ПРОЕКТИРОВАНИЕ УСЛУГ И ВЫБОР ПРОЦЕССА ОБСЛУЖИВАНИЯ
Сущность услуг можно охарактеризовать следующим образом.
1. Сервис – это та сфера, где каждый человек считает себя специалистом. Мы все думаем, что точно знаем, что именно хотим получить от предприятия, работающего в сфере обслуживания, и следует сказать, что в течение жизни действительно приобретаем значительный опыт в этом.
2. Услуги характеризуются четко выраженными индивидуальными особенностями: то, что хорошо при предоставлении услуг одного вида, может стать недопустимым в других условиях.
3. Высокое качество выполненной работы еще не означает высокого качества обслуживания. Так, вполне возможно, что в автомастерской, где отлично чинят всевозможные поломки, на пустяковый ремонт может уходить больше недели.
4. Большинству услуг присущи как материальные, так и нематериальные характеристики, которые в совокупности образуют так называемый пакет услуг. Проектирование этого пакета и управление им должно выполняться иными методами, чем теми, которые используются при производстве и распределении товаров.
5. Услуги, предоставляемые в условиях тесного контакта с клиентом (они описаны в этой главе ), потребляются им в процессе оказания услуги, в то время как товарыпотребляются покупателями после завершения производственного процесса.
6. Для эффективного управления сервисом необходимо всестороннее знание маркетинга и операций, а также умение работать с персоналом.
7. Процесс оказания услуг можно представить в виде последовательности соприкасаний(encounter) клиентов с сервисной организацией разного вида: личных, по телефону, с применением электронно-механических приборов, почтовых отправлений и т.п. (Одно из значений английского слова encounter, использованного в данном контексте, соответствует словам “столкновение, схватка”. По мере накопления опыта общения со сферой услуг мы убеждаемся, что порой такое значение этого слова оказывается как нельзя кстати.)
Существует два различных с точки зрения операционного менеджмента направления деятельности в сфере услуг.
1. Сервисный бизнес представляет собой сферу деятельности, основной целью которой является предоставление клиентам какой-либо конкретной услуги или набора услуг при взаимодействии с ними и зачастую с их непосредственным участием. В качестве примера можно назвать такие всем знакомые сервисные предприятия, как банки, авиалинии, больницы, юридические фирмы, магазины розничной торговли и рестораны. В рамках сервисного бизнеса можно выделить два типа обслуживания: обслуживание в среде сервисного предприятия и обслуживание в среде клиента. В первом случае для получения требуемой услуги клиент должен прибыть на сервисное предприятие, а во втором – оказание и потребление услуги осуществляется по месту постоянного пребывания клиента (например, уборка дома или ремонт квартиры).
Многие технологии позволяют доставлять сервисные мощности из среды обслуживания в среду клиента. Например, прицеп с зубоврачебным оборудованием вместе с дантистом может прибыть в указанное клиентами место, мобильная автомастерская – к месту поломки автомобиля, а с новыми товарами можно ознакомиться на экране телевизора.
2. Внутреннее обслуживание – это процесс предоставления всем подразделениям и службам внутри организации услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности самой организации. Услуги этого рода включают такие функции, как обработка данных, бухгалтерский учет, проектирование и техническое обслуживание. Клиентами в данном случае являются различные подразделения в пределах одной организационной структуры, нуждающиеся в этих услугах. Нередки ситуации, когда подразделение, занимающееся предоставлением внутренних услуг, начинает вести бизнес-деятельность за пределами материнской организации и позже становится автономным сервисным подразделением.
В этой главе мы в основном будем говорить о сервисном бизнесе, однако большая часть описанных в ней идей в равной степени применима и к внутренним услугам, которые подразделения предприятия предоставляют друг другу.
| Сервисная стратегия |
| Клиент |
| Системы обслуживания |
| Обслужи-вающий персонал |
Рисунок 6.1 – Сервисный треугольник
Как видно из рисунка, в центре всех остальных элементов — сервисной стратегии, систем обслуживания и обслуживающего персонала — находится клиент. Иными словами, сервисный треугольник отображает общеизвестную истину — сервисная организация существует для того, чтобы обслуживать клиента, а системы и обслуживавший персонал — для того, чтобы обеспечивать процесс предоставления услуг. Некоторые аналитики считают, что сервисная организация должна обслуживать также своих служащих, поскольку именно через них можно точнее оценить качество услуг. В конечном счете клиент получает услугу в таком виде, в каком ее определяет руководство сервисной компании. Более того, качество и эффективность управления обслуживающим персоналом определяет качество и уровень обслуживания клиентов. Если служащие хорошо подготовлены и имеют весомые стимулы работать как можно эффективнее, они обслуживают клиентов вежливее, внимательнее и качественнее.
Роль операций в сервисном треугольнике первостепенна. Они определяют структуру сервисных систем (процедуры, оборудование, помещения) и формы управления работой обслуживающего персонала, который обычно составляет подавляющее большинство служащих крупных сервисных предприятий. Но прежде чем приступить к подробному обсуждению этой роли, полезно провести классификацию услуг с тем, чтобы показать, какое влияние на операции сервисной организации оказывает клиент.