Основным результативным показателем деятельности предприятия является объем реализованной продукции. От величины объема реализации зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности. По этому показателю судят о значимости предприятия на рынке. В США, например, ежегодно публикуются данные об объемах продаж 1000 крупнейших компаний.
Анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, год.
В его процессе фактические данные сравниваются с плановыми, данными предыдущего периода, рассчитывается % выполнения плана, абсолютные отклонения от плана, темпы роста и прироста.
В ходе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и нарастающим итогом, в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции. Выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разницы между плановым объемом отгрузки и договорными обязательствами (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем.
|
|
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. Применение информационных технологий позволяет оперативно получать информацию об отгрузке по каждому получателю в ассортиментном разрезе, а так же по срокам поставки.
Если на анализируемом предприятии наблюдается увеличение неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям, необходимо изучить причины их возникновения и увеличения.
Следующий этап анализа – изучение влияния факторов на изменение объема реализации продукции.
Заключительным этапом анализа является изыскание резервов увеличения объема реализации и разработка мероприятий по их внедрению.
7) Резервы увеличения объемов производства.
Резервы увеличения объемов производства – это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Поиск резервов облегчается при наличии их классификации. Один из вариантов классификации приведен на рис 1.
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 1 – Резервы роста объема производства
|
|
Рассмотрим порядок расчета прироста объема выпуска продукции за счет вышеуказанных факторов.
1) приращение продукции в результате создания дополнительных рабочих мест:
,
где - дополнительные рабочие места;
В0 – среднегодовая выработка рабочего, тыс. руб.
2) прирост объема производства от ввода нового оборудования:
,
где n – количество вновь вводимого оборудования;
- полезное время работы каждого вида оборудования, маш-час.
- выработка продукции за 1 маш-час каждого вида оборудования, руб.
3) прирост продукции от ликвидации потерь рабочего времени:
,
где Тпот – количество потерянных часов рабочего времени;
В – среднечасовая выработка.
4) прирост продукции за счет сокращения (ликвидации) потерь времени работы оборудования рассчитывается аналогично п.3
5) прирост продукции от внедрения мероприятий по совершенствованию технологий и организации производства и труда:
,
где - время работы в отчетном периоде i – го вида оборудования;
В0, В1 – выработка продукции до и после внедрения новых технологий.
6) прирост выпуска продукции в результате улучшения организации производства и труда:
,
где - прирост среднечасовой выработки в результате улучшения организации производства и труда;
- количество часов, отработанное всеми рабочими.
7) прирост выпуска продукции от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий:
,
где Н0 , Н1 – нормы расхода сырья и материалов до и после внедрения i-го мероприятия по плану с учетом предполагаемого внедрения этого мероприятия;
р0 – плановая цена единицы сырья и материалов;
Q1 – планируемый выпуск продукции.