Роль информации в менеджменте

4.1. ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ

Под управленческой информацией понимают совокупность сведений о том, что происходит внутри организации и в ее окружении. Обладание такими сведениями помогает менеджеру ориентироваться в конкретных ситуациях и принимать оптимальные управленческие решения. Поэтому управленческая деятельность должна начинаться со сбора, накопления, переработки и осмысления информации. Управление как информацион­ный процесс состоит в обмене информацией между субъектом управле­ния, управляемым объектом и внешней средой.

Информационное обеспечение менеджмента — совокупность сведе­ний о состоянии и динамике объекта управления, необходимых для при­нятия и реализации управленческих решений.

Без информации невозможно определить точную цель менеджмента, оценить конкретную ситуацию, четко сформулировать проблему, принять рациональное управленческое решение и проконтролировать его свое­временное выполнение. Владение информацией означает обладание ре­альной властью — нехватка информации, как и наличие ненужной, может дезорганизовать любую производственную деятельность. Без информа­ции невозможна совместная работа. Проведенные исследования выявили, что от 50 до 90% своего рабочего времени менеджер тратит на обмен ин­формацией, происходящий в процессе совещаний, собраний, бесед, встреч, приема посетителей, различных переговоров и т.п. Такие затраты времени в большинстве случаев необходимые, поскольку информация в настоящее время превратилась в важнейшее условие эффективной работы и перспективного развития любой организации.

Потребность в управленческой информации определяется содержа­нием решаемых задач, пониманием этих задач работниками, уровнем опыта и образования последних. Чем они выше, тем меньше работники нуждаются в дополнительной и более подробной разнообразной инфор­мации. Организационно-практическая деятельность менеджера и аппара­та управления в целом также во многом носит информационный харак­тер, так как включает получение своевременной и точной информации для принятия управленческих решений и передачу информации о приня­тых решениях. Обеспечение принятия управленческих решений полной, надежной и своевременной информацией — центральная и наиболее сложная проблема организации управления на промышленных предпри­ятиях. Таким образом, информацию можно рассматривать как средство достижения одной из главных целей деятельности предприятия — полу­чения прибыли.

На предприятиях существуют следующие виды первичной информа­ции:

• статистическая;

• оперативно-отчетная;

• планово-экономическая;

• бухгалтерская;

• финансовая;

• техническая;

• технологическая;

• правовая;

• конструкторская;

• ремонтная;

• справочная;

• по кадрам;

• по материально-техническому снабжению;

• по капитальному строительству;

• по новой технике;

• по нормированию и оплате труда.

По содержанию различают экономическую, организационную, соци­альную и научно-техническую информацию. Экономическая информация содержит сведения о хозяйственной деятельности предприятия. Организационная информация отражает данные, необходимые для организации управления предприятием: правила внутреннего распорядка, начало и окончание рабочего дня, обеденные перерывы и т.п. Социальная инфор­мация образуется в процессе социологических исследований, а также в оперативной кадровой работе. Эта информация включает данные, содер­жащие социальную характеристику трудового коллектива предприятия. Научно-техническая информация — совокупность данных, необходимых для осуществления технического руководства предприятием. Она вклю­чает различные схемы, чертежи, технические характеристики оборудова­ния, планировки производственных и вспомогательных цехов, складских помещений и др.

По месту образования и направлению информационных потоков раз­личают входящую, исходящую, внешнюю и внутреннюю информацию. Входящая информация включает сведения, поступающие на предприятие (документы, сопровождающие привозимое сырье и материалы, приказы и инструкции вышестоящих организаций, новые нормативные материалы). Исходящая информация включает сведения, поступающие от предпри­ятия (различная реклама, заявки на поставку оборудования и сырья). Внешняя информация состоит из источников, характеризующих внеш­нюю среду (маркетинговые исследования, стоимость акций, расценки на услуги поставщиков). Внутренняя информация образуется на данном предприятии и используется исключительно на этом предприятии (кар­точки учета расхода материалов, наряды по оплате изготовленной про­дукции, различные технологические схемы).

По назначению информация может быть оперативной, которая служит для корректировки деятельности предприятия, и отчетной, предназначен­ной для анализа итогов его деятельности.

По возможности применения выделяют одноцелевую информацию, позволяющую решить только одну проблему, и многоцелевую, пригод­ную для нескольких различных.

По полноте охвата объекта различают частичную информацию, ко­торая может использоваться лишь вместе с другой, и комплексную, со­держащую всесторонние сведения, что позволяет принимать любые ре­шения.

По степени применения информация бывает универсальной (пригод­ной для решения любых проблем), функциональной — для решения родственных проблем, индивидуализированной — содержит сведения только о данной проблеме.

По степени готовности для использования информация может быть первичной, исходной (совокупность несистематизированных данных, по­лученных непосредственно из их источника и содержащих много лишне­го и ненужного) и конечной, производной, дающей возможность прини­мать обоснованные управленческие решения.

По роли в управлении информация подразделяется на основную, необ­ходимую для разработки важных решений, и вспомогательную, само­стоятельного значения не имеющую.

По степени значимости информацию делят на важную и желатель­ную, без которой, в крайнем случае, можно обойтись.

По степени надежности различают достоверную и вероятностную информацию. Характер последней может быть обусловлен принципиаль­ной невозможностью получить от существующего источника точные све­дения.

По возможности закрепления и хранения выделяют нефиксирован­ную информацию, которая содержится некоторое время в памяти людей, а затем постепенно забывается, и фиксированную на носителях, храня­щуюся практически бесконечно. В настоящее время существуют вещест­венные, магнитные и электронные носители.

По способам распространения информация бывает устной, письмен­ной и комбинированной.

По времени получения и периоду использования информация бывает оперативная, перспективная и прогнозная.

По степени конфиденциальности различают информацию для обще­го пользования, для служебного пользования, секретную, сверхсекрет­ную особой важности, подлежащую разглашению через установленный срок. Содержание каждой конкретной информации определяется по­требностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений.

К информации в менеджменте предъявляются следующие требова­ния:

• актуальность;

• ценность;

• полезность;

• краткость;

• четкость;

• однозначность формулировок;

• своевременность поступления;

• правильный отбор первичных сведений;

• непрерывность сбора и обработки сведений;

• точность и достоверность;

• оптимальность систематизации.

Каждое предприятие в процессе своей производственной деятельно­сти накапливает определенный объем знаний, опыта и разнообразной ин­формации, поступившей в его распоряжение в виде данных и преобразо­ванных в соответствии с его нуждами и требованиями. Этот накопленный объем информации называется информационным ресурсом предприятия. Собранные данные представляют собой набор конкретных значений ко­личественных и качественных параметров, характеризующих объект. Но пока эти данные не организованы соответствующим образом и не исполь­зованы для какой-либо цели, они не являются информацией.

Данные становятся информацией, когда осознается их смысловое значение. С точки зрения принятия управленческого решения можно ска­зать, что информацией являются данные, оказывающие влияние на пре­одоление неопределенности выбора решения или в связи с осуществлени­ем тех или иных действий.

Собранные данные и способы, используемые для их сбора, различа­ются в зависимости от конкретных целей на соответствующих предпри­ятиях.

Основным носителем информации является документ — материаль­ный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде, оформ­ленный в установленном порядке и имеющий в соответствии с дейст­вующим законодательством правовое значение. Поток документов, последовательно проходящих на предприятии с момента их создания или получения до исполнения или отправки, называется документооборотом. Все виды работ по написанию, обработке и оформлению документов ох­ватывает специальный раздел управления, называемый делопроизводст­вом.

Поступающую документацию на предприятиях регистрируют в спе­циальных журналах или на карточках. Наиболее важные документы представляют для ознакомления руководителю предприятия или его за­местителям, которым делегированы полномочия, необходимые для принятия решений по соответствующим вопросам. Результаты рассмотрения руководством документов отражаются в резолюциях, которые должны содержать четкие указания о порядке исполнения документов. Ответст­венным за исполнение документа считается лицо, указанное в резолюции первым. Документ с резолюцией руководителя направляют для исполне­ния в соответствующее подразделение предприятия для подготовки отве­та или разработки какого-либо внутреннего документа. Для особо важ­ных документов по указанию руководителя вводится особый учет и контроль. Такой контроль осуществляется секретарем и фиксируется в специальном журнале. Оборот исходящей информации осуществляется на предприятиях по следующей процедуре. Составляют проект докумен­та, который последовательно согласовывают, визируют, подписывают, регистрируют и отправляют. При этом необходимо проверить отправляе­мый документ с точки зрения внешнего оформления (адрес, дата, номер), наличия указанных в документе приложений, соответствующих виз, под­писи руководителя, печати. На остающихся на предприятии копиях от­правляемых документов должны быть подписи лиц, удостоверяющих подлинность подписи. Подписанные и соответствующим образом оформ­ленные исходящие документы передают секретарю для отправки по поч­те (или с курьером), а копии документов хранятся в специальных делах в секретариате или в подразделениях, готовивших данный документ.

Процесс менеджмента можно рассматривать как процесс восприятия, преобразования и передачи информации. На основе полученной инфор­мации управляющая система вырабатывает команды управления, которые доводятся до исполнителей в форме планов, нормативов, заданий, распо­ряжений. Процессы принятия управленческих решений также питаются информацией, и степень их обоснованности зависит от ее своевременно­сти, полноты и достоверности.

Менеджер, как и любой работник аппарата управления, получив оп­ределенные данные, должен понять их содержание, оценить возмож­ность их использования для решения соответствующих задач. Уяснение содержания полученных сведений требует привлечения запаса знаний работника, зависящих от уровня его квалификации, специальности, спо­собностей, опыта работы. Запас таких знаний представлен понятиями, суждениями, связями между ними, размещенными в памяти конкретного работника, который воспринимает ту или иную информацию. Существует специальный термин для обозначения такого запаса знаний — «со­кровище».

Чтобы содержание какого-либо сообщения было понятно, оно долж­но иметь общие точки с «сокровищем» получателя, т.е. если в сообще­нии имеется какой-то термин, то в памяти получателя информации должно быть соответствующее понятие, которое составляет его смысло­вое значение.

То, что непонятно для получателя, не является информацией, пред­ставляет собой семантический шум. Очевидно, что квалифицированный работник может извлечь из любого сообщения значительно больше ин­формации, чем его коллега с меньшим запасом знаний.

Чтобы выяснить ценность определенного сообщения для конкретного получателя информации, надо иметь в виду еще один аспект сообщения — прагматику. Передающий соответствующую информацию должен учитывать, что получатель данного сообщения решает определенные за­дачи и оценивает это сообщение в плане влияния на результаты решения. При этом полезную информацию ему доставляет лишь та часть сообще­ния, которая способствует обоснованию принимаемых управленческих решений. Остальные данные — прагматический шум.

Таким образом, под информацией в менеджменте следует понимать новые знания и сведения, понятные и оцененные получателем как полез­ные для принятия управленческого решения. С целью получения полез­ной информации имеющиеся потоки данных должны пройти соответст­вующий трехслойный фильтр:

• физический канал связи с заданной пропускной способностью;

• «сокровищный» фильтр, в котором достигается понимание;

• прагматический фильтр, где оценивается полезность данных.

Каждый такой слой сохраняет определенную часть данных, исключая шумы. Пропускная способность органа управления тем ниже, чем больше возникает физического, «сокровищного» и прагматического шумов, или чем ниже уровень и надежность его технического оснащения, чем ниже квалификация управленческого персонала.

Из практики работы многих предприятий хорошо известно, что чем больше поступает в орган управления данных, не имеющих отношения к выполняемой работе, тем труднее своевременно принять эффективное Управленческое решение.

Вопросы для проверки

1. Что понимается под управленческой информацией?

2. Что такое информационное обеспечение менеджмента?

3. В чем заключается информационный характер деятельности мене­джера?

4. Какие виды первичной информации имеются на предприятии?

5. Какие виды информации существуют согласно принятой классифи­кации?

6. Какие требования предъявляются к информации?

7. Что представляет собой информационный ресурс предприятия?

8. Что такое документ, документооборот и делопроизводство?

9. Что представляет собой информационное сокровище?

10. Что понимается под семантическим шумом?

11. Что понимается под прагматическим шумом?

12. Что представляет собой трехслойный фильтр, через который про­ходит информация?

4.2. ИСТОЧНИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Эффективный процесс управления предприятием невозможен без об­ладания широкой информацией о предприятии в целом, внешнем окру­жении и многих других факторах, непосредственно влияющих на приня­тие управленческих решений.

Сначала подобная информация представляет собой массив несистема­тизированных сведений, которые могут быть документальными (анкеты, отчеты, наряды, справки, протоколы, опросные листы), или устными (доклады, выступления, интервью, беседы, лекции, опросы работников, ответы на вопросы). Лишь в результате обработки, соответствующей группировки и тщательного анализа эти сведения превращаются в ин­формацию, которую уже возможно использовать в процессе управления. Управленческая информация имеет как внутренние, так и внешние ис­точники.

К внутренним источникам относятся бухгалтерская и статистическая отчетность, различные текущие наблюдения, специальные обследования, как плановые, так и проводимые в соответствии с особыми решениями руководства.

Внешние источники получения информации более многочисленны и разнообразны. Прежде всего здесь нужно выделить менеджеров предпри­ятий а также специалистов различных подразделений — маркетологов, сбытовиков, снабженцев, представителей информационных служб, уча­стников различных деловых встреч, совещаний, переговоров, выставок, ярмарок. В рамках служебных контактов, встреч, бесед, дискуссий и т.п. эти люди имеют возможность осуществлять как общий, так и целена­правленный сбор сведений, интересующих конкретное предприятие, ко­торое они представляют, объектах и процессах, ценах на соответствую­щую продукцию, перспективы покупательского спроса и др.

Другим источником данных служат лица, не имеющие прямого от­ношения к данному предприятию. Это могут быть поставщики сырья и материалов, партнеры и посредники, покупатели, продавцы, работники финансовых, кредитных, страховых учреждений, бывшие работники конкурирующих организаций, представители различных предпринима­тельских объединений.

Некоторые из таких людей, например посредники, сами с готовно­стью делятся информацией, так как успех их партнера — это в то же вре­мя и их успех. У других, в частности работников конкурирующих органи­заций, подобную и достаточно ценную информацию приходится покупать. Еще один важный источник деловой информации — публика­ции в книгах, каталогах, журналах, справочниках, рекламных проспектах, бюллетенях, газетах (особенно местных и многотиражных, издаваемых на предприятиях). Как бы тщательно ни скрывались ценные сведения в этих источниках информации, за всем проследить бывает крайне сложно, и многие данные, которые организации хотели бы по тем или иным причи­нам утаить, рано или поздно становятся известны тем работникам, кото­рые ими интересуются. В настоящее время довольно много материалов публикуется в открытой печати в соответствии с требованиями законода­тельства.

Это касается, например, бухгалтерских балансов, отчетов о проведе­нии годичных собраний в крупнейших акционерных обществах и т.п.

Естественно, детальной информации в этих материалах не содержит­ся, но даже сведений общего характера иногда достаточно, чтобы под­твердить или опровергнуть уже имеющуюся информацию по тому или иному конкретному вопросу. Сегодня ситуация в деловой сфере, особен­но в российских условиях, меняется столь стремительно, что в ряде слу­чаев общих наблюдений и простого накопления сведений может быть и недостаточно для каких-то определенных выводов и умозаключений.

В связи с этим возникает необходимость в целенаправленном систе­матическом сборе информации о научно-техническом, производствен­ном, экономическом и ином потенциале конкурентов, а также о личных особенностях, склонностях и даже пороках их руководства. Такая дея­тельность, получившая название промышленной разведки, позволяет предугадать их будущую политику и соответствующим образом приспо­собиться к ней. Процесс промышленной разведки включает следующие этапы: определение потребности в конфиденциальных сведениях; органи­зация необходимых условий для их получения; целенаправленный сбор, анализ и обработка полученных данных; выделение необходимой инфор­мации, ее обобщение; передача заинтересованным лицам.

При сборе информации следует учитывать, что в настоящее время ис­точники информации настолько многочисленны, а сама она так разно-планова, что определенная ее часть может быть не вполне достоверной.

Поэтому данные желательно проверять и перепроверять при помощи различных источников, для чего в крупных организациях создаются спе­циальные подразделения. Они занимаются планированием потребности в информации, ее сбором, обработкой, анализом, оценкой, составлением рекомендаций для руководства, созданием базы стратегических данных. Такая база состоит обычно из трех разделов.

В первом разделе характеризуются производственный, технологиче­ский, научный, трудовой потенциал организации, проводимая научно-техническая политика, имидж, взаимоотношения в коллективе, предпоч­тения руководства.

Во втором разделе дается описание внешнего окружения, которое может быть фоновым и деловым. Фоновое окружение формируется неза­висимо от организации, и влиять на него целенаправленно она не может, но знать его с целью успешного приспособления к нему необходимо. Важнейшие элементы фонового окружения — партнеры и конкуренты. О последних, например, собираются сведения, характеризующие степень их активности, склонности к риску, преимуществах и возможных стратеги­ях. Помимо этого собирается информация о качестве и потребительских свойствах товара, реальных и потенциальных потребителях, тенденциях его изготовления, о направлениях государственного регулирования. Она позволяет определить будущие направления развития предприятия, осу­ществить выбор продукции и рынка.

В третьем разделе раскрываются основные препятствия и возможные помехи в деятельности предприятия, которые также могут быть внутрен­ними и внешними. К внутренним помехам относятся недостаток опыта и знаний персонала, слабое управление, систематические служебные кон­фликты. Внешние помехи: негативное воздействие окружения, неудовле­творительная репутация, слабые рыночные позиции, несоответствие дос­тигнутых результатов производственной деятельности общественным потребностям. Помимо перечисленного источниками управленческой ин­формации могут быть вышестоящее руководство, подчиненные им менед­жеры и органы управления, средства массовой информации, периодическая печать, техническая документация, информационные системы, фотосним­ки, микрофильмы, образцы техники, показания приборов и др.

Значительную часть своего времени менеджеры уделяют работе с та­кими источниками информации, как бухгалтерские отчеты, акты о реви­зиях и проверках, итоги аудита, различные финансовые документы, све­дения о движении кадров, объему выпуска и сбыта продукции и т.п.

Существенное значение в производственной деятельности менеджера имеет проблема восприятия информации. Под восприятием информации понимается активная полусознательная деятельность человека по приему и переработке значимых для него сведений об окружающих людях и событи­ях. Особо следует остановиться на проблемах, связанных с восприятием устной информации. Для получения оперативной информации менеджеры часто применяют практику различных устных бесед и выступлений. Вос­приятие устной информации носит двусторонний характер. Человек вос­принимает не всю поступающую к нему информацию. Это зависит от при­чин субъективного характера:

• личности работника, передающего информацию;

• личности работника, воспринимающего информацию;

• физических возможностей органов чувств обоих;

• склада и черт характеров;

• способностей улавливать в потоке устной информации «тонкости»;

• умения правильно определять значение невербальной информации;

• концентрации внимания на обсуждаемом вопросе;

• степени доверия участников обмена информацией друг к другу.

Слушая человека, следует внимательно наблюдать за его поведением — жестами, мимикой, позой, взглядом, его одеждой, манерами и другими формами внешнего выражения индивидуальности.

В процессе восприятия устной и любой другой информации имеет определенное значение внешнее окружение и ситуация. Существенное значение имеет место, где встречаются обменивающиеся информацией, характер самой информации, кто инициатор встречи или от чьего имени осуществляется встреча по обмену информацией, присутствие других людей, шум, музыка и многое другое, что может отвлекать внимание пе­редающего и принимающего информацию. Восприятие информации за­висит и от времени, отведенного или имеющегося в распоряжении участ­ников обмена информацией. На восприятие влияет глубина понимания ситуации.

Так, много знающий и хорошо разбирающийся в ней человек обычно спокойнее относится к информации, окружающим и происходящим со­бытиям. Он не склонен драматизировать такие события или, наоборот, их превозносить и в целом более трезво оценивает, чем тот человек, круго­зор которого ограничен. Восприятие во многом зависит от характеристи­ки субъекта или явления, о которых поступает информация. Особенно важно учитывать это обстоятельство, когда речь идет о людях. Здесь при­нимаются во внимание их личностные, анкетные и социальные характе­ристики.

На правильность восприятия информации во многом влияют стерео­типы, т.е. стандартные упрощенные представления о сложных явлениях и объектах окружающей действительности. Стереотипы дают основанное на чужом мнении представление о том, с чем человеку еще сталкиваться не приходилось, и этим значительно облегчают ориентацию в ситуации. В то же время стереотипы неточно отражают, а зачастую искажают ре­альность, укрепляют консерватизм в сознании и мышлении.

Примером стереотипов является мнение о всех пожилых людях, как о консерваторах, слабых здоровьем, о безразличном отношении всех ме­неджеров к подчиненным.

Восприятие человеком информации складывается из двух взаимосвя­занных процессов — отбора и систематизации полученных сведений.

В процессе отбора информации происходит «отсеивание» не тре­бующей внимания и ненужной информации. При этом важным является опыт человека, знание тех проблем, по которым поступила информация, и его психологическое состояние, настроение, здоровье, отношение к про­исходящему и др. По этим причинам может иметь место и потеря части нформации. В процессе систематизации информации человек «обраба­тывает» воспринятое. Это быстротекущая, многогранная и сложная рабо­та его головного мозга. Человек логически обрабатывает информацию, используя при этом свои чувства, убеждения, предпочтения, эмоции (по­ложительные и отрицательные).

В практической работе менеджеры при приеме различной информа­ции часто сталкиваются с такими явлениями, как всевозможные слухи и дезинформация. Слухи возникают и распространяются весьма быстро вследствие недостатка или несвоевременности получения официальной информации. Таким образом, люди стремятся объяснить себе и окру­жающим сложившуюся ситуацию, высказывают догадки и выдвигают версии.

Затем эти версии, как снежный ком, обрастают несуществующими подробностями, сообщаются «по секрету» от одного человека к другому, а иногда возбуждают целые коллективы, сеют беспорядки и недовольст­во. Чтобы пресечь слухи, менеджеры должны выступать с соответствую­щими разъяснениями, информировать работников о действительном по­ложении дел, опровергать досужие вымыслы.

Дезинформация возникает, как правило, сознательно и целенаправ­ленно. Ею пользуются в конкурентной борьбе, чтобы скрыть настоящее положение дел на предприятии, для приукрашивания непопулярных мер и введения в заблуждение общественности. Дезинформация может побу­дить менеджеров к действиям, выгодным предприятию-конкуренту, и на­нести экономический и моральный урон. Поэтому получив информацию из источников, не вызывающих доверия, важно ее проверять. Бороться с дезинформацией можно только с помощью разъяснительной работы и устранения источника, порождающего ее. Следует учитывать, что работ­ники, довольные своей работой и положением дел на предприятии, не поддаются слухам и дезинформации.

Информационные базы данных включают весь комплекс статистиче­ских показателей, характеризующих хозяйственную деятельность пред­приятия в целом и его производственных и вспомогательных подразделе­нии, а также фактологический материал относительно всех факторов, оказывающих влияние на состояние и тенденции развития этого предпри­ятия. Набор статистических показателей для базы данных тщательно разрабатывается и уточняется. Он должен охватывать показатели, необхо­димые для глубокого всестороннего экономического анализа результатов и перспектив функционирования предприятия.

Обычно при формировании базы данных решается вопрос и о системе хранения и обновления данных, осуществляется обоснованная увязка данных, их взаимная согласованность, возможность проведения сравне­ний и сопоставлений оценок, хранимых в банке данных.

Это имеет существенное значение при объединении всех первичных данных в укрупненные группы (файлы) со своими реквизитами.

Базы данных непрерывно обновляются на определенной систематиче­ской основе с учетом требований управляющих — основных пользовате­лей базами данных. Во многих предприятиях созданы базы данных, в ко­торых хранится информация о кадровом составе работников, постоянно обновляемая и максимально подробная, систематизированная по самым разнообразным признакам. Выбор информации делается с выводом на печатающее устройство ЭВМ, что позволяет следить за укомплектован­ностью штатов, перемещением кадров внутри фирмы, набором и уволь­нением работников, повышением их квалификации.

Пользование банками данных, введенными в ЭВМ, резко ускоряет процесс получения информации из круга источников первичной инфор­мации и обеспечивает возможность выбора правильного и точного мето­да исследований для решения современных научных и технических про­блем. Создание пакетов прикладных программ, разработка стандартных программных средств фирмами, выпускающими персональные ЭВМ, по­лучили в современных условиях существенное развитие.

Вопросы для проверки

1. Каковы внутренние источники информации?

2. Перечислите основные внешние источники информации.

3. Что представляет собой промышленная разведка?

4. Какова цель проверки достоверности источников информации?

5. Из каких разделов состоит база стратегических данных по инфор­мации?

6. Перечислите основные источники управленческой информации на предприятиях.

7. Что понимается под восприятием информации?

8. От каких факторов зависит восприятие информации?

9. Как происходит отбор информации?

10. Как происходит систематизация информации?

11. Что представляют собой слухи и дезинформация и как с ними бо­роться?

12. Что включает информационная база данных предприятия?

4.3. ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Особое значение для четкой работы системы менеджмента на пред­приятиях приобретает обеспечение достоверности и оперативности полу­чаемой информации. В частности, информация играет важную роль в пре­доставлении сведений для принятия оперативных управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение из­держек производства и повышение его эффективности.

Движение любой информации от отправителя к получателю состоит из нескольких этапов.

На первом этапе происходит отбор передаваемых сведений, который может быть случайным или целенаправленным, выборочным или сплош­ным, предписанным руководством или проводимым по собственной ини­циативе, произвольным или основывающимся на определенных правилах.

На втором этапе отобранная информация кодируется, т.е. облекается в ту форму, в которой она будет доступна и понятна получателю (пись­менную, звуковую, графическую, табличную и др.). В соответствии с этим подбирается рациональный способ ее передачи: устный, письмен­ный, с помощью различного рода сигналов или условных знаков.

На третьем этапе осуществляется передача информации. В случаях передачи крайне важной информации целесообразно производить это од­новременно несколькими способами. Например, сначала можно позво­нить по телефону, а затем послать подробное письмо. Помимо этого такая информация может передаваться с периодическими повторами.

На четвертом этапе получатель принимает, расшифровывает и ос­мысливает информацию. Отправитель данной информации обычно ждет, чтобы получатель каким-то образом на нее отреагировал и донес до него эту свою реакцию, иными словами, установил бы обратную связь, под которой понимается сигнал, подтверждающий факт получения сообще­ния и степень понимания или непонимания его смысла, а также принятия или отклонения присланного сообщения. Такой сигнал должен соответст­вовать ситуации, быть понятен партнеру и отправлен без промедления. В непосредственном обращении это может быть, например, знак одобрения или какой-либо уточняющий вопрос.

Устойчивая обратная связь позволяет значительно повысить надеж­ность обмена информацией и хотя бы частично избежать ее возможных потерь, а также различных помех, искажающих ее смысл. Такие искаже­ния и потери возникают в результате фильтрации информации, пропуска или неполного восприятия сигналов, а также отключения ее от источника.

Следует знать основные причины подобных искажений и потерь ин­формации. Среди таких причин можно выделить:

• ненужность поступающих сведении;

• излишнее количество поступающих сведений;

• несоответствие сведений реальным потребностям;

• избыток негативных моментов в переданных сведениях;

• монотонность подачи сведений;

• психологические особенности восприятия информации людьми.

В некоторых случаях помехами при обмене информацией могут быть и «технические неполадки». Например, неодинаковое понимание симво­лов, с помощью которых данная информация передается. Это бывает вы­звано различиями в образовании, квалификации, национальными особен­ностями, слабым знанием языка и др. Помимо этого к возникающим помехам при обмене информацией относятся чисто физические или пси­хологические факторы:

• усталость;

• рассеянность;

• слабая память;

• импульсивность;

• нетерпеливость, не позволяющая сосредоточиться;

• излишняя эмоциональность.

Все это не дает возможности одному из участников обмена информа­цией в полном объеме донести ее до другого, а тому — соответственно ее усвоить, что в конечном итоге может негативно отражаться на качестве управленческих решений.

Менеджеры предприятий должны знать и учитывать в практической деятельности основные факторы, способствующие получению своевре­менной и достоверной информации по широкому кругу вопросов, что по­зитивно скажется на разработке рациональных управленческих решений.

При организации сбора и регистрации данных по принципу последо­вательных решений на предприятиях могут применяться различные виды информационных технологий:

• сбор и регистрация данных непосредственно в процессе производства (на местах возникновения затрат) в форме единоличного документа и использования центральной ЭВМ для агрегатирования данных;

• обработка данных в режиме диалога для расчета показателей на тер­минале;

• получение свободного документа;

• использование машиносчитывающего носителя информации (напри­мер, дискеты);

• обработка данных по производственному отделению на персональных компьютерах.

Решение вопросов внедрения новых технологий требует комплексно­го, разностороннего подхода. Важно не только исследовать технико-экономические и организационные аспекты проблемы, но и учитывать влияние внедрения новых технологий на положение работника в коллек­тиве и в трудовом процессе. В частности, требуется анализ трудовых функций работника, его образа действия, навыков, способностей, условий труда.

Технология информационной деятельности предполагает:

• создание системы записей (цифровой и текстовой информации) с применением средств компьютерной техники;

• использование форм как носителей информации;

• формирование базы данных;

• создание пакетов прикладных программ.

Система ведения записей разрабатывается на основе специальных программ, направленных на облегчение доступа и использования требуе­мой информации.

Обычно записи первичных данных делят на две группы.

К первой группе относятся статистические (финансовые) отчетные показатели, а также текстовая информация, доклады, сообщения, отчеты о текущей хозяйственной деятельности фирмы и перспективах развития.

Ко второй группе относятся составленные на основе информации первой группы предложения и рекомендации по вопросам совершенство­вания управления фирмой в целом и по отдельным подразделениям.

Необходимая информация заносится на определенные формы — но­сители информации. Формы могут содержать информацию по предпри­ятию в целом и по каждому подразделению в отдельности.

Каждое предприятие имеет свой перечень статистических данных и фактологической информации, позволяющей произвести оптимально де­тальный экономический анализ состояния и развития его хозяйственной деятельности, разработать и принять необходимые управленческие реше­ния.

Различают следующие виды бланков:

• формы для хранения информации;

• формы регистрации данных;

• формы статистической (финансовой) отчетности;

• формы обследований.

Заполненные формы хранятся в памяти ЭВМ и по необходимости мо­гут быть выведены на экран дисплея или получены путем распечатки на принтере (печатающем устройстве ЭВМ).

В случае необходимости размножения заполненной и хранящейся в ЭВМ формы это делается с помощью копирующего устройства той же ЭВМ.

Поскольку потребности в получаемой информации у управленческого персонала предприятий меняются в зависимости от изменяющихся внут­ренних условий, возникает необходимость в постоянном уточнении и пе­реработке форм, содержащих первичные данные.

Комплексная автоматизированная обработка информации на пред­приятиях предполагает объединение в единый комплекс всех техниче­ских средств обработки информации с использованием новейшей техно­логии, методологии и различных процедур по обработке информации.

Создание комплексной автоматизированной системы обработки ин­формации включает последовательные этапы:

• автоматизация процессов сбора, хранения и выдачи данных;

• использование устройств автоматизированной обработки текстовой информации и фотонаборных устройств;

• интеграция обособленных процессов обработки информации в еди­ную внутрифирменную систему;

• объединение технических средств цифровой и текстовой информации посредством электронной почты;

• использование всего комплекса технических средств обработки ин­формации, переход к единой системе обработки всех видов информа­ции.

Комплексная система обработки информации на предприятиях в пер­спективе должна включать следующие технические средства:

• терминальные устройства;

• устройство оптического распознавания обозначений;

• устройство автоматизированной обработки текстовой информации;

• ЭВМ;

• фотокамеру для быстрого обновления информации на микрофишах;

• фотокамеру для микрофильмирования больших объемов информации;

• устройство автоматического хранения и выдачи информации;

• дубликатор для получения копий микрофильмов и микрофишей;

• печатающее устройство ЭВМ;

• устройство для чтения микрофильмов и микрофишей;

• автоматизированную систему хранения и вывода информации;

• средства доведения информации до пользователей.

Комплексная система может включать также графические цветные дисплеи для обработки графической информации, а также фотонаборный автомат, позволяющий преобразовать отредактированную и хранящуюся в памяти ЭВМ информацию фотоформы, с которых затем получают твер­дые формы для высокой и офсетной печати.

Устройства автоматизированной обработки текстовой информации принципиально отличны от ЭВМ, используемых для обработки данных. Это обусловлено тем, что обработка текста, выраженного словами и предложениями, не может осуществляться с помощью пакетов приклад­ных программ.

Составление и редактирование текста может производиться только человеком, взаимодействующим с устройством обработки текстовой ин­формации. ЭВМ используется им только как средство для печати и ре­дактирование текста.

В настоящее время устройства автоматизированной обработки тек­стовой информации на крупных предприятиях широко используются не только операторами, но и менеджерами всех уровней, которые на изо­браженном на экране документе делают свои замечания, ставят резолюции, что упрощает процесс согласования их действий и ускоряет процесс подготовки управленческих решений.

Использование диктофонной техники, установленной в центре авто­матизированной обработки текстовой информации, облегчает менеджеру подготовку любых документов, поскольку, подключившись к центру по телефонной или селекторной связи и продиктовав материал, он в крат­чайшие сроки может получить его распечатку или перевод на иностран­ный язык и использовать по своему усмотрению.

Для повышения эффективности управленческой деятельности и сни­жения управленческих расходов имеет значение рациональное построе­ние и четкое функционирование аппарата управления внутрифирменной системой информации.

Такой аппарат включает:

• вычислительный центр для обслуживания фирмы в целом;

• центральную службу информации;

• информационную систему в производственных отделениях. Информационная система крупных предприятий включает отделы:

• обработки и анализа информации;

• обработки входящей и выходящей документации;

• хранения и выдачи информационных материалов;

• вычислительной техники.

Центры хранения записей создаются в крупных предприятиях. В них информация хранится обычно на микрофишах или микрофильмах и мо­жет быть в кратчайший срок выдана по запросу посредством электронной почты.

Развитие машинной микрографии открыло новые возможности для создания единой системы обработки, хранения и выдачи информации.

Основные функции и наиболее распространенные виды деятельности центров хранения записей:

• отбор информации для хранения;

• кодирование, микрофильмирование, микрофиширование и закладка информации на хранение;

• проверка новых записей и добавление записей к хранящимся доку­ментам;

• хранение и выдача информации.

На крупных предприятиях создается центральная служба ведения запи­сей и формирования банка данных, в функции которой входит унификация всех видов записей как основы создания эффективной внутрифирменной системы информации. Эта служба должна разрабатывать единую внутри-(Ьирменную программу совершенствования системы записей и оказывать в этом действенную помощь всем производственным подразделениям.

Центральная служба ведения записей разрабатывает экономическое обоснование целесообразности использования и приобретения новых технических средств сбора, обработки и хранения необходимой инфор­мации и ведения соответствующих записей, программы перехода к новым системам записей и обеспечивает координацию работ в этом направлении по всем производственным отделениям. В функции такой службы входит определение потребностей всех подразделений предприятия в конкрет­ных технических средствах хранения записей, в создании новых форм но­сителей информации.

Центральная служба осуществляет контроль ведения записей в мас­штабе предприятия в целом.

В производственных отделениях обычно создается своя служба веде­ния записей. В ее функции входит контроль выполнения установленных процедур ведения записей.

Центры обработки текстовой информации создаются на крупных пред­приятиях с целью быстрой обработки поступающей информации, ее ре­дактирования, составления аннотаций и записей для внесения в ЭВМ.

Внедрение ЭВМ в информационно-управленческую деятельность фирм повлекло за собой возникновение и развитие новых видов профес­сиональной деятельности, тесно связанных с обслуживанием ЭВМ, а именно: программистов, операторов, систематизаторов, обработчиков и хранителей информации в требуемой форме.

Вопросы для проверки

1. Перечислите основные этапы движения информации от отправите­ля к получателю.

2. Что характеризует этап отбора информации?

3. Что характеризует этап кодирования информации?

4. Что характеризует этап передачи информации?

5. Что характеризует этап расшифровки информации?

6. Что дает «обратная связь» при передаче информации?

7. Каковы основные причины искажений и потерь при передаче ин­формации?

8. Какие физические и психологические факторы способствуют поме­хам при обмене информацией?

9. Какие виды информационных технологий применяются на пред­приятиях?

10. Что включает технология информационной деятельности?

11. На какие две группы делят записи первичных информационных данных?

12. Что представляет собой комплексная обработка информации на предприятиях?

13. Как должен быть построен аппарат управления внутрифирменной системой информации?

4.4. ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

В современных условиях экономического развития управленческий процесс связан с информационным обменом между субъектами и объек­тами управления. Поэтому информационное обеспечение играет веду­щую роль в управленческой деятельности. При отсутствии необходимой информации невозможно принятие рациональных и своевременных управленческих решений, определение четких направлений развития ор­ганизации. Наличие достоверной информации, неизвестной конкурентам, обеспечивает успешное функционирование организации на рынке и ста­вит ее в более выгодные условия.

При современном уровне развития вычислительной техники и средств связи автоматизация процесса управления позволяет быстро и эффектив­но решать поставленные задачи. С этой целью создаются комплексные автоматизированные системы управления. Они включают множество ав­томатизированных рабочих мест сотрудников, средств коммуникации и обмена информацией, другие средства и системы, позволяющие автома­тизировать работу управленческого персонала.

В современных условиях информационное обеспечение управления осуществляется с помощью автоматизированных систем управления.

Автоматизированная система управления (АСУ) — информационная система, предназначенная для автоматизированного осуществления управленческих процессов, основной функцией которой является обеспе­чение принятия оптимальных управленческих решений. Ввод в действие АСУ должен быть оправдан, т.е. должен приводить к полезным технико-экономическим, социальным и другим позитивным результатам. В част­ности, использование автоматизированной системы управления позволя­ет добиться снижения численности управленческого персонала, повыше­ния качества функционирования объекта управления и самого процесса управления.

АСУ — понимается как совокупность технических средств, математи­ческого обеспечения, форм организации сбора, обработки и передачи ин­формации, позволяющая осуществлять оптимальное ведение контроли­руемых процессов по установленным для этого программам. Важнейшим требованием, предъявляемым к АСУ, является общность принципов функционирования.

Такими принципами признаются:

• методологическое единство. Оно заключается в единстве методов ре­шения экономических задач в каждом одноименном звене системы;

• информационное единство, которое включает использование унифи­цированных форм отчетных и плановых документов;

• техническое единство, которое заключается в технической, про­граммной и кодовой совместимости используемых вычислительных и других технических средств.

Помимо перечисленных выше принципов к АСУ предъявляются и другие требования:

• система должна быть приспособлена к модернизации, развитию и расширению с учетом будущих перспектив;

• должна обладать достаточной адаптивностью к изменениям условий ее использования;

• должны быть предусмотрены контроль правильности выполнения ав­томатизированных функций и диагностирование с указанием места, вида и причины возникновения нарушений;

• должны быть предусмотрены меры защиты от неправильных дейст­вий персонала, приводящих к аварийному состоянию объекта или системы управления от случайных изменений разрушения информа­ции и программ, а также от несанкционированного вмешательства и утечки информации.

Разработка АСУ на предприятиях осуществляется в несколько этапов.

Первый этап охватывает обследование объекта автоматизации. Ре­зультатом этапа является подготовка ТЭО (технико-экономического обоснования).

Как правило, ТЭО имеет следующую структуру:

• введение;

• характеристика объекта и существующей системы управления;

• цели, критерии и ограничения АСУ;

• функции и задачи создаваемой АСУ;

• ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ;

• выводы и предложения.

Второй этап — разработка технического проекта. Результатом осу­ществления работ на этом этапе являются проектные решения по созда­ваемой АСУ. Основное содержание работ на этом этапе — привязка к данному проекту типовых проектных решений по формированию функ­циональных структур АСУ, систем информационного обеспечения, про­граммно-математического, технического и организационного обеспече­ния.

Третий этап — разработка рабочего проекта. Результатом его осуще­ствления является готовность проекта АСУ к внедрению. Разработка ра­бочего проекта заключается в составлении чертежей, схем, описаний раз­личных элементов АСУ в достижении их взаимосвязи. На этом этапе заказчик (организация или предприятие) завершает работы по созданию АСУ и обучению персонала.

Создание АСУ экономически оправдано только в крупных организа­циях или предприятиях, так как оно связано со значительными финансо­выми затратами. В связи с этим решение о создании АСУ должно быть обосновано точными экономическими расчетами.

Информационно-техническое обеспечение управления составляет ком­плекс всех технических средств, используемых при работе информацион­ных систем, которые отличаются большим разнообразием и позволяют решать широкий спектр задач. Уровень информационно-технического обеспечения управления определяется целями конкретной организации.

Можно выделить три наиболее существенные группы технических среоств, используемых в процессе управления:

• средства вычислительной техники (персональные и портативные компьютеры различной мощности и назначения);

• средства коммуникации;

• средства оргтехники (телефон, телетайп, копировальная техника, дик­тофоны, радиотехника и др.).

Средства вычислительной техники используются на всех стадиях об­работки и хранения информации и являются основой для интеграции всех технических средств в единую автоматизированную систему. Принятие оптимальных управленческих решений в сложных условиях «хитроспле­тения» многочисленных факторов может быть достаточно обоснованным при использовании научных методов, базирующихся на количественных оценках.

В настоящее время на промышленных предприятиях переработка ог­ромных потоков информации совершенно немыслима без использования современных компьютеров. Широкое внедрение компьютеров не только обеспечивает возможность перерабатывать огромные потоки информа­ции, но и породило новую концепцию менеджмента, обеспечивающую эффективное структурирование информационных потоков на основе ма­тематических моделей, применения линейного и динамического про­граммирования. Органичное соединение нового способа работы с новыми принципами управления и их последовательное внедрение в практику менеджмента является действенным инструментом контроля создающих­ся ситуаций.

В настоящее время в организациях в основном используются три класса стационарных компьютеров:

1) стандартные персональные компьютеры;

2) рабочие станции;

3) серверы.

Первый тип предназначен для решения широкого круга задач, и каж­дый работник должен иметь подобный инструмент на своем рабочем мес­те (автоматизированном рабочем месте). Второй класс обладает более высокой вычислительной и скоростной мощностью и предполагает уста­новку дополнительного оборудования, значительно расширяющего воз­можности подобных машин. Это наличие широкого круга устройств за­писи информации на различные виды носителей создает возможность гибкого обмена информацией сотрудникам. Наличие адаптеров для под-Держания как можно большего числа интерфейсов позволяет подключить практически любое периферийное устройство к компьютеру. Этот класс машин значительно дороже, и для работы на нем требуются дополни­тельные знания.

Как правило, каждый отдел крупной организации должен иметь по­добный компьютер для поддержания работы всего отдела, а возможно и организации локальной вычислительной сети. Наличие сервера могут се­бе позволить организации с достаточно благополучным финансовым со­стоянием.

Подобный компьютер может предоставлять свои ресурсы любому со­труднику организации, имеющему на это полномочия. Обычно компью­теры подобного класса используют для организации высокоскоростных и смешанных сетей, общего банка хранения информации, поисковой ма­шины, широкополосного выхода в Интернет и других целей. Кроме пер­сональных возможно использование и портативных компьютеров, а чаще всего их совместное использование. Одно из требований, предъявляемых современному менеджменту, — мобильность. Рабочий день менеджера не ограничивается только присутствием на рабочем месте, а иногда прохо­дит и вне организации. Но это не снимает требований к обладанию всей полнотой информации. Именно портативные компьютеры позволяют оперативно получать информацию независимо от того, где находится ме­неджер, а также быстро обрабатывать поступающую информацию. Если менеджер часто находится в командировках или во время рабочего дня ему приходится много перемещаться вне своей организации, то опти­мальным вариантом для сохранения контроля над происходящими про­цессами будет использование портативного компьютера класса notebook или laptop. Возможен и другой вариант — КПК — карманный персональ­ный компьютер, который хотя менее производителен и функционален, но будет эффективным решением.

Средства коммуникации предназначены для передачи информации. Сейчас стало уже стандартом, что все компьютеры организации объеди­нены в локальную вычислительную сеть (ЛВС). При этом используются как проводные, так и беспроводные (смешанные) сети.

Если компьютеры и оргтехника являются составными частями ин­формационных систем, то такие устройства, как хабы, свичи, средства со­единения и им подобные, позволяют соединить раздельные компоненты в единую информационную систему. ЛВС предназначены для мобильного обмена информацией внутри предприятия и позволяют своевременно по­лучать информацию с различных этапов производства. Для менеджера — это эффективная возможность контролировать работу своих подчинен­ных без отрыва их от трудового процесса. Активное использование Интернета позволяет не только оперативно получать необходимую инфор­мацию и сетевые ресурсы, но и дает возможность быстро передавать оп­ределенные сведения в отдаленные регионы.

Оргтехника позволяет осуществлять с информацией различные дей­ствия, которые необходимы, как вспомогательные операции в рамках различных задач информационного обеспечения управленческой дея­тельности. К средствам оргтехники можно отнести разнообразные уст­ройства и приспособления:

• различные канцелярские товары и инструменты (карандаши, авторуч­ки, диспетчерские доски и др.);

• управленческие машины для получения и фиксации необходимых данных, их копирования и размножения;

• средства связи.

Например, средства связи играют существенную роль в системе управления, так как от их технического уровня во многом зависят затраты времени на получение и обработку информации. Селектор позволяет ру­ководителю предприятия оперативно поддерживать связь со всеми под­разделениями предприятия, телетайп может автоматически записывать те­леграфные сообщения, телекс дает возможность включиться в сеть международного абонентного телеграфного обслуживания, оборудован­ную автоматическими телеграфными станциями и объединяющую более 150 национальных сетей. Факсимильная (фототелеграфная) связь пред­ставляет собой надежный способ передачи различной графической ин­формации, текста, таблиц, схем, чертежей, фотографий средствами связи. С помощью принтера можно перенести цифровое изображение или гипер­текст на физический носитель — бумагу, а сканер позволяет перевести информацию в цифровой вид.

Кроме того, возможно использование оргтехники, которая совмещает несколько функций. Важнейшее условие эффективного функционирова­ния всего комплекса технических средств — это совместимость интер­фейсов.

Весь комплекс технических средств используется не только для полу­чения и обработки информации, но и для обеспечения ее защиты от не­санкционированного использования. Активное внедрение технических средств в процесс управления породило не только плюсы, но и достаточ­ное число минусов, главный из которых — потеря информации или, что еще хуже, ее утечка. Поэтому организациям в настоящее время приходится тратить деньги не только для поддержания высокого уровня техниче­ского обеспечения эффективной работы, но и возможно столько же денег для обеспечения сохранности и безопасности имеющейся информации.

Все виды информации, необходимые для управления, составляют ин­формационную систему. В зависимости от уровня механизации труда и степени участия в подготовке управленческих решений в настоящее вре­мя различают следующие информационные системы:

простые, где весь цикл сбора, обработки и передачи информации производится вручную;

смешанные, где работающий собирает и обрабатывает информацию с помощью механизмов и автоматизированных устройств;

информационно-справочные, выдающие информацию о состоянии управленческого объекта;

информационно-советующие, позволяющие не только выдавать ин­формацию о состоянии управленческого объекта, но и анализировать ситуацию, предлагая варианты решений;

самонастраивающиеся, отличающиеся способностью при изменении внешних ситуаций автоматически изменять алгоритм принятия реше­ний в определенных пределах;

самообучающиеся, способные анализировать результаты своей дея­тельности с целью приспособления алгоритма выработки решения к имеющимся условиям;

информационно-управляющие, осуществляющие воздействие, направ­ленное на оптимизацию деятельности объекта управления, на основе разработанных управляющим персоналом алгоритмов.

Основные компоненты информационных систем:

• техническое обеспечение;

• программное обеспечение;

К техническому обеспечению можно отнести комплекс всех техниче­ских средств, использующихся при работе информационной системы, ко­торые отличаются большим разнообразием и позволяют решать широкий спектр задач. В каждом конкретном случае уровень технического обеспе­чения должен определяться организационными целями и стоящими перед предприятиями задачами.

Программное обеспечение — важная составляющая часть современ­ной информационной системы. Программное обеспечение составляют все программные средства, использующиеся как непосредственно для вы­полнения поставленных перед системой задач — вычислительные паке­ты, текстовые редакторы или табличные процессоры, так и для обеспече­ния нормального функционирования всего комплекса используемых технических средств (операционные системы, BIOS). Оно выступает ин­струментом общения пользователя и вычислительной техники, переводит команды и требования на понятный для машины язык нулей и единиц.

Прежде чем решать вопрос об информационно-техническом обеспе­чении управления конкретной организацией, следует тщательно про­анализировать потребности данной организации в информационном обеспечении менеджмента и выполнить соответствующие технико-экономические расчеты. Организация должна проектироваться так, что­бы облегчить процесс принятия управленческого решения, а поскольку реш


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: