Федеративное устройство и органы государственной власти в Российской Федерации
Федеративное устройство российского государства - это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей. Главными составными частями российского государства являются так называемые субъекты Федерации.
Республики - это государства в составе Российской Федерации. Они образованы как формы национальной государственности. Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - это государственные образования в составе РФ. Автономии[39] образованы по национально-территориальному принципу, а остальные - по территориальному. Автономные образования - это формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения. Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта, а также возможность изменения конституционного статуса субъекта. Это может произойти по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с законом.
|
|
Совершенствование федеративного устройства РФ возможно путем укрупнения субъектов РФ (и соответственно сокращения их числа). Первым опытом такого рода был референдум, проведенный 7 декабря 2003 г. в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе. Пермского края дали положительный ответ.
Большинство избирателей на вопрос об объединении этих субъектов РФ и образовании
С целью укрепления вертикали исполнительной власти в 2000 г. была учреждена должность полномочного представителя
Президента РФ в федеральном округе. Тогда же все субъекты РФ были объединены в семь федеральных округов.
Федеративное устройство России базируется на определенных принципах, которые закреплены Конституцией РФ в качестве основ конституционного строя. Перечислим главные принципы.
Государственная целостность означает, что Российская Федерация - цельное, единое и нераздельное государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Российская Федерация имеет общую единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства.
Целостная государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в том, что полномочия общефедеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию Российской Федерации, а также в верховенстве федеральных Конституции и законов.
|
|
Конституцией РФ определено разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (рис. 4). Например, внешняя политика и международные отношения РФ, оборона и безопасность находятся в ведении РФ, а вопросы образования, науки, культуры, здравоохранения - в совместном ведении РФ и ее субъектов.
В ведении Российской Федерациинаходятся: • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением • федеративное устройство и территория РФ • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина • федеральная государственная собственность и управление ею • установление правовых основ единого рынка • федеральный бюджет, налоги и сборы • федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь • внешняя политика и международные отношения РФ, оборона и безопасность • определение статуса и защита государственной границы • судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др. |
В совместном ведении РФ и ее субъектовнаходятся: |
• обеспечение соответствия конституций и законов субъектов федерации Конституции РФ и федеральным законам • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами • разграничение государственной собственности • природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта • здравоохранение, социальная защита (социальное обеспечение) • меры по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления • административное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, трудовое, семейное законодательство |
Рис. 4. Разграничение предметов ведения между органами власти РФ
В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, важное значение имеет принцип равноправия и самоопределения народов. Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык, но республики вправе устанавливать и свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.
Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации - ее субъекты, организованные на основе национально -территориального принципа.