double arrow

Историческая школа Германии. Особенности методологии исторической школы. Экономические исследования Фридриха Листа

Историческая школа сложилась в 1840–1890 гг. в Германии, где развитие экономической мысли шло своим путем. Этот путь объясняется своеобразными условиями социально-экономического развития страны:

– значительные пережитки феодальных отношений сдерживали формирование современной промышленности;

– на мировом рынке господствовала Англия, с которой молодая немецкая индустрия соперничать не могла;

– экономика Германии нуждалась в таможенной защите и госу-
дарственном покровительстве.

Наиболее ярким предшественником исторической школы был Фридрих Лист (1789–1846). Сущность его учения изложена в работе «Национальная система политической экономии» (1841).

Основные идеи Ф. Листа:

– считал, что каждой стране следует создать свою «национальную экономию» – в противоположность универсальной политической экономии классической школы. Утверждал, что хозяйство каждой страны развивается по своим собственным законам, которые зависят от ее истории, традиций, законодательства [19, с. 152–160];

– сформулировал свою теорию производительных сил. Производительные силы – это способность создавать богатство. Благосостояние нации определяется не количеством созданного товарного богатства (как утверждала классическая школа), а степенью развития производительных сил. Состав производительных сил по Листу:

1) заводская промышленность (главная производительная сила);

2) государственные институты;

3) религия;

4) наука;

5) пресса;

6) система образования;

7) моральные установки;

8) политико-экономические реформы и др.;

– считал, что производительный труд – это любой труд, прямо или косвенно способствующий созданию богатства;

– подчеркивал необходимость исторического подхода к экономике.

В эволюции национальной экономики Лист выделял пять стадий:

1) дикость;

2) пастушескую стадию;

3) земледельческую стадию;

4) земледельческо-мануфактурную;

5) земледельческо-мануфактурно-коммерческую.

Достижение пятой стадии требует государственного покровительства или «воспитательного» протекционизма. Его цель: создание единого национального рынка, устранение внутренних барьеров, защита от подавления национального хозяйства более развитыми странами. Протекционизм необходим для промышленности, но не для сельского хозяйства, так как это покровительство привело бы к удорожанию сырья и нанесло бы ущерб промышленности;

– признавал активную государственную политику необходимым условием хозяйственного прогресса в противоположность «laissez faire» классиков;

– считал, что только для стран, стоящих на равной ступени, может быть взаимовыгодна свободная торговля. Политике фритредерства Ф. Лист противопоставил идею «воспитательного протекционизма»;

– признавал необходимость таможенной защиты молодых отраслей национальной промышленности, пока они не достигнут уровня международной конкурентоспособности [2, с. 305–339].

«Старая» историческая школа (1840–1850)

Основные положения теории Ф.Листа получили развитие в работах Вильгельма Рошера(1817–1894),Бруно Гильдебранда(1812–1878),Карла Книса(1821–1898).

В. Рошер утверждал, что не существует однотипных хозяйственных систем у разных наций, поэтому общей для всего мира экономической теории быть не может, есть множество национальных наук.

Основные идеи Б. Гильдебранда:

– противопоставлял абстрактному методу классиков эмпирические исследования, сбор статистической и исторической информации;

– предложил трехфазную схему экономического развития человечества:

1) естественное или натуральное хозяйство;

2) денежное хозяйство;

3) кредитное хозяйство.

Кредитное хозяйство – высший тип хозяйства. Обмен совершается без участия денег, на основе кредита. Открыты все возможности для активных людей: даже с помощью кредита можно стать предпринимателем;

– критикует А. Смита и его последователей за игнорирование влияния на экономическую жизнь морали, права, обычаев, политики: это оказывает огромное влияние на мотивы человеческой деятельности.

Основные идеи К. Книса:

– отвергал саму возможность существования экономической теории, так как, по его мнению, наука существует лишь там, где есть повторяемость изучаемых явлений. Экономическое развитие народов специфично и не повторяется;

– экономические явления не доступны познанию. Можно только описать их возникновение и развитие и дать им моральную оценку;

– в экономической эволюции разных народов нельзя найти общих законов – можно в лучшем случае говорить об аналогиях.

«Молодая» историческая школа (1870-е гг.)

Пика популярности германская экономическая наука достигла в период деятельности «молодой» исторической школы. Ее представителями являются: Густав Шмоллер(1838–1917), Карл Бюхер(1847–1930), Луйо Брентано(1848–1931).

Основные идеи Г. Шмоллера:

– соглашалсяс выводами К. Маркса о классовом конфликте предпринимателей и рабочих. Условия классового мира и эффектив-
ности экономики: защита государством интересов низших классов,социальное законодательство, гарантирование рабочим коллективных договоров с предпринимателями;

– предложил новую концепцию народного хозяйства, в центр которой ставил «общность языка, истории, обычаев, идей» – это глубже, чем что-либо другое (товары, капитал, государственность), связывает отдельные хозяйства;

– не признавал абстрактно-дедуктивный метод Д. Рикардо и анализ экономических явлений, изолированный от истории, географии, психологии, этики, юриспруденции. По мнению Г. Шмоллера,политическая экономия– этическая наука;

– не считал возможным применение математики в общественных науках. Указывал, что человеческая психика – слишком сложная задача для дифференциального исчисления;

– был активным сторонником применения статистического материала в политэкономии.

Основные идеи К. Бюхера изложены в главной работе «Возникновение народного хозяйства» (1893):

– предложил обобщенную схему развития хозяйств: 1-я ступень – домашнее хозяйство: продукты потребляются там же, где произведены; 2-я ступень – городское хозяйство: продукты производятся для внешнего потребления; 3-я ступень – народное хозяйство: производитель работает на неизвестный рынок. Товары проходят ряд посредствующих звеньев, прежде чем дойти до потребителя. Определяющую роль играет деятельность денежного капитала;

– одним из первых заметил возрастающую роль ссудного капитала, к которому причислял банковский и акционерный капитал.

Основные идеи Луи Брентано:

– экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правовой основой нации;

– пропагандировал теорию устойчивости мелкого производства в сельском хозяйстве;

– обосновывал заинтересованность предпринимателей в росте заработной платы, так как это является стимулом к повышению производительности труда.


Сейчас читают про: