double arrow

Понятие налоговой политики компании

Следует отметить отсутствие четкого, всеми принятого определения налоговой политики компании и слабую разработанность налоговой политики компании в экономической литературе и нормативных документах. Отсутствие обоснованного алгоритма действий и ориентиров мотивации разработки налоговой политики компании в нормативной литературе объясняется тем, что она должна обеспечить гармоничную увязку результатов деятельности компании с общегосударственными задачами через безусловное выполнение налогового законодательства. Явно парадоксальной ситуацией было бы стремление государства разрабатывать и обосновывать основные на-, правления оптимизации налогообложения для компаний. Скорее государство заинтересовано в разработке такого однозначно понимаемого налогового законодательства, которое не позволяет законным образом компаниям минимизировать налоги. Напротив, на практике накоплен значительный опыт оптимизации налогообложения, и чаще всего реализуемые схемы оптимизации налогообложения являются коммерческой тайной.

Налоговая политика компании,как составная часть ее финансовой политики, — это обоснованный выбор системы уплаты налогов, обеспечивающий достижение целей компании.

Цельюналоговой политики чаще всего является максимизация прибыли при минимизации издержек, включающих налоговые платежи. Уменьшение налоговых платежей не должно являться самоцелью компании. Налоговую политику следует рассматривать как способ улучшения финансового состояния и повышения инвестиционной привлекательности компании. Поэтому снижать налоги в рамках действующего законодательства имеет смысл только в том случае, если это дает прирост свободной от налогообложения прибыли.

Налоговую политику компании следует осуществлять на основе следующих принципов:

• законность — соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налоговой политики;

• выгодность — снижение совокупных налоговых обязательств в результате применения инструментов налоговой политики;

• реальность и эффективность — использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной компании, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;

• альтернативность — рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной компании;

• оперативность — корректировка процедуры налоговой политики компании с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;

• понятность и обоснованность — схема должна быть понятна, а составные части иметь экономическое и правовое обоснование.