double arrow

Лекция 1. Сравнительная типология

Сравнительная типология

Место сравнительной типологии среди других отраслей языкознания. Языковые универсалии; всеобщее, общее и особенное в языках. Понятие типа. Виды типологических исследований. Задачи сравнительной типологии. Методика типологических исследований.

Лингвистическая типология (от греческого typos- отпечаток, форма, образец и logos слово, учение) – это наука, изучающая структурные и функциональные свойства языков путем их сопоставления, выявление их общих черт и объединение языков в некие классы, группы, типы. Особенность типологии заключается в том, что она строится на основе обобщения данных всех других лингвистических дисциплин: общего языкознания, истории языка, фонологии, грамматики, лексикологии и т.п. Практическое значение типологии в процессе подготовки учителя иностранного языка состоит в том, что она позволяет прогнозировать и преодолевать затруднения, обусловленные типологическими особенностями разных языков при реализации всех основных коммуникативных компетенций.

Общие языковые признаки могут быть обусловлены общим происхождением языков, т.е. их родством, или генеалогией, а также продолжительным географическим и/или культурным контактом. Такие общие признаки называют языковыми универсалиями ( от лат. universalis_- общий, всеобщий ). Например, во всех языках выражены отношения между субъектом и предикатом, имеется категория поссессивности, определённости/неопределённости, множественности, разграничение на тему и рему в предложении.

Существуют различные классификации универсалий. В соответствии со степенью распространенности типологических сходств выделяют абсолютные (полные, неограниченные) универсалии, простые (утверждающие наличие какого-либо явления в языке) и сложные (выявляющие определённую зависимость между разными явлениями), синхронические и диахронические и др. Универсалиям противопоставлены уникалии, демонстрирующие особенные черты конкретного языка.

Сравнение языков предполагает понятие языка-эталона, под которым в разные исторические периоды развития типологии понимали латынь или другие флективные языки, гипотетически реконструируемый праязык, родной язык. В современной типологии язык-эталон рассматривается как метаязыковой типологический инвариант, выявляемый на основе языковых универсалий и подразделяется на минимальный и максимальный язык-эталон, а также универсальный и частный язык-эталон.

В случае генеалогического родства в результате общности языки систематизируются в «языковые семьи» (группы, макросемьи и т.д.), в случае продолжительных географических и культурных контактов они образуют «языковые союзы». Когда общность структурных черт языков не обусловлена ни их первичным генеалогическим, ни вторичным ареальным родством, возможно выявление общих черт, обусловленных собственно строевыми возможностями языка, которые базируются на физиологических, когнитивных, психических и эмоциональных возможностях человека как его носителя. Только при исследовании таких общностей и расхождений в лингвистике используется идея типа языка как некоторого объединения языков с учетом их общих черт.

Генеалогические, территориальные и типологические классификации языков взаимно дополняют друг друга и перекрещиваются. Так, выявленные в сравнительно-историческом языкознании языковые семьи, группы и подгруппы получили свое название по географическим и этнографическим признакам – индоевропейские, урало-алтайские, кавказские и т.д. (причем индоевропейские языки на самом деле представляли собой на этапе их существования языковой союз). Позже, когда были выявлены важнейшие структурно-типологические сходства разных языков в способности слов присоединять словоизменительные и словообразовательные морфемы, индоевропейские и семитские языки были отнесены к флективному типу. Флективные языки характеризуются развитой морфологической оформленностью слова, причем большая часть морфем являются многозначными. Тюркские, монгольские, тунгусо-манчжурские, финно-угорские, японский отнесены к агглютинативному типу. В таких языках характерно «склеивание» целой цепочки однозначных грамматических морфем друг за другом. Китайско-тибетские языки являются изолирующими. В них слова не имеют грамматического оформления (словоизменительных морфем) и где используются «чистые» корни. Чукотско-камчадальские и языки большинства племен американских индейцев являются полисинтетическими языками, в которых слова соединяются в единое целое без формальных показателей каждого из слов, так что в результате образуется слово, соответствующее в других языках целому словосочетанию или даже предложению.

В зависимости от того, какие языки сопоставляются, а также от того, какие цели преследуются в исследовании, выделяют общую типологию и типологию частную, сравнительное и сравнительно-сопоставительное языкознание, уровневую типологию и типологию отдельного языка, структурную (формальную) и функциональную типологию и т.д. Особое место в типологических исследованиях занимает диахроническая типология, поскольку в результате развития язык может менять свои типологические характеристики и относиться к разным типам в разные исторические периоды.

Основными подходами в типологических исследованиях являются сравнительно-сопоставительный, системный и полевой подходы, которые позволяют выделять типологически существенные признаки языков, доминантные и рецессивные типологические признаки, а также разграничивать понятия языковой тип, тип языка и тип в языке. В качестве методов используется дистрибутивный, компонентный и трансформационный анализы. При описании сходств и расхождений между языками в типологии используют понятия, соответственно, изоморфизма и алломорфизма. Особенностями типологии XX века являются уровневый подход,что означает, чтотипология должна заниматься не только фонологией или морфологией, но и другими аспектами языка. Политипологичный подход подразумевает, что все языки политипологичны, т.е. совмещают в разной степени различные типологические черты. Функциональный подход базируется на постулате,чтосравнительная типология должна уделять внимание не только структуре, но семантике и функционированию языковых единиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: