Траектория | Концевая Вершина | Потеря свойств товара | Задержка, суток | Конечный результат, тыс. у.е. |
A1→T1→L1 | D1 | нет | =150-100-25 = 25 | |
A1→T1→L2 | D2 | нет | =150-100-25-1,5 = 23,5 | |
A1→T1→L3 | D3 | нет | =150-100-25-3 = 22 | |
A1→T2→L1 | D4 | нет | =150-100-25 = 25 | |
A1→T2→L2 | D5 | нет | =150-100-25-1,5 = 23,5 | |
A1→T2→L3 | D6 | нет | =150-100-25-3 = 22 | |
A2→T1→L1 | D7 | нет | =150-100-10 = 40 | |
A2→T1→L2 | D8 | нет | =150-100-10-1,5 = 38,5 | |
A2→T1→L3 | D9 | да | =150-100-10-3-30 = 7 | |
A2→T2→L1 | D10 | да | =150-100-10-30= 10 | |
A2→T2→L2 | D11 | да | =150-100-10-1,5-30=8,5 | |
A2→T2→L3 | D12 | да | =150-100-10-3-30 = 7 | |
A3→T1→L1 | D13 | нет | =150-105-10 = 35 | |
A3→T1→L2 | D14 | нет | =150-105-10-1,5 = 33,5 | |
A3→T1→L3 | D15 | нет | =150-105-10-3 = 32 | |
A3→T2→L1 | D16 | нет | =150-105-10 = 35 | |
A3→T2→L2 | D17 | да | =150-105-10-1,5-30 = 3,5 | |
A3→T2→L3 | D18 | да | =150-105-10-3-30 = 2 |
Как следует из табл. 6.1. и рис. 6.9., на первый взгляд, наиболее рискованной может показаться транспортировка в обычном вагоне в картонной таре, а наиболее надежной – в отапливаемом вагоне. Тем не менее, при различном отношении к риску выбираемые ЛПР решения могут различаться. Приведем соответствующую иллюстрацию в формате рассматриваемой модели оптимизации звена цепи поставок в условиях риска.
|
|
Процедуры свертки и блокировки дерева решений. При нейтральном отношении к риску используется критерий EVC, для нахождения значений функции выбора которого необходимые расчеты представлены в табл. 6.2.
Таблица 6.2
Расчет значений критерия EVC (fn(σ,m) = m ®max)
Траектория | Концевые вершины в формате процедур свертки | Расчет значения критерия EVC |
A1→T1→L | D1, D2, D3 | =25*0,75+23,5*0,2+22*0,05 = 24,55 |
A1→T2→L | D4, D5, D6 | =25*0,75+23,5*0,2+22*0,05 = 24,55 |
A2→T1→L | D7, D8, D9 | =40*0,75+38,5*0,2+7*0,05 = 38,05 |
A2→T2→L | D10, D11, D12 | =10*0,75+8,5*0,2+7*0,05 = 9,55 |
A3→T1→L | D13, D14, D15 | =35*0,75+33,5*0,2+32*0,05 = 34,55 |
A3→T2→L | D16, D17, D18 | =35*0,75+3,5*0,2+2*0,05 = 27,05 |
A1→T | (D1, D2, D3), (D4, D5, D6) | =24,55*0,6+24,55*0,4= 24,55 |
A2→T | (D7, D8, D9), (D10, D11, D12) | =38,05*0,6+9,55*0,4= 26,65 |
A3→T | (D13, D14, D15), (D16, D17, D18) | =34,55*0,6+27,05*0,4= 31,55 |
В обозначении траектории цепи последний символ соответствует вершине, для которой реализуется операция свертки.
Как следует из табл. 6.2. и рис. 6.10., при нейтральном отношении к риску наилучшей является альтернатива А3 – (обычный вагон, деревянные ящики), поскольку она имеет наибольшее значение функции выбора по критерию EVC (остальные альтернативы заблокированы).
При осторожном отношении к риску для каждой вершины круглого типа необходимо рассчитать значения для показателя критерия MVC fs(σ;m) = m – ks·σ2. Зная величины математических ожиданий, которые совпадают со значениями критерия EVC и представлены в табл. 6.2., необходимо получить дополнительно величины дисперсий для каждой вершины круглого типа и знать коэффициент индивидуальной осторожности к риску. Чтобы формализовать его значение воспользуемся рекомендациями главы 5. Предположим, что ЛПР считает для себя эквивалентными некоторые предложения А1(90;50) и А1(200;60). Тогда коэффициент индивидуальной осторожности к риску ЛПР можно определить из равенства:
|
|
ks = (m2 – m1) / (σ22 – σ12).
Подставив известные параметры, имеем:
ks = (200 - 90) / (602 - 502) =0,1.
Соответственно функция выбора будет иметь вид:
f(σ;m) = m –0,1·σ2.
Соответствующие расчеты приведены в табл. 6.3. и 6.4, решение показано на рис 6.11.
Таблица 6.3