Типы макроэкономической политики

Можно выделить шесть основных типов макроэкономической политики:

а). жесткую,

б). ограничительную,

в). умеренную,

г). мягкую,

д). экспансионистскую,

е). сверхэкспансионистскую.

Критерии и результаты Политика
Жесткая Ограничи тельная Умеренная Мягкая Экспан- сионист ская Сверх экспан сионист ская
1. Дефицит бюджета, % от ВВП 0-1 1-4 4-8 8-10 10-14  
2. Кредиты ЦБ Минфину, % от ВВП 0-1 1-3 3-5 5-7 7-10  
3. Кредиты ЦБ коммерческим банкам, % от ВВП 0-1 1-4 4-7 7-10 10-15  
4. Среднемесячные темпы прироста денежной массы М2, % 0-1 1-4 4-8 8-14 14-20  
5. Среднемесячные темпы инфляции, % 0-1 1-4 4-8 8-14 14-20  
6. Среднемесячные темпы изменения валютного курса, % 0-1 1-4 4-8 8-14 14-20  

Инструменты макроэкономической стабилизации в странах с переходной экономикой в принципе одни и те же. Главными среди них являются следующие:

1). Сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня менее 5% ВВП,

2). Проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение кредитования центральным банком дефицита госбюджета, использование неэмиссионного источника финансирования дефицита бюджета – государственных ценных бумаг, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.),

3). Установление фиксированного курса обмена валюты, с тем чтобы устранить такой источник инфляции как падение курса национальной валюты по отношению к основным иностранным валютам (доллар США, евро) и вызванный этим рост цен на импортные товары,

4). Сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов, то есть периодическое повышение этих денежных доходов в меньшем размере, чем выросли за это время цены и тарифы,

5). Привлечение иностранных кредитов или использование валютных резервов, если они имеются, с целью:

- финансирования дефицита,

- стабилизации курса обмена валюты,

- финансирования платежного баланса с тем, чтобы увеличить импорт и, таким образом, компенсируя спад производства,

6). Либерализация цен с целью сокращения субсидий убыточным предприятиям.

Выбор подходящего для каждой специфической ситуации варианта стабилизационной политики зависит от конкретных условий той или иной страны.

МИКРОЭКОНОМИКА

Лекция 13.

ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ФИРМЫ

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.

Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию прибыль.

Извлечение максимально возможной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора установок тактического и стратегического порядка:

- увеличение объема продаж,

- достижение более высоких темпов роста,

- увеличение доли рынка,

- увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу,

- увеличение дохода на акции компании (если это акционерное общество),

- увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество),

- изменение структуры капитала.

Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией жизненного цикла самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей, захват рынков.

Второй стадии соответствует рост курса акций и прибыли, увеличение доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек.

На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с тем сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание, то есть продолжение операций в течение определенного периода времени, зачастую не столько для достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.

Минимизация убытков является оборотной стороной конечной цели деятельности предприятия, а именно, максимизации прибыли. Эти два понятия неразрывно связаны между собой.

Система ценностей предприятия


Процветающее предприятие – это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей системы ценностей) для трех общественных групп:

- владельцев (акционеров) предприятия,

- потребителей его продукции,

- поставщиков и персонала предприятия.

Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности.

Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений, в благоприятной рабочей атмосфере.

Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.

Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Общественное признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и, в конечном счете, увеличивать прибыль.

Основным рабочим инструментом в реализации целевой функции предприятия – это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия.

Конкурентное преимущество – это то, что отличает данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. В международной практике выделяются три вида рыночных стратегий, анализу которых посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер. Для того, чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятие должно продавать товары или предоставлять услуги либо по более низкой цене, чем их конкуренты (стратегия конкурентоспособных цен), либо с такими качественными характеристиками, которые ставят их вне конкуренции (стратегия дифференциации продукта), либо придав им особые свойства, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей (стратегия глубокой специализации).

- рыночная ниша общая с конкурентами, - стандартное качество, - более низкие издержки
- рыночная ниша общая с конкурентами, - более высокое качество, - стандартные (высокие) издержки
- особая рыночная ниша, - особые качественные характеристики, - стандартные (высокие) издержки
Стратегия конкурентоспособных цен
Стратегия дифференциации продукта
Стратегия глубокой специализации
Конкурентное преимущество


Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из трех стратегий поведения на рынке. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности.

После того, как конкурентная рыночная стратегия определена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, то есть систематическое составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия.

Первый этап планированияанализ внешней среды, то есть экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

Второй этап планирования - оценка возможностей с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска. Оценка потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведения на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений.

Третий этапвыбор вариантов развития предприятия.

Организационно-правовые формы предприятий в России


Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков.

1. По формам собственности:

1.1. частные

1.2. государственные

1.3. смешанные

2. По размерам (численность занятых и объем производства (продаж)):

2.1. малые

2.2. средние

2.3. крупные

Например, по численности занятых к малым предприятиям относят:

а). в розничной торговле и бытовом обслуживании - не более 30 человек,

б). в оптовой торговле - не более 50 человек,

в). в научно-технической сфере, сельском хозяйстве – не более 60 человек,

г). на транспорте, в строительстве, в промышленности – не более 100 человек.

3. По характеру деятельности:

3.1. производящие товары

3.2. выполняющие работы

3.3. оказывающие услуги

4. По признаку доминирующего фактора производства:

4.1. трудоемкие

4.2. капиталоемкие

4.3. материалоемкие

4.4. наукоемкие

5. По правовому статусу:

5.1. хозяйственные товарищества и общества

а). полное товарищество – товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом,

б). товарищество на вере – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по его обязательствам своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности,

в). общество с ограниченной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах размеров (стоимости) внесенных ими вкладов,

г). акционерное общество – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

5.2. производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов

5.3. унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, к тому же имущество является неделимым

5.4. если отдельный гражданин занимается предпринимательской деятельностью, но без образования юридического лица, то он признается индивидуальным предпринимателем.

Поведение фирмы в условиях конкуренции. Стратегия развития фирмы.


Теория фирмы основана на принципе стремления к получению максимальной прибыли, то есть к увеличению разности между доходами и издержками. Стремление к получению максимальной прибыли – это тот критерий, который определяет поведение фирмы как в течение короткого, так и длительного периода.

Короткий период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить ни общие размеры своих сооружений, ни количество машин и оборудования, используемых в производстве. В этот период они остаются постоянными, так как не изменяются вслед за изменением объема производства. Другие факторы производства (труд, капитал) могут изменяться, поэтому являются переменными.

Продолжительность короткого периода зависит от отрасли, технологии и других причин. Например, в металлургии коротки период достаточно длительный, а в производстве мороженого – очень непродолжительный.

Длительный период – это такой отрезок времени, в течение которого фирма получает возможность изменять мощность своих сооружений и оборудования в зависимости от постоянно изменяющихся уровней производства.

В длительном периоде фирма может изменить объемы всех факторов производства. Поэтому все они становятся переменными. В этот период фирма стремится наилучшим образом комбинировать факторы, замещая труд капиталом или наоборот, с целью минимизировать затраты на данный объем выпуска продукции.

В зависимости от продолжительности времени (короткий или длительный период) и условий конкуренции фирма определяет свою стратегию.

Стратегия – это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Различают два типа стратегии:

Оборонительная стратегия имеет два направления:

1. В имитационном делается акцент на снижение риска от внедрения нововведений за счет заимствования результатов научно-технических достижений, имеющихся у конкурентов. Фирма следит за рынком, ждет появления нового продукта и концентрирует ресурсы на производстве аналогичного продукта или его прототипа.

2. Стратегия выживания. Она используется фирмами, в планы которых входит уйти с данного рынка или быстро перестроить производство в случае, если другой конкурент успешно внедрился на рынке.

В наступательной стратегии выделяются четыре направления:

1. Стратегия рационализации. Она предусматривает рост ресурсов для осуществления нововведений. При этой стратегии осуществляется финансовая поддержка дочерних и венчурных компаний, на которых проверяется новая технология.

2. Стратегия дифференциации квоты (количества выпускаемой продукции). Она преследует цель сохранения для фирмы значительной доли рынка при высокой прибыли. Основой высокой прибыли становятся постоянные инвестиции. С их помощью фирма надеется снизить цену на свою продукцию и увеличить на нее покупательский спрос.

3. Инновационная стратегия предполагает обновление продукции или услуг, а также производства основных фондов и освоение инноваций – новых продуктов и технологий. Инновации разделяются на продуктовые и технологические.

Продуктовые инновации позволяют фирме максимизировать прибыли через повышение цены единицы нового продукта.

Технологические инновации помогают максимизировать прибыль благодаря снижению себестоимости продукции и недопущению ее избыточного роста при повышении качества продуктов.

4. Стратегия освоения и заполнения рыночной ниши. Реализация этого направления связана со значительными затратами на научно-исследовательские работы, с деловым риском.

Лекция 14.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период.

Действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.

Это происходит по двум причинам:

Во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода).

Во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).

Закон спроса не действует в трех случаях:

1). При ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен.

2). При некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат), являющихся средством вложения денег.

3). При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).

Р, руб.

D


Q, шт.

На изменение спроса влияют и неценовые факторы:

а). изменения в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на разные виды товаров (мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания и другие) при всех возможных ценах на них,

б). изменения в структуре населения. Например, старение населения, увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание,

в). изменения цен на другие товары, особенно на товары-заменители (субституты). Так, рост цен на сливочное масло вызовет повышение спроса на маргарин,

г). экономическая политика правительства. Денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличат спроса на товары, потребляемые этой группой населения,

д). изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и других факторов. Например, увеличение спроса на спортивную обувь в 80-х годах было связано с тем, что среди молодежи стало модно носить эту обувь каждый день.

Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. зависимость между ценой и предложением не обратная, а прямая.

Закон предложения: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. По мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения - меньшие

Р, S

руб.

Q, шт.

Реакция предложения на цену объясняется тем, что, во-первых, фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные (если таковые имеются) или быстро вводимые новые мощности, что приведет к увеличению предложения. Во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще более увеличит производство и предложение.

Однако в краткосрочном плане увеличение предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены, так как может не оказаться резервов для увеличения производства (имеющееся оборудование работает с максимальной загрузкой в три рабочих смены), а расширение мощностей (включая найм дополнительной рабочей силы и другое) и перелив капитала из других отраслей обычно не могут быть осуществлены в короткие сроки. Но в долгосрочном плане увеличение предложения всегда следует за повышением цены.

Предложение, так же как и спрос, может изменяться под влиянием неценовых факторов:

а). изменения издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение – вправо,

б). выхода на рынок новых фирм, что увеличит предложение вне зависимости от цен,

в). изменения цен на другие товары, приводящего к переливу ресурсов (уходу фирм из отрасли), что уменьшит предложение,

г). природных катастроф, политических действий, войн, разрушающих экономику, что вызовет сокращение предложения.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса D (demand) и предложения S (supply). Эта точка называется точкой равновесия, а цена – равновесной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования:

1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению,

2. Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе предложение увеличится – цена понизится.

Р, S

руб.

D D1

Q, шт.

P – цена, Q – величина спроса или предложения.

D, D1 – спрос до и после изменения,

S, S1 – предложение до и после изменения.

а - увеличение спроса ведет к росту цены и расширению предложения


Р, S1 S

руб.

D

Q, шт.

б – уменьшение предложения ведет к повышению цены и сокращению спроса


Р, S

руб.

D1 D

Q, шт.

в – уменьшение спроса ведет к падению цены и сокращению предложения


Р, S

руб.

S1

D

Q, шт.

г – увеличение предложения ведет к падению цены и расширению спроса

Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.

1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:

- фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, то есть они свободны в выборе объема и структуры выпуска,

- цены гибкие, меняются под воздействием спроса и предложения,

- существует конкуренция, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то:

- фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия),

- начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

Лекция 15.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию.

Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также от цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, масло и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, а активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделие фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и, соответственно, увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Однако важным является не только направление, но и величина изменения спроса. Как изменится величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1, 10, 100 рублей? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.

Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса) показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Ep =

Ep – показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса,

- изменение величины спроса, %,

ΔP – изменение цены, %

Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Если цена товара снижается, то величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя.

Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение проса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:

Ер = = - 2, ׀ Ер ׀ = 2

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то это относительно эластичный спрос. То есть изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Рассмотрим 2 варианта графиков спроса. На рисунке а снижение цены с Р0 до Р1 на 100 рублей (то есть на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1 на 20 единиц (на 200%). Коэффициент эластичности равен 6 (200:33), то есть больше 1, и спрос эластичен. Выручка увеличится с 3000 (300×10) до 6000 рублей (200×30), то есть вырастет в два раза.

Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

Р, руб.

300

200


10 30 Q, ед.

Рисунок а

Р, руб.

300

200


10 12 Q, ед.

Рисунок б

Рисунок б иллюстрирует графически пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 рублей с РО до Р1 увеличит величину спроса лишь на 2 единицы. При этом выручка от реализации упадет с 3000 рублей (300×10) до 2400 рублей (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.

Существуют два крайних случая. В первом возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси. Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

Р,

руб. D


Q, ед.

График абсолютно эластичного спроса

Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись и т.п.

Р,

руб. D


Q, ед.

График абсолютно неэластичного спроса

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

1 < ׀ Ер ׀ ≤ ∞ - спрос эластичен

0 < ׀ Ер ׀ < 1 - спрос неэластичен,

׀ Ер ׀ = 1 - спрос с единичной эластичностью

Факторы, влияющие на спрос


1. Наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на сельский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.д., то она будет выше.

2. Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном периоде. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний период, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставит свои машины в гараж, спрос на бензин сократится, сократится и объем продаж. А к следующему лету часть из них начнет пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

3. Значимость того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен можно отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократится покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

Понятие перекрестной эластичности используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара B:

Ес =:

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают – взаимозаменяемые или взаимодополняемые.

Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет положительным. Например, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми (например, бензин и автомобили), величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент перекрестной эластичности будет отрицательным.

Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 рублей, в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.

Ес =: = 1,8

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и, соответственно, как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).

Основная масса потребительских товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей (продукция second hand, крупы, сахар и т.д.).

Лекция 16.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести.

К явным относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства. Так или иначе, все явные затраты фирмы в конечном счете сводятся к возмещению использованных факторов производства. Сюда входит оплата труда в виде заработной платы, земли – в виде аренды, капитала – в виде расходов на основные и оборотные фонды, а также оплата предпринимательских способностей организаторов и патентов. Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью – как прибыль.

Однако сумма производственных издержек, если в них включать только явные издержки, может быть заниженной, и прибыль, соответственно, будет завышенной. Для более точной картины, с тем, чтобы принятие фирмой решения о начале или развитии производства было обоснованным, в издержки следует включать не только явные, но и неявные (вмененные, альтернативные)\ затраты.

Альтернативными называются издержки (альтернативная стоимость) использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Эти издержки не входят в платежи фирмы другим организациям и фирмам. Например, собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Работник, занимающийся индивидуальной деятельностью, не нанимается на фабрику и не получает там заработную плату. Предприниматель, вложивший свои деньги в производство, не может положить их в банк и получать ссудный (банковский) процент.

Пример. Вы решили самостоятельно отремонтировать свою квартиру. Вашими затратами будет стоимость обоев, краски, клея и т.п. Однако ремонтируя квартиру несколько дней, Вы отказываетесь от другой работы, где могли бы получить заработную плату (например, взяли на работе отпуск за свой счет). Структура издержек будет выглядеть следующим образом, рублей:

Явные издержки:

Обои – 40000

Краска – 20000

Клей – 5000

Итого: 650000

Альтернативные издержки:

Заработная плата на предприятии – 30000

Всего: 95000

Очевидно, что если ремонтная контора за ту же работу (без стоимости материалов) потребует менее 30000 рублей, то Вы предпочтете обратиться туда, а если более 30000 рублей – Вы будете ремонтировать квартиру сами.

Подводя различие между явными и альтернативными издержками, можно определить, что понимается под прибылью.

Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее явными издержками. На практике, как правило, руководитель сталкивается именно с этим видом прибыли.

Экономическая прибыль является разницей между валовым доходом (выручкой) и всеми (как явными, так и альтернативными) издержками фирмы.

Нормальная прибыль – это прибыль, равная альтернативным издержкам, вложенным в дело владельцем фирмы. Например, вложив в дело 1 млн. рублей, он получит прибыль 7%. Если в это время процентная ставка составляет также 7%, то полученная прибыль будет нормальной, отражая альтернативные издержки, связанные с возможностью вложения 1 млн. рублей в банк.

Факторы производства обладают определенными свойствами и подчиняются определенным законам. Факторы могут заменять друг друга до определенного предела. Так, машины заменяют живой труд и наоборот. Перемещение фактора в пространстве, а также смена его функции называется мобильностью фактора. Чем более мобилен фактор, тем он выгоднее для фирмы.

Однако есть факторы абсолютно мобильные, а есть слабо мобильные, функции которых нельзя, или трудно, или крайне невыгодно изменять. О таких факторах говорят, что они содержат монопольный элемент и соответственно требуют монопольной платы за их использование, называемой монопольной рентой. Редкий талант или специалист редкой профессии, уникальные участки земли (например, земли, пригодные для выращивания уникальных сортов чая, земли в центре города, территории с богатыми месторождениями и т.п.) стоят дорого именно потому, что помимо обычных издержек (заработной платы, арендной платы) их возмещение должно включать и монопольную ренту.

Постоянные, переменные и валовые издержки фирмы


Некоторые факторы производства используются фирмой постоянно, независимо от объемов производства и даже от его временного прекращения. Примером может служить аренда помещения, поскольку арендную плату надо платить в любом случае, сколько бы продукции не производили. То же можно сказать и о возмещении банковского кредита, уплате страховых взносов, коммунальных услуг, об амортизационных отчислениях и т.п. Издержки фирмы, связанные с возмещением производственных факторов, размеры которых не зависят от объема производимой продукции, называются постоянными (FC, fixed costs).

К переменным издержкам фирмы VC (variable costs) относят возмещение затрат на выплату заработной платы персоналу, начисляемой в зависимости от выработки, платежи за используемое сырье и материалы, топливо, электроэнергию и т.д. Если производство прекратится, то переменные издержки сократятся почти до нуля, в то время как постоянные останутся на том же уровне.

В сумме постоянные и переменные издержки составляют валовые издержки производства ТС (total costs):

TC = FC + VC

Если постоянные издержки неизменны, а переменные растут по мере увеличения объемов производства, то, очевидно, валовые издержки также будут расти.

Выпуск продукции, шт. Издержки, тыс. руб.
Постоянные Переменные Валовые
       
       
       
       
       

Основу постоянных издержек составляют издержки, связанные с использованием основных фондов, а переменных – издержки, связанные с использованием оборотных фондов.

Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для анализа деятельности предприятия, в частности принятия решения о закрытии или об объявлении банкротства в случае убыточной деятельности предприятия.

Предприятие, приносящее прибыль, может благополучно продолжать свою деятельность. Предприятие, терпящее убытки, должно решить, продолжать свою производственную деятельность или же закрыться и выйти из дела. Однако не всякое предприятие и не всегда может выйти из дела в любой момент. Это зависит от того, в каком периоде оно находится – в краткосрочном или долгосрочном.

Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы


Деятельность фирмы может быть краткосрочной или долгосрочной в зависимости от соотношения постоянных и переменных факторов, постоянных и переменных издержек. Если у предприятии осталось неоплаченным хоть одно обязательство из ряда постоянных, то предприятие находится в краткосрочном периоде, и не может выйти из дела, то есть прекратить деятельность. По существующему в мире законодательству оно может только объявить себя банкротом.

Банкротство влечет за собой опись имущества, его продажу, оплату долга из вырученных сумм и т.п. Когда погашено последнее обязательство по самому длительному виду постоянных издержек, краткосрочный период деятельности фирмы превращается в долгосрочный и предприниматель волен решать, заключать ли ему новые долгосрочные обязательства, то есть продолжать дело или прекратить его.

Любой из факторов производства может выступить в роли постоянного или переменного, в зависимости от обстоятельств. Например, рента чаще всего относится к постоянным издержкам, однако возможен такой договор между арендатором и собственником недвижимости, согласно которому арендатор платит за арендуемую только в том случае, если производится продукция. В этих случаях рента относится к категории переменных издержек.

В случае, если фирма терпит убытки и если фирма выплатила все долгосрочные обязательства, она вольна решать вопрос о продолжении или прекращении коммерческой деятельности, как она того пожелает. Естественно, что фирма, которая получает прибыль, или как минимум сводит баланс с нулем, остается в деле, а фирма, терпящая убытки, выходит из него.

Пример.

1. Постоянные издержки фирмы А составляют 6 млн. рублей, переменные – 8 млн. рублей, а предполагаемый доход – 12 млн. рублей. В долгосрочном периоде фирма должна выйти из дела. Если она продолжит производство продукции, то потеряет 2 млн. рублей, если прекратит, то 6 млн. рублей (ее постоянные издержки). В любом случае она терпит убытки и должна закрыться.

2. Постоянные издержки фирмы В составляют 6 млн. рублей, переменные – 7 млн. рублей, предполагаемый доход – 15 млн. рублей. Эта фирма получает прибыль 2 млн. рублей и должна остаться в деле.

Общее правило поведения фирмы (предприятия) в долгосрочном периоде: фирма остается в деле, если предполагаемый доход от реализации ее продукции больше, чем валовые издержки фирмы.

В краткосрочном периоде, когда еще остались непогашенные обязательства, фирма, терпящая убытки, может прекратить коммерческую деятельность, объявив себя банкротом, либо продолжить ее. В этом случае она производит продукцию, которая, будучи реализована, принесет доход и позволит фирме свести убытки к минимуму.

Если же фирма прекращает деятельность (объявляет себя банкротом), то она не производит никакой продукции и не получает дохода. Однако ее валовые издержки равны не нулю, а постоянным издержкам, которые фирма должна выплатить по обязательствам. Это можно осуществить либо за счет доходов от произведенной продукции, либо за счет поступлений от продажи имущества фирмы, объявившей себя банкротом. Распродается все ее имущество, включая оборудование сырье, готовую продукцию и полуфабрикаты. Этот процесс требует времени и может занять от нескольких дней до нескольких лет.

Для фирмы важно, какой из этих двух способов эффективнее обеспечит основную цель фирмы - минимизацию убытков.

Если предприятие продолжает деятельность, оно несет дополнительные издержки, но получает доход, если же прекращает деятельность – то лишается дохода, а его валовые издержки равны постоянным издержкам.

Пример.

1. Постоянные издержки фирмы А составляют 8 млн. рублей, переменные 10 млн. рублей, а ожидаемый доход 14 млн. рублей. В любом случае предприятие будет терпеть убытки. Но в случае, если оно продолжит деятельность, потери составят 4 млн. рублей (18 млн. рублей – 14 млн.рублей), а в случае ее прекращения 8 млн. рублей (постоянные издержки). Поскольку задачей фирмы является минимизация потерь, она должна выбрать продолжение деятельности.

2. Постоянные издержки фирмы В составляют 7 млн. рублей, переменные 10 млн. рублей, ожидаемый доход 9 млн. рублей. При продолжении деятельности фирма теряет 8 млн. рублей (17 млн. рублей – 9 млн. рублей), а в случае банкротства – 7 млн. рублей. Фирме имеет смысл объявить себя банкротом, тогда она понесет меньшие убытки.

Отсюда общее правило объявления банкротства: фирма объявляет себя банкротом, если предполагаемый доход от реализации продукции будет меньше переменных издержек фирмы, и продолжает деятельность, если этот доход превышает переменные издержки.

Средними называются издержки, приходящиеся на единицу производимой продукции. Сравнивая средние издержки с ценой продукции, можно получить представление о прибыльности работы фирмы. Средние издержки АС (average costs) рассчитываются путем деления издержек на объем произведенной продукции Q (quantity). Таким образом, можно рассчитать средние постоянные AFC (average fixed costs), средние переменные AVC (average variable costs), средние валовые ATC (average total costs) издержки.

Выпуск продукции, шт. Средние издержки, млн. рублей.
Постоянные Переменные Валовые
  - - -
       
       
  66,7 166,7 233,4
       

AFC =, AVC =, ATC == AFC + AVC

Предельные издержки фирмы


Факторы производства должны использоваться фирмой с соблюдением определенной пропорциональности между постоянными и переменными факторами. Нельзя произвольно увеличивать количество переменных факторов на единицу постоянного фактора, поскольку в этом случае вступает в действие закон убывающей отдачи (возрастающих затрат).

В соответствии с этим законом непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приведет к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению. Часто действие закона предполагает неизменность технологического уровня производства, и поэтому переход к более прогрессивной технологии может повысить отдачу независимо от соотношения постоянных и переменных факторов.

Закон убывающей отдачи применим ко всем видам переменных факторов во всех отраслях. При постепенном введении в производство дополнительных единиц переменного ресурса при условии, что все остальные ресурсы постоянны, отдача от этого ресурса сначала быстро растет, а затем ее прирост начинает снижаться.

Прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции, то есть отношение прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции, называются предельными издержками фирмы МС (marginal costs).

MC =

ΔVC – прирост переменных издержек,

ΔQ – вызванный ими прирост объема производства.

Предположим, что наем каждого рабочего обходится фирме в 1 тыс. рублей.

Численность рабочих, чел Выпуск продукции, ед. Издержки, тыс. рублей
На выплату заработной платы Предельные
      -
      0,4
      0,1
      0,05
      0,0667
      0,1
      0,2
      -
      -

Фирма не будет нанимать восьмого и девятого рабочих, так как восьмой не сможет обеспечить прироста производства, а девятый будет мешать, и производство сократится. Поэтому фирма либо примет решение о расширении производственных площадей, которые позволят эффективно использовать дополнительных рабочих, либо ограничиться наймом 2-7 рабочих при уже существующих мощностях.

Точка безубыточности


Для получения прибыли необходимо, чтобы объем выручки от продаж превышал сумму постоянных и переменных издержек. При расчете объема продаж (выручки), при котором валовые затраты фирмы окупаются, было бы неправильно механически сложить постоянные и переменные издержки. Дело в том, что сумма переменных издержек будет различной при различных объемах производства, и определить эту сумму можно, только зная, о каком конкретно объеме производства идет речь.

Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные издержки фирмы, целесообразно использовать такую величину как сумма покрытия. Расчет суммы покрытия позволит определить, сколько средств зарабатывает фирма, производя и реализуя свою продукцию с тем. Чтобы окупить постоянные издержки и получить прибыль.

Суммой покрытия называется разница между выручкой от реализации и всей суммой переменных издержек. Сумму покрытия можно рассчитать и по другому – как сумму постоянных издержек и прибыли. Для расчета суммы покрытия из выручки необходимо вычесть все прямые затраты, а также часть накладных расходов, которые зависят от объема производства и поэтому относятся к категории переменных затрат.

Под средней величиной покрытия понимают разницу между ценой товара и средними переменными издержками. Средняя величина покрытия отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации или (для отдельного товара) доля средней величины покрытия в цене товара.

Пример.

Фирма выпускает и продает товар, средние переменные издержки на производство и сбыт которого составляют 100 тысяч рублей за 1 штуку. Товар продается по цене 120 тысяч рублей. Постоянные затраты фирмы в месяц составляют 60 млн. рублей. Рассчитаем, какую прибыль может получить фирма в месяц, если она продаст данного товара 4000, 5000 и 6000 штук.

Поскольку постоянные затраты фирмы не зависят от объъема выпуска, можно найти сумму покрытия и прибыль (как разность суммы покрытия и постоянных издержек) для всех трех вариантов.

Показатели Объем выпуска, штук
     
Выручка от реализации      
Переменные издержки      
Сумма покрытия      
Постоянные издержки      
Прибыль      
Средняя величина покрытия, тысяч рублей      

Так как средняя величина покрытия одинакова всех трех вариантов, расчет прибыли можно упростить. Определим прибыль фирмы при любом объеме выпуска. Для этого:

1). Умножим среднюю величину покрытия на объем выпуска, можно получить сумму покрытия,

2). Затем от суммы покрытия отнимем постоянные издержки.

Например, какую прибыль получит фирма, если произведет и продаст 4560 штук товара?

Сумма покрытия: 20000 × 4560 = 91,2 млн. рублей.

Прибыль: 91,2 млн. рублей – 6- млн. рублей = 31,2 млн. рублей.

Пример.

Компания производит и реализует один товар, переменные затраты на единицу которого приведены ниже, тыс. рублей:

Сырье и материалы - 20

Заработная плата - 16

Переменные производственные

накладные расходы - 8

Переменные сбытовые накладные расходы - 4

Итого: 48

Товар продается по цене 60 тыс. рублей за 1 штуку, постоянные затраты составляют 136 млн. рублей. Определим, какое количество товара должна продать компания, чтобы обеспечить получение 32 млн. рублей прибыли?

1. Для решения этой задачи найдем сумму покрытия. Ее можно определить как разницу между валовой выручкой и переменными затратами, а также как сумму постоянных затрат и прибыли:

136 млн. рублей + 32 млн. рублей = 168 млн. рублей

2. Зная сумму покрытия, найдем его среднюю величину как разницу между ценой товара и средними переменными издержками:

60 тыс. рублей – 48 тыс. рублей = 12 тыс. рублей

3. Поскольку производится и продается только один товар, требуемое для получения заданной суммы прибыли его количество можно рассчитать, разделив сумму покрытия на его среднюю величину:

168 млн. рублей: 12 тыс. рублей за штуку = 14 тыс. штук.

Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объем производства фирмы, которые обеспечивают покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль. Расчет точки безубыточности позволяет фирме решить следующие задачи:

1. Поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получить прибыль, не сможет быть достигнут вследствие, к примеру, узости рынка сбыта, то всегда об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.

2. Поскольку выручка зависит от двух компонентов – цены товара и количества, - может быть рассчитано необходимое изменение каждого из них в том случае, если другой компонент изменится. Например, предприятие вынуждено снизить цену продукции, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе. Придется увеличить объем продаж, чтобы сохранить размер получаемой ранее прибыли.

3. Если предприятие получает выручку больше той, которая соответствует точке безубыточности, оно работает с прибылью. Эта прибыль тем больше, чем выше разница между фактической выручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько может фирма допустить снижение выручки без опасения оказаться в убытке.

Порядок расчета точки безубыточности предполагает некоторые допущения.

Во-первых, предполагается, что, расширяя объем продаж, фирма не изменяет продажную цену. В отношении длительного времени и большого объема продукции такое предположение не является правомерным. Однако для короткого промежутка времени и небольших объемов оно вполне приемлемо, поэтому график валовой выручки на рисунке выглядит как прямая линия.

Р,

руб.

прибыль TR

TC

Точка безубыточности

R'

убытки VC


Q' Q, шт.

VC – переменные издержки,

FC – постоянные издержки,

TC – валовые издержки,

TR – валовая выручка,

R' – пороговая выручка,

Q' – пороговый объем продаж

Во-вторых, аналогичное предположение относится и к затратам. Известно, что при расширении объема производства скорость изменения затрат различная. На определенном этапе начинает действовать закон убывающей отдачи, и темп роста издержек ускоряется. Это выражается в росте предельных издержек в случае, если производственные мощности оказываются чрезмерно загруженными. Однако здесь предполагается, что затраты растут равномерно, что также вполне приемлемо, если предприятие работает с нормальной загрузкой и сильных колебаний в объеме выпуска не наблюдается.

Точка безубыточности на графике – это точка пересечения графиков валовой выручки и валовых издержек. Если фирма продает продукции меньше объема Q', то она терпит убытки, если больше – получает прибыль. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж).

Пример.

Фирма выпускает и продает один товар.

Выручка от реализации – 15000

Переменные издержки – 10000

Постоянные издержки – 4000

Прибыль – 1000

Чтобы найти точку безубыточности, необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка фирмы, чтобы прибыль стала нулевой? нельзя просто сложить переменные и постоянные издержки, так как при снижении выручки переменные издержки также снизятся. Поскольку сделано предположение, что при снижении валовой выручки переменные издержки будут сокращаться в той же пропорции, можно воспользоваться формулой точки безубыточности:

R' =

R' – пороговая выручка,

FC – постоянные издержки,

К – коэффициент покрытия.

1. Найдем сумму покрытия:

15000 рублей – 10000 рублей = 5000 рублей

2. Вычислим коэффициент покрытия:

5000 рублей: 15000 = 0,33

3. Определим пороговую выручку:

4000 рублей: 0,33 = 12121 рублей

Как видно, фактическая выручка фирмы выше пороговой. Чтобы оценить, насколько фактическая выручка от продажи превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, рассчитаем запас прочностипроцентное отклонение фактической выручки от пороговой:

St =

Значение запаса прочности 19% показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращения спроса, ухудшения конкурентоспособности) выручка фирмы сократится менее, чем на 19%, то фирма будет получать прибыль, если более, чем на 19% - окажется в убытке.

Пример.

Фирма производит два товара А и Б. Ниже приведены данные о выручке фирмы, ее издержках и прибыли, рублей:

  Товар А Товар Б Всего
Валовая выручка      
Переменные издержки      
Постоянные издержки      
Прибыль      

Требуется оценить положение фирмы, рассчитав пороговую выручку, запас прочности.

Для определения пороговой выручки выполним следующие расчеты:

1. Найдем сумму покрытия:

16500 рублей – 13800 рублей = 2700 рублей

2. Вычислим коэффициент покрытия:

2700 рублей: 16500 рублей = 0,16

3. Пороговую выручку определим путем деления постоянных издержек на коэффициент покрытия:

2300 рублей: 0,16 = 14375 рублей

4. Запас прочности равен:

Чтобы определить, какой вклад вносит каждый из товаров в прибыль фирмы, необходимо распределить постоянные затраты между этими двумя товарами. На практике используются различные принципы распределения постоянных затрат. В данном примере постоянные издержки распределим пропорционально выручке от реализации каждого из двух товаров.

Выручка от реализации А составляет 54% суммарной выручки фирмы, товара Б – соответственно 46%.

Распределение постоянных издержек и прибыли между товарами А и Б характеризуется следующими данными, рублей:

  Товар А Товар Б Всего
Валовая выручка      
Переменные издержки      
Постоянные издержки      
Прибыль +858 -458  

Как видно, прибыль от реализации товара А частично идет на покрытие убытков от реализации товара Б. Встает вопрос, насколько необходим товар Б для фирмы и не увеличится ли ее прибыль в случае, если товар Б будет снят с производства.

Предположим, что решили отказаться от в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: