Категории, инструментарий, принципы и методы финансового анализа.
Метод финансового анализа – это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования финансовой деятельности субъектов хозяйствования.
В общем виде метод можно представить как комбинацию 3-х составляющих:
M (K,I,P)
K – категории;
I – инструментарий;
P – принципы (комплексность, конкретность, объективность, достоверность…).
В узком смысле методом может называться любой из инструментов анализа.
Методы исследования в финансовом анализе подразделяются на 2 категории:
а) общенаучные;
б) конкретно научные или частные.
Классификация методов анализа финансово-хозяйственной деятельности включает следующие приемы-методы анализа финансово-хозяйственной деятельности:
1) неформализированные (логические) методы:
а) разработка системы показателей;
б) абстрагирование;
в) построение системы аналитических таблиц, графиков;
г) приемы детализации;
|
|
д) методы экспертных оценок;
е) методы чтения и анализа отчетности;
2) формализированные (математические) методы:
1. элементарные методы микроэкономического анализа:
а) балансовый;
б) сравнения;
в) расчет абсолютных и относительных показателей;
г) детерминированный факторный анализ;
2. традиционные методы экономической статистики:
а) средние величины;
б) группировка;
в) вертикальный и горизонтальный анализ;
г) индексный анализ;
3. стохастической моделирование:
а) регрессионный анализ;
б) корреляционный анализ;
в) дисперсионный анализ;
4. методы теории принятия решений:
а) ситуационный анализ;
б) имитационное моделирование;
в) построение древа решений;
г) линейное программирование;
д) анализ чувствительности;
5. методы финансовых вычислений:
а) дисконтирование и наращивание;
б) методы оценки денежных потоков;
в) методы оценки эффективности инвестиционных проектов и т.д.
В традиционном финансовом анализе обычно применяется неформализированные методы, элементарные и традиционные методы экономической статистики.
Улучшение технического обеспечения, в частности наличие соответствующих программ, позволяет более широко использовать на микроуровне и другие методы анализа.
Помимо использования перечисленных методов анализ производится с помощью различных типов моделей, позволяющих выявить, экономически оценить и количественно измерить взаимосвязи между отдельными показателями.
Выделяют 3 основных типа моделей:
6) дескриптивные – модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия.
|
|
Включают в себя:
а) построение системы отчетных балансов, в том числе бухгалтерских;
б) представление отчетности в различных аналитических разрезах;
в) вертикальный и горизонтальный анализ отчетности;
г) система аналитических коэффициентов;
д) пояснительные аналитические записки и т.д.
7) предикативные – модели предсказательного, прогнозительного характера:
а) расчет точки критического объема продаж и эффекта операционного рычага;
б) построение прогнозных балансов;
в) модели динамического анализа (регрессионный, трендовый);
г) жестко детерминированные факторные модели;
д) модели ситуационного анализа.
8) нормативные – модели, позволяющие сравнить фактические результаты с плановыми или ожидаемыми, рассчитываемыми по бюджету. Используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов, по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от норматива. Основная цель- разработка более реальных нормативов.
4. Партнерские группы как пользователи информации и субъекты финансового анализа.
Предприятие – это сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди них можно выделить основные и неосновные.
Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компании своего участия и цели, преследуемые при анализе предприятий и финансовой деятельности можно систематизировать следующим образом:
Партнерская группа | Вклад партнерской группы | Вид компенсации | Цели, преследуемые при анализе |
1. собственники | собственный капитал | дивиденды | финансовые результаты, финансовая устойчивость |
2. займодавцы | кредит, займ | процент | платежеспособность |
3. руководители (администрация) | знание дела, умение руководить | оплата труда, доля прибыли сверх оклада | получение полезной информации для управления предприятием |
4. персонал | выполнение работ в соответствии с разделение труда | оплата труда, премии, социальные условия | финансовые результаты, финансовая устойчивость, ликвидность |
5. поставщики | поставка средств и предметов труда | оплата согласно счетов за поставку | платежеспособность состояния счетов |
6. покупатели | сбыт продукции | соблюдение договорной цены, качества продукции | состояние запасов (товарных запасов, готовой продукции), состояние расчетов, условий расчетов |
7. общество (государство в лице общественных органов) | услуги общества (государства) | уплата налогов | финансовые результаты, состояние расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами, платежеспособность |
К числу неосновных, т.е. субъектов анализа, опосредованно заинтересованных в финансовом состоянии предприятии, относятся:
- аудиторские фирмы;
- фондовые биржи;
- ассоциации;
- независимые аналитики;
- специалисты по слияниям и поглощениям;
- пресса.
В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководство предприятия, а также владельцы крупного пакета акций, члены совета директоров. Они относятся к категории внутренних пользователей анализа. Остальные группы представляют собой внешних пользователей, которые пользуются в основном публичной информацией, к которой помимо непосредственных публикаций (финансовые отчетности банков, других финансовых организаций) относится также бухгалтерская отчетность всех других предприятий.
В процесс финансового анализа привлекается информация:
а) бухгалтерская (финансовая) отчетность;
б) данные текущего бухгалтерского учета (для внутренних пользователей);
в) плановая и нормативная информация;
|
|
с) статистическая отчетность и информация статистических сборников;
д) информация о технической подготовке производства;
е) прочая информация (экспертная).