Ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками, с дебиторами и Кредиторами

ТЕМА 7. Ревизия расчетов

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам товаров в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния организации.

При ревизии расчетных операций производится инвентаризация (выверка) расчетов с покупателями, поставщиками, с прочими дебиторами и кредиторами, с рабочими и служащими и расчетов с покупателями за товары, отпущенные в кредит, а также с финансовыми органами.

Ревизор организует и проводит инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, так как в большинстве случаев организации проводят инвентаризации расчетов с низким качеством (или вообще не проводят). Ревизор должен установить существенные изменения в дебиторской и кредиторской задолженности по сравнению с предыдущим годом, даты возникновения и причины образования долга, выявить предпринятые меры по взысканию долга, оценить состояние дел, переданных в суд или арбитраж.

В случае необходимости ревизор проводит сверку расчетов с дебиторами и кредиторами: составляет акты сверок расчетов с внешними контрагентами или акты сличения документов для проверки внутрихозяйственных расчетов, в том числе с подотчетными лицами и по оплате труда.

При проверке состояния расчетов следует обратить особое внимание на:

¨ полноту оплаты или получения сумм за принятые или отгруженные материальные ценности, оказанные услуги и выполненные работы;

¨ наличие оправдательных документов при совершении этих операций и правильность их оформления;

¨ полноту оприходования и принятия к учету расчетов по оказанным услугам и выполненным работам.

К поставщикам относят организации, поставляющие производственные ресурсы и товары, к подрядчикам ¾ организации, осуществляющие строительно-монтажные и ремонтные работы. Расчеты с ними осуществляют, как правило, после отгрузки (отпуска) сырьевых и товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с совершением этих операций.

В процессе ревизии дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками необходимо:

¨ выяснить, имеется ли дебиторская и кредиторская задолженность свыше трех месяцев по договорам с контрагентами, в которых отсутствуют предельные сроки взаиморасчетов;

¨ установить ответственных лиц, выяснить причины несвоевременного погашения просроченной задолженности и проверить бухгалтерские записи по списанию этой задолженности;

¨ выяснить, имеется ли просроченная дебиторская и кредиторская задолженность с контрагентами свыше срока исковой давности;

¨ установить причины появления просроченной задолженности, проанализировать законность действий руководства по возврату задолженности;

¨ среди долгов, списанных на убытки, выделяют дебиторскую задолженность с четкими сроками исковой давности.

Проверяя суммы списанной дебиторской задолженности, следует обратить внимание на время возникновения оснований для списания долга (решение арбитражного суда и т. п.).

При проверке поступления товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, необходимо выяснить, не числятся ли поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, а также не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность.

В процессе ревизии следует проверить сделки, в которых имелись случаи взаимозачетов между контрагентами, правильность определения рыночной цены товара и отражение ее в бухгалтерском учете, а также материальных ценностей, подлежащих бартерному обмену в этих сделках.

На практике нередко сделки осуществляются с контрагентами ¾ зависимыми сторонами, в том числе и с аффилированными лицами. Важно установить правильность определения рыночной цены на товары, продукцию и другие материальные ценности в процессе выполнения этих сделок, а также правильность оформления договоров по сделкам с зависимыми сторонами.

При проверке дебиторской и кредиторской задолженности, числящейся на счете 76, субсчет «Расчеты по претензиям», устанавливают: ведется ли учет по каждой претензии; разграничены ли обязанности между бухгалтерией и юридической службой; ведется ли журнал передачи юристу претензионных материалов и контроль за их происхождением.

При наличии расчетов за переработку давальческого сырья с контрагентами необходимо установить законность и правильность оформления договоров, наличие первичных документов, отражающих операции по давальческому сырью, а также правильность зачета в счет получения конечной продукции и калькуляции ее себестоимости.

Ревизор должен выяснить, разграничиваются ли в учете материалы, принятые в переработку на счете 10, субсчете «Материалы, переданные в переработку», и материалы на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

Ревизию расчетов с подрядчиками за выполненные работы и оказанные услуги начинают с проверки целесообразности данных сделок, наличия актов приемки работ и других документов, подтверждающих выполнение обязательств по этим договорам, наличия счетов-фактур с указанием НДС.

В случае расчетов векселями необходимо проверить правильность оформления и своевременность погашения векселей, а также учет дебиторской и кредиторской задолженности по этим сделкам и возмещение из бюджета НДС при погашении векселей, соответствуют ли вычеты НДС ст. 172 п. 12 гл. 21 НК РФ.

При наличии договоров займа или кредитов при расчетах с поставщиками и подрядчиками необходимо установить законность этих сделок, своевременность начисления кредитов, правильность учета процентов по ним (особенно по просроченным кредитам), а также целевое использование займов и кредитов. В случаях займа товарно-материальных ценностей в натуральном виде необходимо проверить, осуществлялся ли возврат их в натуре. Если возврат таких займов производится денежной наличностью, то ревизор должен этот факт отразить в акте и рекомендовать эту сделку оформить как куплю-продажу (уплатить НДС и налог на прибыль).

По всем сделкам необходимо проверить полноту оприходования материальных ценностей и правильность установления цен в соответствии с договорами; сопоставить данные о количестве и стоимости по платежным документам, договорам, показателям аналитического учета, книгам складского учета, отчетам о движении продуктов и материалов.

По всем договорам необходимо определять ответственность за невыполнение обязательств, предусмотренных в этих договорах. Нужно выявлять случаи несвоевременного предъявления санкций (или полное их отсутствие), устанавливать ответственных лиц и причины бездействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: