Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов

Рис. 3.4. Расчет точки окупаемости

На рис. 3.4 наглядно видно расположение зоны возможной прибыли и убытков. Оценивая релевантный ряд в границах от 10000 до 70000 ед., можно сделать вывод, что каждая единица продукции, произведенная и реализованная сверх 30 000 ед., будет приносить предприятию 5 (8 тыс.руб. - 3 тыс.руб.)тыс.руб. так назы­ваемую предельную прибыль, которая равна цене реализации за вычетом переменных издержек. Эта прибыль отличается от реальной суммы на величину постоянных затрат. В основе расчета лежит метод калькулирования только переменной части себестоимости „директ-костинг". Применение такого способа расчета себестоимости дает возможность избежать сложных вычислений постоянных расходов, сравнить выручку от реализации и предельную прибыль, списать все постоянные расходы на реализованную продукцию и оценить остатки гото­вой продукции на складах по переменным расходам. Кроме того, он позволяет перенести предполагаемый риск от непро­дажи товаров на текущий год, а следовательно, и уменьшить прибыль на эту сумму и, естественно, налоги. При объеме реализации 70000ед. абсолютная величина прибыли составит 200000(70000х8 - 360000) тыс.руб. Превышение планируемого объема реализации в натуральном измерении (70000 ед,) над объемом реализации в К0 составляет

40 000 ед. (70 тыс. ед. -30 тыс. ед.). Это превышение называется зоной (полем) безопас­ности, так как характеризует тот объем реализации, который позволяет обеспечить безубыточность работы. Каждая единица реализованной продукции в диапазоне от 10 до 30 тыс. ед. при­носит убытки в связи с тем, что этого объема реализации недо­статочно для покрытия общих издержек.

При алгебраическом способе расчета объема реализации, достаточного для покрытия затрат, используются следующие формулы.

Для расчета объема реализации в точке окупаемости:

Если представить объем реализации как произведение цены единицы продукции Ц на количество единиц реализован­ной продукции К, а общую сумму переменных издержек Ие, как произведение переменных издержек единицы продукции И'е на количество реализованной продукции, то получим следующее равенство:

ЦхК=Ип+ И'е К

Следовательно, объем реализации в натуральном измерении, уравновешивающий выручку от реализации и издержки, можно рассчитать по формуле К= Ип/(Ц- И'е )= Ип/Пп

где Пп - предельная прибыль.

В рассматриваемом примере искомый объем реализации в натуральном измерении равен

К0 = 150000/(8 - 3) = 150000: 5 = 30000 ед.

На изменение уровня показателя К0 оказывают влияние сле­дующие факторы первого порядка:

1) изменение пены единицы изделия;

2)изменение уровня переменных издержек и единице
реализованной продукции;

3)изменение постоянных издержек.

Снижение цены единицы реализованной продукции предопределяет необходимость увеличивать объем реализации в натуральном измерении, т. е. повышать точку окупаемости для покрытия издержек.

Если в рассматриваемом примере решено снизить цену с 8 тыс.руб., до 6 тыс. руб., то К0 равна 50(150000/(6 - 3)) тыс. ед. При сохране­нии релевантного интервала возможной реализации от 10 до 70 тыс. ед. поле безопасности уменьшится и составит 20000 (70 тыс. ед. - 50 тыс. ед.) ед. Следовательно, при реализации начиная только с 50001 ед. предприятие станет получать прибыль.

Рост цен воздействует на К0 в обратном направлении: он снижает уровень безубыточности. Например, если предприятие продаст продукцию по цене 13тыс.руб. за единицу, К0 составит 15000 (150000/13- 3))ед.

Взаимосвязь изменения суммы переменных издержек на единицу продукции и точки окупаемости прямая: рост этих издержек приводит к росту К0. Если в рассматриваемом приме­ре переменные издержки на единицу продукции составят 5тыс.руб. вместо З тыс.руб., точка окупаемости будет равной 50000. (150000/(8- 5)) ед. Направление влияния изменения постоян­ных издержек на К0 аналогично рассмотренным переменным.

Для определения перспектив и альтернатив развития необ­ходимо обоснование объема реализации для обеспечения нуж­ной предприятию суммы прибыли. Поскольку в точке окупае­мости К0 выручка от реализации покрывает затраты, а при­быль равна 0, расчет необходимого объема реализации в нату­ральных единицах Рн, можно произвести по формуле Рн=(Ип+Пн)/Пп

где Пн- сумма необходимой прибыли.

Если и рассматриваемом примере ставится задача полу­чить 150000 тыс. руб. прибыли, то необходимый объем реализации в натуральном измерении (при прочих равных условиях), который обеспечит получение этой суммы прибыли составит 60 000 (150000 + 150000)/(8 - 3)) ед.

Если предприятие реализует не один, а несколько видов продукции, то точка безубыточности для предприятия как це­лого определяется в стоимостном выражении по формуле:

Ко=Ип/(1- И'е / Ц)

В примере это составит 240000 (150000/1 - 3/8)) тыс.руб.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А).

МД=П+А,

откуда

П=МД-А.

С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.

Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).

Поскольку

,

то

.

Данная формула успешно применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.

При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода с) в цене за единицу продукции:

где В - переменные затраты за единицу продукции.

Последняя формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.

Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при многономенклатурном производстве используется модель .

Средняя доля маржинального дохода в выручке () в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):

; .

После этого факторная модель прибыли от реализации продукции будет иметь вид

.

Она позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.

Методика анализа рентабельности по системе «директ-кост» будет осуществляться с использованием следующей факторной модели

.

Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель:

.

Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А).

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):

.

Анализ рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели:

где Пб балансовая сумма прибыли; ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала; - сумма оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.

Аналогичным образом производится анализ рентабельности и в том случае, если коэффициент оборачиваемости капитала рассчитан не по дебетовому, а по кредитовому обороту сч.46, т.е. по выручке. Тогда факторная модель рентабельности инвестиционного капитала будет иметь вид

Преимущество рассмотренной методики анализа показателей прибыли рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе "директ-костинг", т.е. их группировки на постоянные и переменные.

Вопросы для самоконтроля

1. По каким направлениям проводится анализ прибыли?

2. Какое значение имеет анализ состава прибыли в динамике?

3. В какой последовательности проводится анализ прибыли от обычных видов деятельности?

4. Какие факторы оказывают влияние на изменение прибыли от продаж?

5. С какой целью проводится анализ среднереализационных цен?

6. В чем состоит суть анализа финансовых результатов от прочих видов деятельности?

7. По каким направлениям проводится анализ рентабельности?

8. По каким направлениям проводится анализ распределения и использования прибыли?

9. На каких принципах строится анализ прибыли в системе «директ - костинг»?

Тема:” Цели и задачи анализа финансового положения предприятия. Анализ активов (средств) и пассивов предприятия»

Вопросы:

1. Цели и задачи анализа финансового положения предприятия

2. Баланс предприятия, его строение в современных условиях

3. Анализ активов (средств) предприятия

4. Задачи и последовательность анализа источников средств предприятия. Общая оценка источников средств предприятия

5. Анализ источников формирования оборотных и внеоборотных активов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: