MV) представляет собой общее количество расходов покупателей на приобретение произведенных благ, а правая часть (РQ) представляет собой общую выручку продавцов этого объема.

По мнению монетаристов, совокупные расходы (совокупный спрос) – это предложение денег умноженное на скорость их обращения.

3. Методы проведения денежно-кредитной политики в рамках общей экономической политики. В кейнсианской концепции государственного регулирования экономики денежно-кредитная политика занимает второе место. Главная роль в создании совокупного эффективного спроса отводится налогово-бюджетной политике. Деньги в кейнсианском уравнении присутствуют постольку, поскольку каждый компонент совокупного спроса имеет денежное выражение. Изменение в предложении денег, по мнению кейнсианцев, влияет на совокупный спрос через сложную цепь причинно-следственных связей. Большое значение, при этом, имеет политическое решение о проведении денежно-кредитной политики в одной из двух основных форм: политики дорогих денег и политики дешевых денег.

Согласно кейнсианской концепции выбор того или иного вида денежно-кредитной политики определяется тем какая из двух основных причин макроэкономической нестабильности является наиболее существенной в данный момент: рост инфляции или увеличение безработицы. Конфликт макроэкономических целей (кривая Филлипса) определяет выбор между политикой дорогих денег и политикой дешевых денег.

Политика дорогих денег имеет в качестве основной цели ограничение совокупного спроса и снижение уровня инфляции. Это достигается среди прочих мер, прежде всего, повышением учетной ставки. Политика дорогих денег понижает доступность кредита и увеличивает его издержки, что приводит к сокращению денежного предложения, к сокращению спроса на инвестиции, к сокращению доходов и к снижению уровня инфляции со стороны спроса.

Политикадешевых денег направлена на увеличение совокупного спроса и сокращение уровня безработицы. Понижение учетной ставки делает кредит дешевым и легкодоступным, что в конечном итоге увеличивает предложение денег, увеличивает спрос на инвестиции, растет занятость населения, растут доходы населения, увеличивается совокупный спрос.

По мнению кейнсианцев, наиболее существенное влияние денежно-кредитная политика оказывает, на такие составляющие совокупного спроса, как инвестиции (Ig) и чистый экспорт (Хп). Изменения в инвестициях через эффект мультипликатора влияют на потребление домашних хозяйств (С). Величина государственных расходов (G) непосредственно зависит от проводимой в стране налогово-бюджетной политики.

На проведение внутренней денежно-кредитной политики сильное влияние оказывает открытость экономики и усложняющиеся международные экономические связи. На величину чистого экспорта (Хп) оказывают непосредственное воздействие изменения учетной ставки и уровня цен в стране.

Влияние политики дорогих денег на совокупный спрос усиливается сужением чистого экспорта. Аналогичным образом политика дешевых денег усиливается сопутствующим расширением чистого экспорта, которое в свою очередь, ускоряется повышением учетной ставки внутри страны. Таким образом, при определенных обстоятельствах возникает альтернатива – проводить денежно-кредитную политику в целях экономической стабилизации в стране или же для устранения дисбаланса в международных экономических сделках.

По мнению кейнсианцев последствия проведения денежно-кредитной политики невозможно предсказать и оценить однозначно. Влияние денежно-кредитной политики на уровень производства, цены и занятость опосредовано таким большим количеством факторов, плохо поддающихся контролю и управлению, что делает ее малоэффективной.

Монетаристы убеждены, что денежно-кредитная политика определяет уровень экономической активности в стране в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. По мнению монетаристов, денежное предложение является единственно важным фактором, оказывающим воздействие на уровень производства, цены и занятость.

Они предлагают отличную от кейнсианской модель причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем экономической активности. Так как скорость обращения денег у монетаристов стабильна в том смысле, что ее колебания невелики, и она не изменяется в ответ на изменение денежного предложения, то само денежное предложение оказывает предсказуемое воздействие на уровень совокупного спроса (номинального ВНП = РQ).

Монетаристы выступили с резкой критикой кейнсианских методов прямого воздействия государства на объем и структуру совокупного спроса через бюджет посредством манипуляций с расходами и налогами. Представители монетаризма отрицают эффективность налогово-бюджетной политики в перераспределении ресурсов и стабилизации экономики.

С точки зрения монетаристов, предлагаемая кейнсианцами политика дорогих и дешевых денег – вредна и бессмысленна. Конфликт макроэкономических целей не поддается разрешению путем использования мер денежно-кредитной и бюджетной политики

Главная причина макроэкономической неустойчивости, как утверждают монетаристы, лежит в сфере денежных процессов. Инфляция, безработица, спад производства не характерны для рыночной системы как таковой, а проистекают от неправильной денежной политики, осуществляемой государством.

Проведение эффективной финансовой политики согласно монетаристским рекомендациям предполагает:

1. Отказ от произвольных изменений в налоговой или денежно-кредитной политике ради поставленных экономико-политических целей. Экономика, по их мнению, крайне сложная и еще недостаточно изученная система, поэтому государственное вмешательство, направленное на устранение различных кризисных явлений вызывает обратный эффект, т.е. вносит еще больший хаос;

2. Отказ от бюджетной политики в кейнсианском понимании (как инструмента антициклической политики) и замена ее другой политикой, предполагающей, что государство будет играть роль “служащего”, который будет планировать расходы и налоги без необходимости обеспечивать экономическую стабильность;

3. Главным инструментом по поддержанию долгосрочной стабильности должна стать денежно-кредитная политика, основывающаяся на долгосрочном, стабильном росте денежного предложения в соответствии с монетарным правилом. Монетарное правило означает ежегодное расширение денежного предложения в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВВП. По оценкам монетаристов, денежное предложение должно устойчиво возрастать в пределах 3-5% в год (для США);

4. Законодательное установление монетарного правила с учетом многолетних тенденций в динамике ключевых экономических показателей.

В 1975 году конгресс США принял специальную резолюцию, в которой потребовал от Федеральной Резервной Системы (ФРС) обеспечить долговременный рост денежных агрегатов в соответствии с долговременными потенциальными возможностями экономики по увеличению производства. ФРС было вменено в обязанность устанавливать пределы денежной массы на предстоящей период. В 1977 г. это положение было закреплено законом. И с тех пор ФРС публикует на предстоящие 12 месяцев целевые ориентиры для денежной массы и нормы дисконта с пересмотром их каждые три месяца.

Дискуссии между кейнсианцами и монетаристами об экономической роли государства в рыночной экономике позволили переосмыслить некоторые наиболее фундаментальные аспекты макроэкономической теории. Сегодня очень немногие экономисты придерживаются крайнего кейнсианского взгляда, согласно которому “деньги не имеют значения” или противоположной монетаристской крайности “только деньги имеют значение”. Современная денежно-кредитная политика использует все положительное, что есть в этих двух концепциях.

2. Центральный Банк РФ: направления и методы денежно-кредитной политики

В соответствии с законом РФ “О Центральном Банке РФ (Банке России)” от 14апреля 1995 года, основная задача Банка России – осуществление общего руководства кредитно-денежной политикой в стране.

Основные направления деятельности ЦБ РФ включают:

1. Разработку единой законодательной и нормативной базы денежно-кредитной политики в стране;

2. Эмиссию денег;

3. Защиту и обеспечение устойчивости рубля как государственной валюты, т.е. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

4. Поддержание стабильности денежного обращения;

5. Развитие и укрепление банковской сферы РФ, в т.ч. расширение кредитования коммерческих банков в основном за счет ресурсов эмиссионного фонда;

6. Расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы власти;

7. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Для реализации своих задач в области денежно-кредитной политики ЦБ РФ использует следующие методы и инструменты:

1. Процентные ставки по операциям;

2. Резервные требования;

3. Операции на открытом рынке;

4. Рефинансирование банков;

5. Межбанковские аукционы;

6. Валютное регулирование;

7. Ориентиры роста денежной массы;

8. Прямые количественные ограничения.

Процентные ставки представляют собой ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок.

Операции, проводимые Банком России, отражены в его сводном балансе.

Основные статьи активов и пассивов сводного баланса ЦБ РФ

_____________________________________________________________ _________

Активы

Золото

Иностранная валюта

Наличные деньги в кассах

Кредиты Министерству Финансов РФ

Операции с ценными бумагами

Кредиты

Межгосударственные расчеты

Прочие активы

Баланс

Пассивы

Уставный капитал

Резервы и фонды

Валютные счета

Наличные деньги в обращении

Средства коммерческих банков

Средства бюджетов и клиентов

Прочие пассивы

Баланс

Основными статьями активов являются золото, иностранная валюта, кредиты Минфину, операции с ценными бумагами. В совокупности они составляют более 70% активов баланса.

ЦБ РФ является главным депозитарием золотовалютных резервов государства и организует все операции по продаже и покупке золота и иностранных валют по ценам спроса и предложения на мировых золотых и валютных рынках.

Резервные требования, или нормативы обязательных резервов,депонируемых в Банке России. ЦБ РФ образует резервный фонд кредитной системы страны. Средства этого фонда формируются путем резервирования части привлеченных средств коммерческих банков на резервном счете в ЦБ. Проценты по этому счету не начисляются. При прекращении деятельности коммерческого банка ЦБ РФ перечисляет средства с резервного счета на корреспондентский счет и осуществляет расчеты по обязательствам коммерческого банка..

Уровень обязательных резервов = [(кассовые остатки + средства на резервном счете в ЦБ)/общая величина депозита] * 100%

Рефинансирование банков. Банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Для этого им устанавливается специальная процентная ставка, так называемая ставка рефинансирования. Кредиты коммерческим банкам предоставляются как непосредственно, так и в форме переучета векселей и перезалога ценных бумаг. С 1996 года ЦБ РФ начал оказывать коммерческим банкам новый вид услуг – ломбардные кредиты. В соответствии с “Положением о порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам” от 13 марта 1996 г. № 36 эти кредиты выдаются под залог ГКО и ОФЗ.

Операции на открытом рынке ценных бумаг – это покупка и продажа государственных ценных бумаг. Инвестиции в государственные ценные бумаги для эмиссионных банков представляет собой форму вложения свободных денежных средств, способ финансирования государства и метод воздействия на денежный рынок. Для государства эмиссия ценных бумаг – это, прежде всего, способ покрытия бюджетного дефицита. В РФ повышение роли государственных займов в покрытии бюджетного дефицита сопровождалось введением фондовых операций РЕПО. Суть этих операций состоит в обратном выкупе у инвесторов облигаций государственных замов. Цель РЕПО – поддержание курса ценных бумаг государства и стабилизация фондового рынка.

Организация межбанковских аукционов проводится ЦБ в целях последовательного внедрения рыночных методов управления денежно-кредитной сферой. Банк России организует продажу кредитных ресурсов по цене спроса и предложения. Цель подобных аукционов – обеспечить более активное участи банковского капитала в кругообороте капитала предприятий.

Валютное регулирование предполагает использование следующих методов: установление валютного коридора, валютные интервенции, установление ограничений на вывоз валюты из страны, определение нормативов реализации валютной выручки внутри страны, установление курса рубля по результатам торгов на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ).

Ориентиры роста денежной массы ЦБ РФ рассчитывает и публикует на основе прогнозного варианта целей макроэкономической политики.

К этим показателям относятся:

Номинальный ВВП (Валовой внутренний продукт) в трлн. руб.;

Реальный ВВП, в процентах к предыдущему году;

Среднемесячные темпы прироста цен, в процентах;

Индекс потребительских цен;

Дефлятор ВВП;

Денежный агрегат М2, трлн. руб.;

Среднемесячный темп прироста М2, в процентах;

Темпы прироста М2 за год, в процентах.

Прямые количественные ограничения касаются деятельности коммерческих банков. Главными целями государственного контроля за работой коммерческих банков состоит в обеспечении их ликвидности, сохранности средств вкладчиков и предотвращении банковских банкротств.

В настоящее время контроль за деятельностью коммерческих банков осуществляется в соответствии с ИНСТРУКЦИЕЙ № 1 ЦБ РФ “О порядке регулирования деятельности кредитных организаций” (март 1996 г.) Данной инструкцией установлены следующие обязательные экономические нормативы:

Минимальный размер уставного капитала;

Нормативы достаточности капитала;

Нормативы ликвидности;

Максимальный размер риска на одного заемщика;

Максимальный размер крупных кредитных рисков;

Максимальный размер риска на одного кредитора;

Максимальный размер кредитов, гарантий, поручительств, предоставляемых банком своим участникам и инсайдерам;

Максимальный размер привлеченных денежных средств населения;

Нормативы использования собственных средств банка для приобретения долей, акций других юридических лиц.

Еще ряд нормативов устанавливается другими нормативными актами ЦБ РФ, например – предельный размер неденежной части уставного капитала, минимальный размер резервов, создаваемых под высокорискованные активы, размеры валютного, процентного и иных рисков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: