Коммуникативное составляющее художественного дискурса

Сквозные смыслы

Человек в повседневном дискурсе

Представление пространства

Разделено на свое / чужое

Свое – положительно, хорошо известно.

Там – чужое – тревога, опасность

Выражается: конструкциями «у нас, у вас», «моя станция», «наши были в Турции, им не понравилось».

Для своего пространства хар-на

o дейктическая достижимость (Те стоят, а те идут (о часах)).

o Интимизация пространства (Трубочку возьмите. Пойди в папину.); внутрирайонное название магазинов.

Семантика приблизительности (Я получаю где-то 20000)

1. Человек-машина, метафора агрессивного поведения. (Такие везде прут без очереди)

2. Человек как социальный индивид. Связана с образами семьи.

3. Человек как индивидуальность (реализуется в испо-нии выразит.знаков, интертекстуальных знаков, фигур и оропов, окказиональных словообразований)

Частотность оборота «сойти с ума»

Частотность упоминаний о Боге, черте

Гиперболизация

o Наличие чего-то в избытке (безда, уйма, куча, забот выше головы)

o Полное отсутствие (ни крошки, ни души)

o Временные промежутки (сто лет не виделись)

o Повторяемость событий (сто раз говорил, вечно ты опаздываешь)

o Чувства (руки отваливаются, глаза на лоб полезли)

o Здоровье (кожа да кости)

Все говорят, что зима будет скоро (квантор всеобщности)

Наречия: всегда никогда, вечно и т.д. + просто, лично, чисто – указ.направление, котор.видят адекватным (у них там сплошь идиоты)

Художественный текст всегда остается в центре внимания стилистики. Есть отдельная дисциплина – стилистика художественного текста.

Подходы:

1. Историко-филологический (термин Виноградова, в осносновном работы 19 века). Текст как источник сведений о языке определенной эпохи.

2. Структурный (семиотический)

3. Интертекстуальный (связан с развитием интертекстуальной парадигмы)

Отправитель – получатель: индивидуальный субъект – индивидуальный адресат

Но:

· внешний отправитель и адресат (т.е. писатель и читатель, они относятся к внеязыковому миру)

· внутренний отправитель и адресат (существующие в художественном мире текста)

внутренний отправитель – повествователь, рассказчик, нарратор, лирический субъект.

Тема сообщения – незамкнутость темы (как в повседневном дискурсе)НО! В повседневном дискурсе реальный мир вербализуется сообщением, т.е. мир предшествует тексту. В художественном дискурсе мир порождается текстом. «я» выступает его создателем.

Нельзя говорить об истинности/ложности, а можно говорить о правдоподобности.

Основной канал коммуникации – письменный. Предварительно обдуманный текст. Контакт между коммуникантами опосредованный

Писатель – лицо, написавшее данный текст.

Повествователь – внутренний отправитель, от лица которого написано произведение.

Функция текста – эстетическая (Якобсон). Установка на сообщение, языковую форму, а не на мир, не на содержание.

Включает в себя все стилистические смыслы.

Виноградов занимался языком художественной литературы, ввел понятие символ как основной единицы худ.текста. Работы о Двойнике Достоевского, житие протопопа Аввакума, Ахматове. Вводит понятие языкового сознания.

Коммуникативное составляющее научного дискурса:

Знание тяготеет к вневременности. Внесение временного показателя искажает денотативную картину.

Объект – не конкретный референт, а его родовой статус.

Субъект – лицо, обладающее знаниями. Принцип селективности субъекта.

Стремится к обобщению утверждения. Универсальность истины. Субъективный фактор исключается. Объективная оценка.

Научная картина мира строится на логических законах.

Официально-деловой дискурс (нет в вопросах, но на всякий)

Время: хронологическое (историческое) время. Важность появления документа, его срока действия.

Денотативное пространство – отношения между гос-вами, предприятиями, людьми, регулированные правом. Т.е. все отношения, регулированные правом.

Корпус текстов – правовые документы. Официально – деловые документы соответствуют тому, что должно быть.

Письменный канал коммуникации.

Объекты – конкретные (частная собственность) или неконкретные (права чловека).

Оценка: хорошо/плохо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: