Правовых актов управления

Понятие, юридическое значение и виды

Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций исполнительной власти.

Правовые акты управления являются основной юридической формой реализации задач и функций исполнительной власти.

Основные черты правовых актов управления:

а) издаётся соблюдением официально установленных правил в интересах реализации задач и функций исполнительной власти;

б) представляет собой юридический вариант управленческого решения. С его помощью решается тот или иной вопрос;

в) издаётся только полномочным субъектом исполнительной власти;

г) это юридически-властное волеизъявление субъекта исполнительной власти;

д) это одностороннее волеизъявление субъекта;

е) правовой акт управления обязателен для исполнения адресатом, он императивен;

ж) определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;

з) направлен на установление правовой нормы или служит юридическим фактом, порождающим, изменяющим, прекращающим административно-правовые отношения;

и) он подзаконен – всегда должен соответствовать действующему законодательству;

к) занимает определённое место в иерархической системе правовых актов;

л) представляет собой юридическую разновидность служебных документов;

м) издаётся, как правило, письменно, но может быть выражен и устно;

н) издаётся с соблюдением определённых, официально установленных правил;

о) может быть опротестован или обжалован в предусмотренном законом порядке;

п) несоблюдение или ненадлежащее исполнение юридически властных предписаний, закреплённых в правовом акте, влечёт последствия юрисдикционного характера.

Виды правовых актов управления. Основной критерий классификации правовых актов управления – это их юридические свойства:

В соответствии с этим правовые акты управления подразделяют на нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты. В них содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие отношения путём установления определённых правил должного поведения в сфере государственного управления, рассчитанные на многократное применение и не имеющих конкретного адресата.

Роль управленческих нормативных актов весьма существенна, так как с их помощью решаются наиболее важные, принципиальные управленческие проблемы:

а) обеспечивается механизм реализации конституционного статуса субъектов права;

б) конкретизируются нормы высшей юридической силы;

в) определяются типовые правила поведения в сфере государственного управления;

г) проводятся в жизнь различного рода социально-экономические программы;

д) устанавливаются необходимые ограничения и запреты, предоставляются специальные права и возлагаются специальные обязанности;

е) определяется порядок совершения определённых действий исполнительно-распорядительного характера;

ж) формируются основные линии взаимодействия различных участников управленческих отношений;

з) осуществляется охрана установленного в сфере государственного управления порядка отношений.

Индивидуальные акты. Отличаются от нормативных актов тем, что носят правоисполнительный характер. Это распорядительные правовые акты. Они направлены на установление, изменение или прекращение правоотношений, рассчитаны на разовое применение к одному конкретному случаю. С их помощью решаются индивидуальные административные дела. Индивидуальные акты обеспечивают реализацию юрисдикционной функции административного права и исполнительной власти.

Правовые акты управления могут классифицироваться и по другим основаниям.

Например, по наименованию правовых актов:

а) указы и распоряжения Президента РФ;

б) постановления и распоряжения Правительства РФ;

в) постановления, приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, уставы, издающиеся федеральными органами исполнительной власти;

г) указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ;

д) нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления.

По действию в пространстве:

а) федеральные;

б) акты субъектов РФ.

По способу охраны:

а) охраняемые мерами дисциплинарной ответственности (адресованные нижестоящим органам);

б) охраняемые мерами административной ответственности (независимо от подчинённости).

По действию во времени:

а) ограниченные сроком действия;

б) неограниченные;

в) временные.

По форме выражения:

а) письменные;

б) устные (военное управление);

в) конклюдентные.

По характеру компетенции:

а) акты общего управления;

б) акты отраслевого управления;

в) акты межотраслевого управления.

Предусмотрено коллегиальное и единоличное принятие управленческих правовых актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: