double arrow

Формирования профессий современного бухгалтера и аудитора


Слово «бухгалтер» происходит от немецкого: Buch — книга, hal­ter — держатель, что в переводе означает «регистратор хозяйствен­ных операций, или ответственный за организацию и правильное прочтение учетных данных». Бухгалтер — это специалист, обладающий специальными навыками и имеющий соответствующее образование.

Термин «бухгалтер» появился в XV в. Как гласит исторический факт, первым должностным лицом, получившим звание бухгалтера, был Христофор Штехер — делопроизводитель Инсбрукской счетной палаты. В Венском государственном музее хранится приказ импера­тора Максимилиана I от 13 февраля 1498 г., статья 5 которого гла­сит: «Повелеваем делопроизводителя нашей палаты, доверенного и прилежного писца, который ведет книги, отныне называть бухгал­тером, каковым должен теперь быть Христофор Штехер, а в по­мощь к нему дать писца палаты по имени Ульриха Мерингера, ко­торый должен также присутствовать на всех совещаниях, касающихся счетоводства». В Германии до 1498 г. лица, занимав­шиеся ведением счетных книг, назывались писцами. С этого вре­мени термины «бухгалтер» и «бухгалтерия» стали вытеснять старые названия и постепенно распространяться повсюду. В России они вошли в обиход только в XVIII в. при осуществлении реформ Пет­ром I, в период возникновения торговых компаний, заводов, фаб­рик. Счетоводству уделялось в то время соответствующее внимание, однако квалифицированных людей, умеющих правильно и грамот­но вести бухгалтерские книги, было мало. Неслучайно поэтому лицом, первым получившим в России звание бухгалтера, был гол­ландский купец Тиммерман, который приказом Коммерц-коллегии от 11 сентября 1732 г. был назначен главным бухгалтером Петер­бургской таможни.

Одним из направлений принятой 1 июля 2004 г. Концепции развития бухгалтерского учета и ответственности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (концепция) является совершенствование бухгалтерского образования, что предполагает подготовку достаточного количества квалифицированных бухгал­теров и аудиторов, понимающих концепции и правила формиро­вания информации в бухгалтерском учете и владеющих современ­ными навыками ведения бухгалтерского учета. Процесс подго­товки кадров и повышения их квалификации направлен не только на основание принципов, лежащих в основе МСФО и формирование навыков активного использования информации. Он предполагает в первую очередь выработку новых подходов к применению стан­дартов и других правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, основанных на самостоятельной поста­новке бухгалтерского дела, и соблюдение установленных правил, допущений и требований.




В условиях рыночной экономики изменились роль и функции бухгалтера. За последние несколько лет появилось большое количество фактов хозяйственной деятельности, отраже­ние которых в бухгалтерской отчетности, а также порядок их веде­ния в текущем учете не предусматривались.

Квалификация таких фактов хозяйственной деятельности, определение их уместной надежности, существенности, сопоста­вимости, формирование оценки объектов бухгалтерского учета осуществляются по принципу профессионального суждения бух­галтера. Кроме того, сегодня бухгалтер активно участвует в выра­ботке управленческих решений и выступает экспертом в процес­се их принятия.

В новых условиях хозяйствования руководители всех уровней существенное внимание уделяют финансовой обеспеченности про­изводства и перспектив его развития. Любого руководителя интересует финансовое состояние организации, финансовое планирование, инвестици­онная деятельность. Это означает, что финансово-бухгалтерская подготовка касается всех работников аппарата управления и в пер­вую очередь бухгалтеров и руководителей любого субъекта хозяйст­вования.



Главный бухгалтер, бухгалтер в области финансового и управлен­ческого учета работает по найму в организациях различных форм собственности. Благодаря широкому, всестороннему и глубокому взгляду на все стороны деятельности организации бухгалтер оказыва­ет большое влияние на принятие управленческих решений.

Основополагающие признаки, характеризующие статус главно­го бухгалтера, установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (ст. 7). Этим же документом регулируются общие основания юридической ответственности главного бухгалтера, определяемые задачами и функциями, возложенными на него Законом. Так, он несет ответственность:

1) за формирование учетной политики;

2) ведение бухгалтерского учета;

3) своевременное представление полной и достоверной бухгал­терской отчетности;

4) контроль за соответствием фактов хозяйственной деятельно­сти действующему законодательству и пресечение незаконных действий исполнительных лиц;

5) сохранность бухгалтерских документов, оформление и переда­чу их в установленном порядке в архив.

Основная задача бухгалтера по финансовому учету заключается в сборе, подготовке, систематизации и обобщении учетной информа­ции, обеспечивающей бухгалтерское оформление и регистрацию фактов хозяйственной деятельности, их стоимостное измерение, текущую группировку и составление финансовой отчетности. Фи­нансовый учет осуществляется с целью получения информации как внешними, так и внутренними пользователями. Так как финансо­вый учет строго регламентирован и подчиняется установленным положениям по бухгалтерскому учету, то обязанностью бухгалтера является соблюдение норм финансового и налогового законода­тельства.

Задачей бухгалтера по управленческому учету является обеспече­ние руководства организации информацией, необходимой для при­нятия управленческих решений. Для эффективной деятельности организации и предотвращения хищений бухгалтер принимает уча­стие в планировании доходов и расходов, составлении смет и кон­троле за расходами. В его обязанности входит наблюдение за пра­вильностью ведения документации и подготовкой соответствующей внутренней отчетности.

Главные бухгалтеры, бухгалтеры по финансовому и управленче­скому учету должны подтверждать свою профессиональную компе­тентность и подготовку путем прохождения аттестации на получе­ние квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.

Основным документом, определяющим порядок аттестации, яв­ляется Положение об аттестации ассоциированных членов Института профессиональных бухгалтеров России, утвержденное решением Президентского совета ИПБ России от 18 апреля 2001 г. № 4/01 с изменениями и дополнениями от 27 июня 2001 г. № 6/01.

Аттестация профессиональных бухгалтеров подтверждает:

1) соответствие специалиста требованиям профессиональной компетентности;

2) способность специалиста в случае необходимости организовать качественную работу соответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также возглавить самостоятельные консультационные ком­мерческие службы;

3) приверженность специалиста к соблюдению профессиональ­ной этики.

Независимая бухгалтерская деятельность предполагает работу бухгал­тера по предоставлению своих услуг на платной основе. К ним можно отнести услуги по проведению ауди­торских проверок, налогообложению, оценке активов организации, собственности, недвижимости, управленческому консультированию. Для осуществления такой деятельности необходимо наличие лицензии и соответствующего сертификата, подтверждающего профес­сиональные качества аудитора, оценщика, финансового менеджера.

В крупнейших многопрофильных организациях, построенных по западному типу, для управления финансовой деятельностью вводятся должности финансовых менеджеров, контролеров, казна­чеев.

Перед финансовым менеджером стоят многочисленные задачи, связанные с управлением оборотным капиталом, определением оп­тимальной его величины и структуры, управлением дебиторской и кредиторской задолженностью, оценкой эффективности инвестици­онных проектов с учетом рисков, связанных с их осуществлением, анализом хозяйственной деятельности, финансовым контролем. Финансовый менеджер несет ответственность за качество анализа финансовых проблем, выработку рекомендаций руководству коммерческих организаций.

Функции контролера имеют внутренний характер и заключают­ся в ведении учетной документации, отслеживании документообо­рота и контроле финансовых результатов по прошлой и текущей деятельности. Его обязанностями являются организация финансо­вого и управленческого учета, подготовка отчетности, составление смет расходов и калькуляций, расчет заработной платы и налогов, контроль внутрихозяйственной деятельности. В сущности, контро­лер является бухгалтером компании. Он занимается составлением промежуточной отчетности, налоговых деклараций, годовой бухгал­терской отчетности.

Деятельность казначея направлена на решение глобальных во­просов по обеспечению финансовой устойчивости организаций. Он формирует структуру основного и оборотного капитала, проводит оценку затрат на капитал, управляет денежным оборотом, привле­кает краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы, организует расчеты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчи­ками. В составе функциональных обязанностей казначея можно выделить функции управления иму­щественными ценностями и долгами организации, финансового планирования, разработки кредитной политики, управления инве­стиционным портфелем. Обязанностью казначея является поддер­жание ликвидности организации, формирование потоков денежной наличности.

Бухгалтер, работающий в области экспертной деятельности, является лицом, обладающим специальными знаниями и привле­каемым органами расследования, судом и иными государственны­ми (арбитраж) и общественными (третейский суд) органами для проведения экономических экспертиз. Бухгалтеры-эксперты должны иметь высшее образование, пройти специальную подготовку, включающую изу­чение процессуального законодательства, методов и методик экс­пертного исследования и стажировку в экспертных учреждениях. После сдачи специальных экзаменов и получения положительной оценки, эксперт-бухгалтер получает ведомственное квалификационное свидетельство на право самостоятельного про­изводства экспертиз по определенной экспертной специальности, действительное в течение 5 лет. По окончании срока действия экспертно-квалификационная комиссия рассматривает вопрос о его продлении.

Бухгалтеры, работающие в организациях, применяющих бюджет­ный учет, сталкиваются с тем, что, с одной стороны, он является частью системы бухгалтерского учета в целом, а с другой - характе­ризуется наличием специальной нормативной базы. Организация бухгалтерского учета бюджетных организаций базируется на централизованных принципах его ведения с учетом воздействия рыночных условий, недостаточности бюджетного финансирования, с использованием внебюджет­ных источников на их содержание.

В качестве основных направлений совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров концепция выделя­ет углубленное изучение МСФО, обучение бухгалтерскому учету и экономиче­скому анализу финансовой отчетности, обеспечение соответствия учебных программ подготовки профессиональных бухгалтеров соот­ветствующим международным программам, разработка националь­ных стандартов образования и аттестации профессиональных бух­галтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.

Среди официальных документов, регулирующих профессио­нальную деятельность бухгалтеров как в России, так и за рубежом, следует отметить Кодекс этики бухгалтера, на основании которого Международной федерацией бухгалтеров разработаны нормы этики бухгалтера.

Профессия аудитора тесно связана с бухгалтерской. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или лица, привлекаемого ауди­торской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, оказывать сопутствующие аудиту услуги, но не может осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: