Охрана труда. Основные направления в государственном управлении безопасностью в РФ

Основные направления в государственном управлении безопасностью в РФ

Основными направлениями обеспечения безопасности в РФ считаются:

1. охрана труда

2. обеспечение охраны окружающей среды

3. прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС

Их правовую основу составляют законы и законодательные акты Российской Федерации.

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве включает законодательство о труде и охране труда.

Основные законы:

· Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ (устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками);

· Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г. (разделы «Общие положения», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Оплата и нормирование труда», «Охрана труда», «Защита трудовых прав работников», «Разрешение трудовых споров», «Ответственность за нарушение трудового законодательства»);

· Гражданский кодекс РФ.

Нормативные правовые акты по охране труда включают следующие документы:

  • гигиенические нормативы (ГН);
  • санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы) Минздрава России;
  • правила безопасности (ГТБ) Госгортехнадзора России;
  • правила Госэнергонадзора России;
  • систему строительных норм и правил (СНиП) Госстроя России;

· межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минтруда РФ.

Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Госстандарта России.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.

Организация работы на предприятиях по созданию здоровых и безопасных условий труда, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда осуществляют:

- во всех организациях на территории Российской Федерации органы Федеральной инспекции труда, в которую входят отраслевые инспекции труда.

- в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности специально уполномоченные органы — федеральные надзоры (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор, Госатомнадзор).

- внутриведомственный государственный контроль федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

- государственный надзор за исполнением законодательства и иных нормативных правовых актов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют общероссийские профессиональные союзы и их объединения.

2) Охрана окружающей среды: важнейшие законодательные акты, нормативно-правовые акты, органы управления, контроля и надзора.

Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня:

1. Законы.

2. Правительственные нормативные акты.

3. Нормативные акты министерств и ведомств.

4. Нормативные решения органов местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: