Действующая в современных условиях группировка накладных расходов рекомендована для инвесторов и для подрядных организаций с учетом их структуры, особенностей управления и обслуживания строительного производства. Она приведена в "Методических рекомендациях по расчёту величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции" (одобрены бывшим Минстроем России 26.02.92) [163].
Возможны несколько способов определения обшей суммы накладных расходов в зависимости от принятого метода (используемой сметно-нормативной базы) исчисления договорной цены:
• от сметных Прямых затрат;
• по видам СМР от сметной скорректированной или от фактической величины средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, на основании усредненных показателей накладных расходов;
• путём калькулирования по статьям затрат с учётом действующих законодательных и нормативных документов, смет расходов - по каждой строительно-монтажной организации отдельно.
В современных условиях рекомендуется исчислять накладные расходы по усреднённым или индивидуальным показателям от средств на оплату груда рабочих-строителей и механизаторов.
Усреднённые показатели по видам работ приведены в упомянутых "Методических рекомендациях...", а индивидуальные рассчитываются для конкретной СМО в следующем порядке:
а) составляется смета накладных расходов, определяется их общая сумма (НР);
б) определяется сумма фактических средств на оплату труда рабочих основного производства и механизаторов (ОТф);
в) составляется расчётный показатель - норма накладных расходов (Ннр) в процентах от средств на оплату труда рабочих:
Ннр = НР / ОТф * 100. (4.4)
Показатели НР используются при планировании и анализе затрат на производство по статьям в разрезе СМО, отдельных объек-тов и видов работ.
При составлении сметы НР выделяют 5 групп затрат:
I - административно-хозяйственные расходы (АХР);
II - расходы на обслуживание работников строительства;
III - расходы по организации работ на строительных площадках;
IV - прочие НР;
V - затраты, не учитываемые в нормах НР, но относимые на НР (часть из них компенсируется заказчиками).
Каждая группа НР состоит из нескольких статей.
I - административно-хозяйственные расходы.
1) расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала (АХП) и отчисления на социальные нужды по АХП;
2) почтово-телеграфные и телефонные расходы;
3) содержание и эксплуатация средств вычислительной техники;
4) типографские работы и эксплуатация оргтехники;
5) содержание и эксплуатация зданий АХП и инвентаря, используемого АХП, включая амортизационные отчисления, налог на землю и имущество, ремонт;
6) приобретение канцтоваров и специальной литературы, периодики;
7) разъезды АХП по месту нахождения СМО;
8) переезд, подъёмные и служебные командировки АХП;
9) легковой автотранспорт (собственный, наемный, личный):
10) на содержание АХП головной СМО;
11) оплата консультационных и аудиторских услуг;
12) оплата банковских услуг по выдаче заработной платы работникам через банки;
13) представительские расходы (нормируются, установлены предельные размеры от объёма выручки от реализации СМР, товаров, услуг: до 2 млн р. включительно - 0,5%, от 2 до 50 млн р. -10 тыс. р. + 0,1% от объёма, превышающего 2 млн р., свыше 50 млн р. - 58 тыс. р. + 0,02% от объёма, превышающего 50 млн р.) [164] и на заседания органов управления АО по нормам, другие АХР.
II - по организации труда:
1) затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
2) отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда основных рабочих и механизаторов - в настоящее время 38,5% (социальное страхование - 5,4%, медицинское страхование - 3,6%, пенсионный фонд - 28%, фонд занятости - 1,5%);
3) расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий, в том числе амортизация и ремонт временных бытовых зданий;
4) расходы на охрану труда и технику безопасности;
5) расходы на содержание и все виды ремонтов помещений и инвентаря, предоставленных медицинским учреждениям для организации медпунктов на строительных площадках или в СМО;
6) затраты на организацию питания трудового коллектива;
7) оплата услуг сторонних организаций по обеспечению работников СМО столовыми, буфетами, медпунктами, санитарно-бытовыми помещениями;
8) износ и затраты на ремонт и стирку бесплатной спецодежды
и защитных приспособлений.
III - по организации строительного производства:
1) износ и ремонт малоценных и быстроизнашивающихся предметов и временных (нетитульных) сооружений;
2) содержание пожарной и сторожевой охраны;
3) расходы по нормативным, геодезическим работам, по проектированию производства работ;
4) расходы на изобретательство и рационализацию;
5) содержание производственных лабораторий;
6) благоустройство и содержание строительных площадок,
подготовка объектов к сдаче;
7) перебазировка линейных строительных организаций и их
подразделений в пределах стройки.
IV - прочие:
1) платежи по обязательному страхованию государственного имущества и отдельных категорий работников, по добровольному страхованию имущества - в пределах 1% стоимости реализации СМР, товаров, услуг [59];
2) износ по нематериальным активам;
3) оплата процентов по кредитам банков (по ставке Центрального банка России плюс 3%),
4) расходы на рекламу - по норме от объёма выручки от реализации СМР, товаров, услуг (до 2 млн р. включительно - 2%, от 2 до 50 млн р. - 40 тыс. р. + 1% от объёма, превышающего 2 млн р., свыше 50 млн р. - 520 тыс. р. + 0,5% от объёма, превышающего 50 млн р.) [164];
V группа:
1) расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями за счёт прочих затрат:
- перевозка рабочих;
- вахтовый метод;
- перебазировка СМО и их подразделений на другие стройки;
- оргнабор рабочих;
- дополнительные расходы по ССО, ВСО и т.п.;
- оплата услуг банкам за торгово-комиссионные (факторинговые) операции;
- командировки рабочих;
- содержание объектов охраны окружающей среды и работы по обеспечению нормальных условий труда при экологических загрязнениях;
- прочие;
2) пособия в связи с потерей трудоспособности по решению суда;
3) налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, относимые в соответствии с законодательством на себестоимость (на автодороги, на автотранспорт, плата за землю, за регистрацию предприятия и т.п.);
4) отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды в соответствии с законодательством;
5) отчисления в резерв на сооружение временных зданий в соответствии с договорной ценой.
Более подробно состав накладных расходов приведен в изложении "Типовых методических рекомендаций по планированию и учёту себестоимости строительных работ и формированию финансовых результатов, учитываемых при налогообложении (утверждены бывшим Госстроем России 30.11.93 № 7-14/187)" [162, с. 15-18].
Значительная часть накладных расходов связана с функционированием строительной организации как хозяйствующего субъекта, начисляется повременно и относится к условно-постоянным расходам. В общестроительных организациях доля условно-постоянных расходов в составе накладных высока - 50-60%, в специализированных СМО она несколько ниже - около 30%.
Рациональное использование всех затрат, их экономия при производстве СМР, продукции, услуг способствует повышению конкурентоспособности организации, поэтому важно знать и учитывать факторы снижения себестоимости.
Значение и факторы снижения себестоимости строительно-монтажных работ
Снижение себестоимости строительно-монтажных работ
представляет собой экономию планируемых или фактических затрат по сравнению со сметными (нормативными), предусмотренными в договорной цене СМР. Оно необходимо для увеличения прибыли строительно-монтажной организации (СМО).
Основной экономический результат деятельности СМО - прибыль от реализации (продажи) выполненных работ, услуг и произведенной продукции (Пр), которая образуется путем вычитания из полученной валовой выручки (ВР) всех затрат на производство и реализацию работ, услуг, продукции (себестоимости их производства и реализации - С):
|Пр = ВР- С. (4.5)
Прибыль от реализации может складываться из двух частей: - нормативной прибыли (ПН), заложенной в цене продукции (СМР, услуг);
- экономии затрат на производство продукции, работ, услуг, то есть снижения их себестоимости (СН):
Пр=ПН + СН (4.6)
Нормативная прибыль является величиной неизменной, она определяется в момент заключения договора подряда на выполнение СМР. Единственным источником, за счёт которого строительно-монтажная организация может увеличить свою прибыль в ходе выполнения того или иного договора, служит экономия сметных (договорных) затрат.
Отсюда значение снижения себестоимости СМР (продукции, услуг) для подрядных строительно-монтажных организаций заключается в следующем;
а) возможность увеличения прибыли, за счёт которой можно развивать собственное производство, решать социальные задачи, стимулировать отдельных работников, выплачивать больший доход (дивиденд) собственникам (учредителям) СМО;
б) повышение конкурентоспособности производимой продукции - СМО может предложить заказчику на торгах более низкую договорную цену по сравнению со своими конкурентами и при этом обеспечить себе не меньшую прибыль;
в) снижение себестоимости работ может приводить к ускорению оборачиваемости оборотных средств предприятия в сфере производства, особенно в незавершенном производстве СМР, которое учитывается по их себестоимости.
Кроме того, экономия затрат, обеспечивая рост прибыли отдельных организаций, имеет и народнохозяйственное значение -увеличиваются суммы налога на прибыль, уплачиваемые организациями в Федеральный и местный бюджеты, что позволяет решать региональные и государственные социальные задачи, активировать инвестиционно-строительную деятельность за счёт бюджетных средств.
Снижение себестоимости строительной продукции связано с экономией затрат по всем видам ресурсов (по всем статьям и элементам). Общие причины, так или иначе оказывающие влияние на формирование затрат по каждому ресурсу, называют факторами. Себестоимость СМР зависит от нескольких групп факторов: технических, организационных, хозяйственных. Все эти факторы обусловлены особенностями строительства (строительной продукции, строительного производства и т.п.).
Технические факторы связаны с технической основой строительного производства - качеством и особенностями применяемых материалов, деталей, конструкций, строительных машин и механизмов. К ним можно отнести:
• повышение уровня сборности и заводской готовности применяемых материалов и конструкций (снижаются зарплата, расход материалов, НР);
• применение индустриальных материалов (облегченных, сплошных ковровых покрытий, пенокерамики, легких ячеистых бетонов), удобных в работе, безопасных (снижаются зарплата, НР, расход материалов, транспортные расходы, условно-постоянные расходы по всем статьям);
• механизация и автоматизация производства;
• применение механизированного инструмента;
• внедрение прогрессивных технологий (сухих, непрерывных и т.п.).
Организационные факторы связаны с организацией труда, производства, управления и сопровождаются внедрением:
• прогрессивных карт трудовых процессов, автоматизированных рабочих мест специалистов и рабочих (АРМ);
• сетевых, линейных методов организации производства, проектов организации строительства (ПОС), проектов производства работ (ППР), подготовки производства;
• автоматизированных систем управления -строительством (АСУ), ЭВМ, научных основ управления.
К хозяйственным факторам можно отнести:
* применяемые формы экономического стимулирования труда и производства (системы оплаты труда, участие работников в прибыли СМО, зависимость зарплаты и премирования от конечных результатов деятельности организации);
* методы обоснования принимаемых хозяйственных решений (информационный анализ, экономический анализ, формы и способы планирования);
* организационно-правовые формы учреждения организаций (государственные и муниципальные унитарные предприятия; хозяйственные товарищества - полное, товарищество на вере; общества - с ограниченной, с дополнительной ответственностью; акционерные общества - открытые и закрытые; производственные и потребительские кооперативы; частные предприятия) - некоторые формы имеют особенности в формировании затрат;
* взаимоотношения с заказчиками, субподрядчиками, поставщиками материалов (предварительное изучение платёжеспособности и надежности, грамотное оформление заключаемых договоров, выбор удобных для подрядчика форм взаиморасчётов);
* организация использования парка строительных машин;
* формы материально-технического обеспечения и комплектации;
* концентрация и специализация производства;
* компетентность административно-управленческого персонала (менеджеров) предприятия и его собственников.
Все факторы мохно подразделить и по масштабам их действия:
I - народнохозяйственные - связаны с проведением отдельных мероприятий по снижению себестоимости производства продукции в целом по народному хозяйству (снижение или повышение цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов, государственные программы по активизации инвестиционной деятельности, совершенствование управления инвестиционно-строительным комплексом, конкурсная основа заключения контрактов подряда - по итогам тендеров, введение новых источников финансирования капитального строительства - ипотечное кредитование, государственные гарантии под определённые инвестиционные программы).
II - внутриотраслевые - специализация, кооперирование, системы взаимоотношений с заказчиками, формы расчётов за выполненную продукцию, работы и услуги, совершенствование норм и правил проектирования, ценообразования.
III - внутрипроизводственные - не требуют проведения мероприятий в масштабе отрасли или государства, но зависят от них и связаны с улучшением использования всех имеющихся в СМО материально-технических ресурсов и внедрением научно-технических достижений (НТД).
Зная направления действия всех факторов на формирование себестоимости работ (продукции, услуг), менеджеры организации
могут грамотно управлять затратами, разрабатывать и внедрять для
этого специальные организационно-технические мероприятия по
их снижению.
Резервы снижения себестоимости производства продукции
(работ, услуг)
Правильный и полный учёт всех факторов, влияющих на себестоимость СМР, позволяет выявить и реализовать резервы ее снижения. Если факторы - это общие причины, влияющие на расход всех используемых ресурсов, то резервы представляют собой возможности более эффективного использования каждого вида ресурсов.
Резерв (лат. - reserv) - запас, сбережение.
Под резервами снижения себестоимости строительной продукции понимают конкретные неиспользованные возможности её экономии. Учёт и реализация выявленных резервов позволяют снижать себестоимость СМР по всем направлениям.
Резервы, как и факторы, могут быть:
* народнохозяйственные;
* внутриотраслевые;
* внутрипроизводственные.
Первые две группы резервов могут быть реализованы при детальном изучении рынка (маркетинговых исследованиях) и при принятии соответствующих мер в масштабах отрасли или государства. Например, снижение налогов, относимых на себестоимость работ, принятие ценовых и тарифных (отраслевых) соглашений, регулирующих отдельные виды затрат.
Внутрипроизводственные резервы в основном зависят от деятельности конкретной организации и определяются следующими условиями [165]:
• экономией количества по каждому виду ресурсов - материальным, трудовым, машинам и механизмам (такие резервы выявляют, изучая степень использования и потери ресурсов за прошлые периоды и называют "резервы-потери");
• сокращением времени простоев или пролёживания ресурсов ("резервы-запасы" - неиспользование ресурсов в отдельные периоды времени);
• повышением качества применяемых ресурсов и организационно-технического уровня строительного производства, внедрением научно-технических достижений по материалам, технике, технологиям, организации производства и труда, применением прогрессивных методов управления (резервы, связанные с использованием НТД, называют "перспективные или потенциальные").
Значительного снижения себестоимости СМР традиционными приёмами (экономия ресурсов по количеству, снижение их потерь, простоев, непроизводительных затрат) получить очень трудно. Единственный путь - внедрение НТД во все производственные элементы: в предметы труда (применение новых эффективных материалов и конструкций), в средства труда (высокопроизводительные механизмы, прогрессивные безотходные и энергоэкономичные технологии), организацию труда и производства, управление.
Все СМО при обосновании суммы снижения себестоимости СМР (СНп) в составе бизнес-плана фирмы разрабатывают план технического развития и повышения эффективности строительного производства, в котором предусматривают конкретные мероприятия с расчётами экономической эффективности и суммы снижения себестоимости СМР. Планируемая сумма экономии затрат на производство оабот может быть определена исходя из следующих соображений:
а) предельного планового размера себестоимости СМР (Сп) и суммы нормативной (сметной) прибыли (ПН), заложенной в договорной цене планируемого объёма выручки от реализации СМР (ВР):
СНп = ВР - Сп- ПН; (4.7)
б) суммы прибыли, необходимой СМО для развития и решения социальных задач - плановой прибыли от реализации (Прп):
СНп = Прп - ПН. (4.8)
Один из способов включения нормативной (сметной) прибыли в цену рекомендован бывшим Госстроем РФ [166]:
ПН = Ссм* Нпн / 100, (4.9)
где Нпн - норма нормативной прибыли (или плановых накоплений), в %; Госстроем РФ рекомендована 12% к сметным затратам при использовании сметно-нормативной базы 1991 г. (и 8% - при использовании сметных норм 1984 г.). В реальных условиях может устанавливаться по договоренности между подрядчиком и заказчиком;
Ссм - сметная себестоимость планового объёма СМР, р.
Сметная прибыль может определяться также в процентах и от фонда оплаты труда, предусмотренного в договорной цене. Норматив сметной прибыли от фонда оплаты труда (Нпот) разрабатывается территориальными центрами по ценообразованию или самими строительными организациями на основе методических рекомендаций по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию, разработанных бывшим Минстроем России (№ БФ - 906/12 от 30 октября 1992 г.).
Сметная прибыль предназначена для покрытия определённых расходов подрядчика [167]:
1) на развитие производства, в том числе на модернизацию оборудования и реконструкцию основных фондов; уплату процентов за пользование кредитами банков, полученными на приобретение основных фондов, нематериальных и иных внеоборотных активов; на частичное пополнение оборотных средств, потребность в которых определяется по расчёту, исходя из объёма СМР, выполняемых собственными силами организаций и длительности нахождения средств в обороте;
2) на материальное стимулирование работников, в том числе материальную помощь, на проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха (по региональным нормативам);
3) на развитие инфраструктуры - содержание находящихся на балансе СМО объектов и учреждений здравоохранения, детских дошкольных учреждений и лагерей отдыха, а также на строительство жилья (по региональным нормативам);
4) по уплате налогов на прибыль, на имущество, на нужды общеобразовательных учреждений.
Все остальные расходы строительной организации, которые она намечает покрывать за счёт прибыли, должны обеспечиваться плановой суммой снижения себестоимости СМР.
Кроме абсолютной суммы снижения себестоимости работ, продукции и услуг для оценки экономии затрат рассчитывают также уровень (или процент) снижения себестоимости СМР (Усн) по отношению к запланированному объёму выручки от реализации работ:
Усн = СНП * 100 / ВР. (4.10)
Сумму и процент снижения себестоимости работ рассчитывают как по плановым, так и по фактическим данным. Эти показатели рассчитывают на один и тот же объём реализации СМР, выполняемых собственными силами строительной организации (по их стоимости, учтенной в договорной цене - ВР), но при разных значениях себестоимости продукции (Сп или Сф).
Значение и подходы к планированию себестоимости строительно-монтажных работ
В рыночных условиях свободного предпринимательства без плана практически нельзя начинать ни одного коммерческого мероприятия.
Планы необходимы не только предпринимателям (предприятиям и организациям), но и всем их партнерам:
- коммерческому банку, если нужны кредиты (на каких условиях, срок и окупаемость);
- инвесторам (заказчикам, чтобы видеть возможные результаты мероприятия);
- трудовому коллективу, чтобы знать перспективы и четче понять свои предстоящие задачи;
- собственникам предприятия (акционерам, чтобы проверить разумность и прибыльность начинаемого дела).
Планы в условиях рынка значительно отличаются от существовавших ранее. Вместо жёсткого расписания основных показателей вышестоящей организацией на пятилетку с разбивкой по годам, свободные предприниматели самостоятельно обосновывают, просчитывают, прогнозируют свою деятельность и все результаты и затраты, то есть выполняют технико-экономическое обоснование принимаемых решений.
Это обоснование производится в так называемом внутреннем бизнес-плане фирмы (организации). Его содержание, объем и структура не регламентируются, но в нем содержатся, как правило, следующие вопросы [168]:
1) резюме, в котором с предельной простотой и очень убедительно показано, что будет производить предприятие, за счёт чего, чем продукция будет отличаться от продукции конкурентов и почему она будет пользоваться спросом; финансовые результаты проекта и срок его окупаемости;
2) характеристика выпускаемой продукции, работ, услуг с при-мерной оценкой цены и затрат на производство;
3) оценка рынка сбыта - возможных потребителей продукции и услуг, заказчиков СМР, покупателей объектов, сооружаемых на продажу, сведения о конкурентах; исследование условий снабжения, производства и сбыта продукции. В странах с развитыми рыночными отношениями вся подобная информация обобщается и концентрируется в специальных органах - торговых домах, палатах, отраслевых ассоциациях. У нас же только начинается создание подобной инфраструктуры - в отдельных регионах создаются инвестиционные дома;
4) конкуренция - объективная информация о главных конкурентах (объёмы продаж, доходы, реклама, ценовая стратегия, планы на ближайшее время и перспективу), возможные виды конкуренции (ценовая и неценовая, честная и нечестная), условия выигрыша фирмы в конкурентной борьбе;
5) стратегия маркетинга с отражением вопросов о схеме распространения товаров и услуг, ценообразовании, рекламе, методах стимулирования продаж или оказания услуг, об организации послепродажного обслуживания клиентов, "паблик рилейшнз";
6) план производства - определяются возможности действующих производственных мощностей, необходимые дополнительные источники сырья и репутация поставщиков, связи по кооперации, виды и источники приобретения потребного оборудования. Оцениваются издержки производства, затраты на утилизацию отходов и охрану окружающей среды;
7) организационный план - схема управления предприятием, управленческие службы, их функции, источники кадров и их квалификация, оплата труда управленческого персонала;
8) юридический план - особенности и основы деятельности организации в определенной организационно-правовой форме, распределение доходов, обращение и выпуск ценных бумаг;
9) оценка рисков в деятельности предприятия и возможные виды страхования (например, в ФРГ более 150 различных видов страхования). В себестоимости продукции, работ и услуг необходимо предусмотреть затраты на отдельные виды страховок;
10) разработка финансового плана, в котором содержится оценка объёмов производства и реализации, выручки, затраты на производство, доходов, баланс активов и пассивов предприятия и график достижения безубыточности;
11) разрабатывается стратегия финансирования - сколько, откуда и на какое время необходимо средств на выполнение работ, услуг, производство продукции.
Организации, чтобы не оказаться неплатёжеспособными (банкротами), должны планировать себестоимость работ. В строительстве это необходимо делать и для обоснования договорной цены на сооружение отдельных объектов или производство отдельны комплексов и видов работ. Заключая контракт на капитальное строительство, подрядчик должен правильно, как можно точнее предусмотреть свои возможные издержки, чтобы в результате реализации этого контракта обеспечить себе прибыль.
Строительные организации самостоятельно планируют себестоимость СМР на основе заключённых с заказчиками контрактов (договоров) подряда при разработке внутрифирменных годовых (текущих) планов, которые называют "стройбизнес-планы". В ходе планирования себестоимости продукции решаются следующие задачи:
а) определяется величина затрат на производство работ в Договорные сроки при наиболее полном и эффективном использовании всех применяемых ресурсов и НТД;
б) оцениваются прибыль и возможности производственного и социального развития;
в) организуется внутрипроизводственный хозрасчёт структурных подразделений строительной организации.
Таким образом, себестоимость СМР и услуг считать и планировать необходимо. Её рассчитывают по каждому объекту и в целом на годовую программу работ строительной организации по формуле (4.1).
Известно несколько методов планирования себестоимости СМР: нормативный, прямого калькулирования и пофакторный.
Нормативный метод заключается в следующем. По объекту в разрезе отдельных видов СМР и конструктивных элементов на основе планово-производственных или сметных норм (ППН) и натуральных объёмов работ, намечаемых к выполнению в плановом периоде, определяются прямые затраты с последующим добавлением накладных расходов. При этом учитывается возможное снижение ППН в результате внедрения научно-технических достижений. Составляются специальные нормативные карты, по которым определяется планово-нормативная себестоимость по каждому виду работ и (или) конструктивному элементу. Нормативный метод используется в организациях, выполняющих работы на типовых и повторяющихся объектах, он достаточно точен, но требует создания индивидуальной нормативной базы и применения компьютерных технологий.
При использовании метода прямого калькулирования плановые затраты определяются по каждой статье или элементу затрат на основании сметы строительства объекта или выполнения СМР с учётом экономии или удорожания затрат при внедрении на этом объекте отдельных мероприятий плана научно-технического развития и повышения эффективности производства:
Сп = Ссм - СН, (4.11)
где Ссм - сметная себестоимость объёма СМР, по которому рассчитываются плановые затраты, р.
Этот метод достаточно трудоемкий, но позволяет создать банк данных строительно-монтажной организации (СМО) по её затратам на отдельных видах работ при сооружении типовых или повторяющихся объектов.
Индивидуальные базы данных по первым двум методам можно использовать для построения графиков безубыточности (по каждому виду продукции, работ, услуг) и обоснования договорных цен при участии в конкурсах на подряды.
И третий - пофакторный метод планирования затрат используется в целом по организации на её производственную программу, когда ещё нет чёткой картины с перечнем всех объектов и видов СМР и не все договора подряда заключены.
Схема применения этого метода заключается в следующем:
►рассчитывается базисный уровень затрат (У3б) за какой-то предшествующий период, принятый за базу при планировании:
У3б = (Сф - Укз) / ДЦ, (4.12)
где Сф - фактическая себестоимость СМР в базовом периоде, р.;
Укз - удорожание фактической себестоимости СМР по сравнению со сметной,
компенсированное заказчиком, р.;
ДЦ - договорная цена фактически выполненного в базисном периоде объёма СМР, р.;
►определяется изменение этого У3б в плановом году. Расчёт выполнятся в разрезе отдельных статей или элементов затрат. При этом по специальным формулам [36, с.422-426] учитывается влияние следующих факторов:
- повышение механизации, в том числе малой;
- внедрение новой техники и технологий;
- совершенствование организации строительного производства, управления;
- внедрение прогрессивной организации труда;
- снижение затрат на материалы;
- снижение себестоимости продукции и услуг вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств;
- снижение накладных расходов;
- изменение структуры работ и др.
Действия всех факторов обобщаются в плане технического развития и повышения эффективности строительного производства;
►исходя из запланированного объёма СМР и скорректированного уровня затрат рассчитывается плановая себестоимость ра-
бот по отдельным объектам (более подробно этот метод изложен в [36]).