Структура управления – это совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления предприятием, реализуемых в конкретных организационных формах и обеспечивающих целостность и эффективность управления. Структура управления находится в тесной взаимосвязи с функциями.
На практике различают структуры двух типов:
- механическую, характеризующуюся использованием формальных процедур и правил, жесткой иерархией власти, централизацией принятия решений (линейная, функциональная, линейно-функциональная, продуктовая, региональная, ориентированная на рынок, дивизионная);
- органическую, характеризующуюся умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией, гибкостью структуры власти, участием в управлении низших уровней (проектные, матричные, программно-целевые).
Организация управления предприятием характеризуется следующими причинно-следственными связями (рис.7):
Рис.7. Схема логической последовательности управления предприятием
Бюрократическая организационная структура. Концепция бюрократии, первоначально сформулированная в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером, - это одна из наиболее полезных идей в истории человечества. Модель веберовской бюрократической структуры приведена в табл.2.
Бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам.
Таблица 2.
Характеристики рациональной бюрократии
1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности. |
2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему. |
3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач. |
4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности. |
5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими к квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений. |
Бюрократической организационной структуре присущи определенные недостатки: отсутствие гибкости во взаимоотношениях между фирмой и клиентом, проблемы во взаимодействии между сотрудниками в обмене информацией и координации деятельности, отсутствие по новому реагировать на окружающие условия и т.д.
Функциональная организационная структура (традиционная или классическая). Функциональная департаментализация – это процесс деления предприятия на отдельные элементы, каждый из которых имеет определенную, конкретную задачу и обязанности. В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.
Традиционные функциональные блоки предприятия – это отделы производства, маркетинга и финансов. Если размер всей организации или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно в свою очередь подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными или производными.
Преимущества и недостатки функциональной структуры показаны в табл.3. Опыт говорит о том, что функциональные структуры целесообразно использовать на тех предприятиях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях (металлургическая промышленность, отрасли промышленности, производящие сырье).
Дивизионная структура. Дивизионная структура создана на предприятиях больших размеров, выпускающих товары нескольких видов, работающих в различных сферах деятельности и в обширных географических регионах.
Дивизионно-продуктовая структура характерна для больших предприятий, увеличивших ассортимент производимой и реализуемой продукции; создавалась она с помощью деления основных отделов управления.
Таблица 3
Преимущества и недостатки функциональной структуры управления
Преимущества |
1. Стимулирует деловую и профессиональную специализацию. |
1. Уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в Функциональных областях. |
3. Улучшает координацию в функциональных областях. |
Недостатки |
1. Отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможности конфликтов между функциональными областями. |
2. На крупном предприятии цель команд от руководителя до непосредствен- ного исполнителя становится слишком длинной. |
При этой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю. Руководители вторичных функциональных служб (производственной, технической и сбыта) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту.
Недостаток: увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции.
Организационная структура, ориентированная на потребителя. При этой структуре все ее подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей. Цель такой структуры состоит в том, чтобы удовлетворить этих потребителей так же хорошо, как и предприятие, которое обслуживает всего одну их группу.
Примером такой структуры может служить коммерческий банк. Основные группы, пользующиеся его услугами – это индивидуальные клиенты (частные лица), пенсионные фонды, трастовые компании, международные финансовые организации.
Преимущества и недостатки этого типа структуры управления такие же, как у дивизионно-продуктовой структуры.
Региональная организационная структура. Это организационная структура по территориальному принципу, то есть по месту расположения подразделений предприятия. Такая структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей.