Понятие и формы международного сотрудничества

Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания

Приговора.

Выдача (экстрадиция) лица для уголовного преследования или исполнения

Уголовное преследование по просьбе иностранного государства.

Уголовного дела для осуществления уголовного преследования).

Передача производства по уголовным делам (направление материалов

Международно-правовая помощь по уголовным делам.

Уголовным делам.

Понятие и формы международного сотрудничества при производстве по

В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА.

ТЕМА 5. 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ЛЕКЦИЯ К ЗАНЯТИЮ № 45.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА.

Программные вопросы для изучения:

в государстве, гражданином которого оно является.

при производстве по уголовным делам.

Международное сотрудничество при производстве по уголовным делам является частью более общего международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью.Главными причинами, диктующими необходимость международного сотрудничества, служат получившая невиданное доселе развитие интеграция стран мирового сообщества в экономической, культурной и политической областях и связанная с этим интернационализация преступности. Международно-правовые формы сотрудничества государств в сфере борьбы с преступностью могут осуществляться в рамках:

а) различных международных организаций. Так, Организацией Объединенных Наций был подготовлен ряд конвенций о преступлениях международного характера. С 1992года действует Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. РФ является членом Международной организации уголовной полиции (Интерпола). В структуре МВД РФ существует Национальное центральное бюро Интерпола, обеспечивающее взаимодействие органов внутренних дел России с полицией других государств и с Генеральным Секретариатом Интерпола. Оно является также координационным центром правоохранительных органов РФ, когда это связано с выходом их деятельности на уровень международных отношений;

б) прямых контактов между государствами на основе многосторонних и двусторонних соглашений. На основе международных договоров действуют международные суды. За последние полвека, прошедшие со времен действия Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов, Совет Безопасности ООН учредил два международных уголовных трибунала: Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (1993) и Международный уголовный трибунал по Руанде (1994). В 1998 году дипломатическая конференция 120 государств одобрила Римский статут постоянно действующего Международного уголовного суда. Постоянно действующий с 1998 года международный уголовный суд призван рассматривать уголовные дела о наиболее тяжких с точки зрения международного права преступлениях (геноцид, преступления против человечества и военные преступления). Международный уголовный суд должен действовать тогда, когда суды государств, в которых было совершено преступление, не могут или не в состоянии привлечь к ответственности своих подозреваемых граждан: например, если государство не желает преследовать своих граждан, занимающих высокое должностное положение; либо если система судопроизводства государства оказалась парализованной в результате внутреннего политического конфликта. Кроме того, он может приступить к рассмотрению дела только при том условии, если соответствующее государство ратифицировало Римский статут. Но из этого правила имеются два исключения: а) не участвующая в Римском статуте страна признала его компетенцию для отдельного случая; б) в суд подал заявление о рассмотрении уголовного дела Совет Безопасности ООН – в этом случае государству, в котором было совершено преступление, придется встретиться с проблемой главенства международного права перед его внутренним законодательством. Однако реальное международное значение Международный уголовный суд сможет приобрести лишь тогда, когда он будет признан ведущими мировыми державами. На данный момент Китай, индия, Пакистан, Турция, Индонезия не подписали договор о его учреждении. Израиль, Египет, Иран, Индонезия, Япония и Россия подписали его, но пока не ратифицировали Римский статут. Резко отрицательно к созданию суда относятся США. Защитой прав, нарушенных действиями государственных органов и не нашедших должной защиты на национальном уровне, занимается Европейский Суд по правам человека, созданный в 1959 году на основании Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в целях обеспечения уважения обязательств, вытекающих из Конвенции для государств, являющихся ее участниками или сделавших специальные заявления о признании для них в качестве обязательной юрисдикции Европейского Суда по правам человека по всем вопросам, касающимся толкования и применения Конвенции.

Правовой базой международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства служат двухсторонние и многосторонние договоры, конвенции и соглашения. 9 марта 2000 года для России вступили в силу два важных международных договора – Конвенция о выдаче 1957 года и Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года. Действуют также Европейская Конвенция о передаче производства по уголовным делам 1972 года, Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года. Заключен и ряд многосторонних договоров во взаимоотношения России и стран СНГ.

Нормы, относящиеся к сотрудничеству государств по уголовным делам, содержатся также в ряда специальных конвенций, посвященных отдельным видам преступлений, например, в Европейской Конвенции о борьбе с терроризмом 1977 года, Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года и т.д.

Межгосударственные или межправительственные двусторонние договоры о правовой помощи и других формах сотрудничества заключены нашей страной с Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираном, Италией, Турцией, Канадой, Китаем, Латвией, Молдовой, Польшей, Финляндией, Чехией и многими другими государствами.

Международные договоры РФ являются составной частью ее законодательства и имеют приоритет над нормами российского внутреннего законодательства.

От межгосударственных договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам отличаются поручения, направляемые на условиях принципа взаимности в случаях, когда соответствующие межгосударственные договоры и соглашения отсутствуют. Принцип взаимности означает предоставление иностранному государству или иностранным гражданам определенных прав, льгот или оказание им содействия в данном государстве при условии, что аналогичные права, льготы или содействие будут предоставлены данному государству или его гражданам в соответствующем иностранном государстве. Поручения на условиях взаимности – это, по существу, межведомственные соглашения, заключаемые путем обмена договаривающимися сторонами письменными обязательствами. Конкретными видами прямого сотрудничества на основе международных соглашений являются:

- международно-правовая помощь по уголовным делам;

- передача производства по уголовным делам;

- возбуждение уголовного преследования по просьбе иностранного государства;

- экстрадиция (выдача) лица для привлечения к уголовной ответственности;

- передача осужденных для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: