31 декабря 1999 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин объявил о своей отставке. 26 марта 2000 г. на досрочных выборах Президентом РФ избирается В.В. Путин, получивший 52% голосов.
В мае 2000 г. новым Председателем правительства РФ был назначен М. Касьянов. 7 декабря 2003 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу, когда основные политические оппоненты действующего Президента, как справа, так и слева, потерпели поражение. В Думу прошли только четыре политические партии и объединения: «Единая Россия» (Б. Грызлов, С. Шойгу, Ю. Лужков, М. Шаймиев); КПРФ (Г. Зюганов); ЛДПР (В. Жириновский); «Родина» (С. Глазьев, Д. Рогозин, В. Геращенко). СПС и «Яблоку» не удалось преодолеть пятипроцентный барьер.
14 марта 2004 г. Путин был избран на второй президентский срок. Получив по итогам выборов 71,2%, он существенно улучшил свои результаты по сравнению с выборами 2000 г.
Внутриполитическое развитие и административная реформа. С приходом к власти В. Путина главным лозунгом нового президента стало «укрепление государства». Опираясь на свою высокую популярность, В. Путин и в целом политический класс, претерпевший лишь незначительные персональные изменения, быстро решили ряд задач по укреплению своих политических позиций. В ходе парламентских выборов в декабре 1999 г. удалось получить большинство в третьей Госдуме. Так было снято одно из главных противоречий 1990-х — между президентским кабинетом министров и оппозиционным президенту парламентом.
|
|
В целях ликвидации широкой политической автономии региональных элит и их лидеров были созданы 7 федеральных округов и реформирован Совет Федерации. Произошло значительное перераспределение бюджетных средств в пользу федерального центра. Большинство договоров и соглашений между федеральными и региональными властями, дававших регионам те или иные привилегии, было расторгнуто. Кроме того, федеральные органы власти получили право распускать региональные парламенты и отрешать от должности глав регионов.
В результате в течение первого президентства В. Путина сформировался иной политический режим, для которого характерны:
• сосредоточение власти в руках относительно консолидированной правящей группы во главе с президентом;
• «техническая» роль обеих палат парламента, в целом лояльных этой группе;
• «техническая» роль правительства, при высокой стабильности его кадрового состава;
• возросший контроль со стороны правящей группы над общенациональными СМИ (в первую очередь, телеканалами), судебной и правоохранительной системами;
• падение политической роли и возможностей региональных элит, их высокая лояльность правящей группе, исключающая самостоятельную политическую игру против Центра. Все эти факторы, вместе взятые, позволили:
|
|
• поддерживать высокую популярность действующего президента (в том числе за счет активной пропаганды достижений власти, ставшей важной частью российской политической реальности);
• проводить через парламент законодательные акты, ранее нередко блокировавшиеся оппозиционным большинством Думы, что позволило создать условия для оживления экономики;
• обеспечивать поддержание единого правового и экономического пространства.
Политические преобразования, осуществленные в первый период правления Путина, привели к ослаблению автономии практически всех политических институтов. Итоги выборов в Государственную думу в декабре 2003 г. окончательно закрепили моноцентризм в качестве центрального принципа российской политики. Утверждение нового правительства в нижней палате парламента после президентских выборов превращалось в чисто техническую процедуру. Это позволило отправить в отставку кабинет Касьянова и начать формировать новое правительство, не дожидаясь результатов президентских выборов. Формирование правительства во главе с М. Фрадковым с самого начала проходило под знаком административной реформы. В то же время эта реформа не ограничивалась переменами в кабинете, а была призвана завершить реформу власти, начатую в первый период правления Путина. В среднесрочной перспективе предполагалось завершение реформы федеративных отношений (территориальная реформа, в первую очередь разделение ответственности между муниципальными и федеральными органами, а также подкрепление функции муниципалитетов соответствующими бюджетами).
В марте 2004 г. был осуществлен переход к новой трех-звенной структуре федеральных органов исполнительной власти: министерства, федеральные агентства и службы. Произошло функциональное разделение — министерствам доверили разработку политики отрасли в целом, другим структурам (федеральным агентствам и др.) — ее реализа-
цию. Проводятся также налоговая реформа и реформы в
силовом блоке.
В целом реформы второго срока президентства Путина обладают важной особенностью. Преобразования, проводившиеся действующим президентом в 2000—2004 гг., касались главным образом, различных отрядов российской элиты. На период 2004-2008 гг. приходятся перемены, которые затронули интересы массовых групп населения. Реформы ЖКХ, образования, здравоохранения предполагают ликвидацию некачественных, но доступных и привычных услуг, имеющих отчасти символическую, а отчасти и реальную ценность для большинства населения.
В сентября 2004 г. после трагедии в Беслане на расширенном заседании правительства Путин объявил о планах реформ государственного и политического устройства, призванных укрепить политическую стабильность и рационализировать сложившуюся политическую систему в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом.
Новый политический режим оказался более дееспособным и эффективным, чем прежний. Тем не менее, в его природе все еще заложен ряд недостатков, способных повлечь за собой замедление темпов развития страны: отсутствует полноценная политическая конкуренция, являющаяся основой демократии и важным стимулом общественного развития; сохраняется доминирование ведомств (бюрократии); судебная и правоохранительная системы не стали менее коррумпированными, но при этом их административная зависимость выросла.
До тех пор, пока государство не отделено от собственности, пока управленческий аппарат остается выведенным за границы юридической и экономической ответственности за принимаемые решения, не будет движения к правовому порядку, а без этого все разговоры об эффективной экономике, высоких темпах роста, иностранных инвестициях мало что дадут. Социологические исследования свидетельствуют: 96% опрошенных считают, что в стране царит произвол властей, свыше 50% полагают, что от него нет защиты. Более половины опрошенных (58%) убеждены, что власть в России держится, прежде всего, на круговой поруке чиновников и их коррумпированности. При таком отчуждении населения от государства последнее не может быть источником доверия, а становится главным источником недоверия, распространяющегося на все общество.
|
|
Недаром в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в мае 2005 г. главной политико-идеологической задачей было обозначено развитие России как свободного, демократического государства. При этом Президент выделил три направления: меры по развитию государства; укрепление закона и развитие политической системы; повышение эффективности правосудия; развитие личности и гражданского общества в целом.
[1] Захаревич А.В. История Отечества: Учебник / А.В. Захаревич.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.
[2] Самыгин П.С, Беликов К.С., Бережной С.Е, и др. История. Для студентов средних специальных учебных заведений. / П.С. Самыгин, К.С. Беликов, С.Е. Бережной и др./ - Ростов н/Дону: Феникс, 2010.
[3] Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций.с древнейших времен до конца ХХ в. Под ред. В.И. Уколова. М.: Дрофа, 2002.
[4] Зуев М.Н. «История России с древнейших времен до начала ХХ1 в.»/М.Н. Зуев/.- Учебное пособие.- М.: Дрофа, 2010.
[5] Елисеев Г.А., Алексеев С.В., Володихин Д.М. «Отечественная история»./ Г.А. Елисеев и др./.- М.: Форум, ИНФРА-М, 2006.
[6] Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин/- М.: Изд-во «Эксмо»,2002.