Листок из архива. Обращение Президента РФ В. В. Путина 4 сентября 2004 г

Задумайтесь над вопросом: что характеризует современ­ную многопартийную систему России? Сопоставьте ее с до­революционной (§ 4—6) и многопартийной системой совре­менного мира. При ответе используйте сведения из курса всеобщей истории и обществознания.

С реформами начала 90-х гг. Россия вступила в новую эпо­ху своего развития. Сопоставьте кардинальные изменения нашего времени с преобразованиями революционного 1917 г. Задумайтесь над вопросом: какие ценности России начала XX в. унаследованы и получили новое развитие? Что и почему оказалось невостребованным? Какова роль советского наследия в истории новой России?

Н 1.29

Омский


 


"розный

ТБИЛИССК1


 


1БИРСКИ1


Целиноград

Ереван, АПШЕРОНСКИЙ


■пКрасноводск

Караганда 1


 


ТЕГЕРАН

Ашхабад


 


ТАШКЕНТСКИЙ

АЛМ^-АТИНСКИЙ

Фрунзе


 


Районы

О

Крупнейшие узлы Крупные узлы Прочие узлы ДОНЕЦКИЙ Промышленные районы

Душанбе

Крупные электростанции © Тепловые © Атомные

АФГАНИСТАН

© Гидроэлектростанции


(ышивная про- «ышленность

|«4>ная МетаЛ- ^Н ия

(•••иная метал- |>1 ия

имическая и неф- «имическая про­мышленность

• Машиностроение и металлообработка

Лесная, деревообра-

батывающая и цел­люлозно-бумажная промышленность

Легкая промыш­ленность

If J1 b Д О В И 7 Ы И О К /Г А Н
О. Врангеля
Южно- ^ „ Сахалинск $ ^ Cti
К II Т А II
УЛАН-БАТОР МОНГОЛИЯ
Я/Ю/к КО/ О Владивосток
МОР!
•ираслевая структура промышленных узлов и районов
Добыча полезных ископаемых Руды черных и А легирующих металлов

Пищевая промыш­ленность

■ Уголь

ш Горючие сланцы

Д Нефть

~ Сырье химичес- /\ Природный □ кои промышлен- газ ности

Железные дороги

Нефтепроводы

Ь. Л & Хабаровск k *

_R

д Руды цветных металлов

Газопроводы


ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ Славянская группа

• 7 Русские

2 Украинцы

Иранская группа

3 Осетины

Другие группы этой семьи

4 Армяне

Калининград 1,2 Рига ЛИТВА £ Вильнюс
МОСКВА

Е Евреи Н Немцы Ц Цыгане

Минск ^ БЕЛОРУССИЯ

л

г1 * 21

5 '

Кишинев

£

гк>

_ 27

-j к

л х25

^4 3 238 % ^ 7 I

Тбилиси

^ 24

Ереван ^ | g

группа 7 Чеченцы и ингуши 8 Аварцы, даргин­цы, лакцы, лезги­ны и др. т

СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ Абхазо-адыгейская Нахско-дагестанская группа

<&

Ф и Н Л Хельсинки Таллин ЭСТОНИЯ
ЧС г ^
"'I А
* к . m £ А

 
2,27 У
/ 1.27
4 » г°ы\

№ •.

 

H/r
И
A 3

5 Кабардинцы

6 Черкесы и адыгейцы


 


12

131


 


УРАЛЬСКАЯ СЕМЬЯ Финно-угорская группа 9 Карелы

^77

Щ^Ю Саами (лопари)

Коми и

коми-пермяки

12 Удмурты

13 Марийцы

14 Мордва

О 15 Ханты О 16 Манси

Самодийская группа Щ А 17 Ненцы А18 Нганасаны • 79 Селькупы

АЛТАЙСКАЯ СЕМЬЯ Тюркская группа

20 Чуваши

21 Татары

22 Башкиры

23 Ногайцы

\

КИТАЙ

30 Хакасы

31 Шорцы

32 Тувинцы

33 Якуты и долш

Монгольская группа • 34 Буряты

35 Калмыки


О. Врангеля о
1,39 /39Т JP0 V О ' А 1
 
Новосибирские о-ва
Оф/
1
 

о.

^^ G ^ [5] ^^

э I е * F *

лЬРл - * Г'е е - -

Д 133 33г о * О

°о' CP о ° <> ^ «е

1 f 7.33.. Ы

33,37 33 Г

1.33 й Ы

4 о г * а о

©
о
 
\,<э
1,33 ф ф 0} ф / /
1,33 ы

„о 'л 33

о

О | € 1,33

Ф Эбо

Ф m ° о

i Л A
м
i и 4 b к •

^ m я О к У

Ф ^ 33 С

136 ^ Ф


о о

УФ

ф л,36

Ф
Кй I ф
^36
ф ьо

V,°v ® Ф

D 36ч О. Сахалин ф' о. ( ■ □ о ФПЬ) J
«■Ё-М \ mZ V (Ф ■ г > *

u к И Ф 7,33 Ф Е Н

/7 J

э ф

#Ф / ф

; КШЫ1 fTcJsVJr f Л-

•,
I 34 А?

1,34 L)9 ф, / v

ОХОТСКОЕ МОРЕ


 


 
 

ID*


 


-1,34


 


КИТАЙ


 


ЯПОНСКОЕ О


 


Улан-Батор

м о н г о л и я___________ /_______

•унгусо-Маньчжурская группа

ф 36 Эвенки © 37 Эвены | □ 38 Нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи ' IVKOTCKO- КАМЧАТСКАЯ СЕМЬЯ Щ/В 0 39 Чукчи

Щ ® 40 Коряки е 41 Ительмены

° [6] Юкагиры □ 43 Нивхи Л 44 Кеты


РЕЛИГИИ I
а.

СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН

/<г


 


Ад! Калининград
•рсэс?.

Анадырь
А
<3(5 о ч * £
/
М О F Е
г * ^. °Р
С.-Петербург
Л

Х БАРЕНЦЕВО Мурманск


МОРЕ

О

МОСКВА

Архангельск

Салехард


Ниж.Новгород Казань
Магадан
Петропавловск- Камчатский

 


Пермь

Новосибирск

Красноярск

Хабаровск
_ л о / - N
'X
Владивосток ЯПОНСКОЕ МОРЕ

Самара Екатеринбург^

Астрахань

I Православные

Мусульмане-сунниты

j Буддисты-ламаисты

Приверженцы местных традицион­ных верований

Якутск)
ОХОТСКОЕ МОРЕ с Сахалин
«О «в- §1' Чи * v*

Население со смешанным религиозным составом


Вопросы и задания к разделу 2


 


 

1. Заполните таблицу «Этапы развития Советской России — СССР».

Этап Ключевая проблема Основные итоги развития
1917—1920 гг.    
20-е гг.    
30-е гг.    
1941 — 1945 гг.    
1945—1953 гг.    
Середина 50-х — первая половина 60-х гг.    
1965—1985 гг.    
1985—1991 гг.    

2. Какое время в истории советского народа вы на­звали бы самым героическим? самым тяжелым для народа? самым важным для нашей современной жизни? Докажите свою точку зрения. Опросите лю­дей разного возраста, систематизируйте и проанали­зируйте их ответы. 3. Как решались задачи модер­низации в истории Советской России — СССР? Выделите наиболее важные этапы модернизации, определите их значение. 4. Проведите исследование «Выдающиеся деятели советской истории». Назови­те имена десяти из их числа — самых популярных среди вашего поколения. Объясните ваш выбор. Ка­кой вклад эти личности внесли в историю? 5. Какие произведения литературы и искусства наиболее пол­но, по вашему мнению, отражают сущность отдель­ных этапов советской истории? 6. Используя мате­риал, изученный в разделе 2, напишите эссе на одну из тем: «Какие уроки можно извлечь из истории Со­ветской России — СССР?»; «Советский человек: «винтик» или творец?»; «Я хотел бы жить в эпо­ху...»; «Юность моих родителей».

12—А. А. Левандовский, 11 кл.


Тема

На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX — начале XXI в.

Общая проблема. Какие изменения произошли в экономичес­ком строе, политической системе, социальной структуре и в духовной жизни России в результате кардинальных реформ?

Начало кардинальных перемен в стране

Проблема. Какие неотложные задачи встали перед руковод­ством России после распада СССР? Как они решались? Пер­вые результаты реформ.

Вспомните значение понятий: постиндустриальное обще­ство, «шоковая терапия», рыночная экономика, либерализа­ция цен, конвертируемость рубля, ваучер, инфляция. Ответьте на вопросы. 1. Когда образовалась Российская Фе­дерация (эту дату мы отмечаем как государственный праздник новой России)? 2. Когда была принята Конституция Российской Федерации? 3. Какие проблемы необходимо было решить нашему государству в 90-е гг.?

В области внутренней политики руководство суверен­ной России определило несколько приоритетных задач. Первая из них — глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования.

РАЗДЕЛ 3

Федерация

«Шоковая терапия» в экономике. В октябре 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин высту­пил с программным заявлением, где изложил суть наме­ченных экономических преобразований: либерализация цен; приватизация и акционирование в промышлен­ности и сельском хозяйстве; антимонопольная и ра­зумная налоговая политика; адресная система социаль-


Б. Н. Ельцин

ной помощи; снятие ограничений на внешнеторговые операции.

Хотя Б. Н. Ельцин подчеркивал, что в «условиях острейшего кризиса провести реформы безболезненно не удастся», масштабы предстоящих испытаний в полной мере оценены не были. И это неудивительно. Ведь, по сути дела, страна и народ стояли у истоков длительного и трудного процесса, имевшего своей целью не простое совершенствование существующей системы, а ее корен­ное преобразование, создание основ нового экономическо­го и социально-политического строя, выведение страны на современные рубежи постиндустриального общества. И положительные результаты этого процесса не могли проявиться сразу и с убеждающей всех силой.

Листок из архива. Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 г.

«В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О социально-экономическом поло­жении в РСФСР» постановляю:

1. Осуществить со 2 января 1992 г. переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складываю­щихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного по­требления, работы и услуги. Государственные закупки сельскохо­зяйственной продукции также производить по свободным (рыноч­ным) ценам.

2. Установить со 2 января 1992 г. применение государствен­ных регулируемых цен (тарифов) предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг...»

? Какие цены называются свободными (рыночными)?

В январе 1992 г. был сделан решительный шаг на пу­ти к рыночной экономике — цены на большинство това­ров и услуг стали свободными, была упразднена центра­лизованно-фондовая система распределения ресурсов. В результате за короткий срок исчез печально знаменитый советский дефицит товаров и услуг. Начался переход к конвертируемости рубля: устанавливался свободный курс рубля по отношению к иностранной валюте на основе спроса и предложения.

Реформаторское правительство Е. Т. Гайдара предпо­лагало, что освобождение цен и запуск рыночных меха­низмов сами по себе отрегулируют производство, созда­дут конкуренцию, сократят избыточную денежную массу и приведут к оживлению, а затем и к быстрому росту экономики. Правительство отказалось от всех предложе­ний по удержанию в той или иной мере регулирующей роли государства в экономике.

В условиях сохранявшейся монополизации производ­ства это привело к взлету цен во многие десятки раз к концу 1992 г. (при ожидаемом уровне в два-три раза). Повышение зарплаты резко отстало от роста цен. Сред­ний уровень жизни населения России упал ниже рубежа 80—90-х гг. Денежные сбережения десятков миллионов граждан в Госбанке оказались фактически изъятыми го­сударством. Правда, здесь надо сделать одно важное уточнение: к моменту начала реформы эти сбережения в условиях перестроечной инфляции и тотального товарно­го дефицита уже успели значительно обесцениться.

С конца 1992 г. началась приватизация госсобствен­ности. Первый ее этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно вы­данных всем гражданам России. Их можно было вкла­дывать в акции приватизируемых объектов. В стране по­явилось 40 млн акционеров, но главным образом номинальных, ибо большая часть акций через свободную продажу ваучеров сконцентрировалась в руках прежних распорядителей госсобственности (управленческой бюро­кратии), владельцев различных финансовых и коммерче­ских структур, легализовавшихся воротил подпольного бизнеса, а также устроителей многочисленных «чековых инвестиционных фондов»: под будущие мифические ди­виденды они выдавали населению в обмен за ваучеры свои, ничем на деле не обеспеченные акции. Власть не смогла наладить эффективную систему противодействия этому процессу. Тем более в ситуации, когда она сама яв­но стремилась в максимально короткий срок создать слой крупных и средних предпринимателей как главную движущую силу рыночных преобразований и гаранта их необратимости. «Цель приватизации, — откровенно заяв­лял главный автор программы «ваучеризации» страны А. Б. Чубайс, — построение капитализма в России, при­чем в несколько ударных лет, выполнив ту норму выра­ботки, на которую у остального мира ушли столетия».

Структурные изменения происходили также в аграр­ной сфере. Еще в годы перестройки стали возникать пер­вые самостоятельные крестьянские (фермерские) хозяй­ства. В 1992 г. началась реорганизация колхозов и совхозов. Они преобразовывались в акционерные пред­приятия разных типов, где роль акций играли земель­ные паи крестьян — правда, роль номинальную, ибо от­сутствовал закон о частной собственности на землю.

Тем временем экономический кризис, отчасти неиз­бежный при структурной перестройке народного хозяй­ства, углублялся. Реформы предполагали в качестве ключевого звена всемерное укрепление финансовой сис­темы. Правительство пыталось проводить жесткую кре­дитную политику, но столкнулось с давлением промыш­ленного лобби и сепаратными действиями руководства бывших союзных республик: в большинстве из них рос­сийский рубль продолжал использоваться в денежных расчетах. Начался не контролируемый властями вывоз капитала за рубеж.

Одновременно в новой экономической ситуации нара­стало социальное расслоение российского общества. Уже в конце 1992 г. разрыв в уровне среднедушевого дохода 10% наиболее богатого населения и 10% самого бедного увеличился в девять раз. Ниже черты прожиточного ми­нимума оказалось более трети жителей страны. Появи­лись и первые сотни тысяч безработных. Смертность рос­сиян подскочила на 20%, рождаемость упала на 14%.

В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов Российской Федерации оценил работу правительства Е. Т. Гайдара как неудовлетворительную. Главой прави­тельства стал В. С. Черномырдин.

Заслугой нового правительства стала борьба с гипер­инфляцией. В 1993 г. оно провело денежную реформу, изъяв из обращения казначейские билеты образца 1961 —1992 гг. Это повлекло за собой введение нацио­нальных валют в странах, вошедших в состав СНГ. К концу 1997 г. инфляция в России не превышала 1 % в месяц (в 1993 г. — более 40%). Правда, это было достиг­нуто в немалой мере за счет хронических задержек (от нескольких месяцев до года и более) выдачи заработной платы коллективам многих бюджетных предприятий и учреждений, военнослужащим.

С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Соз­данный усилиями реформаторов рынок товаров допол­нился рынком капиталов. В 1997 г. на долю государст­венного и муниципального секторов приходилось всего 9% промышленного производства, 10% сельскохозяйст­венного, 8,3% розничного товарооборота. Все остальное производилось и продавалось в частном секторе экономи­ки, а также в смешанном секторе (государство удержи­вало здесь больший или меньший пакет акций). Серьез­ные позиции в отечественной промышленности занял иностранный капитал.

Долгое время правительству не удавалось остановить сокращение объема промышленного производства. В 1996 г. он составил 52% от уровня 1991 г. В наиболь­шей степени спад производства (от 70% и выше) затро­нул предприятия наукоемкой гражданской и оборонной промышленности, где были сосредоточены самые квали­фицированные кадры и передовой потенциал развития отечественной экономики. В этих условиях ряд автори­тетных экономистов выступили с заявлениями о реальной угрозе отката России в ближайшем будущем на позиции развивающихся стран.

Трудную пору переживало и сельское хозяйство. Его валовая продукция составила в 1996 г. 66,5% от уровня 1991 г. Еще более снизилось поголовье скота и как след­ствие — производство мяса и молока. Вдвое меньше вно­силось удобрений, что вело к истощению почв и неиз­бежному падению урожайности. Из активного оборота было выведено около 25 млн гектаров пахотных земель. Почти прекратилось обновление машинно-тракторного парка. Страна ввозила до 40% продовольствия.

Во второй половине 1997 г. наметился перелом. Про­мышленное производство к концу этого года увеличилось на 1%, сельскохозяйственное — на 0,1%. Однако подъ­ем оказался неустойчивым, ибо не была решена главная задача — рост капиталовложений в реальный сектор эко­номики. Напротив, они продолжали сокращаться. Не оп­равдались надежды и на значительный приток западных капиталов в российскую экономику. Зато заметно увели­чился внешний долг — до 156 млрд долларов в 1998 г. (правда, львиная его доля была унаследована от СССР). Только на его обслуживание, т. е. выплату процентов по
займам, страна вынуждена была выделять до трети всех расходов госбюджета.

Становление президентской республики. Вторая при­оритетная задача в области внутренней политики — оформление суверенной российской государственности.

В 1992—1993 гг. в России существовало три ветви власти: законодательная (Съезд народных депутатов Рос­сии и избираемый им Верховный Совет), исполнительная (Президент и назначаемое им правительство) и судебная во главе с Конституционным судом.

В принятой в 1978 г. Конституции Российской Феде­рации, несмотря на внесенные в нее в 1991 —1992 гг. многочисленные изменения, не было четкого разделения функций и предела компетенции властей. Поэтому она объективно не могла играть роль общепризнанного га­ранта политической стабильности в ситуации, когда развернулся процесс выбора конкретной формы государ­ственности: президентской республики (сильный прези­дент, формирующий правительство и имеющий право распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республики (сильный парламент, назна­чающий правительство; президент имеет ограниченные полномочия), наконец, смешанной, парламентско-прези- дентской республики.

Переходный характер российской государственности обусловил проти­востояние исполнительной и законо­дательной ветвей власти, у каждой из которых сложилось свое пред­ставление о стратегии экономичес­ких реформ, формах и методах раз­государствления собственности. Вер­ховный Совет настаивал на более плавном и сбалансированном пере­ходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирова­ния.

Москва. Здание Прави­тельства Российской Федерации

В апреле 1993 г. в Российской Федерации состоялся всенародный референдум. Большинство его участ­
ников высказалось за доверие Президенту и его социаль­но-экономической политике. Голосов же за проведение досрочных выборов Президента и народных депутатов не хватило. Эти пункты референдума поддержали менее требуемой законом половины его участников (соответст­венно 32,6 и 41,4% голосов). 21 сентября Б. Н. Ельцин издал Указ, в котором объявил о роспуске Съезда народ­ных депутатов РФ и Верховного Совета.

Листок из архива. Указ Президента РФ «О поэтапной консти­туционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.

«Прямое противодействие осуществлению социально-экономи­ческих реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Вер­ховном Совете обструкция политики всенародно избранного Пре­зидента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли россий­ского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года... Принимая во внимание, что безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противо­речивым нормам, созданным законодательной ветвью власти... постановляю: 1. Прервать осуществление законодательной, распо­рядительной и контрольной функций Съездом народных депута­тов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Фе­дерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального собрания Российской Фе­дерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента... 2. Конституционной ко­миссии и Конституционному совещанию представить к 12 декаб­ря 1993 года единый согласованный проект Конституции РФ...»

? В чем заключалась сущность политического кризиса? Какой путь выхода из него был предложен в указе?

Резко против президентского указа выступили Вер­ховный Совет во главе с его председателем Р. И. Хасбу­латовым и большинство членов Конституционного суда, квалифицировавших действия Б. Н. Ельцина как некон­ституционные. Вице-президент А. В. Руцкой, следуя нор­мам действующей Конституции, возложил на себя обя­занности Президента и начал формировать новое правительство. 2 октября в Москве прошли организован­ные оппозицией массовые демонстрации. На следующий день активные сторонники Верховного Совета силой за­хватили здания мэрии и гостиницы «Мир», а затем пред­приняли неудачную попытку взять штурмом Останкин­ский телецентр. В ответ Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение, были введе­ны войска. Утром 4 октября начался обстрел здания Вер­ховного Совета, где укрепились силы оппозиции. Через несколько часов оно было занято отрядами спецвойск, а руководители выступления арестованы.

Вслед за этим начался процесс упразднения местных органов Советской власти. Их полномочия переходили к представителям Президента, назначенным или выбран­ным главам администраций краев и областей. Позже там приступили к формированию новых органов представи­тельной власти.

В ноябре 1993 г. развернулась предвыборная борьба за места в Совете Федерации и Государственной думе. Половина депутатов в Думу избиралась по территори­альным округам, другая половина — по партийным спискам.

В числе крупных политических объединений, активно вклю­чившихся в избирательную кампанию, были: пропрезидентский блок «Выбор России» (лидер Е. Т. Гайдар); умеренно-оппо­зиционные — Партия российского единства и согласия (лидер С. М. Шахрай), блок «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский); попу­листская Либерально-демократическая партия России (лидер В. В. Жириновский); радикально-оппозиционные Аграрная пар­тия России (лидер М. И. Лапшин) и Коммунистическая партия РФ (лидер Г. А. Зюганов).

КПРФ оформилась в феврале 1993 г. после компромиссного решения Конституционного суда, рассмотревшего два встречных иска: о конституционности указов Президента Б. Н. Ельцина по запрету КПСС и о конституционности самого существования в прошлом КПСС. Суд постановил признать правомочность указов Президента в части, запрещавшей деятельность руководящих структур КПСС, и одновременно подтвердил право граждан Рос­сии — приверженцев коммунистической идеологии на объедине­ние по территориальному принципу.

Выборы в Федеральное собрание состоялись 12 декаб­ря 1993 г. На первое место вышли представители ЛДПР. Значительное число избирателей проголосовало за «Вы­бор России» и КПРФ.

Референдум по проекту Конституции, подготовленно­му под руководством Б. Н. Ельцина, завершился ее одо­брением. Основной закон провозглашает Россию демо­кратическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем сувере­нитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Субъекты РФ (республики, края, области, автономные округа) не обладают правом на свободный выход, но в рамках Федерации получали высокую степень независи­мости. Конституция признает в качестве высшей ценно­сти человека, его права и свободы; идеологическое и по­литическое многообразие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика. Президент, из­бираемый всенародным голосованием на 4 года, наделя­ется широкими полномочиями: он определяет основные направления внутренней и внешней политики государст­ва; является Верховным главнокомандующим Воору­женными силами России; представляет Государственной думе кандидатуры Председателя Правительства РФ, Ге­нерального прокурора, судей Конституционного, Верхов­ного и Высшего арбитражного судов; назначает фе­деральных министров, принимает решение об отставке правительства и др. В Конституции закреплено одобре­ние государственного бюджета и утверждение представ­ляемых Президентом кандидатур на высшие государст­венные посты палатами Федерального собрания.

Одним из первых совместных шагов Президента и Фе­дерального собрания явилась подготовка в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии. Его главная идея — отказ от силовых методов разрешения возникающих в обществе противоречий и конфликтов, поиск компромис­сов. Договор скрепили своими подписями высшие долж­ностные лица РФ, главы субъектов Федерации и мест­ных органов власти, а также лидеры политических партий и движений, религиозных объединений, проф­союзов и других общественных организаций.

Однако полного согласия добиться не удалось. Договор отка-

!

зались подписать Аграрная партия России и КПРФ. Тем не менее некоторые практические результаты, снижающие накал политических страстей в России, договор принес. Были прекра­щены уголовные дела против членов ГКЧП и активных защит­ников старой Конституции в октябрьские дни 1993 г.

В последующие годы общественно-политическая жизнь была насыщена новыми важными событиями. В декабре 1995 г. завершилась очередная кампания по вы­борам в Государственную думу. Они принципиально не изменили ее партийный состав, лишь место «Выбора России» занял новый проправительственный блок «Наш дом — Россия» (лидер В. С. Черномырдин).

В мае 1996 г. началась еще одна политическая кам­пания — выборы Президента Российской Федерации. Основная предвыборная борьба развернулась между

Б. Н. Ельциным и лидером КПРФ Г. А. Зюгановым. Президент отстаивал верность стратегического курса ре­форм, обещая в большей степени, чем раньше, развер­нуть их «лицом к народу». Его оппонент, напротив, рез­ко критиковал реформы и их результаты. Сторонники Зюганова призывали к восстановлению Советской власти и СССР.

Выборы прошли в два тура (16 июня и 3 июля). По­беду одержал Б. Н. Ельцин, получивший 53,8% голо­сов граждан. Большинство избирателей сделало вы­бор в пользу продолжения реформ. Несмотря на все трудности, граждане России не захотели возврата в прошлое.

Сохранение территориальной целостности России и строительство обновленной Федерации. Решение этой проблемы стало третьей приоритетной задачей руковод­ства страны.

Сложные процессы, проходившие в России, не могли не затронуть отношений центра с автономными респуб­ликами, областями, национальными округами, входив­шими в ее состав. Понимая, что необходимы перемены в сфере национальных отношений, Президент Б. Н. Ель­цин образно предложил субъектам Федерации «брать на себя суверенитета, сколько они могут унести».

В результате все республики, входившие в Россий­скую Федерацию, заявили о своем суверенитете и об от­казе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской) также объявили себя суверенными республи­ками. Некоторые из них попытались взять курс на по­степенный выход из Российской Федерации (Татарстан, Башкортостан, Якутия), а руководство Чеченской Рес­публики прервало все связи с федеральными властями и заявило о готовности защищать независимость Чечни с помощью оружия. Часть республик России прекратила перечисление налогов в федеральный бюджет.

Наряду с принятием новой Конституции на сохранение единства страны был направлен подписанный в Москве в марте 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации. Чеченская Республи­ка отказалась присоединиться к договору. Татарстан одобрил этот документ лишь в 1994 г., оговорив в специальном «Договоре о разграничении полномочий» особые условия пребывания в Феде­рации. Вскоре аналогичные договоры были подписаны со многи­ми другими республиками, краями и областями РФ. Однако они не решили всех проблем взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации.

Тем временем межнациональные конфликты приве­ли к столкновениям североосетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для раз­ведения противостоящих сторон. Через два года возник вооруженный конфликт между военными формировани­ями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию это­го субъекта РФ вошли федеральные войска для восста­новления там конституционной законности и право­порядка.

Войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением. К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 100 тыс. военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тыс. человек получили ранения и контузии. События в Чечне серьезно обострили полити­ческую ситуацию в России.

31 августа 1996 г. в Хасавюрте представители феде­ральной стороны и сепаратистов подписали соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении там выборов президента и парламента. Решение вопроса о бу­дущем Чечни откладывалось на пять лет.

Объясните значение понятий и выражений: адресная си­стема социальной помощи, рынок капиталов, «чековые ин­вестиционные фонды», акционирование, президентская ре­спублика, парламентская республика, Федеральное собра­ние, Договор об общественном согласии, Федеративный договор, договоры о разграничении полномочий, сепара­тизм, Хасавюртовские соглашения.


□ 1. Какие действия Правительства РФ заложили осно­вы рыночной экономики? Поработайте в парах. Опре­делите положительные и отрицательные результаты этого процесса. Сформулируйте выводы. 2. Когда был провозглашен суверенитет России? Проследите этапы юридического оформления российской государственно­сти. 3. Нарисуйте схему «Государственная власть в России по Конституции 1993 г.». 4. На основании тек­ста Конституции РФ докажите, что Россия — право­вое государство. 5. Выскажите свое мнение: почему су­ществуют разные точки зрения о социально-экономи­ческих и политических преобразованиях, происходив­ших в нашей стране в 90-е гг. XX в.?

©

Российское общество в первые годы реформ

Проблема. Российское общество и реформы: как изменилось мировоззрение людей?

Вспомните значение понятий: гражданское общество, многопартийность, постмодернизм.

Ответьте на вопросы. 1. Какие новые слои населения появились в российском обществе в 90-е гг. XX в.? 2. Как изменилось отношение к религии и церкви в Российской Федерации?

Социальные сдвиги. За время реформ, легализовав­ших принцип частной собственности (в том числе на средства производства, включая землю), социальная структура России претерпела серьезные изменения.

Большую роль здесь стало играть отношение к собст­венности. В современном российском обществе возникло три новых социальных слоя: крупные, средние и мелкие частные собственники. К числу последних можно отнес­ти чуть ли не большинство населения страны. Это хозя­ева бесплатно приватизированных городских квартир, держатели малых пакетов акций промышленных пред­приятий, владельцы дачных построек и деревенских до­мов, а после принятия Земельного кодекса — и земель­ных участков. Но оставался и слой неимущих людей.

Двумя другими важными факторами социального рас­слоения общества стали источники доходов и их размер. По источникам доходов население страны делилось на тех, кто жил за счет своей собственности и частнопред­принимательской деятельности; наемных работников разной квалификации и характера труда, занятых в го­сударственном и частном секторах экономики, в сфере культуры и т. д.; граждан, получавших государственные пенсии по старости и состоянию здоровья. Наиболее чет­ко статистика фиксирует социальное расслоение по раз­мерам душевого дохода. Обществоведы выделяют следую­щие слои: богатые (средств достаточно для организации собственного крупного бизнеса, приносящего огромную при­быль) — 7%; состоятельные (средств хватает для высокого уровня жизни и приумножения имеющегося капитала) — 7%; обеспеченные (средства позволяют приобретать жилье, обновлять предметы длительного пользования, давать пре­стижное образование детям, качественно отдыхать) — 15,8%; малообеспеченные (средств хватает только на по­вседневные расходы и в случае крайней необходимости на минимальные затраты для лечения и укрепления здоро­вья) — 50%; неимущие (наличие минимальных средств лишь для элементарного поддержания жизни без всяких перспектив на ее улучшение) — 20,2%.

Листок из трудов социологов. «Переплетение в современной Рос­сии прежней советской и новой постсоветской социальных структур не позволяет рассматривать нынешнее общество как единую соци­альную систему. Фактически оно распадается на отдельные сегмен­ты... По мнению авторитетных ученых, стратификация современно­го общества выглядит так: элита (правящая политическая и экономическая) — 0,5%; верхний слой (крупные и средние предпри­ниматели, директора заметных приватизированных предприятий и др.) — 6,5%; средний (мелкие бизнесмены, квалифицированные гражданские и военные профессионалы, управленцы среднего зве­на) — 20%; базовый (рядовые специалисты, мелкие менеджеры, ра­бочие, крестьяне, работники торговли и сервиса) — 60%; нижний слой (мало- и неквалифицированные работники, временно безработ­ные) — 7%; социальное «дно» (бездомные, бродяги, нищие, уголов­ники и др.) — до 5%.

Вновь, как и в дореволюционное время, немалая часть российского населения оказалась в неуютном состоянии маргинальности (прежде благополучные квалифицирован­ные работники, оказавшиеся в среде социально беспомощ­ных, предприниматели с неустойчивым финансовым поло­жением, вынужденные переселенцы из зон конфликтов в России и бывших республик СССР и др.)».

Изменения затронули и социальную политику госу­дарства. Была резко сокращена программа бесплатного предоставления жилья. Большую часть строящихся квартир теперь приходилось приобретать в собственность за деньги. В стране сохранилась система бесплатного ме­дицинского обслуживания, но из-за экономических труд­ностей заметно ухудшилось ее финансирование. Немалое число пациентов стало пользоваться услугами быстро расширяющегося частного сектора здравоохранения.

Листок из архива. Статья министра здравоохранения России Ю. JI. Шевченко (1998).

«Тенденции основных показателей здоровья населения про­должают оставаться тревожными. Страна впервые за послевоен­ную историю вплотную подошла к состоянию депопуляции: за счет превышения смертности над рождаемостью... Не следует за­бывать, что в стране произошло кардинальное изменение мораль­но-этических представлений. Необходимость в предельно сжатые сроки приспособиться к жизни в новых условиях порой превы­шает адаптивные возможности организма. Это привело к росту обусловленной стрессами заболеваемости. Тяжесть кризиса обру­шилась в первую очередь на трудоспособное население, смерт­ность которого возросла к середине 90-х годов в 2—2,5 раза... Страшное зло — новое для нашей страны явление наркомании... Конечно, положение не отчаянное. Прежде всего уже пройден ка­кой-то критический момент и видны признаки пусть неболыпо-
го, но улучшения. Средняя продолжительность жизни мужчин увеличилась с 58 лет до 61 года. Несколько снизились показате­ли общей смертности».

? Какие социальные проблемы вызывают тревогу министра здравоохранения? Объясните почему.

Становление гражданского общества. Само это поня­тие лишь недавно вошло в наш обиход. Что же оно обо­значает?

Гражданское общество — это общество, большинство членов которого занимают прочное экономическое и социальное положе­ние, что дает им определенную независимость от государства и возможность влиять на принимаемые решения власти. Это влия­ние реализуется через систему демократических выборов органов власти и высших должностных лиц, создаваемые гражданами по­литические партии и общественные организации, через свобод­ные средства массовой информации.

Напомним: медленный и трудный процесс формирова­ния гражданского общества в дореволюционной России прервали события 1917 г. В последующие годы действи­ями Советской власти были разрушены сами его устои — институт частной собственности, свободное волеизъявле­ние граждан. В результате российское гражданское обще­ство, не успев до конца сформироваться, растворилось в тоталитарном общественном пространстве СССР.

Первые ростки возрождения гражданского общества в нашей стране появились в годы хрущевской «оттепели» и значительно окрепли в эпоху перестройки и реформ 90-х гг. XX в. Было законодательно закреплено право граждан на част­ную собственность, в том числе на средства производства, ее охрана за­коном. Под защитой Конституции Российской Федерации 1993 г. ос­новные демократические права и свободы человека нашли свое вопло­щение в реальной жизни.

Храм Христа Спасителя. 1831 — 1883 гг. Архитек­тор К. Тон. Разрушен в 1931 г. Восстановлен в 1990-е гг.

Убедительные свидетельства то­му — утвердившаяся практика сво­бодных всенародных выборов Пре­зидента РФ и депутатов Государст­венной думы, многопартийность, сеть независимых средств массовой информации (радио, телевидение, печать), разветвленная система об­щественных организаций, ощутимо влияющих на политическую жизнь в стране. В числе последних замет­
ное место занимали профессиональные союзы, освободив­шиеся от жесткого государственного диктата и отстаи­вавшие интересы наемных работников.

Религия и церковь. Кризис коммунистической идеоло­гии и демократизация общества вызвали среди самых разных его слоев всплеск религиозных настроений. По данным статистики, в 90-е гг. в России православными себя считали 49% граждан, приверженцами ислама — 8%, других религий и культов — 14%. Остальные отно­сили себя к числу неверующих.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину «свободу вероисповедания, включая право испове­довать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выби­рать, иметь и распространять религиозные и иные убеж­дения и действовать в соответствии с ними». Не допус­кается только пропаганда религиозной ненависти и вражды, а также религиозного превосходства. В 1997 г. был принят новый закон — «О свободе совести и о ре­лигиозных объединениях». Он существенно ограничивал деятельность проникших на территорию России из-за ру­бежа тоталитарных сект (сатанистов, сайентологов, сви­детелей Иеговы и др.), порабощавших и разрушавших личность человека.

По всей стране развернулось восстановление и строи­тельство храмов, мечетей, синагог. В Москве, например, за короткое время был восстановлен взорванный в на­чале 30-х гг. храм Христа Спасителя, возведенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о победе в Отечественной войне 1812 г. Теперь он стал сим­волическим памятником всем россиянам, погибшим на полях многочисленных войн за свободу и независимость России.

В 90-е гг. заметно вырос авторитет Русской православ­ной церкви и других религиозных конфессий. Их выс­шие представители участвовали в попытках урегулирова­ния внутренних и международных конфликтов. Священ­нослужители активно способствовали утверждению в российском обществе мира и согласия.

Развитие культуры. Кардинальные преобразования в социально-экономической и политической областях не могли не сказаться и на развитии культуры.

Принципиальным образом изменились взаимоотноше­ния культуры с властью. Государство перестало дикто­вать ей свои требования. Исчезла централизованная сис­тема управления и единая, жестко проводимая сверху политика в этой сфере. В Конституции РФ было записа­но, что «признается идеологическое многообразие» и «никакая идеология не может устанавливаться в качест­ве государственной или обязательной».

Отныне определение путей дальнейшего развития культуры стало делом самого общества и превратилось в предмет острых дискуссий. Диапазон поисков здесь чрез­вычайно широк — от слепого следования западным об­разцам до апологии изоляционизма и ориентации только на национальные традиции. Серьезно повлияло на состо­яние дел в культуре и резкое сокращение государствен­ного финансирования, вызванное глубоким спадом в эко­номике.

Из всех отраслей культуры наибольшим вниманием со стороны государства пользовалась система образования. В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании», ут­верждавший гуманистические принципы обучения и вос­питания молодежи, государственно-общественного управ­ления школой. В ведении государства остались вопросы соблюдения единого образовательного стандарта, сохра­нения преемственности образования и обеспечения кон­ституционных прав граждан в этой сфере. Конституция РФ гарантировала обязательное общее образование моло­дежи в объеме 9 классов, подтвердила отделение школы от церкви.

Кардинально изменилась сеть средних и высших учеб­ных заведений: наряду с государственными школами и вузами появились частные лицеи, гимназии, колледжи, университеты. Высшая школа была перестроена на прин­ципах академических свобод и автономии. Наиболее за­метные изменения произошли в гуманитарном образо­вании, что потребовало переподготовки преподавате­лей, введения новых программ и предметов, создания учебников.

В первые годы реформ упал престиж высшего образования, особенно в естественных и точных науках. Однако с середи­ны 90-х гг. ситуация начала меняться. В 1996 г., по данным Министерства образования, в вузы поступило 700 тыс. человек, что превысило максимальный уровень, который пришелся на 1985 г.

После распада СССР прямой наследницей и преемни­цей союзной Академии наук стала Российская АН (до 90% академических учреждений находилось на террито­рии России). По российской науке особенно больно уда­рила общая беда сферы культуры: острая нехватка де­нежных средств. Раньше две трети государственных ассигнований на науку предназначались на проекты, имевшие оборонное значение. Свертывание военно-про­мышленного комплекса неизбежно сказалось на обслу­живавшей его научно-исследовательской базе. Невостре­бованной оказалась фундаментальная и прикладная наука. Началась «утечка мозгов» за рубеж.

Но развитие науки в новой России не прекращалось. Рабо­тали научно-исследовательские институты и университеты. Про­должали свои изыскания в разных областях знаний крупней­шие ученые, передававшие свой опыт ученикам. Чуть позднее, в 2000 г., Нобелевской премией по физике был удостоен Ж. И. Алферов, в 2003 г. — физик В. Л. Гинзбург (совместно с А. А. Абрикосовым, работающим в США).

В сложившихся тяжелых условиях государство пошло по пути концентрации скудных средств в ряде федераль­ных программ. В сфере науки выделены и ныне работа­ют 110 целевых программ, в том числе такие крупные, как «Российская космическая программа», Программа конверсии, «Электронная Россия», предусматривавшая в течение ближайших лет резкое увеличение (в шесть и бо­лее раз) компьютерного обеспечения населения страны, и т. п. В федеральной программе «Сохранение и разви­тие культуры и искусства» главное внимание уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с ней велись работы по восстановлению памятников прошлого в городах и селах России, оказы­валась помощь музеям и библиотекам.

Учреждения культуры активно искали и альтернатив­ные источники финансирования. В помощь им возникли частные и общественные, в том числе иностранные, фон­ды, выделявшие средства для выполнения научно-иссле­довательских и художественных проектов. Появилось спонсорство — материальная поддержка коммерческими организациями культурных организаций или мероприя­тий. Многие учреждения культуры сами занялись ком­мерческой деятельностью.

Хотя эти новые источники далеко не покрывали всех потребностей в средствах, большинству научных инсти­тутов, вузов, музеев, театров, музыкальных коллективов удалось выжить. Более того, за последние годы возник­ло немало новых научных центров и лабораторий, уни­верситетов, академий, художественных студий, оркест­ров, открылись новые театры, концертные залы. И здесь существенную роль сыграл частный, прежде всего отече­ственный, капитал. Его владельцы охотно вкладывали деньги в создание негосударственных радиостанций, ки­ностудий, телевизионных компаний, картинных галерей. Одних частных музеев в стране к середине 90-х гг. на­считывалось более трехсот, а негосударственных книж­ных издательств — около 10 тыс.

После крушения твердыни соцреализма, жестко вго­нявшего художественное творчество в рамки коммунис­тической идеологии, в литературе и искусстве широкое распространение получили самые разные стили.

Среди писателей и поэтов по-прежнему было много при­верженцев отечественных реалистических традиций. В их произведениях ярко проявились новые мотивы: публицис­тичность, желание напрямую повлиять на бурные процессы обновления России («Самоистребление» В. Е. Максимова, «Как обустроить Россию» А. И. Солженицына, «Мой народ» С. В. Викулова и др.) — и вместе с тем растерянность, по­рожденные распадом великой державы и острыми противо­речиями общественного развития, печаль по уходящей ста­рой жизни («Пирамида» JI. М. Леонова, «Россия молодая» В. Г. Распутина, «Пшада» Ф. А. Искандера и др.). В. П. Астафьев публикует книгу «Прокляты и убиты», где подводит итог своим многолетним размышлениям о простом человеке на войне, героизме, ожесточении и страданиях лю­дей во фронтовых окопах. Одновременно с реализмом во всех его творческих проявлениях большое влияние на лите­ратурно-художественную жизнь стало оказывать новое на­правление — постмодернизм.

Листок из трудов историков-искусствоведов. «Родившись в 1970-е гг. на Западе, постмодернизм стал формой протеста против ценностей общества массового потребления. Россия в отличие от За­пада не прошла через периоды господства общества потребления и его отрицания. Поэтому в нашей стране постмодернизм приобрел иное звучание. Он бросил вызов сохранявшимся идеологизирован­ным ценностям советского общества, олицетворял поиски нового ми­ропонимания на этапе становления демократических институтов. Ха­рактерные черты постмодернизма — признание относительности любых идей и установок, отказ от изображения реальной действи­тельности, отсутствие положительного героя. Для произведений это­го толка характерны ирония, гротеск и абсурд, стремление автора к полной свободе самовыражения, к отрицанию классических канонов любого жанра, дробность идей, эклектичность. В этом они перекли­каются с художественными исканиями «неформальной» культуры последних советских десятилетий».

В стиле постмодернизма пишут такие современные писа­тели и поэты, как В. Н. Войнович, А. Г. Битов, Д. А. При- гов, Т. Ю. Кибирова, Г. В. Сапгир и др. Литературным со­бытием стал роман В. О. Пелевина «Чапаев и пустота», где поиски истины облечены в форму диалогов нашего совре­менника с человеком-легендой из иной исторической эпохи. Наступательно утверждался постмодернизм и в изобрази­тельном искусстве. Здесь использовались новые творческие формы: инсталляции (художественные объекты, собранные из самых разных материалов, включая прозаические пред­меты быта) и перфомансы (формы прямого общения худож­ника и зрителей с использованием театральных, музыкаль­ных и изобразительных эффектов, нередко эпатажного свойства). Плодотворно работали мастера, оставшиеся вер­ными стилистике традиционализма. Среди них большой популярностью пользовались художники и скульпторы И. С. Глазунов, А. М. Шилов, О. К. Комов, В. М. Клыков, 3. К. Церетели и др. Героями произведений живописного и монументального искусства стали исторические персонажи, прежде оценивавшиеся остро критически (Николай II и чле­ны царской семьи, П. А. Столыпин, белые генералы). Боль­шой простор для своей работы получили архитекторы. Здесь особенно заметно проявило себя обилие творческих стилей, порождавшее эклектику. Возводимые здания и дру­гие архитектурные произведения нередко искусственно сов­мещали в себе элементы ампира, модерна, конструктивиз­ма, так называемого сталинского классицизма.

В отечественном кинематографе большой резонанс полу­чили разные по жанру фильмы режиссеров Н. С. Михалко­ва («Утомленные солнцем», удостоенный американской пре­мии «Оскар»), П. С. Лунгина («Такси-блюз»), В. Тодоров­ского («Страна глухих»), А. Г. Германа («Хрусталев, маши­ну!»), А. Н. Сокурова («Русский ковчег»), А. В. Рогожкина («Особенности национальной охоты») и др. Ежегодно стал проводиться Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи. С конца 90-х гг. возродился и Международный мос­ковский кинофестиваль.

Не замирала театральная и музыкальная жизнь. Появи­лось много новых ярких постановок как известных мэтров театрального искусства (Ю. П. Любимова, М. А. Захарова, О. П. Табакова, Г. В. Волчек, М. А. Ульянова, Ю. М. Со­ломина, П. Н. Фоменко и др.), так и молодых режиссеров. Ценители классики имели возможность посещать концерты выдающихся дирижеров (В. А. Гергиева, Е. Ф. Светланова, Г. Н. Рождественского и др.) и исполнителей симфоничес­ких произведений, оперных и балетных спектаклей. Нахо­дила своих поклонников музыка маститых композиторов- авангардистов и их последователей. Бурно развивалась новая молодежная музыкальная культура, отличавшаяся большим стилевым разнообразием и охватом огромной аудитории.

Характерное для литературно-художественной атмосфе­ры многообразие палитры творческих красок, разностилье, причудливое переплетение самых разных творческих манер и школ ярко отображало переходное, неустоявшееся время, которое переживало российское общество на рубеже двух веков.

Объясните значение понятий и выражений: независи­мые средства массовой информации, тоталитарные секты, постмодернизм, инсталляция, перфоманс, «утечка мозгов»,

спонсорство, соц-арт. ------------------------------------------------------------------

□ 1. Какие факторы лежали в основе изменений в соци­альной структуре российского общества? Почему веду­щей тенденцией стало социальное расслоение? 2. В Конституции РФ наше государство определяется как социальное, т. е. ставящее своей целью обеспечение достойного уровня жизни граждан. Какие меры, по ва­шему мнению, может предпринять государство для по­мощи социально не защищенным слоям общества? Есть ли возможность оказывать адресную помощь этим людям, помимо государственной поддержки? 3. Докажите, что в России идет становление граждан­ского общества. 4. Можно ли утверждать, что в пост­советской России произошло освобождение личности от идеологического давления? Аргументируйте свою точку зрения, используя статьи 13, 14, 28, 29 Консти­туции РФ. Заполните таблицу «Духовная жизнь совре­менной России»:

Вопросы для сравнения Духовная жизнь советского общества Духовная жизнь современной России
Какова роль официальной идеологии в духовной жиз­ни?    
Какова роль государства в духовной жизни? в под­держке культуры?    
Чьи эстетические вкусы яв­ляются определяющими? I i I
Вывод: характеристика ду­ховной жизни эпохи I

5. Какие произведения литературы и искусства авто­ров, названных в параграфе, вам известны? Дайте оценку одному из них. 6. Проведите дискуссию по во­просам: что в развитии современной культуры кажет­ся вам основным? Какие негативные явления сущест­вуют в нашей культуре? Каким образом их можно преодолеть?

ш

Ситуация в стране в конце XX в.

Проблема. Каковы приоритетные направления развития Рос­сии в конце XX в.?

Вспомните значение понятия: мораторий. Ответьте на вопросы. 1. Когда начались боевые действия против чеченских боевиков? 2. Какие партии, существующие в Российской Федерации, вы знаете? 3. Когда Президентом Российской Федерации стал В. В. Путин?

Августовский кризис 1998 г. и его преодоление. В на­чале 1998 г. Россия оказалась на грани экономического кризиса. Спровоцировало его резкое падение мировых цен (от 20 до 40%) на основные экспортные товары, на­полнявшие бюджет страны: нефть, нефтепродукты, газ, цветные металлы. Следствием этого стал рост долга го­сударства по выплате пенсий, социальных пособий и за­работной платы, что вызвало недовольство населения.

В такой обстановке Президент Б. Н. Ельцин отправил в отставку Председателя Правительства В. С. Черномыр­дина. Его преемником в апреле 1998 г. стал С. В. Ки­риенко. Правительство приступило к подготовке анти­кризисной программы. Стержневой ее частью стали пе­реговоры о получении нового многомиллиардного креди­та от Международного валютного фонда.

Первая часть обещанного кредита была получена в июле 1998 г., но это не спасло положения. Осознав, что дальше бюджет не сможет вынести очередных выплат для погашения долгов, правительство 17 августа 1998 г. объявило о решении в одностороннем порядке ввести мо­раторий на банковские расчеты с Западом и выплату ди­видендов по внутренним обязательствам государства пе­ред гражданами России, заморозить счета частных банков и девальвировать рубль. Это привело к параличу банковской системы, массовому оттоку иностранных ин­вестиций, новому спаду промышленного производства, взлету инфляции и цен на основные виды товаров, а в итоге — к падению жизненного уровня населения.

Президент Б. Н. Ельцин в очередной раз сменил пра­вительство. С сентября 1998 г. его возглавил Е. М. При­маков. Вскоре были определены главные приоритеты ка­бинета: жесткий режим экономии, борьба с коррупцией и преступностью в обществе, оживление реального секто­ра экономики, переговоры с иностранными кредиторами об отсрочке выплат по долгам.

Постепенно ситуация в экономике стала выправлять­ся. Падение промышленного производства сменилось к маю 1999 г. постепенным ростом. Однако политическая ситуация в стране продолжала оставаться нестабильной.

Весной 1999 г. по инициативе коммунистов, опиравшихся на поддержку левой части депутатов Государственной думы, в пове­стку ее работы был включен вопрос о начале процедуры импичмента: официального отрешения Президента РФ Б. Н. Ель­цина от должности. Его обсуждение состоялось в мае 1999 г. Ни один из пунктов проекта резолюции с обвинениями в адрес Пре­зидента не набрал в Думе необходимого числа голосов. В том же мае Б. Н. Ельцин назначил Председателем Правительства С. В. Степашина, бывшего министра внутренних дел.

В начале августа 1999 г. произошли драматические события, круто изменившие дальнейшую политическую жизнь. Россия столкнулась с прямой вооруженной агрес­сией, резко обострившей угрозу территориальной целост­ности страны.

Агрессия чеченских боевиков. Вскоре после подписа­ния Хасавюртовских соглашений выяснилось, что новый президент Чеченской Республики не контролирует всю ее территорию. Соглашения с федеральным центром были забыты. Обычным делом стали захваты заложников из числа российских и иностранных граждан с целью полу­чения выкупа за них, нередко назначаемого в сотнях ты­сяч и даже миллионах долларов. Часть заложников по­гибла. В этих условиях миссия ОБСЕ в Чечне свернула работу и эвакуировала своих сотрудников из Грозного. Нелегальным путем в субъект Российской Федерации на­чали просачиваться наемные боевики-террористы из не­которых мусульманских государств.

Стянув свои силы в боевой кулак, несколько тысяч чеченских боевиков и иностранных наемников напали в начале августа 1999 г. н


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: