Основные типы моделей, используемых в финансовом анализе и прогнозировании

Категории, инструментарий, принципы и методы финансового анализа.

Метод финансового анализа – это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования финансовой деятельности субъектов хозяйствования.

В общем виде метод можно представить как комбинацию 3-х составляющих:

M (K,I,P)

K – категории;

I – инструментарий;

P – принципы (комплексность, конкретность, объективность, достоверность…).

В узком смысле методом может называться любой из инструментов анализа.

Методы исследования в финансовом анализе подразделяются на 2 категории:

а) общенаучные;

б) конкретно научные или частные.

Классификация методов анализа финансово-хозяйственной деятельности включает следующие приемы-методы анализа финансово-хозяйственной деятельности:

1) неформализированные (логические) методы:

а) разработка системы показателей;

б) абстрагирование;

в) построение системы аналитических таблиц, графиков;

г) приемы детализации;

д) методы экспертных оценок;

е) методы чтения и анализа отчетности;

2) формализированные (математические) методы:

1. элементарные методы микроэкономического анализа:

а) балансовый;

б) сравнения;

в) расчет абсолютных и относительных показателей;

г) детерминированный факторный анализ;

2. традиционные методы экономической статистики:

а) средние величины;

б) группировка;

в) вертикальный и горизонтальный анализ;

г) индексный анализ;

3. стохастической моделирование:

а) регрессионный анализ;

б) корреляционный анализ;

в) дисперсионный анализ;

4. методы теории принятия решений:

а) ситуационный анализ;

б) имитационное моделирование;

в) построение древа решений;

г) линейное программирование;

д) анализ чувствительности;

5. методы финансовых вычислений:

а) дисконтирование и наращивание;

б) методы оценки денежных потоков;

в) методы оценки эффективности инвестиционных проектов и т.д.

В традиционном финансовом анализе обычно применяется неформализированные методы, элементарные и традиционные методы экономической статистики.

Улучшение технического обеспечения, в частности наличие соответствующих программ, позволяет более широко использовать на микроуровне и другие методы анализа.

Помимо использования перечисленных методов анализ производится с помощью различных типов моделей, позволяющих выявить, экономически оценить и количественно измерить взаимосвязи между отдельными показателями.

Выделяют 3 основных типа моделей:

6) дескриптивные – модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия.

Включают в себя:

а) построение системы отчетных балансов, в том числе бухгалтерских;

б) представление отчетности в различных аналитических разрезах;

в) вертикальный и горизонтальный анализ отчетности;

г) система аналитических коэффициентов;

д) пояснительные аналитические записки и т.д.

7) предикативные – модели предсказательного, прогнозительного характера:

а) расчет точки критического объема продаж и эффекта операционного рычага;

б) построение прогнозных балансов;

в) модели динамического анализа (регрессионный, трендовый);

г) жестко детерминированные факторные модели;

д) модели ситуационного анализа.

8) нормативные – модели, позволяющие сравнить фактические результаты с плановыми или ожидаемыми, рассчитываемыми по бюджету. Используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов, по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от норматива. Основная цель- разработка более реальных нормативов.

4. Партнерские группы как пользователи информации и субъекты финансового анализа.

Предприятие – это сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди них можно выделить основные и неосновные.

Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компании своего участия и цели, преследуемые при анализе предприятий и финансовой деятельности можно систематизировать следующим образом:

Партнерская группа Вклад партнерской группы Вид компенсации Цели, преследуемые при анализе
1. собственники собственный капитал дивиденды финансовые результаты, финансовая устойчивость
2. займодавцы кредит, займ процент платежеспособность
3. руководители (администрация) знание дела, умение руководить оплата труда, доля прибыли сверх оклада получение полезной информации для управления предприятием
4. персонал выполнение работ в соответствии с разделение труда оплата труда, премии, социальные условия финансовые результаты, финансовая устойчивость, ликвидность
5. поставщики поставка средств и предметов труда оплата согласно счетов за поставку платежеспособность состояния счетов
6. покупатели сбыт продукции соблюдение договорной цены, качества продукции состояние запасов (товарных запасов, готовой продукции), состояние расчетов, условий расчетов
7. общество (государство в лице общественных органов) услуги общества (государства) уплата налогов финансовые результаты, состояние расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами, платежеспособность

К числу неосновных, т.е. субъектов анализа, опосредованно заинтересованных в финансовом состоянии предприятии, относятся:

- аудиторские фирмы;

- фондовые биржи;

- ассоциации;

- независимые аналитики;

- специалисты по слияниям и поглощениям;

- пресса.

В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководство предприятия, а также владельцы крупного пакета акций, члены совета директоров. Они относятся к категории внутренних пользователей анализа. Остальные группы представляют собой внешних пользователей, которые пользуются в основном публичной информацией, к которой помимо непосредственных публикаций (финансовые отчетности банков, других финансовых организаций) относится также бухгалтерская отчетность всех других предприятий.

В процесс финансового анализа привлекается информация:

а) бухгалтерская (финансовая) отчетность;

б) данные текущего бухгалтерского учета (для внутренних пользователей);

в) плановая и нормативная информация;

с) статистическая отчетность и информация статистических сборников;

д) информация о технической подготовке производства;

е) прочая информация (экспертная).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: