Состав и группировка накладных расходов

Действующая в современных условиях группировка накладных расходов рекомендована для инвесторов и для подрядных органи­заций с учетом их структуры, особенностей управления и обслуживания строительного производства. Она приведена в "Методи­ческих рекомендациях по расчёту величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции" (одобрены бывшим Минстроем России 26.02.92) [163].

Возможны несколько способов определения обшей суммы на­кладных расходов в зависимости от принятого метода (исполь­зуемой сметно-нормативной базы) исчисления договорной цены:

• от сметных Прямых затрат;

• по видам СМР от сметной скорректированной или от фак­тической величины средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, на основании усредненных показателей накладных расходов;

• путём калькулирования по статьям затрат с учётом дейст­вующих законодательных и нормативных документов, смет расхо­дов - по каждой строительно-монтажной организации отдельно.

В современных условиях рекомендуется исчислять накладные расходы по усреднённым или индивидуальным показателям от средств на оплату груда рабочих-строителей и механизаторов.

Усреднённые показатели по видам работ приведены в упомяну­тых "Методических рекомендациях...", а индивидуальные рассчи­тываются для конкретной СМО в следующем порядке:

а) составляется смета накладных расходов, определяется их об­щая сумма (НР);

б) определяется сумма фактических средств на оплату труда ра­бочих основного производства и механизаторов (ОТф);

в) составляется расчётный показатель - норма накладных рас­ходов (Ннр) в процентах от средств на оплату труда рабочих:

Ннр = НР / ОТф * 100. (4.4)

Показатели НР используются при планировании и анализе за­трат на производство по статьям в разрезе СМО, отдельных объек-тов и видов работ.

При составлении сметы НР выделяют 5 групп затрат:

I - административно-хозяйственные расходы (АХР);

II - расходы на обслуживание работников строительства;

III - расходы по организации работ на строительных площад­ках;

IV - прочие НР;

V - затраты, не учитываемые в нормах НР, но относимые на НР (часть из них компенсируется заказчиками).

Каждая группа НР состоит из нескольких статей.

I - административно-хозяйственные расходы.

1) расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала (АХП) и отчисления на социальные нужды по АХП;

2) почтово-телеграфные и телефонные расходы;

3) содержание и эксплуатация средств вычислительной техни­ки;

4) типографские работы и эксплуатация оргтехники;

5) содержание и эксплуатация зданий АХП и инвентаря, ис­пользуемого АХП, включая амортизационные отчисления, налог на землю и имущество, ремонт;

6) приобретение канцтоваров и специальной литературы, пе­риодики;

7) разъезды АХП по месту нахождения СМО;

8) переезд, подъёмные и служебные командировки АХП;

9) легковой автотранспорт (собственный, наемный, личный):

10) на содержание АХП головной СМО;

11) оплата консультационных и аудиторских услуг;

12) оплата банковских услуг по выдаче заработной платы ра­ботникам через банки;

13) представительские расходы (нормируются, установлены предельные размеры от объёма выручки от реализации СМР, то­варов, услуг: до 2 млн р. включительно - 0,5%, от 2 до 50 млн р. -10 тыс. р. + 0,1% от объёма, превышающего 2 млн р., свыше 50 млн р. - 58 тыс. р. + 0,02% от объёма, превышающего 50 млн р.) [164] и на заседания органов управления АО по нормам, другие АХР.

II - по организации труда:

1) затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

2) отчисления на социальные нужды от расходов на оплату тру­да основных рабочих и механизаторов - в настоящее время 38,5% (социальное страхование - 5,4%, медицинское страхование - 3,6%, пенсионный фонд - 28%, фонд занятости - 1,5%);

3) расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и быто­вых условий, в том числе амортизация и ремонт временных быто­вых зданий;

4) расходы на охрану труда и технику безопасности;

5) расходы на содержание и все виды ремонтов помещений и инвентаря, предоставленных медицинским учреждениям для орга­низации медпунктов на строительных площадках или в СМО;

6) затраты на организацию питания трудового коллектива;

7) оплата услуг сторонних организаций по обеспечению работ­ников СМО столовыми, буфетами, медпунктами, санитарно-бытовыми помещениями;

8) износ и затраты на ремонт и стирку бесплатной спецодежды

и защитных приспособлений.

III - по организации строительного производства:

1) износ и ремонт малоценных и быстроизнашивающихся предметов и временных (нетитульных) сооружений;

2) содержание пожарной и сторожевой охраны;

3) расходы по нормативным, геодезическим работам, по проектированию производства работ;

4) расходы на изобретательство и рационализацию;

5) содержание производственных лабораторий;

6) благоустройство и содержание строительных площадок,

подготовка объектов к сдаче;

7) перебазировка линейных строительных организаций и их

подразделений в пределах стройки.

IV - прочие:

1) платежи по обязательному страхованию государственного имущества и отдельных категорий работников, по добровольному страхованию имущества - в пределах 1% стоимости реализации СМР, товаров, услуг [59];

2) износ по нематериальным активам;

3) оплата процентов по кредитам банков (по ставке Централь­ного банка России плюс 3%),

4) расходы на рекламу - по норме от объёма выручки от реали­зации СМР, товаров, услуг (до 2 млн р. включительно - 2%, от 2 до 50 млн р. - 40 тыс. р. + 1% от объёма, превышающего 2 млн р., свыше 50 млн р. - 520 тыс. р. + 0,5% от объёма, превышающего 50 млн р.) [164];

V группа:

1) расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с дейст­вующими постановлениями и положениями за счёт прочих затрат:

- перевозка рабочих;

- вахтовый метод;

- перебазировка СМО и их подразделений на другие стройки;

- оргнабор рабочих;

- дополнительные расходы по ССО, ВСО и т.п.;

- оплата услуг банкам за торгово-комиссионные (факторин­говые) операции;

- командировки рабочих;

- содержание объектов охраны окружающей среды и работы по обеспечению нормальных условий труда при экологических загрязнениях;

- прочие;

2) пособия в связи с потерей трудоспособности по решению су­да;

3) налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, относимые в соответствии с законодательством на себестоимость (на автодороги, на автотранспорт, плата за землю, за регистрацию предприятия и т.п.);

4) отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды в соответствии с законодательством;

5) отчисления в резерв на сооружение временных зданий в со­ответствии с договорной ценой.

Более подробно состав накладных расходов приведен в изложе­нии "Типовых методических рекомендаций по планированию и учёту себестоимости строительных работ и формированию финан­совых результатов, учитываемых при налогообложении (утверждены бывшим Госстроем России 30.11.93 № 7-14/187)" [162, с. 15-18].

Значительная часть накладных расходов связана с функционированием строительной организации как хозяйствующего субъек­та, начисляется повременно и относится к условно-постоянным расходам. В общестроительных организациях доля условно-постоянных расходов в составе накладных высока - 50-60%, в спе­циализированных СМО она несколько ниже - около 30%.

Рациональное использование всех затрат, их экономия при производстве СМР, продукции, услуг способствует повышению конкурентоспособности организации, поэтому важно знать и учи­тывать факторы снижения себестоимости.

Значение и факторы снижения себестоимости строительно-монтажных работ

Снижение себестоимости строительно-монтажных работ

представляет собой экономию планируемых или фактических за­трат по сравнению со сметными (нормативными), предусмотрен­ными в договорной цене СМР. Оно необходимо для увеличения прибыли строительно-монтажной организации (СМО).

Основной экономический результат деятельности СМО - при­быль от реализации (продажи) выполненных работ, услуг и произведенной продукции (Пр), которая образуется путем вычитания из полученной валовой выручки (ВР) всех затрат на производство и реализацию работ, услуг, продукции (себестоимости их производ­ства и реализации - С):

|Пр = ВР- С. (4.5)

Прибыль от реализации может складываться из двух частей: - нормативной прибыли (ПН), заложенной в цене продукции (СМР, услуг);

- экономии затрат на производство продукции, работ, услуг, то есть снижения их себестоимости (СН):

Пр=ПН + СН (4.6)

Нормативная прибыль является величиной неизменной, она определяется в момент заключения договора подряда на выполне­ние СМР. Единственным источником, за счёт которого строитель­но-монтажная организация может увеличить свою прибыль в ходе выполнения того или иного договора, служит экономия сметных (договорных) затрат.

Отсюда значение снижения себестоимости СМР (продук­ции, услуг) для подрядных строительно-монтажных организаций заключается в следующем;

а) возможность увеличения прибыли, за счёт которой можно развивать собственное производство, решать социальные задачи, стимулировать отдельных работников, выплачивать больший доход (дивиденд) собственникам (учредителям) СМО;

б) повышение конкурентоспособности производимой продук­ции - СМО может предложить заказчику на торгах более низкую договорную цену по сравнению со своими конкурентами и при этом обеспечить себе не меньшую прибыль;

в) снижение себестоимости работ может приводить к ускоре­нию оборачиваемости оборотных средств предприятия в сфере производства, особенно в незавершенном производстве СМР, ко­торое учитывается по их себестоимости.

Кроме того, экономия затрат, обеспечивая рост прибыли от­дельных организаций, имеет и народнохозяйственное значение -увеличиваются суммы налога на прибыль, уплачиваемые органи­зациями в Федеральный и местный бюджеты, что позволяет ре­шать региональные и государственные социальные задачи, активировать инвестиционно-строительную деятельность за счёт бюджетных средств.

Снижение себестоимости строительной продукции связано с экономией затрат по всем видам ресурсов (по всем статьям и эле­ментам). Общие причины, так или иначе оказывающие влияние на формирование затрат по каждому ресурсу, называют фактора­ми. Себестоимость СМР зависит от нескольких групп факторов: технических, организационных, хозяйственных. Все эти факторы обусловлены особенностями строительства (строительной продук­ции, строительного производства и т.п.).

Технические факторы связаны с технической основой строи­тельного производства - качеством и особенностями применяемых материалов, деталей, конструкций, строительных машин и меха­низмов. К ним можно отнести:

• повышение уровня сборности и заводской готовности при­меняемых материалов и конструкций (снижаются зарплата, расход материалов, НР);

• применение индустриальных материалов (облегченных, сплошных ковровых покрытий, пенокерамики, легких ячеистых бетонов), удобных в работе, безопасных (снижаются зарплата, НР, расход материалов, транспортные расходы, условно-постоянные расходы по всем статьям);

• механизация и автоматизация производства;

• применение механизированного инструмента;

• внедрение прогрессивных технологий (сухих, непрерывных и т.п.).

Организационные факторы связаны с организацией труда, производства, управления и сопровождаются внедрением:

• прогрессивных карт трудовых процессов, автоматизирован­ных рабочих мест специалистов и рабочих (АРМ);

• сетевых, линейных методов организации производства, про­ектов организации строительства (ПОС), проектов производства работ (ППР), подготовки производства;

• автоматизированных систем управления -строительством (АСУ), ЭВМ, научных основ управления.

К хозяйственным факторам можно отнести:

* применяемые формы экономического стимулирования труда и производства (системы оплаты труда, участие работников в при­были СМО, зависимость зарплаты и премирования от конечных результатов деятельности организации);

* методы обоснования принимаемых хозяйственных решений (информационный анализ, экономический анализ, формы и спо­собы планирования);

* организационно-правовые формы учреждения организаций (государственные и муниципальные унитарные предприятия; хо­зяйственные товарищества - полное, товарищество на вере; обще­ства - с ограниченной, с дополнительной ответственностью; ак­ционерные общества - открытые и закрытые; производственные и потребительские кооперативы; частные предприятия) - некоторые формы имеют особенности в формировании затрат;

* взаимоотношения с заказчиками, субподрядчиками, постав­щиками материалов (предварительное изучение платёжеспособно­сти и надежности, грамотное оформление заключаемых договоров, выбор удобных для подрядчика форм взаиморасчётов);

* организация использования парка строительных машин;

* формы материально-технического обеспечения и комплекта­ции;

* концентрация и специализация производства;

* компетентность административно-управленческого персона­ла (менеджеров) предприятия и его собственников.

Все факторы мохно подразделить и по масштабам их действия:

I - народнохозяйственные - связаны с проведением отдельных мероприятий по снижению себестоимости производства продук­ции в целом по народному хозяйству (снижение или повышение цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов, государственные программы по активизации инве­стиционной деятельности, совершенствование управления инве­стиционно-строительным комплексом, конкурсная основа заклю­чения контрактов подряда - по итогам тендеров, введение новых источников финансирования капитального строительства - ипо­течное кредитование, государственные гарантии под определённые инвестиционные программы).

II - внутриотраслевые - специализация, кооперирование, сис­темы взаимоотношений с заказчиками, формы расчётов за выпол­ненную продукцию, работы и услуги, совершенствование норм и правил проектирования, ценообразования.

III - внутрипроизводственные - не требуют проведения меро­приятий в масштабе отрасли или государства, но зависят от них и связаны с улучшением использования всех имеющихся в СМО ма­териально-технических ресурсов и внедрением научно-техниче­ских достижений (НТД).

Зная направления действия всех факторов на формирование себестоимости работ (продукции, услуг), менеджеры организации

могут грамотно управлять затратами, разрабатывать и внедрять для

этого специальные организационно-технические мероприятия по

их снижению.

Резервы снижения себестоимости производства продукции

(работ, услуг)

Правильный и полный учёт всех факторов, влияющих на себе­стоимость СМР, позволяет выявить и реализовать резервы ее сни­жения. Если факторы - это общие причины, влияющие на расход всех используемых ресурсов, то резервы представляют собой воз­можности более эффективного использования каждого вида ресур­сов.

Резерв (лат. - reserv) - запас, сбережение.

Под резервами снижения себестоимости строительной про­дукции понимают конкретные неиспользованные возможности её экономии. Учёт и реализация выявленных резервов позволяют снижать себестоимость СМР по всем направлениям.

Резервы, как и факторы, могут быть:

* народнохозяйственные;

* внутриотраслевые;

* внутрипроизводственные.

Первые две группы резервов могут быть реализованы при де­тальном изучении рынка (маркетинговых исследованиях) и при принятии соответствующих мер в масштабах отрасли или государ­ства. Например, снижение налогов, относимых на себестоимость работ, принятие ценовых и тарифных (отраслевых) соглашений, регулирующих отдельные виды затрат.

Внутрипроизводственные резервы в основном зависят от дея­тельности конкретной организации и определяются следующими условиями [165]:

• экономией количества по каждому виду ресурсов - матери­альным, трудовым, машинам и механизмам (такие резервы выяв­ляют, изучая степень использования и потери ресурсов за про­шлые периоды и называют "резервы-потери");

• сокращением времени простоев или пролёживания ресурсов ("резервы-запасы" - неиспользование ресурсов в отдельные пе­риоды времени);

• повышением качества применяемых ресурсов и организаци­онно-технического уровня строительного производства, внедрени­ем научно-технических достижений по материалам, технике, тех­нологиям, организации производства и труда, применением прогрессивных методов управления (резервы, связанные с исполь­зованием НТД, называют "перспективные или потенциальные").

Значительного снижения себестоимости СМР традиционными приёмами (экономия ресурсов по количеству, снижение их потерь, простоев, непроизводительных затрат) получить очень трудно. Единственный путь - внедрение НТД во все производственные элементы: в предметы труда (применение новых эффективных ма­териалов и конструкций), в средства труда (высокопроизводи­тельные механизмы, прогрессивные безотходные и энергоэконо­мичные технологии), организацию труда и производства, управле­ние.

Все СМО при обосновании суммы снижения себестоимости СМР (СНп) в составе бизнес-плана фирмы разрабатывают план технического развития и повышения эффективности строитель­ного производства, в котором предусматривают конкретные меро­приятия с расчётами экономической эффективности и суммы снижения себестоимости СМР. Планируемая сумма экономии за­трат на производство оабот может быть определена исходя из сле­дующих соображений:

а) предельного планового размера себестоимости СМР (Сп) и суммы нормативной (сметной) прибыли (ПН), заложенной в дого­ворной цене планируемого объёма выручки от реализации СМР (ВР):

СНп = ВР - Сп- ПН; (4.7)

б) суммы прибыли, необходимой СМО для развития и решения социальных задач - плановой прибыли от реализации (Прп):

СНп = Прп - ПН. (4.8)

Один из способов включения нормативной (сметной) прибыли в цену рекомендован бывшим Госстроем РФ [166]:

ПН = Ссм* Нпн / 100, (4.9)

где Нпн - норма нормативной прибыли (или плановых накоплений), в %; Гос­строем РФ рекомендована 12% к сметным затратам при использовании сметно-нормативной базы 1991 г. (и 8% - при использовании сметных норм 1984 г.). В реальных условиях может устанавливаться по договоренности между подрядчиком и заказчиком;

Ссм - сметная себестоимость планового объёма СМР, р.

Сметная прибыль может определяться также в процентах и от фонда оплаты труда, предусмотренного в договорной цене. Нор­матив сметной прибыли от фонда оплаты труда (Нпот) разрабаты­вается территориальными центрами по ценообразованию или са­мими строительными организациями на основе методических рекомендаций по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию, разра­ботанных бывшим Минстроем России (№ БФ - 906/12 от 30 ок­тября 1992 г.).

Сметная прибыль предназначена для покрытия определённых расходов подрядчика [167]:

1) на развитие производства, в том числе на модернизацию оборудования и реконструкцию основных фондов; уплату процен­тов за пользование кредитами банков, полученными на приобре­тение основных фондов, нематериальных и иных внеоборотных активов; на частичное пополнение оборотных средств, потреб­ность в которых определяется по расчёту, исходя из объёма СМР, выполняемых собственными силами организаций и длительности нахождения средств в обороте;

2) на материальное стимулирование работников, в том числе материальную помощь, на проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха (по региональным нормативам);

3) на развитие инфраструктуры - содержание находящихся на балансе СМО объектов и учреждений здравоохранения, детских дошкольных учреждений и лагерей отдыха, а также на строитель­ство жилья (по региональным нормативам);

4) по уплате налогов на прибыль, на имущество, на нужды об­щеобразовательных учреждений.

Все остальные расходы строительной организации, которые она намечает покрывать за счёт прибыли, должны обеспечиваться плановой суммой снижения себестоимости СМР.

Кроме абсолютной суммы снижения себестоимости работ, про­дукции и услуг для оценки экономии затрат рассчитывают также уровень (или процент) снижения себестоимости СМР (Усн) по от­ношению к запланированному объёму выручки от реализации ра­бот:

Усн = СНП * 100 / ВР. (4.10)

Сумму и процент снижения себестоимости работ рассчитывают как по плановым, так и по фактическим данным. Эти показатели рассчитывают на один и тот же объём реализации СМР, выпол­няемых собственными силами строительной организации (по их стоимости, учтенной в договорной цене - ВР), но при разных зна­чениях себестоимости продукции (Сп или Сф).

Значение и подходы к планированию себестоимости строительно-монтажных работ

В рыночных условиях свободного предпринимательства без плана практически нельзя начинать ни одного коммерческого ме­роприятия.

Планы необходимы не только предпринимателям (предприя­тиям и организациям), но и всем их партнерам:

- коммерческому банку, если нужны кредиты (на каких услови­ях, срок и окупаемость);

- инвесторам (заказчикам, чтобы видеть возможные результаты мероприятия);

- трудовому коллективу, чтобы знать перспективы и четче по­нять свои предстоящие задачи;

- собственникам предприятия (акционерам, чтобы проверить разумность и прибыльность начинаемого дела).

Планы в условиях рынка значительно отличаются от существо­вавших ранее. Вместо жёсткого расписания основных показателей вышестоящей организацией на пятилетку с разбивкой по годам, свободные предприниматели самостоятельно обосновывают, просчитывают, прогнозируют свою деятельность и все результаты и затраты, то есть выполняют технико-экономическое обоснование принимаемых решений.

Это обоснование производится в так называемом внутреннем бизнес-плане фирмы (организации). Его содержание, объем и структура не регламентируются, но в нем содержатся, как прави­ло, следующие вопросы [168]:

1) резюме, в котором с предельной простотой и очень убедительно показано, что будет производить предприятие, за счёт чего, чем продукция будет отличаться от продукции конкурентов и по­чему она будет пользоваться спросом; финансовые результаты проекта и срок его окупаемости;

2) характеристика выпускаемой продукции, работ, услуг с при-мерной оценкой цены и затрат на производство;

3) оценка рынка сбыта - возможных потребителей продукции и услуг, заказчиков СМР, покупателей объектов, сооружаемых на продажу, сведения о конкурентах; исследование условий снабже­ния, производства и сбыта продукции. В странах с развитыми ры­ночными отношениями вся подобная информация обобщается и концентрируется в специальных органах - торговых домах, пала­тах, отраслевых ассоциациях. У нас же только начинается создание подобной инфраструктуры - в отдельных регионах создаются ин­вестиционные дома;

4) конкуренция - объективная информация о главных конку­рентах (объёмы продаж, доходы, реклама, ценовая стратегия, пла­ны на ближайшее время и перспективу), возможные виды конку­ренции (ценовая и неценовая, честная и нечестная), условия выигрыша фирмы в конкурентной борьбе;

5) стратегия маркетинга с отражением вопросов о схеме рас­пространения товаров и услуг, ценообразовании, рекламе, методах стимулирования продаж или оказания услуг, об организации по­слепродажного обслуживания клиентов, "паблик рилейшнз";

6) план производства - определяются возможности действую­щих производственных мощностей, необходимые дополнительные источники сырья и репутация поставщиков, связи по кооперации, виды и источники приобретения потребного оборудования. Оце­ниваются издержки производства, затраты на утилизацию отходов и охрану окружающей среды;

7) организационный план - схема управления предприятием, управленческие службы, их функции, источники кадров и их ква­лификация, оплата труда управленческого персонала;

8) юридический план - особенности и основы деятельности организации в определенной организационно-правовой форме, распределение доходов, обращение и выпуск ценных бумаг;

9) оценка рисков в деятельности предприятия и возможные ви­ды страхования (например, в ФРГ более 150 различных видов страхования). В себестоимости продукции, работ и услуг необхо­димо предусмотреть затраты на отдельные виды страховок;

10) разработка финансового плана, в котором содержится оцен­ка объёмов производства и реализации, выручки, затраты на про­изводство, доходов, баланс активов и пассивов предприятия и график достижения безубыточности;

11) разрабатывается стратегия финансирования - сколько, отку­да и на какое время необходимо средств на выполнение работ, ус­луг, производство продукции.

Организации, чтобы не оказаться неплатёжеспособными (банкротами), должны планировать себестоимость работ. В строительстве это необходимо делать и для обоснования договорной цены на сооружение отдельных объектов или производство от­дельны комплексов и видов работ. Заключая контракт на капи­тальное строительство, подрядчик должен правильно, как можно точнее предусмотреть свои возможные издержки, чтобы в резуль­тате реализации этого контракта обеспечить себе прибыль.

Строительные организации самостоятельно планируют себестоимость СМР на основе заключённых с заказчиками контрактов (договоров) подряда при разработке внутрифирменных годовых (текущих) планов, которые называют "стройбизнес-планы". В ходе планирования себестоимости продукции решаются следующие задачи:

а) определяется величина затрат на производство работ в Дого­ворные сроки при наиболее полном и эффективном использова­нии всех применяемых ресурсов и НТД;

б) оцениваются прибыль и возможности производственного и социального развития;

в) организуется внутрипроизводственный хозрасчёт структур­ных подразделений строительной организации.

Таким образом, себестоимость СМР и услуг считать и планиро­вать необходимо. Её рассчитывают по каждому объекту и в целом на годовую программу работ строительной организации по форму­ле (4.1).

Известно несколько методов планирования себестоимости СМР: нормативный, прямого калькулирования и пофакторный.

Нормативный метод заключается в следующем. По объекту в разрезе отдельных видов СМР и конструктивных элементов на ос­нове планово-производственных или сметных норм (ППН) и на­туральных объёмов работ, намечаемых к выполнению в плановом периоде, определяются прямые затраты с последующим добавле­нием накладных расходов. При этом учитывается возможное сни­жение ППН в результате внедрения научно-технических достиже­ний. Составляются специальные нормативные карты, по которым определяется планово-нормативная себестоимость по каждому ви­ду работ и (или) конструктивному элементу. Нормативный метод используется в организациях, выполняющих работы на типовых и повторяющихся объектах, он достаточно точен, но требует созда­ния индивидуальной нормативной базы и применения компью­терных технологий.

При использовании метода прямого калькулирования плано­вые затраты определяются по каждой статье или элементу затрат на основании сметы строительства объекта или выполнения СМР с учётом экономии или удорожания затрат при внедрении на этом объекте отдельных мероприятий плана научно-технического раз­вития и повышения эффективности производства:

Сп = Ссм - СН, (4.11)

где Ссм - сметная себестоимость объёма СМР, по которому рассчитываются плановые затраты, р.

Этот метод достаточно трудоемкий, но позволяет создать банк данных строительно-монтажной организации (СМО) по её затра­там на отдельных видах работ при сооружении типовых или по­вторяющихся объектов.

Индивидуальные базы данных по первым двум методам можно использовать для построения графиков безубыточности (по каж­дому виду продукции, работ, услуг) и обоснования договорных цен при участии в конкурсах на подряды.

И третий - пофакторный метод планирования затрат исполь­зуется в целом по организации на её производственную програм­му, когда ещё нет чёткой картины с перечнем всех объектов и ви­дов СМР и не все договора подряда заключены.

Схема применения этого метода заключается в следующем:

►рассчитывается базисный уровень затрат (У3б) за какой-то предшествующий период, принятый за базу при планировании:

У3б = (Сф - Укз) / ДЦ, (4.12)

где Сф - фактическая себестоимость СМР в базовом периоде, р.;

Укз - удорожание фактической себестоимости СМР по сравнению со сметной,

компенсированное заказчиком, р.;

ДЦ - договорная цена фактически выполненного в базисном периоде объёма СМР, р.;

►определяется изменение этого У3б в плановом году. Расчёт выполнятся в разрезе отдельных статей или элементов затрат. При этом по специальным формулам [36, с.422-426] учитывается влия­ние следующих факторов:

- повышение механизации, в том числе малой;

- внедрение новой техники и технологий;

- совершенствование организации строительного производства, управления;

- внедрение прогрессивной организации труда;

- снижение затрат на материалы;

- снижение себестоимости продукции и услуг вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств;

- снижение накладных расходов;

- изменение структуры работ и др.

Действия всех факторов обобщаются в плане технического раз­вития и повышения эффективности строительного производства;

►исходя из запланированного объёма СМР и скорректиро­ванного уровня затрат рассчитывается плановая себестоимость ра-

бот по отдельным объектам (более подробно этот метод изложен в [36]).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: