double arrow

Формирования профессий современного бухгалтера и аудитора


Слово «бухгалтер» происходит от немецкого: Buch — книга, hal­ter — держатель, что в переводе означает «регистратор хозяйствен­ных операций, или ответственный за организацию и правильное прочтение учетных данных». Бухгалтер — это специалист, обладающий специальными навыками и имеющий соответствующее образование.

Термин «бухгалтер» появился в XV в. Как гласит исторический факт, первым должностным лицом, получившим звание бухгалтера, был Христофор Штехер — делопроизводитель Инсбрукской счетной палаты. В Венском государственном музее хранится приказ импера­тора Максимилиана I от 13 февраля 1498 г., статья 5 которого гла­сит: «Повелеваем делопроизводителя нашей палаты, доверенного и прилежного писца, который ведет книги, отныне называть бухгал­тером, каковым должен теперь быть Христофор Штехер, а в по­мощь к нему дать писца палаты по имени Ульриха Мерингера, ко­торый должен также присутствовать на всех совещаниях, касающихся счетоводства». В Германии до 1498 г. лица, занимав­шиеся ведением счетных книг, назывались писцами. С этого вре­мени термины «бухгалтер» и «бухгалтерия» стали вытеснять старые названия и постепенно распространяться повсюду. В России они вошли в обиход только в XVIII в. при осуществлении реформ Пет­ром I, в период возникновения торговых компаний, заводов, фаб­рик. Счетоводству уделялось в то время соответствующее внимание, однако квалифицированных людей, умеющих правильно и грамот­но вести бухгалтерские книги, было мало. Неслучайно поэтому лицом, первым получившим в России звание бухгалтера, был гол­ландский купец Тиммерман, который приказом Коммерц-коллегии от 11 сентября 1732 г. был назначен главным бухгалтером Петер­бургской таможни.




Одним из направлений принятой 1 июля 2004 г. Концепции развития бухгалтерского учета и ответственности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (концепция) является совершенствование бухгалтерского образования, что предполагает подготовку достаточного количества квалифицированных бухгал­теров и аудиторов, понимающих концепции и правила формиро­вания информации в бухгалтерском учете и владеющих современ­ными навыками ведения бухгалтерского учета. Процесс подго­товки кадров и повышения их квалификации направлен не только на основание принципов, лежащих в основе МСФО и формирование навыков активного использования информации. Он предполагает в первую очередь выработку новых подходов к применению стан­дартов и других правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, основанных на самостоятельной поста­новке бухгалтерского дела, и соблюдение установленных правил, допущений и требований.



В условиях рыночной экономики изменились роль и функции бухгалтера. За последние несколько лет появилось большое количество фактов хозяйственной деятельности, отраже­ние которых в бухгалтерской отчетности, а также порядок их веде­ния в текущем учете не предусматривались.

Квалификация таких фактов хозяйственной деятельности, определение их уместной надежности, существенности, сопоста­вимости, формирование оценки объектов бухгалтерского учета осуществляются по принципу профессионального суждения бух­галтера. Кроме того, сегодня бухгалтер активно участвует в выра­ботке управленческих решений и выступает экспертом в процес­се их принятия.

В новых условиях хозяйствования руководители всех уровней существенное внимание уделяют финансовой обеспеченности про­изводства и перспектив его развития. Любого руководителя интересует финансовое состояние организации, финансовое планирование, инвестици­онная деятельность. Это означает, что финансово-бухгалтерская подготовка касается всех работников аппарата управления и в пер­вую очередь бухгалтеров и руководителей любого субъекта хозяйст­вования.

Главный бухгалтер, бухгалтер в области финансового и управлен­ческого учета работает по найму в организациях различных форм собственности. Благодаря широкому, всестороннему и глубокому взгляду на все стороны деятельности организации бухгалтер оказыва­ет большое влияние на принятие управленческих решений.



Основополагающие признаки, характеризующие статус главно­го бухгалтера, установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (ст. 7). Этим же документом регулируются общие основания юридической ответственности главного бухгалтера, определяемые задачами и функциями, возложенными на него Законом. Так, он несет ответственность:

1) за формирование учетной политики;

2) ведение бухгалтерского учета;

3) своевременное представление полной и достоверной бухгал­терской отчетности;

4) контроль за соответствием фактов хозяйственной деятельно­сти действующему законодательству и пресечение незаконных действий исполнительных лиц;

5) сохранность бухгалтерских документов, оформление и переда­чу их в установленном порядке в архив.

Основная задача бухгалтера по финансовому учету заключается в сборе, подготовке, систематизации и обобщении учетной информа­ции, обеспечивающей бухгалтерское оформление и регистрацию фактов хозяйственной деятельности, их стоимостное измерение, текущую группировку и составление финансовой отчетности. Фи­нансовый учет осуществляется с целью получения информации как внешними, так и внутренними пользователями. Так как финансо­вый учет строго регламентирован и подчиняется установленным положениям по бухгалтерскому учету, то обязанностью бухгалтера является соблюдение норм финансового и налогового законода­тельства.

Задачей бухгалтера по управленческому учету является обеспече­ние руководства организации информацией, необходимой для при­нятия управленческих решений. Для эффективной деятельности организации и предотвращения хищений бухгалтер принимает уча­стие в планировании доходов и расходов, составлении смет и кон­троле за расходами. В его обязанности входит наблюдение за пра­вильностью ведения документации и подготовкой соответствующей внутренней отчетности.

Главные бухгалтеры, бухгалтеры по финансовому и управленче­скому учету должны подтверждать свою профессиональную компе­тентность и подготовку путем прохождения аттестации на получе­ние квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.

Основным документом, определяющим порядок аттестации, яв­ляется Положение об аттестации ассоциированных членов Института профессиональных бухгалтеров России, утвержденное решением Президентского совета ИПБ России от 18 апреля 2001 г. № 4/01 с изменениями и дополнениями от 27 июня 2001 г. № 6/01.

Аттестация профессиональных бухгалтеров подтверждает:

1) соответствие специалиста требованиям профессиональной компетентности;

2) способность специалиста в случае необходимости организовать качественную работу соответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также возглавить самостоятельные консультационные ком­мерческие службы;

3) приверженность специалиста к соблюдению профессиональ­ной этики.

Независимая бухгалтерская деятельность предполагает работу бухгал­тера по предоставлению своих услуг на платной основе. К ним можно отнести услуги по проведению ауди­торских проверок, налогообложению, оценке активов организации, собственности, недвижимости, управленческому консультированию. Для осуществления такой деятельности необходимо наличие лицензии и соответствующего сертификата, подтверждающего профес­сиональные качества аудитора, оценщика, финансового менеджера.

В крупнейших многопрофильных организациях, построенных по западному типу, для управления финансовой деятельностью вводятся должности финансовых менеджеров, контролеров, казна­чеев.

Перед финансовым менеджером стоят многочисленные задачи, связанные с управлением оборотным капиталом, определением оп­тимальной его величины и структуры, управлением дебиторской и кредиторской задолженностью, оценкой эффективности инвестици­онных проектов с учетом рисков, связанных с их осуществлением, анализом хозяйственной деятельности, финансовым контролем. Финансовый менеджер несет ответственность за качество анализа финансовых проблем, выработку рекомендаций руководству коммерческих организаций.

Функции контролера имеют внутренний характер и заключают­ся в ведении учетной документации, отслеживании документообо­рота и контроле финансовых результатов по прошлой и текущей деятельности. Его обязанностями являются организация финансо­вого и управленческого учета, подготовка отчетности, составление смет расходов и калькуляций, расчет заработной платы и налогов, контроль внутрихозяйственной деятельности. В сущности, контро­лер является бухгалтером компании. Он занимается составлением промежуточной отчетности, налоговых деклараций, годовой бухгал­терской отчетности.

Деятельность казначея направлена на решение глобальных во­просов по обеспечению финансовой устойчивости организаций. Он формирует структуру основного и оборотного капитала, проводит оценку затрат на капитал, управляет денежным оборотом, привле­кает краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы, организует расчеты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчи­ками. В составе функциональных обязанностей казначея можно выделить функции управления иму­щественными ценностями и долгами организации, финансового планирования, разработки кредитной политики, управления инве­стиционным портфелем. Обязанностью казначея является поддер­жание ликвидности организации, формирование потоков денежной наличности.

Бухгалтер, работающий в области экспертной деятельности, является лицом, обладающим специальными знаниями и привле­каемым органами расследования, судом и иными государственны­ми (арбитраж) и общественными (третейский суд) органами для проведения экономических экспертиз. Бухгалтеры-эксперты должны иметь высшее образование, пройти специальную подготовку, включающую изу­чение процессуального законодательства, методов и методик экс­пертного исследования и стажировку в экспертных учреждениях. После сдачи специальных экзаменов и получения положительной оценки, эксперт-бухгалтер получает ведомственное квалификационное свидетельство на право самостоятельного про­изводства экспертиз по определенной экспертной специальности, действительное в течение 5 лет. По окончании срока действия экспертно-квалификационная комиссия рассматривает вопрос о его продлении.

Бухгалтеры, работающие в организациях, применяющих бюджет­ный учет, сталкиваются с тем, что, с одной стороны, он является частью системы бухгалтерского учета в целом, а с другой - характе­ризуется наличием специальной нормативной базы. Организация бухгалтерского учета бюджетных организаций базируется на централизованных принципах его ведения с учетом воздействия рыночных условий, недостаточности бюджетного финансирования, с использованием внебюджет­ных источников на их содержание.

В качестве основных направлений совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров концепция выделя­ет углубленное изучение МСФО, обучение бухгалтерскому учету и экономиче­скому анализу финансовой отчетности, обеспечение соответствия учебных программ подготовки профессиональных бухгалтеров соот­ветствующим международным программам, разработка националь­ных стандартов образования и аттестации профессиональных бух­галтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.

Среди официальных документов, регулирующих профессио­нальную деятельность бухгалтеров как в России, так и за рубежом, следует отметить Кодекс этики бухгалтера, на основании которого Международной федерацией бухгалтеров разработаны нормы этики бухгалтера.

Профессия аудитора тесно связана с бухгалтерской. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или лица, привлекаемого ауди­торской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, оказывать сопутствующие аудиту услуги, но не может осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.







Сейчас читают про: