Рынок труда: понятие, состояние, тенденции. Роль профсоюзов на рынке труда и его регулирование государством

Рынок труда — это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое и географическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара — труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ, а наемные работники, продавая труд, обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности.

Формирование рынка труда в стране связано с появлением для этого экономических, социальных и юридических предпосылок, т.е. некоторых объективных условий, без которых рыночные отношения в трудовой сфере невозможны или же возможны в усеченном виде.

Экономическими предпосылками рынка труда являются:

- экономическая свобода, либерализация экономики, в основе которой лежит право частной собственности на средства производства, в том числе на землю;

- свобода труда, когда каждый человек имеет возможность самостоятельно определять, чем, когда, где и в каком объеме (сколько времени) ему трудиться. Свобода труда предполагает запрет принудительного труда (за исключением случаев, когда человек осужден к лишению свободы, что четко должно быть определено законодательством страны);

- свобода предпринимательской деятельности, когда у человека имеется возможность начать собственное дело, собственное производство или же принять участие в совместном с другими лицами производстве с учетом регламентируемых форм предпринимательской деятельности.

Социальные предпосылки рынка труда заключаются в наличии социального неравенства между людьми по уровню доходов; составу семьи, состоянию здоровья, стажу и опыту работы, по умственным способностям, уровню образования, личным качествам. Предпосылки этого типа приводят к расслоению населения, появлению богатых и бедных, а также так называемого среднего класса.

Юридические предпосылки рынка труда состоят в наличии системы законов, обеспечивающих экономические свободы и социальную защиту населения страны. К ним относятся законодательные положения о труде, собственности, правах личности, предпринимательстве, занятости населения, социальном обеспечении, социальном страховании, социальных гарантиях, социальном партнерстве и др.

Главная задача рынка труда — обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения. Достижение этой задачи осуществляется через выполнение рынком труда ряда функций:

а) организация встречи продавцов и покупателей труда;

б) обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон

рыночного взаимодействия;

в) установление равновесных ставок заработной платы;

г) способствование решению вопросов занятости населения.

На рынке труда происходит первичное согласование интересов предпринимателей-работодателей и наемных работников. Стороны рыночных отношений договариваются об условиях труда, размере его оплаты, социальных гарантиях, сроках договора. Вторичное согласование интересов работодателей и наемных работников осуществляется через систему социального партнерства путем заключения в стране, отраслях и регионах соответствующих соглашений, а непосредственно на предприятиях и в организациях — коллективных договоров.

Хорошо организованный и эффективно функционирующий рынок труда обеспечивает наиболее целесообразное использование трудового потенциала общества, следовательно, состояние и эффективность рынка труда являются важнейшими макроэкономическими факторами эффективности развития общества и его экономики.

Рынок труда тем эффективнее, чем он лучше организован. Уровень организации рынка труда напрямую зависит от того, из каких элементов этот рынок складывается и как решены вопросы функционирования каждого из этих элементов. Составными частями, или элементами, рынка труда являются:

1) стороны рыночных отношений или субъекты рынка (работодатели или их представители и ищущие работу люди);

2) конъюнктура рынка, т.е. соотношение спроса на труд и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения;

3) правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;

4) органы службы занятости населения (департаменты, центры, бюро и др.);

5) инфраструктура рынка труда (службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.);

6) альтернативные временные формы обеспечения занятости (общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.);

7) система социальных выплат и гарантий для граждан, высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных;

8) система финансирования политики занятости и служб занятости населения.

Первый и второй из перечисленных элементов рынка труда представляют собой естественное и необходимое условие для существования рыночных отношений в сфере труда; они присутствуют на любом рынке труда и мало зависят от его организации. Но последующие элементы рынка труда (с третьего по восьмой) оказывают решающее воздействие на степень эффективности отношений на нем. Через них, собственно, и реализуется та или иная организация трудового рынка, а в зависимости от этого образуется та или иная его эффективность.

На рынке труда фигурируют только следующие группы трудоспособных людей: те, кто не имеет работы, хочет работать, ищет работу и готовы к ней приступить. Здесь могут быть безработные, зарегистрированные в службе занятости населения; лица, самостоятельно ищущие работу из числа впервые вступающих в трудовую деятельность или ищущих занятие после перерыва в работе; те, кто хоть и имеет работу, но не удовлетворен ею и подыскивает другое место основной или дополнительной работы; занятые, но явно рискующие потерять работу в силу претензий к ним со стороны работодателя и поэтому ищущие другое место работы. Указанные категории людей составляют предложение труда на рынке труда.

Величина спроса на труд определяется совокупностью вакантных рабочих мест на действующих и вновь вводимых в действие предприятиях и числом рабочих мест, занятых работниками, которые не удовлетворяют работодателя, ищущего им замену.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда возникает определенная конъюнктура рынка труда. Она может быть трех типов: 1) трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда; 2) трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда; 3)равновесной, когда спрос на труд количественно соответствует его предложению. Каждый из типов рыночной конъюнктуры может относиться к тому или иному региону, к той или иной профессии (специальности) или сфере приложения труда, образуя в совокупности общий рынок труда в стране.

Механизм функционирования рынка труда складывается из двух частей.

Во-первых, механизма рыночного саморегулирования на основе существования объективных, не зависящих от воли людей рыночных законов спроса и предложения.

Во-вторых, механизма регламентации вопросов занятости и безработицы: а) со стороны государства, способного оказывать влияние через трудовое законодательство; б) со стороны региональных, муниципальных и местных органов власти по отношению к региональным и локальным рынкам труда; в) со стороны общественных организаций, прежде всего профессиональных союзов, представляющих интересы определенных групп трудящихся.

Механизм рыночного саморегулирования действует в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда.

Спрос на труд на конкретном рынке труда означает количество услуг труда, которое может быть куплено по определенной цене за определенное время. Спрос на труд формируют работодатели, располагающие вакантными рабочими местами, а также рабочими местами, занятыми работниками, которые не удовлетворяют работодателя, ищущего им замену.

Спрос на труд зависит прежде всего от уровня его оплаты. Взаимосвязь между спросом на труд и его ценой — заработной платой — выражается законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина спроса на труд находится в обратной зависимости от его цены. Помимо цены труда на величину спроса на труд оказывают влияние такие факторы, как спрос на продукты производства, уровень технологии производства, цена капитала.

Предложение на рынке труда означает количество услуг труда, которое может быть предложено на рынке труда по определенной цене в определенное время. Предложение труда зависит прежде всего от уровня его оплаты. Взаимосвязь между предложением труда и его ценой — заработной платой — выражается законом предложения труда, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина предложения труда находится в прямой зависимости от его цены. На величину предложения труда помимо уровня оплаты труда оказывают влияние: численность экономически активного населения, его профессионально-квалификационная структура, средняя продолжительность рабочего дня, рабочей недели, месяца, года.

Механизм действия рынка труда в обобщенном виде характеризуется моделями рынка труда: чисто конкурентный рынок труда, монопсонический рынок труда (монополии одного покупателя), модели с учетом действий профсоюзов, модель двусторонней монополии.

Чисто конкурентный рынок труда характеризуют три признака: 1) с одной стороны, имеется большое число фирм, которые конкурируют друг с другом при найме конкурентного вида труда; 2) с другой стороны, свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию; 3) в силу первых двух обстоятельств ни фирмы, ни работники не могут контролировать и диктовать ставки заработной платы.

На таком рынке труда участвует множество фирм, каждая из которых нанимает лишь небольшую часть имеющегося на рынке труда данного вида, так что ставки заработной платы устанавливаются независимо от желания того или иного участника рынка.

Монопсонический рынок труда — рынок с монополией одного покупателя. Его характеризуют три признака: 1)работники, занятые данным видом труда, сосредоточены в основном на одной фирме; 2) данный вид труда в силу географических или других факторов не имеет альтернатив, т.е. при имеющихся определенных специальности и квалификации работник не может найти другое место работы, для трудоустройства нужно менять специальность или повышать квалификацию по имеющейся специальности; 3) заработную плату диктует фирма, но ставка заработной платы напрямую зависит от числа нанимаемых работников.

В малых городах и отдаленных районах при наличии там крупного предприятия, которое обеспечивает занятость людей, оно становится практически полным монопсонистом по отношению к работникам. Если монопсонию на рынке труда держит небольшое число фирм, то в этом случае имеет место олигопсония.

Рассмотрим модели с учетом действий профсоюзов. Проф­союзы, представляя на рынке труда интересы работников, преследу­ют цель увеличения спроса на труд и повышения заработной платы. Увеличение спроса на труд за счет действий профсоюзов ведет к ро­сту заработной платы

Спрос на труд профсоюзами может увеличиваться путем повышения спроса на производимые продукты или услуги при помощи рекламы «товаров с профсоюзной этикеткой»; требования у правительства увеличения финансирования производств, интересы работников которых они защищают; влияния на повышение производительности труда через участие в совместных рабоче-административных комитетах и др. Увеличение спроса на труд ведет к росту ставок заработной платы и увеличению занятости работников.

Профсоюзы могут воздействовать на рост ставок заработной платы через ограничение предложения труда путем борьбы за со­кращение детского труда, поддержки обязательного выхода на пен­сию лиц пенсионного возраста, сокращения рабочей недели. Уменьшение предложения труда ведет к росту ставок заработной платы, но при этом сокращается занятость работников.

Такое воздействие характерно для профсоюзов, объединяющих работников только какой-то определенной профессии (цеховые профсоюзы), которые путем давления на предпринимателей создают искусственное сокращение предложения труда, что в свою очередь ведет к увеличению заработной платы.

Отраслевые профсоюзы, объединяющие всех работников конкретной отрасли, не ограничивают число своих членов. Они, наоборот, заинтересованы в максимальном охвате работников отрасли, что позволяет им оказывать на работодателей сильное давление при установлении ставок заработной платы путем угрозы забастовок и лишения фирмы предложения труда. Профсоюз, объединив всех работников и контролируя предложение труда, навязывает фирме ставки заработной платы, которые выше конкурентной ставки. Занятость работников сокращается.

Модель двусторонней монополии характерна для условий монопсонического рынка, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы. Фирма-монопсонист будет стремиться к установлению ставки заработной платы на низком уровне, а отраслевой открытый профсоюз будет добиваться установления ставки заработной платы на высоком уровне. В конечном итоге ставка будет приближаться к равновесному уровню. При этом у администрации фирмы пропадает стремление к ограничению занятости. В итоге ставки заработной платы и уровень занятости приближаются к условиям конкурентного рынка труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: