double arrow

I. Понятие и виды анализа хозяйственной деятельности


IV. Система показателей как элемент методики анализа.

III. Метод и методика анализа. Способы анализа.

II. Предмет, содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности.

I. Понятие и виды анализа хозяйственной деятельности.

В узком смысле анализ представляет собой расчленение явления или предмета на составные элементы для изучения их как частей целого.

Синтез выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета. Только анализ и синтез в единстве обеспечивают наилучшее изучение явлений во всесторонней диалектической связи.

В широком плане под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Экономический анализ в отличие от физического, химического и прочего относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений.

Анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию. Наряду с планированием и учетом анализ финансово-хозяйственной деятельности является функцией управления.




Виды анализа:

1) В зависимости от уровня управления различают:

· Общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления на макроуровне (вся экономическая система), мезоуровне (регион, отрасль);

· Конкретный экономический анализ на микроуровне (предприятие).

По уровню структуры внутрикорпоративного управления можно рассматривать:

· Головное предприятие;

· Дочернее предприятие.

2) По признаку времени различают:

· Предварительный (перспективный) экономический анализ;

· Последующий (ретроспективный) экономический анализ, в т.ч. оперативный (за смену, сутки, декаду);

· Итоговый экономический анализ – за отчетный период (месяц, квартал, год).

3) По пространственному признаку:

· Внутрихозяйственный экономический анализ;

· Межхозяйственный экономический анализ (сравнивается деятельность нескольких предприятий).

4) По объектам управления – аспект анализа по желанию управляющего органа смещается в сторону определенных подсистем хозяйственной деятельности:

· Технико-экономический анализ;

· Финансово-экономический анализ;

· Аудиторский анализ;

· Социально-экономический анализ;



· Экономико-статистический анализ;

· Экономико-экологический анализ;

· Маркетинговый анализ.

5) По методике изучения объектов различают:

· Сравнительный анализ;

· Факторный анализ;

· Диагностический анализ;

· Маржинальный (управленческий) анализ;

· Экономико-математический анализ;

· Функционально-стоимостной анализ.

6) По субъектам анализа различают:

· Внутренний анализ (для нужд управления);

· Внешний анализ (осуществляется органами управления на основе отчетности).

7) По охвату изучаемых объектов различают:

· Сплошной анализ;

· Выборочный анализ.

8) По содержанию программы выделяют:

· Комплексный анализ, включающий операционный, финансовый, инвестиционный и инновационный анализ;

· Тематический анализ.

9) По способу расчета аналитических показателей различают:

· Горизонтальный анализ (для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня от базовых);

· Вертикальный анализ (для изучения структуры экономических явлений и процессов).







Сейчас читают про: