double arrow

Основные этапы аналитической работы


П 1 200

Ф 1 300

П П

Ф Ф

Математические методы экономического анализа.

Традиционные методы экономического анализа.

1.К традиционным относятся: 1)анализ абсолютных величин; 2)анализ относительных величин; 3)анализ средних величин.

1)Анализ показателей начинается с использования абсолютных величин (объём производствапродукции в натуральном, стоимостном выражении, объём товарооборота, сумма затрат, прибыли ит.д.) При анализе сравниваются показатели плановые (П)с фактическими (Ф), с прошлым годом.

Абсолют. – Ф – П.Без абсолютных величин в анализе как в бухгалтерском учёте и в статистике обойтись нельзя, но если в бухгалтерском учёте они являются основными измерителями, то в анализе используются в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.

2)Относительные величины - ------------- х 100 % (темп роста);--- х 100 % - 100 % (темп прироста)

ПРИМЕР: Рассчитать изменение товарной продукции

Наименование показателя ПЛАН ФАКТ Отклонения
абсолютные относительные
Товарная продукция, тыс. руб.   1 200   1 300   + 100   8 %

------ х 100 % = --------- х 100 % = 108 %; 1 300 – 1 200 = 100 руб.




Анализ: из данной таблицы видно, что выпуск товарной продукции больше плановой на 100 тыс. руб. или 8 %.

3) средние величины – не менее важное значение имеет анализ средних величин.

Пример: Рассчитать среднюю норму и средневзвешенную (учитывает удельный вес продукции)

Продукция Количество Норма расхода Средняя норма Средневзвешенная
А 150 гр. 150+140+160 / 3 = = 150 гр. 150х50+140х20 + 160х30 / 20+30+50 = 151 гр.
Б 140 гр.
В 160 гр.

2. Математические методы – сравнение, группировка, индексный метод, метод цепных подстановок и балансовый метод. 1)СРАВНЕНИЕ – наиболее распространённый способ анализа. Формы сравнения: факт с планом, факт с прошлым периодом ит.д.;

2) ГРУППИРОКА – предполагает определённую классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов; 3) ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД – основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного влияния к его уровню в прошлом или к базисному периоду.

НАПРИМЕР: средняя цена изделия «А» текущего года – 190 руб., а цена прошлого года – 160 руб.

Определить насколько изменилась цена?

J текущего года 190 Цена возросла на 19 %.1,19 х 100 %= 119

Jц. (индекс цена) = -------------------------- = ---------- = 1,19 руб. Индекс без процентов

Ц. прошлого года 160

4) МЕТОД ЦЕПНЫХ ПОДСТАНОВОК – состоит в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слагаемых, одного из сомножителей фактической его величиной, все остальные показатели считаются неизменными. ПРИМЕР: определить влияние цен на единицу и количество выпущенной продукции на объём выпущенной продукции, используя метод цепных подстановок.



Показатели ПЛАН ФАКТ Абсолютные отклонения
1.Оптовая цена, руб. (Ф-П) +2
2.Готовая продукция, шт. -100
3.Товарная продукция, руб. +80

РАСЧЁТ: ТП = Ц х ГП

ТП по плану = 10 х 100 = 1000 руб.; ГП по факту = 12 х 90 = 1080 руб.;

^ (дельта, изменение товарной продукции)

^ТПцена = (Ф. – Цпл.) х ГПф. = (12-10)х90 = +180 руб.

^ТП готов. продукция = (ГПф. – ГПпл.) х Цпл. = (90 – 100) х 10 = -100 руб. 180 – 100 = +80.

АНАЛИЗ: из данной таблицы видно, что товарная продукция увеличилась на 80- руб.

За счёт увеличения цены на единицу продукции, она увеличилась на 180 руб., а за счёт уменьшениявыпуска продукции на 10 штук, снизилась на 100 руб.

4)БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД – широко используется в бухгалтерском учёте, статистике, планировании и при АХД. С помощью этого метода анализируется использование рабочего времени, производственных мощностей, движение сырья, готовой продукции, финансовое положение.

ФОРМУЛА ТОВАРНОГО БАЛАНСА – Nзапасы + Nп = Nр + N выбывший + Nзапасы

1)Nзап. – запасы товаров в начале года; 2)Nп – поступило товара; 3) Nр – продано товаров;

4)N выбывший – другие источники расхода товара; 5) N запасы – запасы товаров в конце года

ПРЕДМЕТ: «АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Составитель: Буланов Ю.В.

ТЕМА № 3: «ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА

ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

1.Плановые, учётные и внеучётные показатели.

1.К плановым источникам относятся все типы планов, которые разработаны на предприятии (текущий, оперативный, перспективный), а также нормативные материалы, проектные задания и т.д.



Учётные показатели: 1)бухгалтерский учёт и отчётность, статистический учёт и отчётность; 2)оперативные учёты и отчётность; 3)выборочные учётные данные.

1)В бухгалтерском учёте и отчётности находят наиболее полное отражение и обобщение, хозяйственные средства и хозяйственные операции с целью контроля за выполнением установленных планов. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учётных документах (первичных и обобщающих) и отчётности, обеспечивает принятие необходимых мер направленных на улучшение выполнения плана, достижения лучших результатов хозяйствования. Данные статистического учёта, в которых содержится коллективная информация. Используется для углубленного изучения и осмысления взаимосвязи выявленных экономических закономерностей.

2) Оперативный учёт и отчётность применяются на отдельных участках предприятия (цех, бригада) обеспечивают более быстрое по сравнению со статистической и бухгалтерской отчётностью, получению информации. Для текущего анализа такая информация необходима. Например, информация о ежедневной выработке.

3)разновидность выборочных учётных данных помогают углубить показатель отчётности. В последнее время получают распространение эпизодические выборки, наблюдения.

Внеучётные показатели:

1) материалы внутриведомственных и вневедомственных решений;

2) материалы лабораторных исследований;

3) материалы проверок налоговых служб;

4) материалы совещаний и собраний;

5) материалы печатей;

6) объяснительные и докладные записки;

7) переписка с вышестоящими и кредитными организациями.

2. Основные этапы аналитической работы:

1 этап – подготовительный,на нем составляется план проведения анализа, который отражает следующие моменты: 1) сроки проведения анализа; 2)ответственные исполнители, за определённый раздел анализа; 3)источники информации; 4)период проведения анализа.

2 этап – подготовка исходных аналитических данных. Анализ зависит от качества отчётных материалов, ошибки и другие недостатки, содержащиеся в отчётности, могут исказить результаты анализа. Подготовка данных к анализу состоит в их проверке, с помощью арифметического и логического контроля. Арифметический контроль – это проверка итогов, сопоставление текущих показателей, которые взаимосвязаны. Это даёт возможность установить ошибки в арифметических действиях. Логический контроль – это сопоставление или сравнение полученных показателей между собой или по сравнению с прошлым периодом.

3 этап – аналитическая обработка информации. В неё включаются: 1)нахождение отклонений от плана, средних величин, коэффициентов; 2)группировка показателей; 3)определение факторов, повлиявших на уровень показателей; 4)установление взаимосвязей между показателями; 5)исчисление влияния факторов, потерь, неиспользованных возможностей изучаемых показателей.

4 этап – обобщение информации. На этом этапе проводится обобщение информации и формирование результатов анализа, всестороннее изучение источников аналитической информации.

5 этап – разработка организационно-технических мероприятий по устранению недостатков и потерь. Вырабатываются экономически обоснованные решения о дальнейшем техническом усовершенствовании производства, внедрению новейших технологий, проводятся расчёты экономической эффективности от внедрения предполагаемых мероприятий.

ПРЕДМЕТ: «АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Составитель: Буланов Ю.В.

ТЕМА № 4: « АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ»







Сейчас читают про: