ОГЛАВЛЕНИЕ
Т. Б. Марущак
МАРКЕТИНГ
Курс лекций
для студентов специальности 080507 – «Менеджмент
организации» заочной и дистанционной форм обучения
Екатеринбург
ББК У9(2)24
М 29
Марущак Т. Б. Маркетинг: курс лекций. – Екатеринбург: УрГУПС, 2008. – 82 с.
Курс лекций по дисциплине «Маркетинг» представляет собой учебно-теоретическое издание, разработанное на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 080507 – «Менеджмент организации», квалификация: менеджер.
Издание предназначено как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы и является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Маркетинг» для студентов специальности 080507 – «Менеджмент организации» заочной и дистанционной форм обучения.
Курс лекций утвержден в составе учебно-методического комплекса дисциплины Решением комиссии о признании издания в качестве учебно-методического комплекса № 06-РК-07 от 5 декабря 2007 г.
Автор: Т. Б. Марущак, ст. преподаватель кафедры «УСЭС», УрГУПС
Ó Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2008
Введение……………………………………………………………………. | |
Тема 1. Сущность и содержание маркетинга.……………………………. | |
Тема 2. Маркетинговые исследования и информация…………………... | |
Тема 3. Товарная политика.……………………………………………….. | |
Тема 4. Сегментация рынка и позиционирование товара..…………….... | |
Тема 5. Ценообразование в маркетинге…………………………………... | |
Тема 6. Продвижение товара..…………………………………………….. | |
Тема 7. Распределение товаров и товародвижение……………………… | |
Тема 8. Управление маркетингом..……………………………………….. |
Уважаемый студент! Вы приступаете к изучению курса «Маркетинг».
В условиях рыночной экономики ключевым принципом деятельности предприятия является ориентация на нужды потребителей. Маркетинг представляет собой систему организации деятельности предприятия по разработке, производству, продвижению и сбыту товаров, предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов потребителей с целью получения прибыли. Эффективное управление современным предприятием невозможно без изучения взаимозависимости всех элементов комплекса маркетинга и разработки грамотной маркетинговой стратегии, политики и тактики.
Объект изучения – маркетинговая деятельность предприятия.
Предмет изучения – элементы комплекса маркетинга на предприятии.
Цель курса – формирование у студентов знаний, умений и навыков, касающихся всех элементов комплекса маркетинговой деятельности предприятия.
Задачи изучения курса:
– дать студентам базовые теоретические знания по маркетингу;
– сформировать комплексное представление об управлении маркетинговой деятельностью предприятия;
– обучить студентов навыкам разработки комплекса маркетинга.
В результате изучения дисциплины «Маркетинг» студенты должны:
– знать теоретические основы проведения маркетинговых исследований, разработки товарной и ценовой политики, стратегии продвижения и распределения товаров;
– уметь проводить маркетинговое исследование, проектировать организационную структуру службы маркетинга, формировать товарную политику предприятия, производить расчеты по ценообразованию, разрабатывать программу продвижения товара для различных рыночных условий;
– иметь навыки принятия управленческих решений в сфере маркетинговой деятельности, разработки рекомендаций по совершенствованию управления маркетингом на предприятии.
Предлагаемый курс лекций является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Маркетинг». Учебно-методический комплекс включает в себя рабочую учебную программу, курс лекций, учебно-практическое пособие и методические рекомендации по выполнению контрольных и курсовых работ.
Перед началом изучения курса рекомендуется ознакомиться с рабочей учебной программой, в которой представлен тематический план курса с указанием количества часов на рассмотрение каждой темы, содержание курса, контрольные вопросы, тематика контрольных и курсовых работ, вопросы к зачету и экзамену, понятийно-терминологический словарь, список литературы и др.
Работа по каждой теме дисциплины «Маркетинг» предполагает изучение теоретического материала, рассмотрение вопросов для самопроверки, содержащихся в курсе лекций и выполнение задания для практических занятий и самостоятельной работы из учебно-практического пособия.
При написании контрольной и курсовой работ следует руководствоваться требованиями, содержащимися в методических рекомендациях по выполнению контрольных и курсовых работ.
В предлагаемом курсе лекций отражен теоретический материал по восьми темам, которые соответствуют современным функциям маркетинга. Каждая тема содержит перечень рассматриваемых вопросов, рисунки и таблицы, наглядно представляющие изучаемый материал. После каждой темы содержатся вопросы для самопроверки и задание для практических занятий и самостоятельной работы со ссылкой на материал учебно-практического пособия.
Курс лекций обобщает зарубежный и отечественный опыт управления маркетинговой деятельностью предприятия. Дисциплина «Маркетинг» базируется на материале таких курсов, как экономическая теория, психология, экономика предприятия, теория организации, менеджмент, финансы.
Автор учебно-методического комплекса надеется, что после изучения курса Вы станете компетентным в сфере маркетинга специалистом, который обладает необходимыми теоретическими знаниями, владеет всем арсеналом приемов и методов маркетинга, умеет применять их при решении практических задач, демонстрируя самостоятельность, ответственность, инициативу и творческий подход к делу.
Желаю Вам успехов в изучении дисциплины «Маркетинг» и применении в практической деятельности полученных знаний!