Сущность, виды, принципы конкуренции

Конкуренция как важнейший фактор конкуренции

1. Сущность, виды, принципы конкуренции

2. Оценка конкурентоспособности предприятия отрасли и государства

3. Методические подходы оценки положения предприятия на рынке работ и услуг

Конкуренция – это состязательность между производителями и поставщиками, предприятиями за наиболее выгодные условия приобретения ресурсов, производства и сбыта продукции в целях достижения лучших результатов работы. Основное содержание конкуренции – это приоритет потребителя, полное удовлетворение его потребностей конкурентоспособной продукцией.

Различают формы конкуренции:

- внутрипроизводственная. Это состязательность между персоналом предприятия, его структурными подразделениями по направлениям улучшения качества производимой продукции, снижения ресурсоемкости;

- внутриотраслевая. Это конкуренции между товаропроизводителями одной и той же отрасли – предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями – по различным направлениям их жизнедеятельно 9производство продукции, удовлетворяющей всем требованиям, снижение себестоимости, повышение технологичности, экономия времени, повышение квалификации песонала, расширение рынков сбыта и поиск новых и т.д.);

- межотраслевая. Это конкуренция между отраслями внутри государсва за наиболее эффективное использование ресурсного капитала (труд, земля, капитал) за выход на внешние рынки, получения большей прибыли и т.д.;

- межгосудаственная. Это конкуренция между государствами за рынки сбыта продукции, доступ к природным ресурсам, за интеллектуальные ресурсы, за сферы влияния и т.д.

Различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая предполагает продажу товаров или предложение услуг по ценам более низким, чем другие конкуренты. Снижение цены возможно за сет снижения издержек производства или уменьшения прибыли.

Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, более широкого ассортимента, более высокой производительности. Особое внимание уделяется таким показателям как: экологичность, энергоемкость, безопасность, эстетичность ит.д.

На практике имеет место и недобросовестная конкуренция, т.е. конкуренция, при которой используются методы, связанные с нарушением норм и правилам конкуренции. К ней можно отнести продажу товаров по демпинговым ценам злоупотребление господствующим положением, установлением дискриминационных цен и т.д.

Экономические основы конкуренции закладываются в процессе производства (качество продукции, сроки ее выхода, объемы производства), но во всей полноте конкуренция проявляется при выходе предприятия на рынок, где осуществляется общественная оценка каждого конкретного производства. Если внутренняя экономическая база окажется слабой и неразвитой, то предприятие при выходе на рынок будет неконкурентоспособным. Какими бы развитыми не были рыночные и коммерческие отношения, они не дадут должного эффекта, если продукция не будет отвечать сложившимся на рынке параметрам конкурентоспособности. Следовательно, конкуренция хоть и является чисто рыночным явлением, но она охватывает всю структуру рыночных отношений, от производства продукции до ее сбыта.

Конкуренция выполняет целый ряд общественно важных функций, основные из которых:

1. Выявление рыночной и общественной стоимости продукции;

2. Сведение конкретного труда к общественно-необходимому;

3. Оптимизация издержек производства;

4. Дифференциация размеров доходов и прибыли в соответствии с различиями эффективностями производств.

Сущность рыночной конкуренции состоит не в стихийности рынка, а в стабилизации экономических отношений. В сфере экономической работы может присутствовать как чистая конкуренция, так и соперническая. Чистая конкуренция наблюдается при производстве аналогичной продукции многими предприятиями. Если же в отрасли, или на определенной территории количество предприятий небольшое, то конкуренция может протекать совершено в другом измерении, и характеризоваться как соперничество. Конкуренция должна начинаться задолго до появления продукции на рынке. Предприятия соперничают за приобретение ресурсов по приемлемым ценам, за эффективными формами материально-технического снабжения, за рационализацию структуры поставок ресурсов и т.д. Только успешно конкурируя на начальных стадиях производства и продвижения продукции, можно рассчитывать на хороший результат конечной конкуренции.

В зависимости от того, насколько дифференцирована продукция, и сколько существует производителей и поставщиков, конкуренция может проявляться в форме монополии, олигополии и, собственно, конкуренции. Абсолютная монополия – производства и сбыт не дифференцированного продукта осуществляется единственным предприятием на определенной территории, однако, потенциальная конкуренция существует и здесь, поскольку постоянно имеет место угроза перелива сюда капитала из других отраслей, поэтому монополист вынужден устанавливать относительно невысокие цены на продукцию, чтобы на больший период сохранить место на рынке.

Об олигополии можно сказать тогда, когда несколько предприятий производят практически одинаковую продукцию. В данном случае возникает соперничество за лидерство за счет снижения себестоимости, совершенствования производства по направлениям улучшения отдельных показателей качества продукции, товарного вида, потребительских свойств, сервиса и т.д.

Монополистической конкуренцией можно считать ситуацию, когда конкуренты способны заняться абсолютно нетипичным для данного рынка производством, освоить производство новой продукции, видоизменить качество производимой ранее продукции.

Абсолютная конкуренция действует в условиях соперничества множества конкурентов, производящих одинаковые виды продукции. В этой ситуации цены отличаются относительной психологической дифференциацией. В любом случае рассчитывать на успех конкуренции нельзя без знания потенциала соперника и характерных для них способов реагирования на изменение рыночной ситуации. Среди наиболее типичных методов реагирования на различные формы и цели активности предприятия могут быть следующие:

А) активная реакция. Выраженная нетерпимость ко всем тактическим и стратегическим мерам, предпринимаемым предприятием с целью продвижения продукции. Реакция может последовать незамедлительно и напряжение не спадает до окончательной победы одной из сторон. В этом случае очень важен объективный анализ собственных возможностей и потенциалов конкурента прежде чем вступить в открытую затяжную борьбу;

Б) сдержанная реакция. Характеризуется отсутствием быстрых действий, продуманностью и уверенностью поведения конкурентов, когда они располагают устойчивым авторитетом и имеют постоянных потребителей;

В) целевая реакция. Реагирование на решение и поведение предприятий, если они затрагивают основные целевые установки конкуренции и только с целью создать необходимые условия для достижения своих важных задач;

Г) Избирательна реакция. Реагирование лишь на отдельные виды поведения предприятия, например, снижение цен, методы привлечения потребителей и т.д.

Приступая к описанию рыночных отношений необходимо учитывать конкурентную среду, которая базируется на специфических принципах, определяющих общую результативность механизма конкуренции.

К важнейшим принципам конкуренции можно отнести следующие:

1. Принцип наличия предмета конкуренции, указывающий на то, что конкуренция возможна при достаточной конкурентоспособности и высоких потребительских свойствах продукции. Продукция низкого качества не может создавать конкурентную среду и не может выступать гарантом удовлетворения потребительских нужд.

2. Принцип альтернативности вариантов предполагает одновременное наличие на рынке многих конкурентов представляющих достаточный ассортимент определенного наименования.

3. Принцип конкурентной среды. Означает формирование условий для образования и поддержания конкурентоспособной ситуации: необходимых рыночных структур, механизма ценообразования, механизма ценорегулирования.

4. Принцип многообразия субъектов конкуренции. Определяет взаимодействие товаропроизводителей, посредников, потребителей, представляющих собой различные категории участников рынка.

5. Принцип спроса. Указывает на то, что для образования конкурентной ситуации следует предварительно сформировать спрос на продукцию и сориентировать производителей на удовлетворение данного спроса.

6. Принцип отношения собственности указывает на то, что в роли конкурентов на рынке могут выступать только собственники продукции, их представители и посредники.

7. Принцип запаса конкурентоспособности. Требует наличия соответствующей производству экономической базы для производства конкурентоспособной продукции.

8. Принцип риска. Означает, что эффективной конкуренции без риска практически не бывает. Умение грамотно рисковать, управлять риском и извлекать необходимые выгоды из рискованных операций – это неотъемлемая часть экономического расчета.

9. Принцип окупаемости предпринимаемых усилий. Предполагает обязательность экономической выгоды от конкуренции. Бессмысленно вступать в конкуренцию, не рассчитывая на экономический эффект. Однако, это не означает отсутствие риска в получение убытка

2. Оценка конкурентоспособности предприятия отрасли и государства

3. Методические подходы оценки положения предприятия на рынке работ и услуг

10. принцип обязательности рекламных обещаний предполагает выполнимость обязательств, честное взаимоотношение с поставщиками ресурсов и потребителями продукции и ответственность за нарушения договорной экономической дисциплины

11. принцип законности используемых методов и приемов конкуренции исключает применение противоправных и не принятых обществом видов конкуренции. Они не должны противоречить действующему законодательству, цивилизованным нормам участия в этой борьбе.

12. личностный принцип – предполагает авторитет и высокую социально-экономическую ответственность предпринимателя перед потребителями и обществом в целом.

Соблюдения правил рыночной экономики и конкуренции в частности будет свидетельствовать о переходе к качественно новым экономическим отношениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: