double arrow

Федеративное устройство России

Федеративное устройство и органы государственной власти в Российской Федерации

Федеративное устройство российского государства - это его политико-территориальная организация. Федеративное уст­ройство характеризует состав государства, правовое положе­ние его составных частей. Главными составными частями рос­сийского государства являются так называемые субъекты Феде­рации.

Республики - это государства в составе Российской Феде­рации. Они образованы как формы национальной государствен­ности. Края, области, города федерального значения, авто­номная область, автономные округа - это государственные образования в составе РФ. Автономии[39] образованы по нацио­нально-территориальному принципу, а остальные - по террито­риальному. Автономные образования - это формы националь­ной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения. Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта, а также возможность изменения конституци­онного статуса субъекта. Это может произойти по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с законом.

Совершенствование федеративного устройства РФ возмож­но путем укрупнения субъектов РФ (и соответственно сокраще­ния их числа). Первым опытом такого рода был референдум, проведенный 7 декабря 2003 г. в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе. Перм­ского края дали положительный ответ.

Большинство избирателей на вопрос об объединении этих субъектов РФ и образовании

С целью укрепления вертикали исполнительной власти в 2000 г. была учреждена должность полномочного представителя

Президента РФ в федеральном округе. Тогда же все субъекты РФ были объединены в семь федеральных округов.

Федеративное устройство России базируется на определен­ных принципах, которые закреплены Конституцией РФ в каче­стве основ конституционного строя. Перечислим главные принципы.

Государственная целостность означает, что Российская Федерация - цельное, единое и нераздельное государство, включающее другие государства и государственные образова­ния. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что со­ответствует международным стандартам и мировому опыту фе­деративного строительства. Российская Федерация имеет об­щую единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, обеспечивает свою неприкосновенность. В Россий­ской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства.

Целостная государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в том, что полномочия общефедеральных органов государственной власти распростра­няются на всю территорию Российской Федерации, а также в верховенстве федеральных Конституции и законов.

Конституцией РФ определено разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (рис. 4). Например, внешняя политика и междуна­родные отношения РФ, оборона и безопасность находятся в ве­дении РФ, а вопросы образования, науки, культуры, здраво­охранения - в совместном ведении РФ и ее субъектов.

В ведении Российской Федерациинаходятся: • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением • федеративное устройство и территория РФ • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина • федеральная государственная собственность и управление ею • установление правовых основ единого рынка • федеральный бюджет, налоги и сборы • федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь • внешняя политика и международные отношения РФ, оборона и безопасность • определение статуса и защита государственной границы • судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др.
В совместном ведении РФ и ее субъектовнаходятся:
• обеспечение соответствия конституций и законов субъектов федерации Конституции РФ и федеральным законам • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами • разграничение государственной собственности • природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта • здравоохранение, социальная защита (социальное обеспечение) • меры по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления • административное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, трудовое, семейное законодательство

Рис. 4. Разграничение предметов ведения между органами власти РФ

В условиях многонационального государства, каким яв­ляется Российская Федерация, важное значение имеет принцип равноправия и самоопределения народов. Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, разви­тие национальной культуры, языка, на пользование им. Государственным языком РФ на всей ее территории является рус­ский язык, но республики вправе устанавливать и свои государ­ственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправ­ления, государственных учреждениях республик.

Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Рос­сийской Федерации - ее субъекты, организованные на основе национально -территориального принципа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: