Особенности электронной коммуникации в современном обществе
Лекция № 4.
План
1. Теоретические основы электронной коммуникации. 1
2. Самоидентификация электронных образов. 6
3. Психологические проблемы электронной коммуникации. 14
Вступление человечества к концу XX века в информационную стадию развития существенно расширило возможности получения нужных результатов в деле управления индивидуальной психикой и психологией больших масс людей. В работу по программированию психики включились новые науки (кибернетика, информатика, генетика) и технологии (электронные СМИ, глобальные информационные сети, в первую очередь Интернет как «мировая паутина» - для человека - в буквальном смысле).
Установки манипуляторов те же: сделать поведение людей более стабильным, неконфликтным, хорошо поддающимся контролю и управлению. Переход к глобальному обществу позволил только придать информационно-психологическому воздействию и использованию психологических манипуляций всеобщий, почти вселенский характер.
|
|
1. Теоретические основы электронной коммуникации
Коммуникация – процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступлении.
Процесс электронной коммуникации проходит успешно, если виртуальное общение построено правильно и приносит участникам положительные эмоции. Это является основой психологической безопасности электронной коммуникации.
К электронной коммуникации можно отнести общение при помощи эл.почты, чатов и форумов, видеоконференций, сайтов, социальных сетей, дистанционного обучения.
«Образовательный процесс в дистанционном обучении (ДО) – это межличностное, диалогическое взаимодействие в системах «учитель-ученик» и «ученик-ученик», направленное на формирование теоретического и практического мышления, на развитие личности будущего профессионала» [Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2008. ].
Если рассматривать виртуальную среду с точки зрения удобства коммуникаций, то можно отметить «плюсы» и «минусы»:
(+) Снятие «зажатости», раскованность, удобный ритм получения информации, комфортные условия, возможность в спокойном ритме выполнять работу.
(-) Чувство безнаказанности за некорректные поступки, чувство вседозволенности, игнорирования правил коммуникации, проявление агрессии по отношению к другим. Это удел интеллектуально ограниченных людей, которые не могут реализовать себя в реальности и имеют желание какими-то средствами самовыражаться виртуально.
Отрицательные моменты взаимодействия пользователя с электронной средой:
|
|
1. психологический дискомфорт от нахождения в непривычной среде (что делать, куда идти, чего от меня хотят?);
2. изолированность и одиночество (меня все бросили, я никому не нужен, наверное, уже все всё сделали и отправили, а я один такой остался – ничего не понимаю…);
3. ощущение пренебрежения (меня игнорируют, я задаю глупые вопросы, я хуже всех);
4. неадекватная интерпретация материала (зачем мне это нужно читать, для чего я это буду делать, мне это неинтересно, очень много теории – я не хочу читать, сложные задания – я не буду их делать).
При электронной коммуникации у пользователей отсутствует личный контакт между собой, что вызывает ряд проблем:
1. отсутствие невербального общения приводит к возможности скрыть истинные чувства, надеть «маску», в то время как при очном общении мимика и жесты выдадут истинное отношение, тем самым повышая эффективность человеческой коммуникации;
2. если общение долгое время было виртуальным, то при личной встрече неминуемо «разочарование», потому что часто придуманный образ не совпадает с реальным.
Принципы управления электронной коммуникативной деятельностью пользователей:
1. обучить преодолению информационных барьеров;
2. обучить сетевому этикету;
3. повысить мотивацию пользователей;
4. создать благоприятный психологический климат и комфортные условия;
5. осуществлять непрерывный мониторинг