При полной адаптации диалоговая система стремится построить модель пользователя, которая изменяется по мере работы пользователя с системой и определяет стиль диалога, адаптируя его в зависимости от этих изменений.
Необходимо оптимизировать информационную нагрузку на пользователя путем регуляции объема и темпа представляемых пользователю сообщений. Вредна как перегрузка пользовательских каналов, так и недогрузка. Для оптимизации нагрузки действия пользователя отрабатываются на прототипе (макете) системы. Элементы информации необходимо так организовать на экране дисплея, чтобы минимизировать число сканирующих движений глаза при осмотре экрана. Последовательность предъявлений информации и ее структуризация должны соответствовать модели деятельности пользователя.
Обратная связь о ходе диалога должна предусматривать сообщения пользователю о качестве его действий, состоянии системы и необходимых для достижения результатов шагов. Для этого используются подсказки и упрощение операций устранения ошибок. Для ряда пользователей сообщение об ошибках необходимо удерживать до конца ввода информации.
|
|
Структурирование диалога должно быть основано на потребности пользователя представлять его структурный вид, положение на схеме диалога и возможности навигации по дереву диалога. В рамках этой потребности реализуется необходимый уровень понимания системы пользователем, его необходимые решения и действия. Очень важно предлагать пользователю карту структуры диалога и его место в ней в данный момент.
Необходимо максимально учитывать терминологию предметной области пользователя, стереотипные действия пользователя в его профессиональной деятельности, стандартные схемы принятия решений.
Общие принципы проектирования пользовательского интерфейса
Проектирование пользовательского интерфейса
Проектирование пользовательского интерфейса – прежде всего разработка удобных и понятных в использовании средств общения с компьютером. То есть лингвистически и эргономически обоснованных средств представления информации, продуцируемой компьютером и перевод того, что хочет сообщить пользователь, к виду, адекватно воспринимаемому средствами автоматизации. Автоматизации той деятельности, которая является для пользователя профессиональной. В этом смысле проектировщик АС и программист являются теми специалистами, которые должны разработать адекватную среду общения. И заглавное здесь требование – перейти на точку профессионального зрения и профессиональных представлений пользователя. Совершенное не приемлема точка зрения на пользователя, как «объект, наследующий установки, навыки, знания и понимание проблем программистом».
|
|
Параметры пользовательского интерфейса определяются одними из первых при проектировании системы. Простота, интуитивность, удобство и понятность интерфейса определяют для пользователя системы полноту и эффективность использования ее функциональности. В идеале необходим интерфейс, учитывающий характеристики конкретного пользователя – его опыт, квалификацию, индивидуальные качества. Например, малоопытный пользователь предпочитает вести диалог на ограниченном естественном языке.
Понятие «дружественности» - это не одномерная величина, а вектор, содержащий согласно международной классификации семь компонент:
· соответствие задачам, решаемым пользователем;
· легкость применения;
· управляемость;
· соответствие ожиданиям пользователя;
· устойчивость к ошибкам;
· адаптируемость/индивидуализируемость;
· легкость изучения.
Пользовательский интерфейс базируется на информационной модели деятельности и отрабатывается на прототипе системы. Основным является требование естественности интерфейса и его соответствие модели деятельности пользователя системы. Пользовательский интерфейс должен удовлетворять следующим принципам:
2. При работе с новой системой должен максимально использоваться опыт работы со сходными системами. Сходные процедуры должны требовать идентичных действий пользователя на всех этапах работы. Например, назначение функциональных клавиш не должно меняться от задачи к задаче, от экрана к экрану, или от одного пункта меню к другому. Например, известно, что непостоянство в пространственном положении пунктов меню увеличивает время поиска на 73%. Также этот принцип называют принципом согласованности интерфейса, о чем речь пойдет далее.
3. При рассмотрении пользователем одновременно нескольких вариантов действий (информационных единиц деятельности) следует учитывать ограничения кратковременной памяти человека - 7±2 ИЕД. Число элементов, удерживаемых в кратковременной памяти, зависит от их сложности, последовательности предъявления (ассоциативные связи), интервала времени после предъявления, интенсивности других мыслительных процессов и задействованности других перцептивных каналов.
7. Необходимо диалог адаптировать к особенностям модели деятельности пользователя. Для этого необходимо планировать несколько вариантов диалога – на выбор пользователя.
Принято различать два вида интерфейса: гибкий и адаптивный. Адаптивный автоматически определяет компетентность и информационные потребности пользователя и подстраивает под него тип диалога. Структура интерфейса должна быть выведена из естественных особенностей выполнения задачи пользователем.
Гибкий диалог (косметическая адаптация) обеспечивает гибкость диалоговых стилей без учета поведения пользователя и без однозначного выбора им конкретного стиля диалога. Это достигается в первую очередь путем применения сокращенных команд (акселераторов).
При проектировании пользовательского интерфейса применяют следующие виды диалога:
- 1. вопрос-ответный диалог, в котором пользователь отвечает на вопросы системы. Предназначен для неподготовленного пользователя и наиболее свободен от ошибок.
- 2. диалог, основанный на заполнении шаблонов
- 3. диалог, основанный на выборе из меню, где система предъявляет список альтернатив и пользователь выбирает одну из них
- 4. диалог, основанный на применении команд, при котором пользователь вводит команду с использованием мнемоники и аббревиатур. Используется для системных проектировщиков и программистов
|
|
- 5. диалог на основе вопросного языка (языка запросов) – пользователь задает вопросы БД системы
- 6. диалог на естественном языке
- 7. диалог, использующий командный язык, реализованный на базе функциональной клавиатуры
- 8. диалог с использованием интерактивной графики.